В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью. Однако картины Врубеля продолжают интересовать публику. Подлинная стихия картин Врубеля – молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Будем надеяться, что и дальше картины Михаила Врубеля будут вдохновением для творческих людей.
Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. «каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину.
Не будь этих рисунков, мы бы и не узнали, что Врубель мог так выразительно и живо запечатлевать житейские жанровые сценки, ведь на картинах он их никогда не изображал. Михаил Александрович Врубель картины которого занимают особое место в истории русского искусства XIX—XX века. И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина – Демон поверженный, над ней Врубель работал напряженно и мучительно. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. А. бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке Мира искусства, а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. Врубель картины его отображали знания и чувства: «Киевские цветочные этюды (1886-1887)», «Белая акация», «Белый ирис», «Орхидея (1898)», «Сирень (1901)» и многие другие картины. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим» изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона. Это произошло на выставке «Мир искусства», на которой экспонировалась картина Врубеля «Демон поверженный». Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины.
Автор картины Демон сидящий – М. А. Врубель – был личностью неординарной. Над картиной Демон сидящий Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Михаил Врубель картины: «Азраил», «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графический автопортрет, были написаны во время обострения болезни в 1905 году. Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску.
«пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», – пишет Врубель на обороте этой картины. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины.
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон.
Представители рода Врубелей (от польск. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Федорова.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Фон только на этой картине реалистичен. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Это дьявол делает с моими картинами. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Он критически относился к современному искусству.
Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии.
И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы. Искусствовед Н. М. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Сквозь безумие проглянул гений». В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело.
сказок и опер Н. А. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Это один из его несомненных шедевров. Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. В качестве декораций художник выбрал российский лес.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына.
Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. всегда свой. ».
Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия – нежные белые розы. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе.
В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Кирилле», «Св. Брюсова. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Учился вместе с Серовым, хотя последний был младше на девять лет. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный».
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Демон низринут в ущелье среди скал. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам – Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Талант Михаила стал постепенно проявлять себя и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Может быть, в закладе.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Предметная конфигурация получается как сопряженность участков поверхности, фрагментированных гранями этой воображаемой пространственной решетки. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Врубель жениться на Е. Х. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Больно, горько до слез. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Он перекликается с опустошённостью души. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Особенно примечательна акварель Голова Демона. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов.
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Врубель писал картины на темы pyc.
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Модерн (от фр, новейший, современный) по замыслу его идеологов Ницше, Бергенсона, стиль должен был дать человеку цельную, эстетически насыщенную среду. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Цветовая гамма – преимущественно холодных, блеклых тонов.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Художник с такой постановкой времени должен был стать поэтом ночи. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Как было его сохранить. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Род. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».
Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Прошение было удовлетворено157. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. (1906), необычайно выразительный. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов). Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер. После окончания академии Михаилу повезло.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Он все мои картины исказил». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Надежда играла роль сестры Гретель. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Сразу выражение его лица изменилось. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Врубель провел в Венеции около полугода. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. А. М.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Он видел натуру как драгоценную мозаику частиц. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Она подлинно монументальна. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Это вот, эти копны сена.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. В 1906 художник ослеп.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Здесь культивировался интерес к формам и образам народного искусства и фольклора, что и выражалось в былинно-сказочной тематике ряда произведений Врубеля 1890-х и в подражании народным ремеслам, как первородной стихии всякого формотворчества (картина-панно «Богатырь», 1899), декорации и костюмы для спектаклей Мамонтовской частной оперы в Москве – «Снегурочка», «Сказка о царе Слатане».
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. В нем поднимался богоборческий бунт. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Излюбленный сюжет – маки, лилии ирисы, лебеди извивающиеся змеи, мотив волны. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Поразительна пластическая лепка лица и рук. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. Речь шла об Эмилии Праховой.
Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. А глаза были материнские – карие.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля.
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. мне было все это видеть. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. А. Блок сказал на похоронах Врубеля: Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Как мы видим, старец не совсем обычный.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой.
Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.
Афанасий» и «Христос Спаситель». Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Свадебное торжество проходило в Женеве.
Она поражает разнообразием этнического состава. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто.
Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля.
В московский период Врубель создает известные картины ДЕМОН СИДЯЩИЙ (1890), ИСПАНИЯ (1894), ГАДАЛКА (1895), ПАН (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них ВЕНЕЦИЯ, 1893 МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ для Всероссийской Нижегородской выставки и ПРИНЦЕССА ГРЕЗА, панно на темы ФАУСТА, (1896) БОГАТЫРЬ, (1898), занимается скульптурой и декоративной керамикой. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». У его апостолов были живые прототипы. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Но и не только это.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Годы ученичества Врубель вспоминал как самые светлые в своей жизни. Не все из них согласились. Эта большая акварель поразительна.
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В Киеве русский художник провёл шесть лет изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Удивительна наследственность Врубеля. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Это был Петербург 1896 года. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними.
«. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Тщательно будущий художник изучал натуру.
Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Первое впечатление: сумасшедший. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В рисунке, в живописи, в глине – развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Художественную одарённость обнаруживал с детства, но посвятить себя искусству решил только в 24 года. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Кроме того, что оно наполнено необычайным по накалу трагизмом, какой-то запредельной романтикой, которая лежит за границей жизни, здесь Михаил Александрович применил весь свой опыт и мастерство живописи, что бы воплотить необычайную даже для того времени задумку – написать демона.
форма, которая создана природой вовек. ». Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Стиль Врубеля основан на господстве пластического скульптурного, объемного рисунка. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.
Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Работа не привела к улучшению.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Вессель. Сильное, грозное произведение. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Предметы представали в необычном для обыденного зрения виде. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». продолжение. Состояние художника тем временем ухудшалось. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких.
музей русского искусства, Киев). Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Произведение удалось. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Через несколько дней он полностью ослеп155. В эти годы он вновь писал демонов. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный.
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В 1898 году Врубель отправился на Украину. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Савву похоронили на Байковой горе. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Мамонтова (оба – 1897). Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда он переехал в Москву. Учился в Академии Художеств. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Да ведь до них несколько верст. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Кроме того, он начал терять зрение. Сидящий демон — словно исполин.
В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Рождается ощущение первозданности.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Слово демон в переводе с греческого означает душа. Помимо домашнего образования Михаил получил массу впечатлений и новых открытий извне, путешествуя с отцом подолгу его службы. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. И свою картину художник сначала назвал Сатир. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию и художник вернулся в Москву.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Синими искрами загораются стекла пенсне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Арцыбушева и С. И. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь.
Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. (ГАМЛЕТ И ОФЕЛИЯ (1888), ПАН (1898), К НОЧИ (1900), СИРЕНЬ (1901), ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ (1900), ЛЕБЕДЬ (1901). В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. В колорите картины – контрасты. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Критики утверждали: «декадентское уродство».
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».