Оборудование и материалы: карта Красноярского края, портрет В. И. Сурикова, картина «Взятие снежного городка», презентация слайдов поэтапного строительства снежной крепости на групповом участке, белая гуашь, кисти, салфетки, листы голубой бумаги. Картина В. И. Сурикова "Взятие снежного городка" изображает масленичные игры с строительством крепости и ее штурмом.
Одна из команд должна была захватить крепость, а другая защитить. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Они машут руками, болеют за свою команду. Такое можно было сотворить только от избытка и физического и духовного здоровья, вдруг плеснувшего через край. Нужно же было инстинктивно, непроизвольно схватиться за раненое место. Хлебнув сибирской силы и свежести, он снова становится казаком.
А между тостами, беседами и песнями просили прощения друг у друга. На воротник выпущена коса с красным бантом. Участники игры делятся на два лагеря. Гуляли ряженые, будоражили народ. Когда-то сибирские ковры были очень популярны в России. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке.
И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодеж, девушки румяные. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. После выставки на Сурикова обрушился шквал негатива.
Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Он разбивает снежную преграду своими копытами. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту «инородцев». Художник увлекся, с удовольствием начал собирать материал искал детали и образы.
Свистунова. Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость. Рядом, скорее всего молодая девушка в черной шубе с белым воротником. «Переход Суворова через Альпы», естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири». Посмотрев на картину, слышишь детский смех, разговоры в толпе, общий гул. Где-то вдалеке виднеются заснеженные холмы. И можно понять, что «Взятие снежного городка», может быть, самая удивительная из всех картин Василия Ивановича Сурикова, одно из самых удивительных произведений русской живописи.
Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», — говорил Василий Иванович В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр изображенный в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром. «Взятие снежного городка» было выставлено в Петербурге в 1891 году и удивило публику несоответствием привычному трагическому амплуа художника. Тщательно прописаны элементы одежды, можно даже рассмотреть материал и фактуру ткани. На одном из самых веселых и самых древних праздников гости пробуют масленичные угощения, приобретают памятные сувениры, участвуют в молодецких забавах: влезть на «Потешный столб» и побороться «стенка на стенку», сразиться в кулачных боях и прокатиться на русской тройке. Также важным кажется мне, обратить внимание на другие полотна художника, чтобы проследить путь становления мастера, его ход к «Взятию снежного городка». Кульминация праздника – сжигание чучела зимы и большой сибирский хоровод. Нужно было валом, по команде, атаковать ее бастионы, вскарабкиваться на башню, брать «в полон» защитников крепости, срывать крепостной флаг.
Одна команда обороняет снежный городок, другая — бросается на его штурм. Автор книги «Суриково детство» Н. П. Даже сани изображенные справа, нарисованы со всеми нюансами. Сейчас онанаходится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу.
На санях сидят две женщины. Сразу станет ясно, что «король-то голый». Впервые картина была показана в 1891 на XIX выставке передвижников.
Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин». Ситуация драматична. Чтобы понять всесторонние образно-стилистические особенности картины, необходимо вернуться в историю и вспомнить чему посвящено полотно «Взятие снежного городка».
Это произошло после смерти жены художника, которую он сильно переживал. В картине «Взятие снежного городка», появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом истребившем много блинов, масла и рыбы». В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом». В результате городок разрушили и все залились громким смехом и радостью. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем.
Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина. С Меншиковым трое его детей. Участники игры делятся на две команды. К воспоминаниям детства вернулся».
Со всей округи съехался нарядный люд, поглазеть на зимнюю народную забаву. Критики остались недовольны выбором сюжета, называя его «бедным и анекдотичным». Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами.
Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал материалы искал лица для толпы на картине. Осаждаемые защищали «городок» пешими, нападающие атаковали на лошадях.
Немолодая женщина наклонилась вперед и с интересом наблюдает за происходящим.
Стены «городка» возводили из снега, облитого водой, между двумя стенами строили ворота. Сегодня суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Но стоить заметить, приглядевшись к каждому из персонажей, что они все наделены разными эмоциями и мимикой. Все в теплых тулупах, шапках и валенках.
Действие происходит на покрытом снегом просторе. Кроме насыпей изо льда, снежных ям, гладких валов, осажденные имели на вооружении и «симы» – замаскированные веревочные петли для ног наступающих. Это сооружение разбивает всадник на коне.
Всю неделю праздновали весело, раздольно. Все лица румяны, но у каждого свои чувства, мысли и даже позы. На следующий год родные уговорили живописца перебраться с детьми из Москвы в Красноярск, к матери.
