В последней трети XVIII в. в декоре русской мебели резьба занимает основное место. В Британии ампиру соответствует т. н. В декорировке такой мебели нет сильно выступающих шаблонов, которые, в свою очередь, украшаются разнообразными порезками. Плоские деревянные столешницы комодов украшаются маркетри.
ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Декорировка сводится к самому необходимому. Брюки чаще простого прямого кроя.
Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX). Вот она. Изголовье кушеток имеет вид глубокого мягкого кресла. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА.
В работах многих архитекторов 17-18 вв. В нем просматривается строгая соразмерность и гармоничность всех его составляющих. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом.
Этот орнамент был популярен в эпоху классицизма, а затем ампира. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим.
Как правило, такие объекты снабжались весьма сложными техническими устройствами. Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- художник Давид (1748--1825). Деятельность Ж. Л.
Оно лишено всякого украшательства как снаружи, так и внутри. Мещерский, который имел в г. Курске свою столярную мастерскую. объекты. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй.
в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Посуда в эпоху классицизма начинает приобретать строгие очертания. В некоторых орнаментах встречались лиры, дудочки и другие музыкальные инструменты, которые чередовались с определенным промежутком.
Особенно хороша его корпусная мебель, столы-бюро и др. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Стойки локотников по форме напоминают стойки кресел стиля Людовика XVI. Однако образ Вольтера полон напряжения. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам.
Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Классицизм в Европе пришел на смену рококо, которому ранее предшествовал барокко. Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии).
Вместе с закупками развивается и отечественное производство мебели. Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. В этой технике на западе обычно украшались лишь мелкие предметы (коробочки, шкатулки, табакерки и т. п. ), однако в России так стали украшать большие бюро, напольные часы, столы и другие предметы. Это делало Ангелику очень популярной во всей Европе.
Новый стиль — классицизм— унаследовал, возродил и трансформировал идеи стиля готики, а также развил архитектурное искусство эпохи Возрождения. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Во времена екатерининского классицизма влияние западноевропейских мебельщиков на стилистику русской мебели становится весьма ощутимым. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы.
Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Так классицизм появляется во Франции и в XVI и в XVII веках, но окончательно утвердится, наберёт силу во второй половин XVIII века и будет длиться вплоть до первых десятилетий XIX века: от начала Французской революции (1789) до падения Наполеона (1815). К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве.
Иногда комоды надстраивались полками – получался мебельный комбинированный объект в виде этажерки (commode-etagere). Предметов мебели здесь немного их формы просты и зрительно устойчивы. Но есть то, что объединяет оба периода стиля классицизм и ето представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Архитектуреклассицизмаесть своя свойственна характерность потому мы имеем во-первых строгость формы, во-вторых ясность пространственного решения, в-третьих геометризм интерьеров и наконец мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. Своей славе Шератон обязан, прежде всего, альбомам с эскизами почти идеальных (образцовых), отвечающих своему назначению – мебельных объектов, например, в изданной им в 1791 г. «Книге эскизов для столяра и драпировщика» («ТЪе Cabinet-Makers and Uphols terers Drawing Book»).
Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Как правило, она выполнена из натуральной древесины (карельская береза, орех, вишня и т. п. ).
Идеи нового стиля – «а la grecque» (т. е. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Меняется идеология, основой которой становится идея просвещения. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства.
Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. Закончим эту длинную историю «из жизни» русского классицизма другой – короткой. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). На первом этаже располагался театр, соединённый с «Египетским павильоном», на втором – жилые помещения.
Грибоедова. всегда располагаются на мебельном объекте в точном соответствии с тектоническим строением его формы. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца.
ясной читаемости общей структуры, пропорциональности элементов и их согласованности. Работы Ж. Жакоба наибольшее распространение получили в более позднее время, т. е. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. В передаче сюжета художник исходил из официальной трактовки историками этого события: Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа.
Протяженность соседних предметов. Для людей того времени это была не просто аллегория, а прямой отсыл к образу Екатерины II. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии.
Жакет – приталенный, а вот его длина может меняться в зависимости от модных тенденций. Мебельные объекты кажутся легкими, стройными, но в то же время прочными и устойчивыми. Например, плоскости красного дерева чередуются у него с плоскостями, украшенными инкрустацией или маркетри из розового, атласного или палисандрового дерева, вот таким образом этот период в мебельном искусстве Англии ещё называют «периодом атласного дерева». Учение о трёх стилях, т. е.
Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16. В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.
Важно что декор используется в минимальных количествах. Диванчик, обтянутый текстилем с цветочным узором, вполне может быть антикварным. Такой эффект создает строгая геометрия, характерная для классических элементов меблировки. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. «медальон»), которая вверху украшается гирляндой, спадающей на обе её стороны или завитком. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир.
В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, — это подражать древним». В 90-х гг. В этот период русские мастера весьма хорошо освоили технику маркетри. Крышу дома первоначально венчала статуя Минервы, богини мудрости (римский аналог греческой Афины Паллады). Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь Риджент-стрит). Обивка дворцовой мебели выполняется штучными тканями. Именно в эпоху классицизма в мужскую моду входят и галстуки.
Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Ножки стола и стула, украшенные золоченой бронзой, тонкие и суживающиеся книзу. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель – Джон Нэш).
Центральная ось здания как бы проявляется на фасаде треугольным фронтоном портика. Английская мода всё больше и больше начинает влиять, в том числе и на женский костюм. Но была и масса других, сейчас, к сожалению, уже утраченных «дворянских гнёзд» – простых, незамысловатых, по-своему трогательных.
Широкое распространение получают несколько типов стульев и кресел. Центральная ось здания проходит через парадный зал дворца или частного особняка, от которого расходятся анфилады других помещений. Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр.
Локотники также отделяются от сиденья и выпрямляются. В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Он делал мебель на заказ, а также привозил готовую продукцию своей мастерской. Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841) и с разработкой первого регулярного плана города (1807), совершенно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.
Этому призыву последовал русский писатель Н. М. В. Боровиковский «Портрет Г. Р. В конце века на столах появляются столешницы, выполненные из мрамора или цветного камня. В современном строительстве используются эти элементы в качестве декоративных.
боз-ар). дамские. Мебельщик X. Мейер выполняет заказы на создание разнообразных шкафов, ломберных столов, угловых диванов и других объектов, украшенных изысканным мозаичным набором в виде геометрических или цветочных узоров из тонко подобранных по цвету и текстуре кусочков дерева различных пород.
Ф. Шубин. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. Фасады – ровные и гладкие, безо всякого руста, окна без наличников.
Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Классицизм в интерьере часто путают с классическим стилем как таковым.
Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Античное искусство – основа стиля классицизм. Промышленная революция, начавшаяся в Англии с 60-х гг. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Колонны составляют из отдельных частей, оформленных в античном духе.
КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. Текстуры дерева здесь почти не видно. «павловской мебели» было сделано русскими мастерами, которые обучались мебельному искусству у французских мебельщиков ещё при Екатерине II.
Типы корпусной мебели в этом стиле весьма разнообразны. Старший брат Лоуренс Салли открыл в 1804 году студию живописи, рисовал и учил там всех желающих, в том числе и Томаса. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность.
Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. Русская культура всегда отличалась уникальным свойством: принимая участие в серьёзных культурных процессах, умела сделать своим, творчески усвоить самое важное и – в результате – быть в авангарде ведущих культурных (в частности, художественных, архитектурных интерьерных) процессов. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний и совершенно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.
Замечательным мастером-мебельщиком, одним из создателей стиля классицизм в мебели, был Ж. Ризенер (Jean-Henri Riesener, 1725 – 1806 гг. ), который прославился ещё в 1769 г., когда создал знаменитое бюро-цилиндр для Людовика XV. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. История создания русской мебели начала и середины XVIII в. отражает, во-первых, процесс появления мебельных образцов, созданных иностранными мастерами или русскими мебельщиками на иностранный лад.
Но резкого поворота к новому стилю ещё нет. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Это стилевое направление апеллирует к античности, заимствуя симметричную композицию зданий Древней Греции и Рима. Стукковый декор и роспись повторяют сюжеты, почерпнутые из росписей Геркуланума и Помпей. Стены помещений украшались также т. н. Понять это можно.
В интерьере – колонны ионического ордера и те и другие – гораздо более скромные, чем любимые предыдущими эпохами коринфские. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум).
Кантемира, баснях А. П. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» – ампир. Для зонирования часто используются колонны. Трудились и крепостные мастера, самый известный из которых художник Аргунов. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. (Позже статуя была утрачена. ) Пашков дом – только один из примеров того, как русская культура работала с европейским «материалом», помещая его в особенный контекст, создавая для него новые гениальные формы. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу».
Огромное художественное панно, облаченное в золотистый багет, добавляет композиции монументальности, а узкие окна зрительно увеличивают высоту помещения, благодаря чему вся композиция еще сильнее устремляется вверх. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Другой тип имеет четырёхугольную спинку с возвышающейся средней частью и со срезанными по вогнутой дуге верхними углами, украшенными резными шишками, напоминающими античный мотив – шишки пинии (средиземноморской сосны). Такую же форму и такие же опоры имеет зеркало стола. Жесты их полны степенности и торжественности. Архитектор отказался от анфиландности пространства в пользу отдельных функциональных зон.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта.
Это был высший образец. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. Но и просвещенные феодалы не отвергали подражание античным формам.
Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Его мебель во многом определила пути развития мебели русского классицизма. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы.
Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични Виды Рима, 1745-1748). Цвета – темные: чёрный, серый, тёмно-синий. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Мебель создавалась из красного дерева (из массива или фанеровалась). Перегородки в дизайн-проектах в стиле классицизм практически не употребляются.
Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона. Над кроватями устанавливаются балдахины шатрообразной формы. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.
Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. Русский поэт Г. Державин посвятил ей оду. В общем, всё было очень скромно. Для других его мебельных объектов характерным является скромный декор, простота и ясность конструкции.
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона).
Возникает потребность в закупке мебели и притоке иностранных мебельных мастеров. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. В 1748 году были раскопаны Помпеи.
Классицизм же — стиль исторический, строго привязанный к ХVIII – XIX векам. Места крепления ножек кубиков не имеют. Группа главных персонажей – Михаил, его мать и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно.
Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы.
В России создавалась уникальная в своем роде мебель из стали и бронзы. Строились эти дома из дерева и затем покрывались штукатуркой и лепным гипсовым декором. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Популярны же галстуки становятся в годы французской революции и Директории, так в это время мужчины носили платки из белой материи, а французские революционеры в знак протеста носили чёрный галстук под названием «чёрное проклятие». У дворца драматичная история.
Ж. Жакоб (1739 – 1814 гг. ), который получил звание мастера в 1765 г., прославился своими резными и золочёными креслами и стульями. Современники подчеркивали «мужественный» облик дворца именно это, видимо и оказалось близким воинственному законодателю стиля. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века.
Искусство Древней Греции и Рима становится образцом, примером для подражания. И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме). передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим.
Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Резной орнамент, розетки, венки и т. п. Например, некоторые его мебельные объекты имели крупные масштабы и обилие архитектурных шаблонов (колонн, пилястр, балюстрад, карнизов и т. д. ).
Художник выбрал один из важных моментов отечественной истории – избрание па царство юного боярина М. Ф. Романова, ставшего родоначальником новой династии, правившей в России вплоть до 1917 года. Стиль Шератона характеризуется ясно выраженной структурой мебельного объекта и почти полным отсутствием кривых линий в его форме. Культурные памятники также стали образцом для подражания. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА.
Вот таким образом в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Рационалисты провозглашали торжество человеческого разума, стремления к знаниям. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля.
Так писал, например, Н. Пуссен. Разочарование в оптимизме I половины ст. Вот таким образом целое стилистическое течение в русском искусстве начала XIX в. принято называть «павловским романтизмом» (по названию г. Павловска – загородной усадьбы Павла I). Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное. Высокий – торжественный, величавый. Это впечатление ещё более усиливается от контрастного сочетания черной окраски (воронения) основных частей мебельных объектов, блестящей полированной стали жемчужника, золоченых бронзовых гирлянд, розеток, профилей, опорных частей ножек, золотых насечек и др., хорошо спропорционированных и согласованных по пластике и расположенных в строгом соответствии с конструктивными членениями общей формы. Описывая 60-е гг. Спинка стула имеет овальную форму и поддерживается бронзовыми золочеными дельфинами.
Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Здания Сената и Синода в Петербурге. Например, весьма оригинальные по конструкции столы с опускающимися полами столешниц и складными боковыми ножками, туалетные столы с выдвигающимися ящиками и откидными (поворотными) зеркалами, столы прямоугольной формы, у которых края столешниц и коробка подстолья делались с легким изгибом, письменные столы типа бюро, корпусы которых имели выпукло-вогнутые очертания и стояли на шести прямых суживающихся книзу тонких ножках и др. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Сначала это была резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического, подаренная ему Екатериной II в честь присоединения Крыма (Тавриды). Ведь пунцовый бархат и золото на картине в точности повторяют главные декоративные акценты «Пунцовой гостиной». В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Эпоха классицизма в России приходится на время правления Екатерины II (1762 – 1796 гг. ).
Особенно это заметно в мебели для сидения. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки.
Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Выполненная им мебель была различной по форме и декору. Считается, что этот материал ввел в обиход князь П. В.
Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами. Возвращение к классике было вызвано появлением нового мировоззрения, для отражения которого идеалы античности подходили больше, чем другие стили. Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш).
Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Постепенно классицизм превращался в академизм.
Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Потолочные карнизы украшены лепниной из гипса в виде прямоугольных «сухариков». Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности».
античное искусство и культура здесь почитались весьма давно. Три «стиля» по Ломоносову:1. Кваренги и др.
Элементы классицизма стали образцом безусловной гармонии в архитектуре. Такой мебелью пользовались, в основном, царский двор и аристократия. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться.
Здание построено в стиле зрелого классицизма, который еще называют русский ампир. В этом стиле в большом количестве выполняются разнообразные по форме и назначению столы.
Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Колонны делали из брёвен, покрытых сверху фанерой и оштукатуренных. Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее.
Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. используются античные формы и декор. Новый класс нуждался в укреплении и поддержке искусства прошлых веков.
Это породило волну интереса общественности к искусству. В своих проектах Шератон обходится небольшим набором накладных латунных красивой формы ручек дверок шкафов и ящиков, щитков (уключин) замочных скважин. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России.
Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей.
Русская мебель классицизма продолжала изготавливаться и во времена царствования Павла I (1796 – 1801 гг. ). Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Например, для первых лет правления Екатерины II в убранстве интерьеров характерны стилевые мотивы пышных форм барокко (школа Растрелли). Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Образцами для русской мебели стали французские мебельные объекты.
Ножки на раннем этапе классицизма имеют слегка изогнутую форму, затем форму резных вертикальных балясин. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Этот элемент стал декоративным орнаментом классицизма, а позднее – ампира. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Самое большое количество мебели для двора и аристократии поставляет фирма «Отто и Гамбс», которая делает разнообразные комоды, столы, бюро, мебель для сидения и др. Справа изображены известные исторические лица. А уже в конце XVIII в. зал арабесок декорируется в строгом соответствии с классическими формами, которые используют повсеместно Дж.
Среди зданий-шедевров классицизма, принадлежащих его «перу», можно назвать, например, здание Сената в Кремле, где в настоящее время находится резиденция президента РФ, Голицынскую больницу (позже она стала называться 1-я Градская), церковь Космы и Дамиана на Маросейке. По чертежам В. Растрелли, В. Бренна, Ч. Камерона, Дж. Корпус получает ровные прямолинейные карнизы и другие горизонтальные тяги. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3.
В её форме ясно просматриваются основные структурные элементы. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Бюро такого типа становится в эту эпоху одной из излюбленных мебельных форм. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст.
Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Начало резкого поворота английской мебели в сторону классицизма приходится на 1770 г., когда архитектор Р. Адам (1728 – 1792 гг. ) по возвращении из Италии стал насаждать классику в английской архитектуре, в обустройстве интерьеров, производстве мебели и т. п. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. И даже парковая архитектура имела свой регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют композицыонно правильную форму, а все зеленые растения размещены строго в линию и тщательно подстрижены (поспотрите например, садово–парковый ансамбль Версаля).
Как и положено интерьеру в стиле русский классицизм, на почётном месте в одном из залов Останкинского дворца (в «Пунцовой гостиной») размещался портрет государыни. Композиция в данном случае отличается симметричностью и центричностью. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.
Например, мебель, которая имела резьбу, окрашивалась и золотилась. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Обувь носили на высоком каблуке. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе.
Членения и профилировки получаются весьма мелкими, но чёткими и строгими. Когда можно только вот так и никак иначе.
В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Считается, что Ризенер первым во Франции ввел в моду красное дерево. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ».
Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Это мы находим в комедиях Д. И. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение.
Большего признания в этом стиле получили Ж. Мольер, Вольтер (Франция), Л. Гиббон (Англия), М. Твен, Д. Фонвизин, М. Ломоносов (Россия). Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона.
Все ето можно увидеть в корпусной мебели и стульям. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778).
Державина», Государственная Третьяковская галереяХудожник запечатлел на портрете человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил. Русский двор не хотел уступать в роскоши и богатстве королевским дворам других европейских стран. Один тип имеет овальную спинку (т. н. Позже их стали изображать в античных тогах. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Но, кстати сказать и Останкинский дворец, резиденция графа Николая Петровича Шереметева, тоже выстроен из дерева (в 1792- 1795 годах, окончательно завершён в 1799-м сейчас на реставрации).
ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). Такой же характер украшений и обивку имеют диваны того времени. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Спинки стульев и кресел имеют характерный полукруглый изгиб. Обивка делается из штучных тканей, выполненных на мануфактурах Гобеленов и Бовэ. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году.
В обивке часто используется текстиль с растительным или цветочным орнаментом. «героическими пейзажами» с изображениями идеальной природы, весьма популярными ещё с XVII в. В нишах и арочных проёмах выставлялась античная скульптура. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности.
Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). Жёсткие каркасы для юбок платьев выходят из употребления, юбка теперь драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр.
Аналогов такой мебели в европейском мебелестроении не существовало. Екатерининский классицизм был ранним русским классицизмом (его ещё называют «переходным стилем»), в котором сохранились некоторые черты «расстреллиевского барокко», «елизаветинского рококо», французского стиля Людовика XVI и античных мотивов Ч. Камерона. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Не спешите с отрицательным выводом. Хемницера, одах М. В.
При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Мебель в стиле ампир, статуи, вазы оживляли общую картину. Архитектурные тяги и карнизы делаются более тонкими и плоскими. На мебели Гамбса делались специальные вставки из стекла.
Платья также начинают подпоясывать поясом чуть выше талии, завышенная талия будет весьма характерна для следующего за классицизмом стиля – ампир. Тем не менее, его дух – это дух классицизма. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. В проектировании и работах принимала участие целая плеяда талантливых архитекторов: Бренна, Кваренги, Кампорези, Старов.
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1832 дня. Уже к середине 60-х гг. Художник предельно лаконичен и выразителен.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Этот русский классицизм характерен своей камерностью изяществом, лёгкостью и некоторой «неразвитостью» форм, которая всегда свойственна ранним этапам развития тех или иных художественных стилей. Популярностью пользуются банкетки-подставки для ног. Горизонтальные и вертикальные элементы чётко и ясно видны.
Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Идеи эпохи Просвещения оказались близки эпохе русской революции: построение нового, справедливого, прогрессивного будущего, такого правильного, такого «симметричного», такого пассионарного. Но внутренний мир его не показан. В первой четверти XVIII в. меблировка русских жилищ была весьма скудной. В Москве много строил Матвей Фёдорович Казаков (1738 – 1812).
