Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. «Похищение Европы» (1632 год. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Санкт-Петербург. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Объясняется это просто. Или отец делает внушение своей хорошенькой дочке, а она с деланной покорностью выслушивает отца, кокетливо повернувшись спиной к зрителю, чтобы ему был виден ее атласный наряд и ее белая, стройная шейка, Терборх. Кассель.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Санкт-Петербург. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Париж. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В центре внимания Рембрандта все же стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений.
В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Эрмитаж). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. дв., 1657 и др. ). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Это самая известная картина Рембрандта. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Новых заказов почти не появляется. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Фонд Сикса), натягивающий на руку перчатку, выделяется гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год.
Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Голландские жанровые картины отражают жизнь не такой, какой она уже сложилась в их век, а такой, какой ее хотелось бы видеть представителям тогдашней буржуазии. В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве. Лондон. Париж. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Хорошо, что все живы остались. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Картина «Ночной дозор» (1642 год. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
Действительно, это произведение выглядит завещанием, подводящим итог жизненных скитаний художника. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год.
Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Эти гравюры стремительно распродавались.
Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Дела шли все хуже.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Результат выглядит настолько характерным, что поначалу вводит в заблуждение даже экспертов. Цифровой портрет в стиле Рембрандта был представлен 5 апреля в художественной галерее Looiersgracht 60 (Амстердам).
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом.
Эрмитаж). Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Их лица озарены внутренним светом. Дрезден. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Но это было не так. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Беззаботное время художника длилось недолго. Государственные музеи. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год.
Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Заказчикам не понравилось, как они были изображены и многие из них отказались оплачивать работу художника. Художественная галерея). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. После распродажи в 1657-58 гг. Картинная галерея). Рембрандт умирает годом позже. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Амстердам. Он состоит из 148 млн пикселей, послойно напечатанных на 3D-принтере.
Москва. Зато все требования заказчиков были выполнены. Заказчики отказались принять эту картину. Санкт-Петербург. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Картинная галерея). В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов.
Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Павлин на столе – символ богатства.
Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Амстердам был самым крупным художественным центром. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни.
Еще бы. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом.
Государственный музей Амстердама. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба.
Лос Анджелес. На холсте появились посторонние лица.
"Голландское искусство, – говорит французский поэт Клодель, – как и искусство других школ, отличается определенной предвзятостью". Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Базель.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Он использовался многими художниками. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Лондон. Утрехт. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. «Св. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Ее приковали к скале, но ее спас герой Персей, до этого поразивший страшную медузу Горгону, у которой вместо волос на голове росли змеи. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. На картине изображено более двадцати фигур. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Мы не знаем, что выражает его лицо. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Берлин. Базель.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Написана она была в последние годы жизни мастера. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Санкт-Петербург. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. почти не сохранилось.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Художник Рембрандт родился в семье пекаря в 1606 году в голландском городе Лейден, располагавшемся на берегу Рейна. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Но главной наградой для Персея является благодарность и любовь той, во имя которой он рисковал жизнью. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Встал и пошел к отцу своему. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
А. С. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Ниваа.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
Лондон. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Одет персонаж в шишак испанского кроя – деталь гардероба, никогда не использующуюся голландцами. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Лондон.
Композиция достаточно неожиданная, фигуры сдвинуты вправо и занимают только половину холста. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Краска немедленно начала пузыриться. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. ГМИИ им.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Одежда на них нарядная и экзотичная. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В портрете «Флора» (1634 год.
Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Пушкина). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Лос-Анджелес. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Популярность автора начинает падать.
Государственный музей Амстердама. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама.
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Дрезден. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.
Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Санкт-Петербург. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Кассель.
Сын повёрнут к нам спиной. А. С. Самая известная из картин Рембрандта. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Заказов становилось все меньше.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Реставрация картины длилась 12 лет.
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж23, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено.
Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. сохранилось мало. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. 1669 год.
Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Фотограф может применить это к фотографии.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Государственный музей Амстердама. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. В создаваемых цифровых портретах детально копируется даже пастозная техника голландского мастера.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Встань и иди в город, куда шел". Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. 1643, Кассель, Картинная галерея).
«Возвращение блудного сына» (1666 год. Толщина каждого мазка воссоздаётся с помощью 3D-принтера. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
«Ян Сикс» (1654 год. Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. А. С. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». «Мартен Лоотен» (1632 год.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы.
Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Повреждения затронули около 30 шедевра. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Государственные музеи, Картинная галерея). В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.
Лондон. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. «Ганимед» дрезденского музея). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Рейксмюсеум). Государственный музей Амстердама. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год.
На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Я обвиняю. » (2008)12. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Роттердам. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. За это время были оцифрованы и проанализированы 346 оригинальных картин мастера.
Амстердам. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Между тем споры вокруг нее не утихают. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
Но их усилия оказались тщетными. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Дрезден.
Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Лион. «Похищение Ганимеда» (1635 год.
Колорит картин, построенный на усложняющейся разработке полутонов, стал более эмоциональным и звучным, свет и тень обрели красочность и активность. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8. Для людей, наделенных реалистическим складом ума, при господстве республиканских нравов, в стране, где корабельный мастер мог стать вице-адмиралом, наиболее интересным сюжетом для живописи стал гражданин, человек из плоти и крови, не нагой или полураздетый по-гречески, но в своем обычном костюме и обычном положении, какой-нибудь видный общественный деятель или храбрый офицер. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Эдинбург. Амстердам. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника. В глубине картины, прислонясь спиной к противоположной от зрителя стене, закутавшись в длинное темное одеяние, подвязанное расписным поясом с живописно ниспадающими концами, старый-старый Павел, наклонив вправо высохшую, морщинистую, убеленную седой шевелюрой и такой же белой бородой голову, озабоченно и устало присел, опустив правую руку с зажатым в ней пером почти до земли. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
В 1969 году, похоронив сына с его невестой, Рембрандт сам умирает, навсегда оставив в этом мире свой творческий след. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Интересен и еще один факт. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Картина полна нежности и сострадания. Дрезден. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Они темные.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом.
Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. в эрмитажной «Данае»). По этой причине искусствоведам достаточно сложно провести границу между картинами Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Я – Иисус, которого ты гонишь. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Берлин. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Нью-Йорк. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Рейксмюсеум). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. По сути картина является пасторалью. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
В них вы видите печаль. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Кто они — неизвестно. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Для живописи Ластмана характерны локальные краски, то есть краски, свойственные предметам при равномерном естественном освещении со всех сторон дневным светом таким образом, Ластман не знал законов светотени. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Многие имеют овальную форму. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков.