На орнаментах барокко картинки можно увидеть следующие: диковинные цветы необычной формы, веточки и листья растений, снопы с колосьями и множество других рисунков.
В поздний период появляются инкрустация и вставки из палисандрового, чёрного, амарантового (фиолетового) и розового дерева, что значительно обогатило декоративное решение разнообразных мебельных объектов. Стендаль в начале 19 века писал: «Если иностранец, придя в собор Святого Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль». Соколова Т. М.
Например, были выполнены серии гобеленов на темы жизни и великих деяний Людовика XIV или Александра Македонского, где великий полководец отождествлялся с королем Франции (серии гобеленов: Жизнь Людовика XIV, История Александра, Королевские резиденции). Такие бюро-кабинеты делались на высоких ножках, скрепленных внизу резными проногами. Архитектурные формы (колонны, многоярусные купола, пилястры), сложные орнаменты, пластичные формы украшений делают стиль монументальным, создавая ощущение объема и зрительно увеличивая пространство. Устанавливается она по бокам помещения. Сиденье делается ещё более мягким и более широким с учетом носимой одежды. Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества.
Для изготовления деревянной мебели использовались дорогие мягкие породы, такие как южный орех, реже – цейлонское черное дерево. Весь период французского барокко весьма условно подразделяют на несколько этапов: Поздний Ренессанс с элементами маньеризма раннего барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610 – 1643 гг. ) зрелое барокко (Людовик XIV, 1643 – 1715 гг. ) стиль регенства (переходный стиль между правлениями Людовика XIV и Людовика XV) и рококо (Людовик XV, 1720 – 1765 гг. ). В эпоху барокко мебель делается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Ватто никогда не волновало, будут ли куплены его работы. Гамбургские (по другим сведениям, Аугсбургские или Нюрнбергские) мастера создают (в 1682 – 1684 гг. ) серебряный двойной трон для юных царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Такие черты барокко в архитектуре стали антиподом ренессансного представления о гармонии.
Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. И здесь вкусы учителя и ученика, очевидно, совпали. Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). Кроме того, пилястры дополнительно украшаются вставками из цветного дерева. Этот трон был выполнен мебельщиком Клаузеном в 1713 г. Другим образцом может служить кресло, обитое малиновым бархатом, на котором помещалась восковая фигура Петра I, сделанное в 1725 г. П. Федоровым, резчиком Почтового двора.
Теперь мебель делается из ореха, а также из других привозных пород дерева. Корсеты из китового уса служили и ещё для одной цели – для декольте, в то время в моде было максимально смелое, максимально открытое декольте. Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей. Хотя такие камины с зеркалами были уже известны в начале века, например в Фонтенбло в 1601 г., вплоть до конца XVII в., они не были широко распространены. В то время в моде также абсолютно белая кожа. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций.
Особое место занимают флорентийские бюро-кабинеты с их сложными и изысканными формами. В ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени.
Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Такие яркие, насыщенных тонов ткани делаются с орнаментальными разводами, перевитыми цветами крупных размеров или украшаются изображениями птиц, мелких зверьков и т. п. Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором. Кресла и диваны теперь делятся на т. н. Здесь активно используются роспись, отделка мрамором и золочёным деревом, лепка (стукко), скульптура, живописные картины и др. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Известно, что поначалу зеркала крупных размеров Франция закупала в Венеции. barocco –– «причудливый», «склонный к излишествам», «странный», порт. Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений.
Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.
coucher – спать), похожий на ранний тип шезлонга – на шести или восьми ножках, стянутых проногами, в форме удлиненной мягкой скамьи или банкетки с одной головной спинкой на торце или тремя спинками (продольной и двумя на торцах). Такие столы имели роскошную отделку и назывались столами-бюро.
Игнатия в Риме (1684 г. ) А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Rolle – свёрток и Werk – труд, дело) в виде полуразвёрнутого рулона бумаги с надрезанными краями, маскароны, мотивы двойного завитка, гирлянды, акантовые листья (наиболее активно, начиная с XVII в. ) ионический киматий и другие декоративные элементы. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами.
Знаменосцем искусства Революции стал Луи Давид (1758-1825). Последнее было важным, обновившим язык французской живописи открытием. Набивка – конский волос. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто.
Кабинеты имели завершение в виде парапета, увенчанного балюстрадой. И здесь Буше почти не было равных. Пример архитектуры барокко на фото внизу: план церкви Сан Иво («иезуитов стиль») архитектора Ф. Борромини представляет собой «Звезду Давида» – два пересеченных равносторонних треугольника. В качестве декоративного элемента часто использовался резной узор в форме ормушля (от нем.
Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века. Жизнь персонажей Шардена размерена, спокойна, небогата событиями. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол.
Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. Крайние ступени закруглены с завитками-волютами на углах. Мебель для сидения делается более удобной и соответствует носимой одежде.
Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм. Никакого загара, ни в коем случае. Обычно таким образом декорировались под мрамор деревянные стенные панели. В 1717 году картина была представлена Ватто в Академию. Вот таким образом в идеале, ее вид напоминал красиво оформленный шатер. В почете — парча.
Отныне стремление идти от реального жизненного мотива, от конкретной жизненной ситуации никогда не оставит художника. В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр). Теперь модницы хотели походить на древнюю статую. Локотники имеют красивый изгиб и заканчиваются волютами.
Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Здесь задавались празднества и балы неслыханного великолепия.
Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и развитие. Вместе с тем эпоха Возрождения со своим великим искусством не могла резко закончиться на каком-то определённом этапе, не повлияв на искусство и стилистику предметного мира нового времени. В XVI в. в Голландии происходит смена стилевой ориентации в изготовлении мебели. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена.
Убранство барочных дворцовых помещений немыслимо без роскошно декорированных шкафов-кабинетов, которые часто имели весьма внушительные размеры. Эта среда была рассадником стиля рококо. Так и появляется стиль «барокко», способный возвысить, показать блистательную роскошь и силу. Правда, кровати с пологом были достаточно редким мебельным объектом и встречались лишь в царских палатах. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна.
Кресла и стулья украшаются также бахромой по нижней кромке сиденья и локотников. Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека. Мебель – важная составляющая стиля. В ХVII веке Версальский двор гремел, был эталоном роскоши и вкуса во свей Европе. Если такой стол выполнялся из простого дерева, то он часто окрашивался зеленой краской.
Такой узор часто ещё дополнялся перламутровыми и золотыми накладками. К началу царствования Петра I (1672 – 1725 гг. ) барокко в Европе достигает своего высшего расцвета. Окна обязательно должны быть большими. Спинка имеет полукруглое завершение, также украшенное резьбой.
Штучные ткани гобеленового типа (отдельно для спинки и для сиденья) изготавливаются на мануфактурах Гобеленов, Бовэ или Обюссона. В беседе с Дидро Буше как-то сказал, что он берет краски из головы и пишет кистью воображаемые сюжеты. Все лучшее, чем был отмечен реалистический талант Ватто, соединилось в его последней картине Вывеска Жерсена.
Никаких складных диванов и встроенной мебели.
Такие шкафы также имеют сильно выступающий карниз, который поддерживается консолями в виде детских головок и хорошо декорированный орнаментальной резьбой невысокого рельефа фриз. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Лестницы вестибюля по бокам не имеют перил. Во Франции паркет делался, в основном из дуба и имел ромбовидную форму своих элементов.
Нравы стали откровенно нестрогими, вкусы – прихотливыми, формы – легкими и капризными. В спальне обязательно присутствует широкая кровать на резных ножках. Декор старались увеличить, сделать монументальным.
Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Большое внимание уделялось головным уборам и парикам. В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр). Из орнаментации, заимствованной от Раннего итальянского Возрождения, мебельщики начинают использовать (в конце первой половины XVI в. ) гротескный орнамент Высокого Возрождения. Церковь и знать имеют потребность показать свое культурное наследие во всем его величии и мощи, но в условиях отсутствия достаточного количества средств на строительство палаццо (городских дворцов-особняков), приходится приспосабливаться.
Места сочленений вертикальных (в виде пилястр) и горизонтальных весьма активных профилированных выступов на лицевой и боковых гранях корпуса шкафа украшаются (маскируются) львиными головами с металлическими кольцами во рту. Когда изображались различные плоды, то мозаика иногда даже делалась рельефной. Например, для получения отдельных элементов задуманного орнамента две пластинки – черепаховая и латунная (медная) – слегка склеиваются друг с другом, а на одну из них наносится рисунок искомого узорного элемента.
Применялась техника пике (от фр. Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. Эти два декоративных элемента были особенно характерны для фламандского барокко. Иногда ими даже покрывали столы. В таком случае речь уже шла не о смысловой и художественной ценности живописного произведения, как это было в станковой живописи, а только о декоративных эффектах и красочности.
japanning. Мебель Буль монументальна имеет простые формы и чрезвычайно богато декорирована – можно сказать, пресыщена орнаментацией. Для штор выбирают тяжелые, плотные ткани.
В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Парадная мебель в стиле французского барокко для дворцов Людовика XIV и парижской знати делается вначале преимущественно на основе итальянских образцов. Картуши (от фр. Тонкими колоннами заменяют несколько стен, что дает открытость пространству.
