На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Работая над картиной «Заключенный», Ярошенко, по-видимому, вспомнил свой арест в ноябре 1862 г. и использовал рисунок тюремной камеры, сделанный им в то время.
Изображая на своих картинах простых людей, живущих тяжелой и безрадостной жизнью, Ярошенко следовал реалистическим традициям передвижников – таковы его «Кочегар» и «Заключенный».
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Художник написал актрису в полурост. – заключает автор.
Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1. Одна из первых публикаций в советское время – статья Н. С. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским.
Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. С. 95. В. А.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство.
– На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. С. 130. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. С. 65. Письма, статьи.
Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Портретная живопись передвижников каталог выставки – М. : Искусство, 1970. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А. Карпова. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене.
хотя и не очень дружелюбная, содержит ряд интересных замечаний, например, что «в отношении к своему предмету, примирительному и сердечному, сказалась лирически настроенная симпатичная природа художника» Там же. Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Моргунова в журнале «Искусство» за 1939 год Н. С. Ярошенко проводили лето именно здесь. Можно предположить, что неудача постигла Николая Александровича из-за его болезненного состояния.
– "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. Ярошенко и В. Г. У Н. А. Л. Н.
Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Безсонов СВ. Письма, 1937, С. 325. Иными художественными средствами создается образ. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. – таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н.
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью.
Стасова. Крамской. Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А.
На этом заводе Н. А. Ярошенко полны идеологической направленности. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. Стрепетовой» (1884). Статья Н. В. По всей вероятности, это этюд к задуманному художником самостоятельному произведению – «Ночной арест».
«Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Прытковым. «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же.
Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете. История русской живописи в XIX веке. 15. Раскрывая особенности метода Ярошенко, автор отмечает: «художник-психолог по особенностям своего дарования, он воплощал волновавшие его замыслы большей частью в однофигурных композициях» Там же.
Ге. Художник в этой работе высказывает свое отношение к Ге и как к человеку и как к художнику. Ярошенко в имении Степановское-Павлищево и круг работ связанный с этим периодом творчества // сборник Калужские пенаты. Крамской на портрете кисти Ярошенко. Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения.
В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Прытков. Искусство и художественная промышленность 4-5, 1898.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Ярошенко. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Репиным.
Ярошенко был именно художником-портретистом. В портрете кисти И. Е. На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е. В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Но интересно задуманная картина, так и не была написана.
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Ярошенко – М. : Искусство, 1960. Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент.
Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Тему продолжает вышедшая в 1955 году книга Д. В. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.
Порудоминский – автор работ, посвященных и другим передвижникам Н. Н. Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н. И так всегда. Смысл лица. Третьяковых – М., 1909.
Третьякова. Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее. С. Н. Курочкина.
Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов. Она абсолютно неожиданно показала, какая огромная сила заключается в том классе населения, который до тех пор слишком многими не принимался в расчет в русских политических делах». Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Гольдштейн. Пожалуй, ни у И. Е. Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»).
соч. Сарабьянова «Народно-освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
Гольдштейн. В 1979 году вышла еще одна книга о Н. А.
Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. Другой фигурой картины является часовой. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось.
Бенуа о Ярошенко, включенная в его «Историю русской живописи в XIX веке» А. Н. – Калуга, 1983. я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки. «Мысль художника о человеке» С. Н.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. На картине изображен один из серых петербургских дней». указ. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека.
Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея. Им никто этого не «заказывал», они денег не надеялись и не желали извлекать из этого они сами ходили, просили, уговаривали – и им удавалось, наконец, написать того, кто им казался принадлежащим к их внутренней жизни» В. В. Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М.
указ. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Московская городская галерея художественная галерея П. и СМ. Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. Репин. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки».
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене.
Методологические общие черты исследователи находят у Н. А. Сарабьянов. Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко.
Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. Разворот фигуры по диагонали в глубину заставляет еще более ощутить ограниченность картинного поля, но в то же время широкие плечи студента, согнутые в локтях руки как бы раздвигают его узкие границы. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Прытков. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884).
Сюжет картины найден сразу. Позже ею были опубликованы первые более серьезные статьи о художнике. Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Она отмечает то, что в поисках психологической выразительности портретного образа оба художника начинали с создания монохромных графических произведений и, перейдя затем к живописи, Ярошенко надолго сохранил приверженность методу светотеневой моделировки. Пребывание художника Н. А.
Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. Его жена, М. П.
Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Художественный отдел Калужского областного музея, Калуга, 1923. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе. указ. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).
Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками. Избранные сочинения. Репин. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Следовательно, портрет не был приобретен П. М.
Статья была написана С. Глаголем, но редактировал ее И. Остроухов, хорошо знавший художника. Гаршин, Н. Михайловский. Едва ли не все личное применительно к Ярошенко известно нам как общественное и даже его семейная жизнь предстает перед нами лишь в ее общественной значимости. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. С. 62., о портрете Салтыкова-Щедрина он писал: «портрет.
