Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна Жертвоприношение Авраама.
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одними из таких вершин стали картины «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына».
Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Имя сына при этом не названо. Через князя Д. А. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Бог Отец – любит ли Он Своего Сына. Авраам.
Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову.
В этот страшный момент раздался голос ангела: Не поднимай руки своей на отрока. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. Не поднимай руки твоей на отрока ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. И когда Господь говорит об этом необходимом жертвоприношении, Господь не называет сразу имя Исаака, Он сначала говорит как бы поэтапно (усиливая впечатление): Возьми сына твоего, – здесь не говорится, какого, – единственного твоего, – у Авраама было два сына: Измаил и Исаак, – которого ты любишь – так Авраам любил обоих и Измаила и Исаака. Библия говорит об Аврааме, как о муже праведном и богобоязненном.
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Может быть, они видят ангела, а, может быть и Того, кто ангела послал. И тогда он подставил чашу, выжал из ягод сок и подал напиток фараону. Авраам. Мы видим, что нож он держал совсем не твердо.
и господин мой стар». И с той жертвой, которая была принесена у подножия горы, там, где с ослом остались эти два отрока ибо Голгофа – за холмом Иерусалимским, за стенами города, там, где отроки остались с ослом (это очень символическое выражение). Вместе с Саррой он покинул родную страну. Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл.
Одежду Иосифа братья испачкали кровью козленка и отослали отцу. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. через 20 лет после эрмитажной картины.
Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная. Картинная галерея. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Вот эти слова – устроил там Авраам жертвенник – правильнее перевести, как «восстановил там жертвенник». 28, 12).
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 11, 34).
Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Лосенко точно следует сказанному в Библии: композиция картины исполнена экспрессии. Он отвечал: вот я, сын мой. Мужественному ли духу праотца или покорности сына.
Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней лишь одна яркая деталь – сброшенные одежды Исаака. И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему.
Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников. Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Трудно сказать, что послужило толчком к этому событию, но вера его была сильна и непоколебима.
Я уже объяснял, Бог как бы говорит: «Я буду благословлять твоих потомков. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. «Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Слово: там правильнее понимать: «там же».
Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего». Почему здесь сказано, что Ангел воззвал к нему с неба. ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Размышляет он и о сыне и это очень важный момент.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Как-то Иосиф зашел к сановникам и заметил, что они в смущении. Бог требует не убийства, а возвышения сына. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. Это словосочетание означает: «Господь усмотрит».
В еврейском языке для всесожжения используется термин olah. По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря». 40:7). Локоть Исаака, который был опорной точкой композиции, теперь повис в воздухе.
Обе картины созданы в один и тот же год. Сказано: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно.
Но сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал в жертву – О. С. ), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. Вьена (1763—1765) стала картина «Жертвоприношение Авраама». По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
Ещё мгновение – и свершится непоправимое. Авраам первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и стал. Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына».
Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает. Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом.
В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу). Жертвоприношение Авраама – распространённый сюжет европейской живописи ХVI- ХVII веков.
Но и здесь Господь не оставил Иосифа без Своей помощи. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ". 1, 12).
Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Ему приснилось, будто на голове у него три корзины. Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. Живя среди языческого мира.
Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». Мы с вами помним, как долго молился Авраам, чтобы у него появился сын. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим».
Холокауст был особой жертвой. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. То есть на этом месте до него, до Авраама, уже совершались жертвоприношения.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Глаза юноши и старца обращены к невидимому зрителю источнику света. Осел в Писании – это символ сверхпохотливости, особенно в пророческих текстах. Сделка принесла им 20 сребреников.
Все его имущество и работы были проданы с аукциона. 15: 13). Впрочем, это жертвоприношение было совершено не из желания возродить кровавую традицию, а скорее по несчастному стечению обстоятельств. 175, 5 x 210, 5 см. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е.
В Послании ап. 16, 12). В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.
В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. » Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Дело рук его Ты благословил и стада его распространяются по земле (Иов 1, 6 – 10). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди.
«Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Картина мастерски скомпонована. На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет.
«Аврам послушался слов Сары. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. 88, 31 – 35).
Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. Отрок – это прежде всего слуга, это тот, который не создал еще свою семью. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
3, 16). И страх, священный страх Исаака, который он испытывал в этот момент Это очень трагическое событие, о котором мы читаем. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
(Быт. Здесь чувствуется влияние античной скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями» (ок. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. Сын будет сопротивляться и кричать. А отец при этом несгибаем. А правая – нежная, мягкая изящная.
Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян. Эти две истории во многом противоположны друг другу. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо, сына своего. Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской.
Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. 1, 29). Почему они не клянутся послушанием Авраама.
В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. – зададим снова этот вопрос. И потом люди клялись страхом Исаака. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении. Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст.
Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. На тёмном фоне рельефно выделены две фигуры, отца и сына. 22, 1 – 2). Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
Т. е. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению.
Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру.
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Оказалось, обоим придворным в одну и ту же ночь приснились странные сны. 40:19). ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не жалел сына своего Этот кульминационный момент библейского рассказа обычно изображался художниками.
А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий.
Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. Авраам соорудил жертвенник, положил связанного мальчика на заготовленные дрова и занёс над ним нож. Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама. Этот же изображённый со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. 21, 3, 6).
И шли далее оба вместе. 15:13). И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
(Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.
– «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору. «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет свой» (Суд. Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Авраам. Осел – обозначение синагоги». В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта.
Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». Что означает это наименование: Мориа.
Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. Греческое слово означает «всесожжение». Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю.
Тем не менее, значительные произведения на ветхозаветные темы создают не только голландцы – Рембрандт и художники его школы, но уроженец католической Фландрии Рубенс, набожные испанцы – Мурильо, Рибера, Веласкес итальянец Караваджо. Ничего вечного не существует, гармонии нет, мир пребывает в постоянном становлении, человек не совершенен, не идеален, но зато как многогранен, как интересен. Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. 40:14). И то, что испытывает Авраам, все эти страдания и мучения по поводу воли Божьей в данном случае, он переживает глубоко лично. Тогда же принято трубить в шофар изготовленный из бараньего рога.
Конечно, да. Наконец, через семь лет изобразительные интересы исторического живописца переходят от почтенных образов истории к жертвам его современности: в своей графике Рембрандт непринуждённо наблюдает нищих, выброшенных на свалку общества отчуждающую картину этих обездоленныж нидерландское искусство описывало уже почти два столетия, Рембрандт же, выходя за рамки чисто внешнего любопытства, открывает в них человеческий облик и душу. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий). 28, 18). Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт. И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть.
Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. 21, 6-7). Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех.
Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Много позже судья (т. е. Желая утешить узников, Иосиф спросил у них: «Отчего у вас сегодня печальные лица. » (Быт. Да.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Отец ответил, что Господь усмотрит агнца для всесожжения. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел. Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции— Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу и вознесу сие на всесожжение» (Суд. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.
Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Суровым драматизмом и героикой проникнуты картины, воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день.
Быт. Да будет мир Ибрахиму». По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу.
Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. 18, 23-25). 23, 10). 40 г. до н. э., Рим, Ватикан), что сказывается и в фигуре Исаака и в запрокинутой голове Авраама и в самой композиции.
Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении, внесла у многих голландцев и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения испытывать себя. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Имеется в виду: «Господь выберет себе это место». Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец.
Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Здесь он все радикально переставил, все поменял. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние.
Ибо Христос пришел умереть не за праведных, а за грешных. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Т. е. Усмотрит Бог агнца. Холст, масло.
18, 12). Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. Безволие Исаака, его хрупкое тело и поникшая прядь белых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность происходящего над ним. Посмотрите: Авраам в центре сидит.
Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. И уже здесь, во вновь открытой и глубоко индивидуально воспринятой игре света и тени, возникает постоянно растущий вопрос: на что способен человек. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. Вот почему страх его – священный.
Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Он читается слева направо, в общем пейзаже находится. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. Иосиф старался облегчить их печальную участь и прислуживал им.
И здесь будет благовещать Ангел Божий, являясь к тому или иному пророку, здесь Агнец Божий (Христос) будет свидетельствовать об истинах Божьего закона. И он приготовил эти дрова, наколол их, так как, если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи. » И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Утром Авраам оседлал осла, взял с собой Исаака, двух слуг и хворост для костра.
Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. В этой работе молодой художник предстает сложившимся мастером. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Однако, его замысел абсолютно оригинален. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. 17, 17).
" Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. Он связывает Исаака и что мы видим.
Будут жить они праведно и благочестиво и сиять, как звезды на небе или они будут грешниками, как прах земной, попираемый ногами, как песок, который попирается ногами на берегу моря, – Я все равно буду заботиться о них. » Вот почему здесь два таких образа: звезды небесные и зыбкий и вымываемый песок на берегу моря. Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика.
Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». По дороге юноша спросил: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Героев теперь не четверо, а трое. Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца и сама Любовь, объединяющая Отца и Сына («любовь обоих») имеет Жизнь сама в себе – это Дух Святой, как учит Августин Блаженный и Григорий Двоеслов. 9, 9). Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка. Сказано: Иаков поклялся страхом отца своего Исаака (Быт. 22, 13 – 14). Этот страх приводит нас в священный трепет, когда мы говорим о нем.
Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. «Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор. В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн).
божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. «Через три дня, — истолковал ему Иосиф, — фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя» (Быт.
Но кому здесь более удивляться и изумляться. агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом.
Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. Жалел ли Авраам своего сына. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути».
13, 42). Но, с другой стороны, слово Мориа однокоренное и со словом «миро» – то самое миро благовонное, которое входило в состав ладана (Исх. Нет на картине и эффектного явления ангела, остановившего руку Авраама.
Исаак отчаянно кричит. Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерстваИтогом обучения в Париже у Ж. М. Это – рука матери. Нидерланды (Голландия).
Мы ничего не можем сказать о выражении лица Исаака, так как оно закрыто рукой отца, но мы понимаем, что этот жест – это одновременно и жест, который запрокидывает сыну голову, обнажая горло, но при этом жест, который закрывает ему глаза, чтобы тот не испугался в последнее мгновение занесенного ножа. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Он боялся в этот момент ослушаться отца своего.
Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой.
И шли далее оба вместе. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется». Изображение утратила собранность, которая была очень важна для автора.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. » (Рихард Гаманн). Посланный ангел указал Аврааму на агнца, запутавшегося в кустах. Тем временем караван с горько плачущим Иосифом приблизился к Египту.
В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. 31, 53). Ему было велено принести в жертву всесожжения сына Исаака. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Там он женился на Сарре. Барокко. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная.
Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. Если Исаак сейчас будет убит – ни один еврей, кроме Авраама, не появится на земле. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс.
Группа опрокидывается в её вершине. Присмотримся к фигуре Иакова. Здесь даются два разных образа: как звезды небесные и как песок на берегу моря. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба.
Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Библейская история такова. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). Цель одна: усовершенствовать человека, которому Бог посылает то или иное испытание («искушение»). Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Вот что такое «страх Исаака». И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. По достижении определенного возраста Авраам женился на своей свободной сестре Саре и уверовал в Господа. Но теперь редчайшие случаи человеческих жертвоприношений происходили помимо или вопреки Божественной воле.
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Что мы видим. И вот, пожалуйста, ангел.
Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя.
Он вошел к Агари и она зачала. В верхней корзине находились различные хлебные изделия, которые клевали птицы. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему.
Авраам стоит в центре изображения, слева от него находится сын Исаак на жертвеннике, связанный – это видно хорошо, так как руки у него за спиной, рука Авраама лежит на голове у сына, а справа от Авраама у его ног находится агнец. Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.
Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. Есть однокоренное еврейское слово, которое означает «страх», «трепет» имеется в виду страх человеческий, паника, ужас, который в случае с Авраамом должен смениться страхом Божиим, богобоязненностью. То есть самые близкие люди.
Так оно и случилось. Почему эти два образа. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету.
А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. 15:13). Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Группа опрокидывается в её вершине.
Архиепископ Арльский Цезарий (470 – 542 н. э. ) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа. Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:212), который часто использовался художниками как возможность показать столкновение противоречивых страстей.
Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Внук Манассии— Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет. чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. Это особое место, оно будет наполнено небожителями – не один Ангел, много ангелов.
Второстепенные фигуры братьев и сестёр также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был иудеем и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына.
Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его. Авраам как бы восстанавливает жертвенник и служение там не прекратится. (Дан.
Иосиф был уверен, что предсказание его непременно исполнится и потому обратился к виночерпию с просьбой: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет и сделай мне благодеяние и упомяни обо мне фараону и выведи меня из этого дома» (Быт. Пальцы расположены близко друг ко другу. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами).
Он отвечал: вот я, сын мой. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, "собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз.
Государственный Русский музей, СанктПетербург Зачисленный воспитанником в Академию Художеств (1758), Лосенко очень скоро сталпомощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом.
Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Для головы Исаака он пользуется той же моделью, что и для «Иоанна Крестителя» (1520-е гг., Флоренция, галерея Питти). Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру. Что могут означать эти слова. «Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий.
11, 39). В конце Книги Бытия люди клянутся страхом Исаака. 11, 31). Кассель.
Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Останьтесь вы здесь с ослом – то есть у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский храм. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством.
Авраам взял с собой двух отроков. Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце.
Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основныепринципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.
Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс.
Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится ( ) (Быт. Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Отец обманул его, по сути дела. На них устремлены глаза наблюдателей.
Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Конечно, здесь господствует любовь. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды.
Послушание Авраама подверглось страшному испытанию. Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Тот был безутешен и долго горевал, уверенный, что любимого сына растерзал зверь. Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.
20, 12). После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Почему они клянутся страхом Исаака. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения.
На них падает основной свет. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.
В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. 6, 29). Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду.
Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии.