Известна его картина под названием «Весна пришла», которая входит в число его самых лирических работ. И есть у этой нарисованной весны один неоспоримый плюс – даже если на окном зима, то весна в картинах художников – это праздник, который всегда с тобой. Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей. Некоторые эксперты считают, что сюжеты с Зефиром отсылают к физической любви, в то время каквзгляд купидона был изначально направлен на картину «Паллада и Кентавр», которая якобы висела рядом с «Весной».
Весна на картинах художников. Картины весенний пейзаж как нельзя лучше передают всю гамму чувств, присущих особенностям весеннего настроения. Так рождается картина «Лес весной» (1884), которая соединяет в себе как величавость, так и теплые ноты. «весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
В 1551году Джорджо Вазари писал, что картина изображающая пришествие весны (итал. Primavera) находилась на вилле Медичи в Кастелло. Если вы думаете, что главная героиня картины «Весна» – богиня Флора, то вы жесточайше ошибаетесь. Творчество Левитана, картина «Весна.
Картина известного художника Сергея Виноградова «Весна» – настоящий праздник пробуждающейся природы. И, конечно же, весне посвящают картины. Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку картин русских художников на тему весны.
Эта картина – тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Картина «Ранняя весна» является экспозицией украинского музея искусств в Харькове. Картины весенний пейзаж. Весна.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Их создано огромное количество и каждая из них по-своему хороша. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Она изображает весеннее половодье. Большая вода» — опять-таки поля, затопленные разлившейся рекой. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Они способны воспитывать молодое поколение сквозь призму восприятия художника.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Вокруг еще лежит снег, на переднем плане – голые березки, кое-где в небе сквозь тучи проглядывает луч солнца. Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разум и красноречие, а также является творцом искусств. Небо обнажено, легкие воздушные облака заполняют небесные дали. Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Знакомство с А. П. Чеховым оставило большой след в жизни каждого из них.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но, это неединственноеповторение в картине. На картине Юона также представлен март, произведение очень похоже на «Март» Левитана: также нарисованы заснеженные поля и лишь по дороге под из селения под ярким солнцем едут всадники на конях. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Фигуры расположены волнообразно.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Описание картины Левитана «Весна. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. На этой картине художник С. А Вмноградов отобразил только самое начало весны.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Кажется, что свежее дыхание весны коснулось вашего лица. Это является главной задачей живописи.
Эти чувства подсознательно передаются зрителю, когда он смотрит на картину. Картина Левитана «Весна. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Ранняя весна.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г. г. Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой – так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. От его полета согнулись стволы деревьев. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Чехов в своем художественном произведении «Попрыгунья» описал ситуацию, возникшую в жизни Левитана. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. На картине «Весна. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Холодная, чистая и прозрачная вода подобна зеркальному полотну.
Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Нежно и беззащитно смотрятся деревья на фоне разлившейся воды. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно.
Но давайте попробуем. Произведение дышит теплом, светом и предчувствием жаркого лета. В описании картины Левитана «Весна. Картина Левитана «Весна. Перелом в творчестве флорентийца произошел в конце XV века, когда он познакомился с монахом Джироламо Савонаролой. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
А старые грабы извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Движение в картине устремлено справа – налево.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Среди них – почти обязательные для русского пейзажа деревья – березы.
В течение всей своей жизни Левитан много и плодотворно работает. Семья не могла в полной мере оплачивать учебу молодого человека. Вода – разлившаяся река – занимает большую часть полотна.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Картины Саврасова и Левитана изображают самое начало весны. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Снег ещё лежит плотно и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце». Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Именно здесь лучше всего наблюдать приход весны.
Он умирает в 1900 году, оставив после себя много незаконченных работ, одно из них – известное «Озеро». Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Каково же содержание картины. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Кажется, что на картине изображена зима. Большая вода» Левитан использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цветов. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Лирическое настроение заполняет все пространство. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Краски настолько мягкие, как сама русская природа ранней весной.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Исследователи предложили несколько толкований. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Большая вода».
Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой пейзаж, сельскую местность. Композиционно полотно делится на три части.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Месяц считался концом весны и началом лета. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вода, заполнившая собой все вокруг, напоит землю и даст начало новой жизни. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Именно передача света доподлинно удалась Левитану. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В своей картине «Весна. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Большая вода» написана нежными и прозрачными красками. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. По полю под ярким солнцем нарядно одетая крестьянка ведет коня. Она не просто богиня любви и красоты. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Большая вода» наполнена светом и дышит началом весны.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна.
Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Дружба и соперничество объединяло этих двух мужчин. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Кустодиевские картины – это то, что сочетает лирику и романтику с земной жизнью.