Этот последний тип ножек относится ко второй половине правления Людовика XIV. Давида привлек моральный аспект этого предания. Вместо привозного черного (эбенового) дерева для изготовления кабинетов немецкие мебельщики часто применяли мореную грушу.
В современном интерьере использование помпезных сочетаний и насыщенных композиций, характерных именно для барокко, довольно распространено. При необходимости праздничные столы расставляли в Грановитой или Оружейной палате. Великие и невеликие князья могли принимать челобитчиков и заморских послов даже в опочивальнях, полулежа на перинах и подушках, укрывшись лисьими шкурами от холода. Иностранная мебель существовала во дворцах рядом с изделиями, выполненными в Петербурге. элементами декора. Данью новым вкусам был и условный, но удивительно легкий и светлый колорит художника. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу.
Верхняя часть спинки выполняется прямой или имеет слегка закругленную грань. У другой девицы, разметавшейся на ложе, проказник Амур похищает ее рубашку. Как уже сказано выше, атмосферой стиля барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества – от аристократии до крестьян.
В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.
Современные технологии в сфере создания материалов для отделки и ремонта, позволяют дополнить интерьер элементами барокко рококо (не менее причудливый стиль, но более утонченный). С этого времени на смену громоздкой мебели из дуба приходит мебель облегченных пропорций, более элегантная.
Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Он был учеником Буше и Шардена и в своем творчестве осуществил альянс этих разных течений.
Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва). Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик.
Буль фанеровал черным деревом и украшал инкрустацией и вставками из золочёной бронзы. Впрочем, это голландское влияние сохраняется частично до самого рубежа XVII – XVIII вв. Заказы на них поступали из всех европейских стран. Часто используются двустворчатые шкафы, комоды с выдвижными ящиками, витрины.
Барокко, как одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы середины XVII – середины XVIII в. со своей идеологией, принципами, методами и системой формальных признаков, сложилось первоначально в Италии, в художественных кругах Рима и Болоньи в конце XVI – начале XVII в. Формирование стиля барокко (от итал. Флемская резьба (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Единственным в то время художником, которому суждено было подняться выше образного языка своей эпохи и возродить французскую живопись в годы застоя, был Антуан Ватто (1584-1721). Стиль Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Эти фасады, как правило имеют строгие архитектурные членения, карнизы и консоли. Особенно роскошно декорируются барочные интерьеры. Французский барочный стиль надолго становится высшим критерием красоты и роскоши.
Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. Народная среда еще очень долгое время жила по традиционным нормам и представлениям. Русская аристократия оказалась втянутой в быстроизменяющиеся (по сравнению с традициями) художественные стили, которые находили свое выражение в требованиях моды и этикета.
Конструкция мебели доведена до совершенства. На профессиональном языке мебельщиков черепаховая пластина с латунным (медным) узором называлась первой партией, латунная с черепаховой вставкой – второй. В свою очередь эту балюстраду украшали статуэтками, выполненными из кости. От классического стиля «барокко» унаследовал требование симметрии. формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика.
Только эти породы позволяли выполнять сложные резные узоры и создать изогнутые формы. В нем объяснялось, например, как увязывать перспективную точку зрения с границами фрески или описывались приемы, облегчающие создание огромных по площади фресок.
Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Но вначале идет заимствование форм и пропорций голландской мебели. Над дверью можно повесить панно.
Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) – в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору. Основателем этого направления стал член ордена иезуитов А. Поццо, автор росписи «Апофеосис» изображающей вознесение Игнатия Лойолы – главы ордена иезуитов – на плафоне церкви Св.
В декоре ракушки сочетают с фруктами и располагают на стенах. Какие орнаменты барокко использовались в России. Такая кувшинообразная форма ножек оказала сильное влияние на русскую мебель.
Но основной работой Мадерны была достройка собора Св. Кроме красоты барокко требовало от произведений искусства, в том числе архитектуры, грации изящества, а также соответствия таким понятиям, как «кортезия», что означает «теплота», «нежность» – зодчие эти качества передавали своим сооружениям с помощью пластики форм и поверхностей. Жилло писал эскизы театральных декораций.
Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Заботливый отец объясняет детям только что прочитанную страницу из Библии. Центрами их производства становятся Невер, Руан и Мустье.
Происходили изменения и в облике человека. Черта архитектуры эпохи барокко – гигантизм. Края столешниц обрабатываются резным орнаментом.
Мягкая мебель (табуреты, стулья и кресла) массивна, украшена резьбой, часто с позолотой и обита темным бархатом с крупными узорами или глазетом – тканью с вплетенными золотыми или серебряными нитями. Принятие барокко потребовало перемен в нормах поведения и во внешнем виде аристократии. Весьма популярными были ткани с восточным рисунком на японские и китайские темы (ветки цветущей сакуры, птички, цветы и т. п. ), т. н. В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм иллюзорность, присущие барокко, характерны и для мировоззрения католиков. Основное украшение столов-консолей обычно сосредоточено в подстолье, которое имело пышную резьбу и сплошное золочение. Широко используются мягкие табуреты, стулья и кресла, а затем и диваны.
Он стал законодателем моды и самым престижным художником середины века. композиций из мечей, дикторских связок, щитов, шлемов, лавровых и дубовых листьев и т. п. Большая часть изделий выполнялась по рисункам Лебрена. Их заменяют шкафы, кабинеты и бюро-кабинеты.
Эти колонки предназначались для двух царских скипетров и одной общей державы. В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Стены расчленены мнимыми окнами. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания.
В это время было завершено затянувшееся строительство главного католического храма – собора св. Столы выпускаются со столешницами различной формы. Стиль Вре-демана де Бризе наиболее наглядно проявился в мебели Антверпена.
Пластическое решение форм мебели для сидения было усложнено. На потолке — деревянная лепнина, основой которой становится причудливая резьба. Мягкие части мебели начинают покрывать съёмными чехлами. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. На стены принято наносить обои из текстиля или пользоваться декоративной штукатуркой. Но истощенная страна еще сохраняет владычество в Европе, оставаясь ее культурным центром.
Например, ансамбль Капитолийского холма в Риме (1546 г. ) объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной в плане площади с ведущей к ней парадной лестницей. Манера стоять, сидеть, ходить и т. д. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Это время абсолютизма.
Русское мебельное искусство, отличаясь своей самобытностью, тем не менее начинало развиваться в русле общеевропейской культуры. XVIIXVIII века – время появления стиля «барокко». Если в эпоху Ренессанса расчеты строились на соотношении простых чисел, то, как и раньше в готике, в архитектуре эпохи барокко, стала использоваться система триангуляции (способ расчета пропорций на основе равностороннего или равнобедренного треугольника, который считался символом «Божественной гармонии»).
Сложная резьба заменяется теперь на декор, выполненный большей частью столярным способом.
Принцип ансамбля был заложен в планировке овальной площади дель Пополо (1662 г. ) при въезде в Рим с расходящимися от неё тремя улицами, площади перед собором Св. Особое место во французской барочной мебели занимает мебель для сидения. Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. Столы имеют по бокам по два или три выдвижных ящика, украшенных инкрустацией и бронзовыми накладками.
Она проходит в повседневном труде, заботах о доме и самых прозаических занятиях (Прачка, Ленинград, Эрмитаж Молитва перед обедом, Ленинград, Эрмитаж). В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному. становился знаком светской власти. Под влиянием барочного мировосприятия жизнь аристократии превратилась в театральную пьесу, которую надо было играть с раннего утра до позднего вечера. Но это было не просто развлечение. Одним из самых ярких примеров такой личности был выдающийся художник века Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779).
Но над какими бы произведениями ни работал Франсуа Буше, они всегда были лишены истинных человеческих чувств и их содержание отличалось поверхностным художественным замыслом. С равным успехом он мог варьировать один и тот же салонный сюжет, бесконечно повторять один и тот же превратившийся в штамп образ. Стоят эти шкафы на шаровидных ножках.
Такой приём декорировки распространился потом буквально по всем европейским странам. В моду входят экраны, которыми загораживают зев камина. Такой вид резьбы стал очень популярным, т. к. Многие образцы западноевропейской мебели того времени копировались местными мастерами (в основном, крепостными людьми) – эти копии были весьма невысокого уровня и в плане конструкции и в плане декоративной обработки, т. к. Булю отношения не имела.
На необычном для Ватто большом холсте (почти два метра в высоту) написан в полный рост популярный персонаж итальянской комедии масок – наивный, доверчивый неудачник Жиль. В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис.
Сундуки (лари) и поставцы выходят из употребления. В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Простота и естественность стали отличительной манерой мастера (Портрет супругов Лавуазье, 1788, Нью-Йорк, Метрополитен музей Портрет госпожи Пекуль, 1784 Портрет Лазаря Гоша, 1793, Киевский музей западного и восточного искусства Зеленщица, 1795). Давид видел героев в Робеспьере и Марате, но вскоре после падения якобинской диктатуры он так же искренно предался душой Наполеону.
