Купить картину или постер "Жемчужина", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. «Декоративно все и только декоративно». »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Чуть намечена фигура Нептуна.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
из ее глубины. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Работа не привела к улучшению. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Сквозь безумие проглянул гений». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Через несколько дней он полностью ослеп155.
В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, МихаилВрубель создал свою собственную художественную манеру. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Это уже восхищает и поражает. Да.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В ней каждый штрих сливается в оттенках, создавая реальный образ, кажется, что если представить ухо, будут слышны звуки морской глубины. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Кирилле», «Св.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Савву похоронили на Байковой горе. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Да. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Также в очертаниях лилово-изумрудных стен виднеются силуэты других морских жителей и их царя. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. И в нем кто-то должен обитать.
Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Сразу выражение его лица изменилось. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Прошение было удовлетворено157. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Но планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Только на этот раз она была еще сложнее. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Да и название выбрано не случайно. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Я долго и внимательно изучал Врубеля и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения.
В 1906 художник ослеп. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.
Его фрески оставались недооцененными, а панно и картины вызывали подчас негодование и глумление обывателей. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского.
Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Жемчужина» -- это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Кто же, как не дочери морского царя. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней.
После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.
Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения.
Первое впечатление: сумасшедший. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре.
Представители рода Врубелей (от польск. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Тонкость, подробность, деталь -- ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Но эффект целого неотразим. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета.
Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В его даровании раскрылись универсальные возможности.