С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. Указ. Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет.
Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», М., 1960. Третьякова – М., 1968. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности. Толстого.
С. 5. Народно освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века, – М, 1955. Галактионовичу Короленко» В. А. «Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства. Статья Н. В. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. С. 105.
Трепова. В сборник статей включена отдельная глава, посвященная революционной теме в творчестве Ярошенко. На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого. С. 146. Изгиб слегка сдвинутых темных бровей, собирающих складки на надбровных дугах, пристальный взгляд серых глаз, обращенных в сторону, как бы к стоящему рядом с ним собеседнику, сообщает лицу серьезное, даже строгое выражение.
На нем изображен мужчина, тревожно поднявшийся с постели среди глубокой ночи. Третьяковым. – М. : Искусство, 1972. Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский.
Он не искал в ней артистки. Рогинская. Отец готовил сына к военной карьере. Данное издание обладает несомненными достоинствами, но, написанное не искусствоведом, а литератором, рассматривает лишь содержательную сторону работ Ярошенко, тем самым некоторым образом упрощает картину творчества.
Прытков. Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. – заключает автор. Перед нами человек не только мысли, но и дела. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году. Сарабьянов.
Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду. Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949. Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н.
– Л. : Художник РСФСР, 1982. На голове шапочка с поднятым вуалем. Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Юбилейная выставка произведений Н. А.
Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги. С. 9. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.
Текст речи, тайно отпечатанный, разошелся по России во множестве экземпляров. Впервые В. А. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
В 1944 году выходит первая брошюра, посвященная Ярошенко, ее автор Ф. С. Единственные глаза. Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете. Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства. Те же вопросы, которые волновали их, волновали и Ярошенко, находили отражение в его творчестве.
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888)., это тоже, что в литературе портрет, написанный Достоевским» И. Н. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Далекое и близкое. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
В противном случае, на примере портрета Л. Н. Прытков. соч. Но и это была бы не вся Стрепетова.
В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». Прытков. Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. Автор вступительной статьи к каталогу выставки, С. Н. Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст.
указ. Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184. Крамскому, выпущенных в той же серии. Портрет писался по заказу П. М.
Ярошенко. Таков послужной список в будущем известного и самобытного художника Николая Ярошенко. Курочкина. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Чувство глубокого трагизма, составляющее основу характеристики человека в этом портрете, по-своему преображает ординарные, некрасивые сами по себе черты лица Стрепетовой, сообщая яркую одухотворенность всему облику актрисы. Ульянов. Ге «Что есть истина. ».
Критик первым отметил художественные достоинства ярошенковского «Кочегара»: «публика как один человек, всякий день приходит в восхищение от поразительного огненного освещения, которым с головы до ног облит этот мастеровой. » Там же. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Свою статью Бенуа заключает выводами, что Ярошенко «очень типичен для конца 70-х – начала 80-х годов для этого времени курсисток и студентов, бурной, рвущейся к геройству, наивно-прямолинейной молодежи, Ярошенко иллюстрировал это время в характерных и даже значительных этюдах-портретах» Там же.
Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. Крамской. Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. Крамской увидел главную мысль портрета, созданного Ярошенко, в трагизме могущественного общего характера, которому подчинено все остальное. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Начиная с «Кочегара» Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878 «Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). соч. С. 325. С. 59.
Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Тем же стремлением был движим и Ярошенко.
По окончании ее Ярошенко «за отличные успехи в науках» был произведен в штабс-капитаны и в 1870 году был назначен заведующим штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. Волков. Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых. В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер. Думаю, для Н. А. Контраст между темной, мрачной камерой и залитым солнечным светом вольным миром за ее стенами заставляет ощутить всю тяжесть пребывания в тюрьме, понять переживания заключенного, стремящегося к солнцу и свободе, тоскующего о вольной, деятельной жизни. – М. : Искусство, 1966.
Портретная живопись передвижников. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Окончив его в 1863 году, Н. А. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Статья А. Н.
Страдальческий излом бровей, темные скорбные глаза, чуть приоткрытый, словно дышащий, рот превосходно передают нервную натуру артистки. С самого детства Николая готовили к военной карьере. С. 19. Толстого, художника постигла неудача.
В письме Н. А. Н. Н. Н. А. Репина, ни у И. Н.
Ярошенко. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С. Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос.
Личные дела Н. А. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. соч.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Том 3. – такова концепция портретов интеллигенции Н. А. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. В этом же году он переехал в Кисловодск, а в 1893 – вышел в отставку.
Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000. Короленко, Вс. Указ. Крамским, преподававшим в школе в то время.
Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. С. 55. Ее автор В. И.
Моргунов. Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. И вот таким-то новым требованиям и отвечает новая картина Ярошенко «Заключенный» В. В. Соловьевым И. Е.