Шкаф в своей нижней части под дверками имеет наружный выдвижной ящик, а в верхней части – фриз и далеко выступающий карниз, поддерживаемый консолями. Этот стиль французского искусства, в т. ч. Хорошим выбором будут двустворчатые двери по типу таких, как использовались во дворцах. Все это подстолье стоит на массивном основании, также сплошь покрытом резьбой.
В комнатах перед спальнями, т. н. Редкая историческая картина создавалась в подобных условиях: только накануне гибели Марата Давид видел его сидящим в ванне и занятым ответом на письма на другой день, как только разнеслась весть об убийстве друга народа, Давид по поручению Конвента приступил к увековечению его памяти.
В это время по-настоящему складываются принципы и приемы ансамблевых построений. В свободные от работы часы он выходил на городские улицы и там без устали рисовал с натуры. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Именно здесь следует искать суть всех противоречий искусства барокко. Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма.
perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Построенные ранее церкви украшали элементами барокко, в основном – интерьер. Стиль итальянского барокко складывался, в первую очередь, в Риме из которого проникал в другие города Италии, где принимал различные формы при дворах Медичи или Фарнезе. Парижская публика увидела Брута через месяц после взятия Бастилии. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Первую известность принесла ему картина Чтение Библии.
Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. В декоре лицевой грани шкафов широко применялись флорентийская мозаика, отделка серебром и черепаховым панцирем. Оба натюрморта были замечены в академических кругах.
Тектоника призвана показать, что строение надежно, устойчиво, способно создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом «не придавить» тяжестью стен или других архитектурных элементов. В эти дни Давид заканчивал грандиознейшее, едва уместившееся в его мастерской полотно Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей (1789, Париж, Лувр). Роскошь убранства делается более утонченной и менее торжественной и помпезной. Наиболее популярные итал. barocco – странный, причудливый) граничит с кризисом идеалов искусства итальянского Возрождения в середине XVI в. Это время великих открытий в естественнонаучных дисциплинах, географии, философии и др.
Торжественная импозантность их облика достигается роскошным обрамлением окон и особенно входного портала, за которым раскрывается обширный вестибюль с величественной лестницей, ведущей во второй этаж, где находятся роскошные парадные залы. В окрестностях Рима строились богатые виллы. В 1750-е годы, когда Шарден достиг уже вершины мастерства, начинал свой путь к признанию Жан Батист Грез (1725-1805). Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Созданный им шатер-киворий (29 м. в высоту) в соборе Святого Петра ошеломляет зрителя своими масштабами, несоразмерными с размерами человеческого тела. Первые признаки стиля барокко в России следует искать во времена правления царя Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг. ). Поверх паркетных и иных полов могли укладывать соломенные циновки (даже в королевских покоях) или персидские ковры, что являлось большой редкостью.
Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. Кровати делаются с балдахином и подобным образом украшаются. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Над каминной полкой устанавливалось зеркало. Band – лента, перевязь и Werk – труд, дело). И. Грабарь (русский художник искусствовед, музейный деятель. 1871-1960гг. ) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн и их, где только можно, заменяют парными недостаточно выразительным кажется один фронтон и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. Здесь выполняются массивные резные украшения, которые золотятся и, часто, расписываются в виде наяд, путти (купидонов), негров, орлов, львов, грифонов, раковин, лент, завитков аканта и др.
Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов» или «трентино». заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Значительное влияние на развитие этого стиля оказали художники Ш. Лебрен и Ж. Лепотр. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков.
В 1693 г. художник А. Поццо, автор многих великолепных фресок в стиле квадратура, подготовил целый трактат о технике подобной живописи – Perspectiva pictorum et architectorum (Живописная и архитектурная перспектива). Иль Джезу имеет все признаки барочной постройки.
Под влиянием идей просветителей формировалась независимая в оценке людей и явлений творческая личность. освободилась от испанского владычества, архитектура отличается сдержанность и простотой. Иностранным мастерам вменялось в обязанность обучать приставленных к ним учеников.
К центру собора, внутренние интерьеры которого оформлены Бернини, пространство будто бы вырастает, купол отодвигается вверх на головокружительную высоту, нависают огромные статуи, что давит на пришедшего сюда зрителя, создает ощущение человеческой незначительности, никчемности против величия сооружения. Каковы бы они ни были. Для меблировки помещений использовались разнообразные шкафы, декор лицевых фасадов которых выполнялся, следуя принципам архитектурных украшений с использованием архитектурных шаблонов. Особой утонченностью передачи сокровенных душевных состояний отмечен признанный шедевр мастера – Жиль (Париж, Лувр).
Изначально слово итальянского происхождения означает «причудливый», «склонный к излишествам». Именно это стремление стиля «пустить пыль в глаза», показать благосостояние, предопределили дальнейшую доминантную область его применения как дворцового. Под обилием украшений деревянной поверхности дерева почти не видно. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Те новые черты, которые художник привнес в портретную живопись в сконцентрированном виде, раскрылись в двух лучших портретах мастера – Портрет жены художника (1775, пастель, Париж, Лувр) и в Автопортрете с зеленым козырьком (1775, пастель, Париж, Лувр). Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. В начале XVII в. в результате длительной борьбы Нидерландов за независимость от владычества Испании происходит деление страны на две части: северные провинции, которые стали называться Голландией и её южные провинции, которые, оставшись под испанской короной, стали называться Фландрией. Рим держит свои позиции центра католического мира. Этот стиль принято называть Большим стилем или стилем Людовика XIV.
Дизайн «барокко» просто поет оду мягкой мебели, в задачи которой входит доставлять хозяину и гостям максимальный комфорт и эстетическое наслаждение.
Вместо шкафов и шкафов-кабинетов предпочтение отдается комодам. Например, креденца (поставец) немецкой работы последней трети XVII в. имеет необыкновенно пышные резные и токарные украшения в виде фигурок кариатид на средней части шкафа, боты. Французские гобелены пользовались необыкновенной популярностью. Для французского барокко характерен также весьма пышный декор дворцовых кроватей.
В композиции корпусной мебели происходит отказ от архитектурных принципов ее построения. Это шкафы, шкафы-кабинеты и шкафчики для монет, стоячие часы, комоды, столы и др. Единственным наставником художника оставалось его богатое воображение. Они часто изготавливались из черного дерева их филенки декорировались флорентийской мозаикой из цветного мрамора и стекла инкрустировались слоновой костью, перламутром, фаянсом.
Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Спинки имеют полукруглый верх, часто делаются глухими, высокими или с небольшой перемычкой между стойками. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг.
Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников. Ohrmuschel – ушная раковина). По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Спинки делаются с отвалом, появляются более удобные локотники.
Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Стулья и спинки обивались сукном, бархатом или тисненой кожей. Обивка, как правило, яркая из гобелена, бархата, штофа. В таких столах особенно обильно декорируются подстолье и ножки. Такой тип ножек в дальнейшем стал применяться в мебели, создаваемой и в других странах.
Примером гигантизма может служить творчество архитектора Бернини (Жан Лоренцо Бернини (1598- 1680гг). Архитектура барокко (фото внизу), относится к раннему периоду: в сооружении многократно повторены архитектурные элементы, благодаря выступающим полуколоннам – одинарным и сдвоенным, усиливается эффект светотени, что придает зданию динамичность. Внутри церквей, ранее скромных, отражавших религиозное мировоззрение, появились пышные, в основном резные иконостасы с витыми колоннами изукрашенными цветочными орнаментами, розами, гирляндами.
Персидскими коврами устилали полы лишь в особо торжественных случаях. Но, по существу, этот стиль во Франции не привился. Визуальная функциональность сооружений барокко не всегда соответствует реальности. Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными.
Барокко смог выразить новое представление о безграничности и многообразии окружающего мира, его единстве и драматичной изменчивости, пробудил интерес к стихиям природы. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». Поверхности украшались мозаикой из слоновой кости.
Среди архитектурных приемов барокко: установка колонн группами, пучками, отодвинутыми от стен или напротив, словно бы «утопленных» в стены, что создавало эффект выступающих или отступающих поверхностей. Культурным центром Европы все равно осталась Италия.
Петра в Риме, Площади согласия и Версальского парка в Париже, которые, несмотря на все свои различия, являются порождением эпохи барокко.
Жиль у Ватто беззащитен и бесконечно одинок. Установленные под ними консоли имеют явно декоративные функции. В это время мебельщикам известны самые сложные технологии вязки дерева, его фанеровки инкрустации и мозаичного набора.
Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Фарфоровые изделия из Мустье украшаются орнаментами с гротесковыми мотивами. Барокко – стиль, появившийся как вызов строгому классицизму и рационализму.
Экраны затягиваются гобеленовыми тканями. Здесь все подчинено одной общей идее движения масс и пространства. Диваны опираются, как правило, на шесть или восемь ножек.
Столешницы столов делаются из массивной плиты цветного мрамора и украшаются мозаикой. Здесь шкафы и поставцы делаются с двумя или четырьмя дверками, с ромбовидными филенками, которые членятся пилястрами, витыми колонками, консолями и даже, в некоторых образцах, – гермами имеют высокий цоколь, сильно выступающий профилированный карниз и массу пирамидообразных декоративных накладок на выступающих частях. Обычно такую мебель А. -Ш. Живопись барокко. Подстолье выполнялось весьма массивным и имело, как правило, ящики.
Как и все работы Шардена, они подкупают какой – то особой искренностью и внешней простотой. Обеденные столы имеют достаточно простую форму и часто делаются раздвижными. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. В других случаях барочные узоры, вырезанные из латуни (меди), олова или серебра, смотрелись весьма изысканно на фоне полированной пластины черепахового панциря, подчёркиваясь более крупными украшениями из прочеканенной золочёной бронзы.
вытесняется классицизмом. Некоторые люди предпочитают оформлять свои квартиры или дома полюбившимися мотивами известной эпохи, но более напоминающими немецкое барокко. 4. Ножки внизу стянуты проногами в виде простых прямоугольных в сечении брусков. Создаются целые ансамбли убранства помещений. marqueterie – испещренный знаками).
Поверх одевалось платье с длинным шлейфом. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского. Не забывайте, что окна и двери, как и другие предметы интерьера в стиле «барокко», выполняют эстетическую функцию, то есть они должны быть украшены – будет это резьба, лепнина или золочение, вставки из стекла или тканей – здесь вы можете проявить фантазию. Углы столешницы закругляются и ее края профилируются.
В качестве украшений использовались также накладные орнаменты, медальоны, бюсты, статуэтки из золоченой и хорошо прочеканенной бронзы. Чаще встречаются элементы показной роскоши, нежели сдержанные мотивы. Петра в Риме. Мягкую обивку имеет и центральная планка спинки.
Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. В 1715 году после более чем полувекового царствования умер Людовик ХIV.
В ранний период А. Буль делает шкафы-кабинеты и шкафчики для монет и медалей, которые являются подражанием флорентийским шкафам-кабинетам и инкрустируются твердым камнем (pietra dura). Созданный ими стиль вошел в моду при дворах европейских монархов. Тематика украшений значительной части ковров-гобеленов выбиралась с целью возвеличивания образа короля. его столешница обклеивалась толстым сукном (от фр. Это руководство оказало огромное влияние на архитекторов и художников своего времени, которые в создаваемых барочных интерьерах старались обеспечить графическое и цветовое соответствие между мраморными плитами или тканями, которыми отделывались стены помещений, фресками, скульптурой и др.
В протестантской Голландии, которая после буржуазной революции 16в. можно было создавать роскошные украшения для храмов. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ).
Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Следует отметить, что отделка мебели в технике маркетри в России в начале XVIII в. не привилась, вот таким образом вместо деревянного мозаичного набора часто применялась роспись всей поверхности деревянного предмета, предварительно покрытого левкасом, яркими орнаментальными узорами, тематическими картинками, цветами.
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Регентом при пятилетнем наследнике престола был назначен Филипп Орлеанский. Этот тип мебели стали ещё называть канапе. Ко всему моралист подавлял в Грезе живописца.
Если мебель делается из дуба, то она фанеруется ореховым шпоном. Но наиболее талантливым и признанным среди них был Франсуа Буше (1703-1770). После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Значительно повлияли на стилистику мебельного декора проекты художника Вреде-мана де Бризе, который выпустил в то время сборник своих разработок (Differents Pourtraics de Menucerie). относится ко времени раннего барокко).
В искусствоведении слово барокко используется для описания всего причудливого, ассиметричного, необычного, яркого, символизирующее отказ от установленных правил и пропорций. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Однако сентиментальный, фальшиво-назидательный тон и упрощенная форма, присущие картинам Греза, резко снизили воспитательное значение искусства художника и дали повод для критических замечаний даже верному поклоннику Греза Дени Дидро. Очень часто Грез, не полагаясь на понятливость и воображение зрителя, дополнял свои картины многословными детальными объяснениями. Подобным образом выполняются и табуреты, которые также обиваются разрезным бархатом.
Давида встречали как живого героя. Получают распространение также витые точеные ножки и проноги с прямоугольными или квадратными утолщениями (перехватами) в местах соединения отдельных частей конструкции. Вся композиция построена на контрастах, заострена.
Края столов инкрустировались в виде женских фигур, голов львов, баранов. Продолжают существовать сундуки с разнообразными формами декора лицевых фасадов. Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья.
Затем роспись покрывалась лаком. Главное – эффект неожиданности впечатления и внезапности. Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса. Манса-ром и А. Ленотром под руководством первого живописца короля Ш. Лебрена и украшен скульптурами Ф. Жирардона и А. Куазевокса, наиболее органично выразил идею совершенной власти.
Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью. Плюс красная, максимально яркая красная помада на губах. Образцом мебели петровского барокко может служить трон Петра I, украшенный серебром.
Делаются и деревянные, украшенные по краю резьбой и инкрустацией, столешницы. бельевых, устанавливались комоды.
Яркий талант великого мастера не только не померк на склоне лет, но, наоборот, достиг качественно нового уровня. Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах.
В XVII в. большое распространение получили изделия из фарфора и фаянса. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Кресла имеют вертикальные или изогнутые ножки или ножки пирамидообразной формы с кувшинообразным расширением в верхней части, стянутые внизу проногами или изогнутой крестовиной с резным вазоном в средней части.
Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику. Определившие тему и содержание Велизария черты получили развитие в знаменитой Клятве Горациев (1784, Париж, Лувр). Knorpel – хрящ и Werk – труд, дело) и ормушля (от нем. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Расслабленному гедонизму рококо Давид противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига – то, что было необходимо гладиаторам буржуазного общества. Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства).
Грез был забыт и умер в полной нищете и одиночестве. Яркий след в живописи Франции второй половины ХVIII века оставил художник необычайно разностороннего дарования Оноре Фрагонар (1732-1806). В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту1. Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии.
Оканчиваются такие ножки внизу птичьей лапой, зажавшей шар. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Фламандские креденцы (поставцы) XVII в. представляют собой как бы двухчастный шкаф с навесом и нишей, как у буфета. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ).
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Родиной архитектуры барокко стал Рим. Фрагонар – замечательно одаренный и очень артистичный художник и график, природу он по-настоящему чувствовал и видел, удары его кисти полны энергии, настоящие свет и воздух трепещут в его картинах. Когда раздались раскаты революционной грозы 1789 года, старому Фрагонару, последнему художнику рококо, выпал жребий спасать прошлое от настоящего для будущего. Трактовок происхождения слова «барокко» достаточно много и часть из них носит негативно окрашенный характер. Кожа должна быть белой, неестественно белой, а платье неестественно ярким. Но достаточно назвать около трехсот картин и несметное множество рисунков, которые в последнее время приписываются Ватто, чтобы представить себе неизбывную творческую энергию, поразительную трудоспособность и продуктивность мастера, прожившего столь короткую жизнь (Ватто болел туберкулезом). Поражает новизна, самобытность, широкий диапазон образных, эмоциональных и живописных решений, большое разнообразие сюжетов.
В мебели для сидения конструкция мест соединения отдельных элементов ясно видна. Мебель была обита той же тканью, что и стены, а также красным сафьяном. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали ещё более роскошные интерьеры.
В то же время барокко подняло искусство минувших эпох на новую ступень. Обивочная ткань обычно крепится гвоздями с крупными золочеными шляпками.
Петра в Риме. Задачи этой мануфактуры были определены весьма обширные. Приехав в Париж в 1750 году, Грез через пять лет стал уже известным художником. burean – толстое сукно).
Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. расписанное под мрамор дерево. Плафон, как завершающий элемент интерьера барокко, с помощью перспективной росписи превращается в иллюзорное, уходящее вверх бесконечное пространство неба с летящими облаками и фигурами людей. Отрицательная стилистика слова объясняется историей. Только на подъеме неостывшего чувства художнику могла прийти гениальная в свей простоте и смелости идея – сохранить реальную ситуацию, образ, еще стоявший перед его глазами: Марат в ванне, отвечающий на письмо Шарлотты Корде (оно у него в руках) и предательски ею убитый. К середине 1789 года Париж напоминал военный лагерь.
Волюты – декоративные завитки – становятся огромными (например, на фасаде церкви Иль-Джезу в Риме). В этих странах на протяжении 13-15 вв. Переход от величественного барокко эпохи Людовика XIV к рококо произошел через промежуточный этап, который принято называть стилем регентства.
Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. русские столяры и резчики тогда ещё не знали всех секретов мебельного искусства, накопленных на Западе. На плетеные стулья укладывались шелковые подушки.
Версаль, который был создан архитекторами Л. Лево, Ж. А. Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Появляется большое разнообразие типов мебельных объектов в зависимости от тех или иных жизненных функциональных потребностей человека. Костюм был подчинен этикету.
В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. 8. Юноша торопливо похищает поцелуй у прелестной девицы. Он превыше всего ценил свою творческую независимость и презрительно относился к деньгам.
Однако многие образцы мебели не только ввозились, но и изготавливались, например, в Оружейной палате Московского Кремля. Это было в духе времени. Он перестал писать, зато стал хранителем Лувра. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34.
В XVII в. во Франции изменилась традиция декорирования каминов. Во времена расцвета стиля «барокко», кровать выполняла роль уютного уголка для приватных бесед, в кроватях принимали гостей.
Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии.