В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Комната небогатой интеллигентной семьи. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. я работал завороженный. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Имя Репина стало широко известным. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась«русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Арест пропагандиста. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Публике картина понравилась.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Иужэто одно можно поставить ввеличайшую заслугу художнику. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Что за людская мозаика со всех концов России", – писал В. В. Стасов. Глаза ясные и добрые.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Репин никуда не делся.
В его взгляде осуждение и тревога. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он идет прямо к матери. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Л. Н. Толстого». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма. Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, оночень обрадовался, что художник невложил внее никакого социального протеста. В«Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:«бурлаки, настоящие бурлаки иболее ничего. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Этюд получился превосходный. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Какой простор. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет. Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились. Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых. Одна из малоизвестных картин, но если взглянуть на неё в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Казалось, она спит. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Америка—Франция—Россия. Бригадир чалился, тоесть крепил свою лямку, впереди всех изадавал ритм движения. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Берег Волги. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
" Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине "Вечорнищ" (1881, ГТГ) и "будто хлынувшая на дорогу "пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883, ГТГ). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Если кто-то сбивался сшага, люди сталкивались плечами ишишка давал команду «сено— солома», возобновляя движение вногу. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. О чем эта история. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpИ. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Один из тех, с кем свела и подружила на долгие годы судьба, был Марк Антокольский, ставший впоследствии знаменитым скульптором.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Стасов присылает ему все, что он просит. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. М. Бунакову. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Рассмотрим "ближний круг". Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Много учился на написании портретов близких и друзей. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Имстановился ловкий, сильный иопытный человек, знавший много песен. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Все заняты. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Третьяков»109. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Репин считал сам эту картину красивой. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Первые уроки мастерства юный Репин получил от талантливого чугуевского художника — Л. И. Персанова, которого он считал своим первым учителем. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Весной он был зачислен на первый курс. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. И вот уже перед нами не царь, а отец.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Помимо занятий он часто бывал в артели бунтовщиков, работы которых казались ему очень свежими и прогрессивными.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Он был в числе тех четырнадцати выпускников, которые не пожелали выполнять конкурсные работы с навязанным им мифологическим сюжетом. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В эту минуту в комнату вошел Христос. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Отэтого вся артель находу покачивалась.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Одним из таких стал гениальный портрет Мусоргского, законченный за две недели до его кончины. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года.
Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Каждый шаг бурлаки делали синхронно справой ноги, затем подтягивая левую.
Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Она ушла из жизни в 1931 году55. Так ли это – судить зрителям.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Самолюбование, фальшь, оттачивание мастерства ради тщеславной его демонстрации были ему несвойственны. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
А между тем в ней прослеживаются элементы символизма и впоследствии, когда на тему Садко будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Пятый факт. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Студенты интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. За окном летний день. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Репин встречал их по средам.
Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Среди его педагогов оказался и Крамской. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. 2. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Внимание художника тяготит их. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. После восстановления дома-музея спасённые вещи и картины оказались в числе его бесценных экспонатов. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Каждый персонаж переживает что-то своё. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Первый факт. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Не доносчик ли. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вартели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей).
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. К счастью, не был утрачен архив. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Он и Вера уже семь лет женаты. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Убийство свершилось.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. О картине появилось много статей в периодической печати. художественный музей им.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Мне минутами становилось страшно». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В его глазах читается печаль, тоска. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Силу человеческого духа увидели в картине современники.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Солдатик хитрит ифальшивит, хочет набить трубочку. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Они словно противопоставлены друг другу.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Выставленная в марте 1873 года картина "Бурлаки на Волге" (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Удача следует за удачей. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. «Бурлаки на Волге» – одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. О картине появилось много статей в периодической печати. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Этот жанр был особенно любим художником. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Работал весь день, не замечая времени.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Картина была создана в период 1870-1873 гг.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Холодное спокойствие арестанта подчеркивает его несгибаемую волю. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Имя Репина стало широко известным. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. «Крестный ход в Курской губернии».