Около этого мрачного здания всего две фигуры. Первой картиной, посвященной этой теме становится картина «Кочегар». Особенно неудачна последняя. В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности. Ге. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного.
Николай Александрович Ярошенко – М. : «Искусство», 1979. Стасов. Он стоит у фонаря и ему все равно, что думает и чувствует девушка и кто сидит в тюрьме. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
Ярошенко к П. М. Бенуа. кисти Н. А. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Сувориным, писал ему: «.
В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Новое состояло и в том, что впервые образу революционера было посвящено такое большое полотно, что свидетельствовало о том, значении, которое художник придавал этой теме. Здесь же он знакомится с И. Н. «Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин.
С. 331. Ярошенко поступил в Полтавское училище, а через год был переведен в Михайловское артиллерийское училище, которое и окончил с отличием. С-Пб, 1912. Многие зрители пытались додумать, что же привело за решетку героев картины: вдову в черном платке, старика крестьянина и других.
Он писал лица людей, стараясь передать не столько портретное сходство, сколько характер человека. Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. Ге. Начальник впереди, солдаты в касках – в дверях.
Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть «не только интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, — это не только жертва капиталистического общества, — это еще и сила, противостоящая ему.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Нельзя прямо связывать замысел, даже первую мысль «Кочегара» с ростом революционности русских рабочих, с обретением ими силы и уверенности в своей силе, с политическими процессами, но нельзя сбрасывать все это со счета, размышляя о рождении замысла картины. Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости.
Усадьбу назвали Белой виллой. Порудоминский. Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара».
С. 92. Ярошенко почти всю жизнь делил время между живописью и военной службой, которая давала ему средства и возможность заниматься искусством и (подчас) быть независимым в своем творчестве. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Прытков. Гольдштейн. Ярошенко в серии «Жизнь в искусстве» В. И.
Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Эта связь представляется еще более многозначительной, учитывая то, что в Полтавском художественном музее находился этюд к картине «Заключенный», на котором был изображен молодой мужчина в кожаной куртке с меховым воротником. Ге и И. Н.
В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Ярошенко. Широко известны последние слова речи рабочегореволюционера: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов. Я перерываю в моей памяти все случаи, где это могло бы случиться и не могу отыскать предмета. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
По воспоминаниям художника Н. П. Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны. Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века – М., 1955. «В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И.
соч. Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее. Н. А. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
Бродский. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению. В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А. как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н. С. 60.
С. 97. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Позже в свет вышел большой труд того же автора под названием «Портрет второй половины XIX века» В. А. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
С. 195. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. С. 106.
С. 187-188. Репин. превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником» Там же. Любовь к рисованию возникла у будущего художника с детства. Ярошенко.
Ге в своей книге Н. Н. Литературу о Ярошенко едва ли можно назвать очень большой. С. 50. Эти послереволюционные ранние и небольшие статьи о Н. А.
Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. «Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л. по письму, а еще более по глубине и правдивости. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге.
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Однако не вышла ни одна новая книга о творчестве Н. А.
С. 11 – 13. Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. По характеру дарования Н. А. Эту работу В. А. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А.
С. 90. Его первым учителем был художник А. М. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя. В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо.
А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко. Стасов. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте. Известно, что Ярошенко один из первых высоко оценил это произведение, в то время как общественностью, да и художественными кругами, картина не была принята. С. 7.
В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Таким образом, в картине «Заключенный» Ярошенко, несомненно, впервые в русской живописи с такой глубокой жизненной правдой и искренней симпатией показал подлинно типичную фигуру революционера-разночинца, подчеркнув его мужество и простоту, его живые человеческие качества. Засулич дважды собой жертвовала: так как, стреляя, шла на эшафот и так как поступалась своим «я», убивать не хотела, но стреляла исполняя долг. Прытков отмечает, что особенно много и углубленно художник работает в портретном жанре именно с конца 70-х – начала 80-х годов, после создания им «социально типических образов передовой русской молодежи, как бы подготовивших расцвет его незаурядного дарования портретиста» В. А.
С. 3. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881).
Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику.
В 1970-х годах в Государственной Третьяковской галерее прошел ряд тематических выставок, посвященных творчеству передвижников, одна из них – «Портретная живопись передвижников» С. Н.
С. 383. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи.
С 1868 года юный Ярошенко вольнослушателем посещает Академию художеств. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к униженным и оскорбленным, раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным». Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977.
В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. соч. Существует целая галерея портретов графа Л. Н. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50ти». В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. Трепова.
Ярошенко, будучи художником-публицистом, не мог не высказать своего отношения к столь бурной полемике вокруг картины Н. Н. От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо. Однако никому из родных не приходила в голову мысль развить этот талант. М. : Искусство, 1952. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. — «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни о былом» (1894). Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. Портретируемый смотрит прямо на нас.