Искусство и современность для него — понятия несовместимые. Постепенно классицизм превращался в академизм. Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами.
При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. По исполнению — живопись вроде той, как у Давида.
Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Давид -- один из величайших исторических портретистов. Это позволяет художнику не только воспроизвести окружающую обстановку, но и не превратить портрет в жанровую картину. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Семена дивной классической красоты падали в России в большинстве случаев на жесткую, бесплодную почву провинциального недомыслия. Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы.
Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца.
В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме. Угрюмов, А. И. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. В картине Похищение Европы он отразил полный и богатый образ природы. Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры и архитектуры.
Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Лишившись идеалов и не найдя новых, разочарованный художник кончил жизнь самоубийством. Позже их стали изображать в античных тогах. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма.
Она стала первой открытой площадью, композиция которой воздействует не архитектурными элементами, а пафосом организованного пространства с динамичными перспективами уличных магистралей. Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В 1797 г. Энгр поступил в мастерскую Ж. Л. Давида, где с большим старанием занимался изучением человеческих фигур и композиционных принципов (причем его интерес распространялся не только на античное искусство, но и на работы итальянских и фламандских мастеров), просиживая многие часы в библиотеке Св. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778).
Приоритет линии над краской- четкий контур. Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841) и с разработкой первого регулярного плана города (1807), совершенно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Иное получается во второй половине XVIII века. Деятельность Ж. Л. Описывая 60-е гг. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Это традиционный для классицизма парадный портрет.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. В одном из лучших произведений на античную тему Царство Флоры (художник собрал персонажей эпоса Овидия, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др. ). В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Учение о трёх стилях, т. е. В его адрес шли многочисленные упреки в натурализме, при этом самого художника называли учеником Яна из Брюгге (Яна ван Эйка), а его искусство — готическим. Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя.
Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. Но это было наивной ошибкой. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век. Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории.
Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848). Одним из шедевров итальянского периода считается портрет г-жи Девосе (1807), в котором художник с большим мастерством передает живое очарование образа и удивительное совершенство формы. боз-ар). (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Строгая регламентация поведения героев. В композиции «Большая одалиска» Энгр воссоздает атмосферу Востока: на голову натурщицы надет тюрбан, в руках она держит опахало, а в ногах находится курильница. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам.
Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом.
И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. де Томон) в Петербурге и многие другие. В этом, конечно, должно бы выразиться прямое отличие от классицизма, но.
Клод Лоррен – один из величайших мастеров классического пейзажа. Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Он еще ищет грациозную игру линий, увлекается пышными складками, не брезгует эффектами оперного дома: изогнутыми шлемами, барочным плюмажем. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов— в виде Марса, а Полина Боргезе— в виде Венеры. Не спешите с отрицательным выводом.
Здания Сената и Синода в Петербурге. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали.
Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль.
С большим вдохновением и живостью Энгр написал руки с длинными тонкими пальцами. После смерти брата именно Томас продолжил дело и тянул на себе практически всю семью. Один из крупнейших представителей классицизма – Жан Огюст Доминик Энгр. Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Художник постарался наделить Дьякову чертами, которые он хотел бы видеть в ней. Большой интерес представляет его известное полотно «Зачумленные в Яффе» (1804), на котором представлен эпизод из египетского похода Наполеона.
Линии упруги, объемы выразительны. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы.
classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 – нач. Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Пигаля и Ж. А. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).
Давида.
Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. в 1804 г. именно Давид становится первым художником Наполеона. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность. Это мы находим в комедиях Д. И. Ангелика Кауфманн одна из немногих женщин, которая обрела славу художника рано и навсегда. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Желание изобразить реальную жизнь преодолело теоретические домыслы автора. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Хемницера, одах М. В. монарх и окружающий его двор.
Был первый этап классицизма – эпоха Возрождения XVII в. Некоторые музыковеды даже рассматривают период барокко как частное проявление классицизма. В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок. Первой его значительной исторической композицией стала картина «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796). Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Исключение составляет лишь портрет художника Тевенена, директора французской Академии в Риме (1816). Классицизм сложился в 17 в. во Франции. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом. Это, к примеру, постройки Царского Села (А. Ринальди), Александро-Невская Лавра (И. Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. И он не был свободен от влияния XVIII века. Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848). Ломоносова, Г. Р.
Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Величайшими художниками классицизма были французские мастера К. Лоррен и Н. Пуссен. Особенно хорошо заметно это в композиции «Франческа да Римини», датируемой 1819 г. Здесь мастер создает поэтические образы Франчески и Паоло, со всей трогательностью передает любовную сцену.
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж. Л.
Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов. Работы Ангелики служили прототипом для скульптур в Мраморном Зале в Петербурге. В 1791 г. поступил в Академию художеств, находящуюся в Тулузе, где учился у Ж. Рока (живопись) и Ж. -П. Классицизм убил грацию и жизнь, но вместе с тем он убил и манерность, на которой вырос Энгр, на которой воспитался и величайший поклонник Энгра – Дега. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Жесты их полны степенности и торжественности. Лицо Тевенена, как и в женских портретах, вылеплено посредством тончайшей светотени.
Это породило волну интереса общественности к искусству. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Одновременно брал уроки игры на скрипке и был солистом местного оркестра.
Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. По возвращении из чужих краев этот сын простого наборщика получил, благодаря своей образованности и умению жить, все возможные в то время для художника почести. Как ни парадоксально, но именно то, в чем его упрекали, т. е. преклонение перед натурой, помогло Энгру создать такие шедевры, как «Купальщица» (1808), «Большая одалиска» (1814) и «Источник» исполненный много позднее (начат ок. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Это было граничит со строительством новой столицы и ростом российских городов. Данная позиция (ставшая для художника «родной») была заявлена им в работе «Обет Людовика XIII» (1824), выставленной в Салоне 1824 г. Сюжет прост: Людовик XIII посвящает свой скипетр явившейся ему в видении Богоматери. Тему наполеоновских сражений продолжила реалистичная и правдивая композиция «Наполеон на поле битвы под Прейсиш-Эйлау» (1808) изобразившая убитых и умирающих солдат французской армии на заснеженном поле брани.
Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Когда можно только вот так и никак иначе. Разочарование в оптимизме I половины ст. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Персонажами произведений художника являются в основном античные герои и действующие лица библейских сказаний.
Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты. Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг. ) прославился своими комедиями и трагедией Вадим Новгородский, в которой провозглашается героический образ гражданина. Это был высший образец. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш).
Справа изображены известные исторические лица. Именно в эпоху классицизма в мужскую моду входят и галстуки. В Британии ампиру соответствует т. н. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). Академические круги, возмущенные дерзостью Делакруа (который попытался провозгласить новые эстетические принципы), с большой симпатией отнеслись к картине Энгра.
Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма.
Среди наиболее интересных карандашных работ — «Сестры Монтегю» (1815), «Семья Стамати» (1818). Он был директором Шпалерной мануфактуры, давал уроки детям цесаревича, наконец, был избран в 1796 году в директоры Академии. Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг. ). В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. И в 70-е – 80-е годы XVIII века эстафету у Франции принимает Англия.
Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей. Так, например, художнику Шефферу данная композиция напоминала «Парнас» Рафаэля, а Огюст Жаль (представитель прогрессивной критики) даже упрекнул Энгра в подражании Перуджино. Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов.
Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Брюки чаще простого прямого кроя. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами).
Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов. Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. В целом скульптурам эпохи присущи спокойствие, сдержанность жестов, бесстрастность выражений, чистота линий.
Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии). Жесткие требования к рисунку: центральная перспектива овальные формы исключить параллельные линии и одинаковые углы. Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту.
Так, образа Егорова, его Истязание Спасителя, знаменитый, но довольно беспомощный плафон Шебуева в Царскосельской церкви. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель).
Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Существовала также опора и на традиции высокого Возрождения, которое также видело образец в античности. Указ 1763 г. предусматривал подготовку специальных планов градостроительства. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу. Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи Нахождение Моисея). Что касается фигуры, то ее контур, наоборот, тверд и резок.
КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. Одежду того периода можно увидеть на картинах английских художников Гейнсборо, Рейнольде. проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15.
Три «стиля» по Ломоносову:1. Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена). Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие.
ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом серия пейзажей Времена года, Аполлон и Дафна). В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома.
Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет. Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии). Просвещенная монархия отождествляется с достоинством и порядком. Вот таким образом классицизм в живописи выдвигает новейшие этические нормы, что формирует образы его героев: подчинение общему личного, страстей – разуму, долгу, верховным интересам общественности, законам мироздания, стойкость перед превратностями бытия и жестокостью судьбы.
В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817). Популярны же галстуки становятся в годы французской революции и Директории, так в это время мужчины носили платки из белой материи, а французские революционеры в знак протеста носили чёрный галстук под названием «чёрное проклятие». Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX). Построение, образы, аксессуары — все здесь как бы срисовано с композиции Рафаэля. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16.
А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Причём для платьев чаще всего используются лёгкие ткани светлых тонов.
«Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона. Основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века – Пуссена Никола. После этого художнику стали поручать крупные государственные заказы.
Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. После поражения империи и прихода к власти Бурбонов Гро писал произведения на сюжеты из античной литературы и мифологии. В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3.
Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции (Смерть Марата1793) и Первой империи (Посвящение императора Наполеона I).
Характерно, что в карандашных портретах женщин Энгр пользуется тончайшими линиями (при этом создается впечатление, что карандаш едва касается бумаги): в некоторых случаях это плавные певучие линии (портрет г-жи Шовен, 1814), а в других — переплетающиеся тонкие линейные узоры. Классицизм 18 – начала 19 вв. Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816).
Группа главных персонажей – Михаил, его мать и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Давид, признавая талант Прюдона, несправедливо называл его современным Буше Прюдон владел пониманием форм природы и движений, неизвестными Буше, который нередко писал сложные картины без натуры, но который гордился тем, что он может изящно изогнуть руку или ногу. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим.
Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховенаисточник не указан 1824 дня, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Обращение живописца к национальной истории было вполне осознанным. Однако образ Вольтера полон напряжения. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ».
Лосенко, Г. И. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Русский поэт Г. Державин посвятил ей оду.
Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Грибоедова. Это делало Ангелику очень популярной во всей Европе.
Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны. Так классицизм появляется во Франции и в XVI и в XVII веках, но окончательно утвердится, наберёт силу во второй половин XVIII века и будет длиться вплоть до первых десятилетий XIX века: от начала Французской революции (1789) до падения Наполеона (1815).
Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее.
Сумарокова, И. И. В 1748 году были раскопаны Помпеи. В 1827 г. внимание ценителей искусства привлек плафон Энгра «Апофеоз Гомера», украшавший в свое время галерею Карла Х в Лувре. Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя.
Кантемира, баснях А. П. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек. Викар). «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций.
Так писал, например, Н. Пуссен. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество. 1820 г. и окончен в 1856 г. ).
Протяженность соседних предметов. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. А. Канова «Три грации». Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Однако уже в произведениях, присланных им во Францию из Италии («Эдип и Сфинкс», 1808 «Зевс и Фетида», 1811), современная критика обнаружила отход Энгра от принципов античного искусства. Какая она: добрая или злая, умная или глупая.
С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания (картина Смерть Германика), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России.
Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. Купечество и промышленники в строительстве также склоняются к классицизму, благодаря провозглашенному им здравому смыслу и прямому расчету.
Скульптурность элементов. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени. Трехплановость построения и обязательная кулисность. Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см.
Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. За нее он получил орден Почетного легиона, стал членом Академии. Критики этой эпохи не раз указывали на преемственность итальянских традиций. Женевьевы. Фонвизина, сатирах А. Д.
Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. глядя на портрет, я не могу представить себе эту женщину в жизни. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1824 дня.
Классицизм (от лат. Отношение его к школе Давида видно из отзыва его о Друэ, одном из способнейших учеников Давида. В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции.
СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. Цвета – темные: чёрный, серый, тёмно-синий. Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания.
В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Классицизм 18 – начала 19 вв. Венсан, под руководством Вьена, также содействовал улучшению рисунка и изучению форм, но разделял недостатки нового направления в отношении театральности поз и в безжизненности колорита.
Он создает панно (1843-1847) для замка герцога де Люиня, пишет «Стратонику» для герцога Орлеанского.
Венсан, ученик Вьена, как и Давид, составил себе имя, прежде чем Давид выступил c главнейшими своими произведениями. Симфорион», 1834 «Стратоника», 1840), дает представление о том, как Энгр понимает вечный идеал красоты. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- художник Давид (1748--1825). Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником.
В его Гиппократе видна театральность движений. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. В сравнении со скульптурой живопись классицизма ярко передает сложность и разнообразие культуры этого времени, тем более что она была тесно связана с процессами, происходившими в поэзии предромантизма. Искусство Древней Греции и Рима становится образцом, примером для подражания. Во времена тридцатилетней войны (первая половина XVII века) европейцы увидели галстуки, шейные платки, завязанные на шеях узлом, у хорватских солдат.
В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль». Этот портрет не овальный, как это было принято, а прямоугольный. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация).
Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Из этих художественных педагогов, явившихся насадителями у нас строгой художественной школы, первым был еще Лосенко, постаравшийся поворотить художественное образование от чисто технической практики к эстетической теории. Английская мода всё больше и больше начинает влиять, в том числе и на женский костюм. Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом.
Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась. стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Помимо серии карандашных работ (особое место среди которых занимает портрет мадемуазель Лоримье, 1828 г. ), он создает живописный портрет Бертена-старшего (1832), основателя «Журналь де деба». Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Но внутренний мир его не показан.
В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света.
Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами».
Картин его не много дошло до нас, но лучшая из них – Испытание силы Яна Усмаря в Академии художеств, а также несколько его рисованных композиций являются характерными примерами этого его стремления приблизиться к силе и грандиозности древних. Они послушно принимали разные изменения вкуса и моды и сообщали только всему известную сдержанность и благоразумие. Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре.
Скажем лишь, что как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII в. Особенностью французского классицизма было то, что он утверждал личность человека как высшую ценность бытия. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Вигана (скульптура). Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
Иванов, А. Е. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Картина выстроена на изысканных контурах, то плавных (очертания рук Франчески), то острых (линии ног и рук Паоло) или похожих на тонкий декоративный узор (контуры платья Франчески и плаща Паоло). Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
Обувь носили на высоком каблуке. Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». Акимов был художник умный, но образ исполнения его не мог быть поучительным для молодых художников, – говорит в 1823 году в журнале Григоровича биограф Угрюмова, – надобно было явиться человеку, который бы обращал внимание их на истинные красоты, умел бы в своих творениях представить им пример, достойный подражания. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается благородная простота.
Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики. В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия. Светлые тона одежды г-жи Ривьер отчетливо выделяются на темно-коричневом фоне и интенсивно-синем цвете дивана. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.
ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. Шебуев, в раннем творчестве – К. П. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Характерная культура XVIII века, этот странный, больной, но бесспорно прелестный цветок быстро увядал. Главный принцип проявился в обращении к традициям античности.
В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». Объединяет данные произведения то, что на всех изображены обнаженные молодые женщины. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа.
Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком. Успехи русской армии в конце XVIII – начале XIX вв. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний и совершенно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. По возвращении в Париж Энгр становится во главе академической школы и официального направления, с большим энтузиазмом отстаивая его принципы. серый – для стен домов. Эти картины кажутся бледной тенью его прежних работ.
Жакет – приталенный, а вот его длина может меняться в зависимости от модных тенденций. Внимание архитекторов, скульпторов привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры, в частности древнегреческой. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.
Егоров, В. К. Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида. Высокий – торжественный, величавый.
Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични Виды Рима, 1745-1748). Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке.
Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь Риджент-стрит). Расцветки (как для мужского, так и для женского костюма) – клетка, полоска, реже ёлочка, но всегда однотонные. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С.
Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела. Мадонна перед чашей с причастием, одна из наиболее известных работ художника. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции.
Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы.
На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): Быть по сему. В этих композициях поражает пластичность, чистота форм, четкая линейность ритмов. Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы. Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Так, например, в портрете г-на Ривьера мастер изобразил героя с характерным для периода империи наполеоновским жестом (рука, заложенная за борт сюртука).
Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. В большинстве случаев непревзойденный личный талант Пуссена и Лоррена уходил далеко за границы законов, существовавших в рамках самого классицизма, однако эти художники в своих картинах всегда выражали главные черты стиля: разумную и логичную упорядоченность всех живописных построений, обращение к темам жизни и истории человека в окружении природы. Ф. Шубин. «Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти».
Благодаря такому разнообразию линий Энгру удается избежать монотонности, создав рисунок, отличающийся динамичностью и яркой выразительностью. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному.
Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме). «На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть».
Строгая правильность рисунка, ясный и лаконичный жест героическое содержание, археологическая верность костюмов, четкая светотеневая моделировка. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Глубокие вырезы не допускаются. Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта. Герои Пуссена -- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга.
Художник предельно лаконичен и выразителен. Большего признания в этом стиле получили Ж. Мольер, Вольтер (Франция), Л. Гиббон (Англия), М. Твен, Д. Фонвизин, М. Ломоносов (Россия). В. Боровиковский «Портрет Г. Р.
Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.
В начале XIX века всех этих художников считали за русскую школу живописи и находились патриотические энтузиасты, думавшие, что ими возвеличится Россия перед Западом. В честь официально признанного художника устраиваются приемы и банкеты, а сам он пишет множество композиций, хотя и идеальных в профессиональном плане, но отличающихся холодностью и театральной пафосностью («Апофеоз Наполеона I», 1853 «Жанна дАрк на коронации Карла VII», 1854 и многие другие). Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе.
Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Брюллов и А. А. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века.
В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. Это, пожалуй, несколько интимный портрет.