Но за рамками «Хора» жизненной тяготы не чувствуется — вот что в картине самое неярошенковское и отсюда в ней все неярошенковское. Рахманинова, «оживившие» знаменитую картину Н. А. Ярошенко «Хор».
Правой рукой он комично тычет в воздухе. Воспоминания о недавнем героическом прошлом, о людях и подвигах им воспетых, тоска по ушедшему в прошлое героическому времени, желание сложить о нем песню и в песне еще раз пережить его — вот чувство, переполнявшее Ярошенко, роднившее его с лучшими из его современников, то «сегодняшнее», которое своей картиной он «записывал в историю». Его взгляд устремлен на зрителей и вместе с тем чуть над ними — вдаль в глазах, в складке губ притаилась улыбка: в «плохой действительности» Владимир Галактионович умел ценить «хорошую надежду».
Ради чего искал его Ярошенко. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Может быть, это и не верно. С портретом Ауэрбаха логически связан портрет финансиста Досса.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. В картине ему не понравились «неуклюжие и некрасивые ноги кухарки» — удобный повод, чтобы побеседовать об этих самых «многих живописцах»: «От их картин из народного быта так и несло грязными онучами, лаптями или смазными сапогами». Это не было тем, что можно было бы назвать его еmрlоi. Но напряженная ее тревога, боль, тоска, страдание, в ней заключенное и находящее отклик в зрителе, от этого острого, личного — «ярошенковского». Несмотря на нестройное детское пение, «Хор» — тихая картина, благостная и беспечальная сердце от нее не болит, душа не мучается, совесть спокойна. Занятно, что куда более неподдельный юмор картины «На качелях» не вызвал у многих критиков радости по случаю происшедшей с художником «поразительной перемены».
В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Маленький холст произвел сильное впечатление на Поленова: «трогательная вещь», «очень много чувства», — отозвался он, увидев «Похороны первенца». И неужели одного этого оказалось бы довольно, чтобы написать картину, тревожащую зрителя острым, глубоко личным, «сегодняшним» чувством.
В руке он держит папиросу. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Сюжет последней – это сюжет Отцов и детей". Эта небольшая по размерам вещь вызвала в эпоху своего появления немало толков. У Елдышева появляются свои приемы, своя колористическая гамма.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Спешил застать исчезающую старину, уже тогда сложился его почерк в этюдах. Одного из критиков возмутила грязная фигура могильщика, бредущего возле маленького гробика с трубкой в зубах: почему художник не выбил ее своим муштабелем вместе с зубами, воскликнул критик и, сам того не желая, выдал волнение, вызванное в нем «неприятной картиной». К третьей категории произведений Ярошенко относятся, так сказать, спокойные" жанровые сюжеты и пейзажи.
Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу – новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками), не приклеенная, а органическая. Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно Хор.
Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ. О том же говорят несколько пленэров (этюды мальчиков на солнце), написанных также в последние годы. Сильное волевое лицо, умный, властный взгляд, уверенные, свободные движения «хозяина жизни».
И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
Критик призывает следовать слащавым сценкам Лемоха: «Тут нет пастушков и пастушек, как нет и корявых рож зато сколько симпатичного, привлекательного, а вместе с тем правдивого и народного». Говорили, что этот эпизод повести навеян был Гаршину картиной Ярошенко. Занятно, что куда более неподдельныйюмор картины «На качелях» не вызвал у многих критиков радости по случаю происшедшей с художником «поразительной перемены». Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, Н. Н. Дубовской, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Э. Борисов-Мусатов. Это очень важное наблюдение: оно свидетельствует о том, что Ярошенко нужна была не просто «заметка по Кавказу» (как называл он свои этюды, гордясь, что ни на йоту не отступает от натуры ради композиции или общего впечатления), оно свидетельствует о том, что ему опять-таки нужен был некий «иероглиф». Может быть, здесь было простое совпадение.
Он ездил в Палестину, в Италию, писал и Мертвое море и Везувий и Крым и Кавказ. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра. История создания этой работы неизвестна — заинтересовал ли Ярошенко оригинал или было у него с Доссом какое-то знакомство, но, когда дошло до холста, он удружил интересному знакомому, как Крамской удружил Суворину. Короленко вольно сидит перед зрителем — крепко сбитый, уверенный, сильный.
В ярко освещенных руках лопата для подкидывания угля. Из спокойных" мотивов назову: На качелях" (солдат с горничной вертятся на масленичных качелях и наслаждаются семечками") Хор" (малыши – ученики приходской школы старательно выводят свои ноты, под дирижерством комичнаго дьячка с косичкой Подруги" (верченная" и идейная", первая иронически читает вслух тодько что полученное любовное послание, а вторая и сочувствует по дружбе и жалеет автора письма и завидует счастливой подруге, – все это очень удачно выражено) Мечтатель" (ученый, заснувший за работой в своем кабинете к нему с улыбкой входит молодая жена). Ну, разве у меня могут быть часы. » Успенский на известном портрете изображен без часов (то ли мемуарист что-то запамятовал, то ли художник убрал несоответствующую образу подробность).
Это своеобразные пейзажи настроения очень характерные для его творчества. В картине ему не понравились «неуклюжие и некрасивые ноги кухарки» — удобный повод, чтобы побеседовать об этих самых «многих живописцах»: «От их картин из народного быта так и несло грязными онучами, лаптями или смазными сапогами». Все это, конечно, правильно. Появляется великолепный портрет инженера Ауэрбаха. Михайловский у него изображен во весь рост стоящим.
– Ярошенко был папашей у передвижников и его побаивались. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов. А добродушный отец", в халате, со снисходительной улыбкой выслушивает юношу. Собранием таких «головок» получился ярошенковский «Хор» — стоят рядком миловидные деревенские детишки, а милый смешной дьячок, толстый, с косицей, с красным платком, торчащим из кармана, обучает их церковному пению.
Картина полна любовного юмора и правды. Инженер сделал шаг вперед от чертежного стола (на котором красивым витком свернулся, должно быть, в сердцах отодвинутый лист ватмана), закурил, сосредоточенно задумался, решая свой сегодняшний (который для него важнее всяких вечных) вопрос. На портрете Досса все в самом Доссе. Замысел картины нередко связывают с многочисленными этнографическими этюдами Ярошенко исполненными в путешествиях, видят в ней «итог» изучения художником Кавказа, его прошлого и настоящего. К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью.
Он остался почти незамеченным, лишь редкие рецензенты привычно ругнули его за «уныние». «Хор» написан на воздухе (в пейзаже): живописные задачи решены слабо, но ощущение ласкового летнего дня в картине высказалось. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). В 1893 году на выставке появился маленький холст Ярошенко «Похороны первенца».
Критик призывает следовать слащавым сценкам Лемоха: «Тут нет пастушков и пастушек, как нет и корявых рож зато сколько симпатичного, привлекательного, а вместе с тем правдивого и народного».
Но специалисты-этнографы однажды очень тонко подметили, что художник, великолепно знавший особенности быта различных кавказских народов и в этюдах с высокой точностью передававший всякую подробность, в «Песнях о былом» подробности, до различных народов относящиеся, как бы умышленно смешал: жилище, обстановка, одежда и прочие приметы быта показаны в картине обобщенно. Зато на портрете Ауэрбаха часы с цепью абсолютно необходимы. Необыкновенно точно переданы благообразная бесчувственность, рассудочность, постоянный точный расчет «Мы к миру холодны». А. П. Елдышев – кисловодчанин, пишет пейзажи родной земли.
.