Они радостны, веселы и беззаботны. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). Ковер на санях нарисован в картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» в 1891 году, когда они были очень популярны. Девушка отворачивается от всадника, так как на нее летит снег из-под копыт лошади. Молния ударила не в самое смертельное, но, может быть, в самое больное место Умерла жена, прекрасная молодая женщина, та, что сидит у ног опального Меншикова, завернувшись в соболью шубку.
Историчяеская живопись 1870-1890». Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. Больше Суриков никогда на заказ не писал. «Василий Суриков» и Каменова В. С.
Время, которая посвящена данная работа, происходят в заснеженных краях. Композиционно полотно делится на три части. Несомненно, что и события личной жизни сыграли соответствующую роль. Обычно высота столба от 8 до 10 аршин, а в диаметре у основания 4-5 аршин.
На полотне изображен один из дней Масленицы. Участвовали в ней и малые и большие. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище исполнены жизненной силы. Картина поражает ощущением приволья. Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Необходимо, к тому же, для полного раскрытия темы коснуться используемые художником изобразительных средств, композиции. На полотне Суриков запечатлел старинную народную игру в «городки». Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой.
Позади остались оборонители крепости, которые вслед машут ему ветками, очевидно всадника на пути к победе немало попотчевали хворостинами. И, проходя на черном коне сквозь снежную стену, всем сердцем, каждой клеточкой тела ощущал бешеную радость. Год спустя он едет на родину в Красноярск, о чём уже было написано выше. Если задержаться перед этой картиной на минуту дольше, загляделся на свет, проникающий под санки (под те, что справа), залюбовался расписной дугой, перевести глаза на яркий красный кушак – дальше уйти от картины, пока не кончится музейное время. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным.
Веселая толпа людей кажется яркой, благодаря контрасту одежды и белого снега. Традиционно на ворота нужно было водрузить петуха, бутылку и рюмку. Холст, масло. Анастасия Александровна.
Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили и блин и пирог и напиток. Участники разбивались на две команды и размещались по разные стороны стены. Монографию «Суриков» Волошин считал одной из наиболее серьезных и удачных своих работ. Осенью 1890 года Суриков вернулся с дочерьми в Москву, а в 1891-м закончил монументальное полотно «Взятие снежного городка». В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
На это колесо сажали мужика с калачами искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет «вытвораживать». Царит азарт и всеобщее веселье: как игроки, так и зрители полностью вовлечены в процесс. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Суриков. Ковроткачество специалисты называют тяжеловесным промыслом.
В данном случае, анализ может заключаться в широком рассмотрении изобразительных средств, композиционных основ, повлиявших на создание картины «Взятие снежного городка». Без понимания среды, в которой жил художник нельзя понять и движимые им мотивы написания произведений, вот таким образом крайне важным, я считаю, в первой главе кратко коснуться биографии Сурикова. В левой части картины находятся обычные крестьяне, которые искренне радуются увлекательному зрелищу.
За всадником стоит целая толпа радостных ребят, они с восхищением смотрят на казака. Рисуем гуашью воображаемую достроенную «снежную крепость» для того, чтобы познакомиться с творчеством В. И. Сурикова историей написания картины «Взятие снежного городка» и воспитания патриотических чувств и любви к родному поселку. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия. Написав «Исцеление», Суриков впервые после многих бессонных ночей заснул глубоким здоровым сном.
Вокруг много народа. Игра входила в масленичные празднования. Наиболее известное издание Волошина «Василий Иванович Суриков» было опубликовано в Ленинграде в 1985 году. Все понимают, что все в итоге город разрушат, все именно для этих целей он и был построен. Картину Взятие снежного городка Василий Иванович Суриков написал в 1891 году.
Можно также упомянуть труды Алленова М. М. Замятина и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Его искусство катилось, словно огромные океанские валы. Там младший брат Александр подал ему идею для картины: штурм снежной крепости. Справа, на картине изображены сани.
То, как выглядела снежная крепость, представлено на знаменитой картине Василия Сурикова. Участниками были молодые парни Березовки и близлежащих деревень. При написании картины, художник использует много белых и синих оттенков ими он рисует сугробы, снежную долину вдали и небо. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной.
Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Суриков наделял и героев своих произведений. В этой НОД я вместе с детьми рассматриваю презентацию «Наши зимние развлечения на прогулках». Его лошадь испугана таким скоплением народа, выглядит она неспокойной. Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы.
Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. Волосы у них чудные, глаза лучаться улыбкой. За валом вал. Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. Натуралистично запечатлён и окружающий пейзаж.
Так была написана картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». «И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Стенки столба делаются отвесными. Казалось, заговорили сами стены древнего города.
Все они одеты по-праздничному, женщины надели свои лучшие платки с огромными цветами, мужчины подпоясались новыми поясами, все они одеты тепло, на них теплые шубы и меховые ушанки. «Утро стрелецкой казни» действительно потрясает. Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника.
И не случайно мой выбор пал на картину Сурикова «Взятие снежного городка» она как бы выпадает по жанровой стилистике из остальных произведений Сурикова – это единственное произведение художника, посвященное бытовой тематике. Вот таким образом на лице нет какой-либо грусти или же печали. Центральная фигура – это всадник верхом на коне.
«Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — говорил он впоследствии поэту Максимилиану Волошину. На картине очень интересно запечатлена игра мужчин. Вот таким образом Масленицу праздновали широко.
Любимая женщина художника скончалась в возрасте 30 лет из-за врожденного порока сердца. Но больше всего Сурикова занимали образы, необходимые для толпы зрителей. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина.
Этим жизнелюбием В. И. Публика, привыкшая к салонному и академическому искусству, также не оценила полотно. Но нельзя не сказать о большом почитателе таланта художника М. Волошине. Если в «Стрельцах» показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине «Меншиков в Березове» Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России.
Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Как и рекомендовалось по правилам, «сотские» – командиры отрядов – не сразу изъявляли свое согласие на «пир-мир». Также на картине много ярких цветов, они использованы для изображения одежды крестьян их яркая одежда подчеркивает их отличное настроение. После этого старикам полагалось и слово сказать и напутствие дать «отрокам незрелым» и угощаться «час примать». В разные стороны от него разлетаются комки снега.
Что касается литературы по данной теме, то нельзя сказать, что её очень много. М. В. В центре рисунка выстроилась красивая толпа, состоящая из обычных крестьян.
Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Этот момент и запечатлел на картине Суриков, посмотреть на такое яркое и красочное представление пришло много людей. По традиции мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями. Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. «Взятие снежного городка» это такая забава, на которую собираются все жители.
Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Вся толпа людей в ярких и красивых нарядах. Суриков тщательно прорисовывает не только лица людей, но и предметы туалета и гардероба. Суриков никак не мог оправиться от горя, потерял всякий интерес к жизни, с трудом работал.
На ней коричневая шуба и светлый платок, варежки у нее тоже меховые. Пили вина и квасы, потчевались разными холодцами и рыбами, баловались блинами и пирогами.
Смотрите: казнь стрельцов, боярыня, которую все равно казнят, побоище Ермака, суворовские солдаты, ну и Разин – не голубок и Меншиков И вдруг на фоне этих грандиозных исторических полотен какое-то странное до нелепости «Взятие снежного городка».
Особо искать не приходилось, стоило только выйти за ворота — каждый встречный имел характерные черты сибирской мужественности и казалось ему, что любое из этих лиц идеально вписывается в картину, все были близки и понятны своей сибирской суровой красотой. Александр Иванович активно участвовал в создании картины, помогал брату, безотказно возил его по деревням и даже организовал само «взятие городка». Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, длилась весь февраль. «Взятие снежного городка» по своей композиции является идеальным примером пропорциональности и колоритности красок. Сани покрыты красивым ковром, расписанным яркими цветами. Фактически все с удивлением смотрят на наездника в огромной шапке из меха соболи. Участвовали в игре мужчины и молодые парни.
В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Издавна сложилось убеждение, что «не потешить на широкую масленицу – значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. На голове синяя шапочка, отороченная серым мехом.
Подобные игры Суриков во многом помнил из детства ему часто приходили мысли к созданию подобного произведения. Современник объясняет нам внутренний мир художника, его влияние на создание картин, в том числе картины «Взятие снежного городка». Морозовой.
Принято считать, что Суриков отдыхал на «Меншикове» перед «Боярыней Морозовой» и точно так же отдыхал на «Снежном городке» перед могучим «Покорением Сибири». Все жители радуются происходящему как дети. Стены из снега, облитого водой. Исстари называли Масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, ясочка, касаточка. Цель работы заключается в анализе жанровых, сюжетных особенностей картины. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства, одновременно являясь средоточием этих чувств. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба – славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена).
Позади ворот устраивался стол с угощениями – снежными бутылками и пирогами. Недаром русская пословица молвит: «Хоть с себя юбчонку заложить, да маслену (масленицу) проводить». Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. Ну и, конечно же, ни одно зрелище не может обойтись без толпы зрителей. Защищали ворота пешие, атаковали конные.
Здесь же не приходится сомневаться в мастерстве Сурикова. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. На лице победителя отображена уверенность, оторвавшегося от погони всадника. Сидящий на санях справа – брат Сурикова Александр.
Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Пока что прокатился третий. Люди на картине – это типичные сибиряки, земляки художника. На вершине ставится флаг.
В левой и правой частях мы видим зрителей, с интересом наблюдающих за игрой. Организую такие формы работы: путешествие в прошлое (знакомство с народными традициями, труд в природе (строительство снежной крепости, совместный поиск детей и родителей исторических данных, художественное творчество (фантазирование). Местом определили площадь которая есть в Торгашино и в настоящее время». Суть игры состояла в следующем: строилась стена из снега и для прочности обливалась водой. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье.
Обычно бой длился до позднего обеда и, как правило, завершался победой наступающих. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. На картине много улыбающихся, смеющихся людей. В картине художник отобразил все сословия народной массы.
Взятию городка предшествуют обыкновенно скачки, бег, джигитовка и другие развлечения. Помог богатый золотопромышленник П. И. Только на время выронил он кисть из рук. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс.
Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. Оно все как один сплошной крик радости, вспышка веселья, смеха. Посмотрев на картину, слышишь детский смех, разговоры в толпе, общий гул.
Крестьяне строили «городок» на реке либо на большой площади села или города. Сурикову было сорок лет, когда он завершил третью свою картину. (1) Городок. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В.
И всё это происходит на фоне чистейшего снега. Участники делились на две команды— осаждавших и осаждаемых. Они приехали посмотреть на взятие снежного городка. Этот снежный столб-башня и есть городок (крепость). Снилось ему далекое сибирское детство: как летом носился по енисейским стремнинам, а зимой брал «снежные городки».
Слева – мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. После игры победителя «мыли» в снегу. Так Е. Безызвестных в книге «Суриков и Сибирь: альбом» доступно знакомит нас с образно-стилистическими особенностями картин Сурикова, в том числе картины «Взятие снежного городка».
Написание картины потребовало от него немало усилий. Интересный взгляд на творчество художника мы находим у В. Солоухина в книге «Слово живое и мёртвое», где нестандартным языком автор описывает свои впечатления от произведений Сурикова. Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки. Художник писал легко, как никогда раньше, вот таким образом полотно «Взятие снежного городка» получилось радостным и задорным. «Я написал то, что сам много раз видел.
Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. Каждое казачье войско ежегодно отпускает известную сумму денег на такой город. В санях повернутым к зрителю предстает и сам брат художника – Александр. «Жизнь моя надломлена что будет дальше и представить себе не могу», — писал он брату в 1888 году, сообщая о смерти супруги Елизаветы.
Хотя промысел пока существует, но мастериц осталось очень мало, как говорится, по пальцам пересчитать можно. «В. И. Весь народ радуется празднику. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Взять «городок»— значило разрушить его. Написал я тогда бытовую картину «Городок берут».
Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова. Художник точно передал ощущение праздника и радости. А через девять лет на международной выставке в Париже за картину «Взятие снежного городка» Суриков получил именную медаль. Его очерк о мастере был впервые опубликован в 1916 году в журнале «Аполлон», впоследствии не раз переиздавался. Чистякова, контрасты и противоречия «двух Россий» – народной, почвенной и «европейской», петербургской, – стали для него и личной проблемой.
Теперь же снова возвратимся к картине и внимательно посмотрим на неё, чтобы оценить другие композиционные и изобразительные достоинства этого шедевра. Именно этот удалой характер, мужественность и хотел он отобразить в своём полотне. Взятие снежного городка обычно проходило на шестой день масленицы. На всех лицах много эмоций, кто-то смеется, кто-то с открытым ртом смотрит на происходящее, удивляясь смелости и силе штурмующего крепость, особенно рады и счастливы дети, они целый год ждали этого дня, чтобы полюбоваться этим зрелищем. Суриков сумел выразить в великолепной живописи «Снежного городка» душевную раскрепощённость, самоотверженность, задор и красоту русского человека. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. В 1891 году Суриков в Москве принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком».
Присущий Сурикову напряженный историзм объясняется и судьбой художника – уроженца сибирского города Красноярска, – принадлежавшего к старинному казачьему роду и усвоившего черты характера «ярых сердцем» земляков, хранивших еще в быту древние традиции. В завершении работы я попытаюсь подвести итоги и сделать выводы по изученному вопросу. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Около главного городка строится маленький размерами, он – для казачат.
Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Его могучие душевные резервы пришли в движение и действие. Они пришли, чтобы захватить крепость.
Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой. Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка».
И взятие снежной крепости и ее осада и штурм требовали отваги, физической подготовки, смелости. Популярна она была и в Красноярском крае. Он кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы – знамя крепости. Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. Все персонажи индивидуальности. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка.