В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира. Сопоставьте общую атмосферу стихотворения Блока «Русь» и картины Врубеля «Пан». Картина Врубеля «Пан».
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. «пан» – картина российского художника Михаила Врубеля. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Пан сидит на земле и витает в облаках.
Мои сомнения удивили Синявского. Они изображают Бога как старого человека проповедуют не веру, а суеверие — и далее: Я смотрела в глаза Толстого, сверкающие сквозь брови, как глаза Пана сквозь лесную чащу: мудрые, как сама природа. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе.
Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». На картине изображён Пан – персонаж древнегреческой мифологии. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега.
У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Вессель. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана.
Подобное соскабливание бывало не однажды. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. При свете луны мы четко видим лицо создания. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом. Большие седые волосы. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Оно напоминает лицо старого дедушки. Теперь о руках.
Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Поскольку при создании этой картины никто не позировал, то не помогла ли ему при завершении образа Пана какая-либо фотография и, быть может, даже фотография самого Толстого, которых в то время было опубликовано предостаточно.
Усталость, но бесконечная отдача. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Автору нельзя не верить. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника.
Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Синий, – ответил бы Врубель. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Но каков настоящий цвет кентавра. Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру.
Лучшая из них – Пан. За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Прежде всего — глаза. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Это придает персонажу большей загадочности.
P. S. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Торс атлета принадлежит человеку.
Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Длинная и густая борода и усы. Вечерняя природа, сумрачная, таинственная, могущественная и немного жутковатая также передает особый колорит этого мистического существа, подчеркивая его темную природу и его силу, которую он черпает из окружающих его просторов.
В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Можно подумать, что картина написана с реального жителя земли.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».
Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Тогда он переехал в Москву. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю.
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру.
Могучая фигура состоит из противоречий. Древним он – бог, нам – леший. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса.
Другое дело, что его дом был и моим. Жесткие волосы покрывали его грудь. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника.
Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Как мы видим, старец не совсем обычный.
Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна.
В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания.
Эта картина была задумана ещё в Киеве. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Он критически относился к современному искусству.
Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Современники гениального живописца усмотрели в его сатире несколько другую сущность и эта знаменитая картина русского живописца, принадлежащая к Сказочному циклу творчества, была переименована в Пан. На полотне изображен могучий, полный жизненных сил, задора и энергии, морщинистый лысоватый старик, держащий флейту в руке. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. Он мастер играть на тростниковой свирели, с которой никогда не расстаётся. Пан, написанный Врубелем, не слишком похож на греческого бога, несмотря на козлиные ноги, рога и свирель. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация.
В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Врубель жениться на Е. Х. В качестве декораций художник выбрал российский лес.
Со второго начинаются чудеса. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное.
У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Чаще, однако, он занят другим. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3.
Фон только на этой картине реалистичен. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств.
Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет.
Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Они были, дикими, страстными и необузданными. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту».
Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей.
Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. После окончания академии Михаилу повезло. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. И добрые, немного грустные глаза. Пан – один из них. Михаилу Александровичу Врубелю была очень интересна такая тематика картин, он как ребенок спешил показать честному народу существо, которое придумали они сами и неистово верили в него. Вот, например одна из известных картин Михаила Александровича Врубеля Пан. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». И сидит он на пне на фоне деревьев.
Леший, например, мало чем выделяется. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. По моему мнению, этот знаменитый и талантливый художник, по всем параметрам смог полностью выразить мифологическое существо придуманное людьми, таким как должно быть на самом деле в их воображении. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. На этот счет точных данных не существует. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир).
После окончания академии Михаилу повезло. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Врубель потрясает нас. Известно, что жена Толстого Софья Андреевна была большой любитель фотографировать и, чтобы лишний раз не беспокоить мужа и освободить его от позирования назойливым художникам и скульпторам, чего писатель не любил, она раздавала им его фотографии и они зачастую пользовались ими для создания портретов Толстого. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым.
Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Его глаза мудрые, одновременно уставшие и слегка игривые, вкрадчивые, будто бы хранящие множество волнительных секретов. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне.
"Врубель Михаил Александрович Пан1899Холст, масло124 х 106, 3Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражает интерес символизма к существам с двойной природой. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Так, будучи в Киеве, в крестильне строящегося Владимирского собора, он работал над изображением Богоматери и над картиной Адам и Ева, а у себя в гостиничном номере на Фундуклеевской улице писал на большом полотне Моление о чаше. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной.
Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Он перекликается с опустошённостью души. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым.
Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Где. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Но и Толстой не воспринимал своего противника. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев.
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Для этой картины художнику никто не позировал. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.
С приходом христианства прежние боги стали демонами. Из-за службы отца семья часто переезжала. Я видел ее только на картинках. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Вопреки настораживающим тёмным рогам на его седовласой голове излучаемая им энергия, пусть и приводит в трепет, лишена злого умысла это спокойная сила, обезоруживающая и надёжная. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. А. М. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан.
А на полотне были изображены сидящие в лодке ученики Христа и на заднем плане картины его появление. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Ветер выдает метафору. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. У сатира не может быть истории, только антропология.