Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Купить картину или постер "Жемчужина", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Врубель целыми днями работал с большим напряжением. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным.
Савву похоронили на Байковой горе. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. В то время здесь проводилась реставрация Кирилловской церкви, для которых Прахов искал талантливых, но недорогостоящих художников, которых он разыскивал среди студентов. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. И в нем кто-то должен обитать. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, вот таким образом он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Только на этот раз она была еще сложнее. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Не последнюю роль в воспитании художника сыграл П. П. Чистяков, в классе которого Врубель занимался, начиная еще с 1882 года. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Представители рода Врубелей (от польск.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Художник стремился к прекрасному и доказывал, что в основе всякой красоты форма, созданная природой. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Однако художник не смог сдержать свое обещание. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
В 1906 художник ослеп. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п. Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами.
В эти годы он вновь писал демонов. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. из ее глубины. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация.
Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Работа не привела к улучшению. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году).
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Это произошло благодаря сочетанию природной одарённости Врубеля и его позднему приобщению к художественному миру России вообще172. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов.
Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Кто же, как не дочери морского царя.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Кирилле», «Св. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Это уже восхищает и поражает. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Это уже восхищает и поражает.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
В 1910 году художник скончался после многих лет страданий. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Да.
Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.
Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Чуть намечена фигура Нептуна. Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции.
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»).
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Михаил Александрович Врубель. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Сама по себе раковина уже есть морским чудом.
Прошение было удовлетворено157. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. А при перемене освещения играет совсем по-другому. Художник приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного.
О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Сильное, грозное произведение. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги.
Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.
Да. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.
Но эффект целого неотразим. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше».
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».