Верх спинок и рамы сидений украшаются венками и гирляндами, также перевитыми ленточками. Это было граничит со строительством новой столицы и ростом российских городов. Линии упруги, объемы выразительны. После смерти брата именно Томас продолжил дело и тянул на себе практически всю семью. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Для этого используются тёмные породы дерева: чёрное (эбеновое), палисандр, туя.
ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. Большинство т. н. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Павловский дворец, спроектированный Ч. Камероном в лучших классических традициях итальянского «палладианского стиля», считается одним из самых гармоничных архитектурных ансамблей, включая и прилегающий ко дворцу парк, специально спланированный и обустроенный.
«в античном, греческом духе») – стали тогда быстро распространяться, а личные вкусы уже другого короля – Людовика XVI – оказали значительное влияние на формирование стиля и его развитие. Столь же изящными были и интерьеры зданий по его проекту. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.
В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. Это традиционный для классицизма парадный портрет.
Одежду того периода можно увидеть на картинах английских художников Гейнсборо, Рейнольде. Интерьер гостиной монохромен. XVIII в. (после окончания Семилетней войны, приблизительно в 1765 г. ) убранство интерьеров, формы мебели и её украшения становятся более строгими и простыми. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея.
в период консульства, директории и, особенно, ампира. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир.
Расцветки (как для мужского, так и для женского костюма) – клетка, полоска, реже ёлочка, но всегда однотонные. Конечно же, нельзя сказать, что эти понятия принципиально отличны. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма.
Фронтон поддерживают шесть колонн дорического ордера. Швейцарец А. -Ф. -Г. Ангелика Кауфманн одна из немногих женщин, которая обрела славу художника рано и навсегда. Для того времени характерны крупные российские заказы западноевропейской мебели.
Вначале мебель ещё находится под сильным влиянием предшествующего стиля рококо.
А. Канова «Три грации». Люди суеверные могли бы счесть это едва ли не «проклятием Наполеона», но всё намного проще: здание разделило судьбу своей Родины. Во времена тридцатилетней войны (первая половина XVII века) европейцы увидели галстуки, шейные платки, завязанные на шеях узлом, у хорватских солдат. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. В объектах мебели, например, стыки конструктивных элементов акцентируются. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. И в 70-е – 80-е годы XVIII века эстафету у Франции принимает Англия. Сумарокова, И. И.
серый – для стен домов. Давид -- один из величайших исторических портретистов. В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам.
В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. да Виньола, т. е. де Томон) в Петербурге и многие другие. Этот узор получил название тройного страусового пера.
В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. Классицизм начал зарождаться еще во времена позднего Возрождения. Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Так делается мебель из красного дерева весьма простых прямолинейных очертаний в «стиле Жакоб», украшенная узкими штабиками из полированной меди или латуни, которые подчёркивают основные вертикальные или горизонтальные членения общей формы мебельного объекта. Причём для платьев чаще всего используются лёгкие ткани светлых тонов.
и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы.
Это, к примеру, постройки Царского Села (А. Ринальди), Александро-Невская Лавра (И. Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль». В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре.
породы. Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие.
Работы Ангелики служили прототипом для скульптур в Мраморном Зале в Петербурге. Особой популярностью пользовалась мебель, декорированная в технике «эгломизе» (по имени её изобретателя – французского художника). Глубокие вырезы не допускаются.
Ломоносова, Г. Р. Спинка почти всегда теперь отделяется от сиденья и получает свою самостоятельную форму. Потолки были украшены гипсовой лепниной и расписаны, стены затянуты атласом и штофом (как это было сделано в «Голубом зале») или бархатом (как в «Малиновой прихожей»). Фонвизина, сатирах А. Д.
Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Руст на поверхности имитировали при помощи досок, которые потом, опять же, штукатурились. Мебель эпохи классицизма — добротная и респектабельная изготавливалась из ценных пород дерева. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США.
В современных домах, построенных с элементами классицизма, тоже используются звериные мотивы орнамента в декоре.