За 28 лет до написания «Венеры Урбинской» художником Джорджоне была создана подобная картина «Спящая Венера». Картина Тициана Венера Урбинская: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. За 28 лет до написания «Венеры Урбинской» художником Джорджоне была создана подобная картина «Спящая Венера».
В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Вот таким образом, когда Тициан помещает в эту «картину» столь разноплановые предметы (цветок, колонна, далекие деревья), чьи откровенно условные формы напоминают аллегорические атрибуты, мотив окна в сочетании с вышеописанной композицией черного, голубого и вертикали приобретает образ некой метафизической реальности, «где граница идеального и реального становится зыбкой». Согласно одной из них картина символизирует узы брака. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры.
190, 3 x 207 см. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой» «.
Скорее всего, Тициан хотел рассказать в своей картине о сексуальности в браке, соединив волнующую эротику с добродетелями брака и прежде всего с верностью, которую олицетворяет изображённая на картине собачка. Прекрасная Венера помещена в обстановку богатого венецианского палаццо. Поначалу небольшое окно на заднем плане может восприниматься в зрительском сознании скорее как декоративный эпизод, сравнимый с узорами гобелена в углу или с малозаметной, но изящной перекличкой нескольких оттенков серого цвета в плоскостях, выстраивающих пространство интерьера (с той замедленной, оцепенелой перекличкой, которую взгляд противополагает бурному течению, струению форм холодных серых теней в складках белого покрывала и подушек на переднем плане). Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. «Венера Урбинская» возвращает нас к образу «Спящей Венеры» Джорджоне, но в произведении Тициана эта тема переведена в более жизненный план — перед зрителем предстает портрет молодой женщины, лишь уподобленной мифологической богине. Существуют различные версии интерпретации тициановской нагой красавицы.
Администрация в целях сохранить полотно, поставила у картины двух охранников, которые с трудом смогли отстоять «Олимпию», в противном случае её бы просто разорвали на куски и растоптали. Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений изображённых на ней, большого количества людей и т. п. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Согласно одной из них, картина символизирует узы брака.
Мы можем не осознавать или неверно понимать значение пятен цвета или света их конфигурацию и контраст, но мы не можем их не ощущать (если только у нас не испорчены глаза). Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности.
Речь не могла идти и о каком-либо споре или соревновании с рано умершим Джорджоне. Италия. Впрочем, не стоит преувеличивать дистанцию между зрителем и произведением, т. к. Мы разобрали лишь несколько композиционных и образных черт «Венеры Урбинской».
Так неожиданно, но художественно закономерно условный образ окна становится для нас зримой метафорой того (растворенного в телесной роскоши предметной иллюзии) «особого мира», в котором пребывает Венера. Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Но, как мы уже поняли, окно не является одним из периферических эпизодов в композиции «Венеры Урбинской».
Тициан (1488 (90) – 1576) Итальянский художник эпохи Возрождения. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.
Искусствоведы отмечают, что картина Эдуарда Мане схожа с некоторыми другими картинами разных авторов прошлого, в которых присутствует лежащая обнажённая женщина, например: «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана, «Маха обнажённая» Франсиско Гойя и других. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Но достаточно лишь отвлечься от предметной внешности (а на самом деле – от условности) изображения, чтобы увидеть некую собственно живописную картину и начать воспринимать и анализировать ее черты, на первый взгляд, абстрактные, а по сути – абсолютно конкретные.
Однако эта чувственность обманчива. Толпы людей приходили только для того, чтобы посмеяться на картиной. Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Жёлтая вертикальная полоса на стене делит картину на две части, в одной из которых находится Олимпия с коричневым фоном стены, а в другом – служанка и котёнок с зелёными шторами в качестве фона. Тридцатью годами ранее, в 1510 году другой выдающийся венецианский художник Джорджоне написал «Спящую Венеру».
Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей.
Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь. Ведь Тициан не случайно пошел на прямой повтор существенных черт композиции своего учителя, рискуя впасть в подражание, которое он не мог себе позволить, как творческая личность (даже если таковым было бы желание заказчика). Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной». Согласно одной из них, картина символизирует узы брака.
Эдинбург. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Воспринимать такую картину можно по-разному. Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом.
Тициан был величай- шим художником Венеции. Венера Урбино Тициана и Спящая Венера Джорджоне.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Мане обвинили в аморальности. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. Позы лежащих женщин на этих картинах практически одинаковы.
Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка. Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением. И Венера и Олимпия находятся в очень похожих позах, включая положение рук и ног. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, Венера Урбино, один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной». Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист.
Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Но это будет тема иллюстративно понятой внешности картины, внешности, которую мы в состоянии скорее узнавать, сообразуясь со своими привычными взглядами на вещи, нежели открывать для себя впервые ибо, говоря словами Пруста, «реальность, которую нужно отобразить, заключается не во всем очевидном сюжете, но в той глубине, где эта самая очевидность не имеет значения». В то же время над Венерой поднимается черный абстрактный цвет стены из глухого неподвижного сумрака перерастая в чистый звук напряженной, восходящей из ниоткуда в никуда вертикали. Больше того, во время проведения выставки на неё не раз покушались.
Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного). Проблема здесь скорее в том, насколько мы подготовлены воспринять то культурное и духовное состояние, в котором пребывал 50-летний Тициан и которое сформировало его художественный язык, а также воспринять ярко выраженное индивидуальное своеобразие этого языка (с одной стороны, оставшееся неповторимым авторским почерком, а с другой, – открывшее новые пути развития европейской живописи). Возрождение. Отдельный зал, предоставленный музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, подчеркивал особый статус этого произведения – к нам приехал не просто очередной раритет, но один из тех немногих шедевров (в ряду которых – «Мона Лиза» Леонардо, «Охотники на снегу» Брейгеля, «Менины» Веласкеса, автопортреты Сезанна), которые сформировали облик европейской живописи Нового времени Изображение «Венеры Урбинской» хрестоматийно и хорошо знакомо по репродукциям, но в действительности поражает своей новизной и захватывает нарастающим потоком впечатлений. Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему.
Он выделил Венеру, она лежит на белом покрывале, сама имеет светлый цвет кожи и, слегка прикрываясь, создаёт впечатление юной невинности. На примере этой картины, а также на примере картины «Завтрак на траве», основа которой также была взята из работы художника эпохи Ренессанса (Маркантонио Раймонди), мы можем увидеть переосмысление художником-новатором идеалов красоты живописи прошлого на новый лад. Тициан создает теплый и жизненный образ безмятежного счастья. Относительно недавно, в конце 2000 года в Москве экспонировалась знаменитая картина Тициана «Венера Урбинская», привезенная из флорентийской галереи Уффици. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю.
Но, с другой стороны, художественный язык зрелого Тициана был уже настолько точным и продуманным, что «прочтение» его картины может быть не менее ясным, чем «прочтение» строгого текста иконы. Более широкое исследование поставило бы вопрос и о месте «Венеры Урбинской» в процессе развития живописного метода Тициана, возможно, обозначив это место как некий этап равновесия в движении от более линейных композиций с преобладанием локального цвета («Любовь Небесная и Земная», «Положение во гроб») к произведениям, в которых линия уступает первенство пятну, а цветовая структура становится главным средством выражения («Даная», «Св. Себастьян»).
Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Его «Венера», приобретенная Гвидобальдо дела Ровере, герцогом Урбинским и потому получившая свое нынешнее название, представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным.
Картина написана по заказу урбинского герцога, вероятно, по случаю его бракосочетания. Существуют различные версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной»1. Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного). Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Почти у всех мифологических фигур изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Такое восприятие будет, возможно, субъективным, но более реальным и адекватным. На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми.
Крайне интересным, с точки зрения познания законов живописи, стало бы сравнение «Венеры Урбинской» с «Венерой» Джорджоне. Больше того, у обеих женщин на правой руке имеется браслет, а в ногах лежит домашнее животное (на картине Тициана – собачка). Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь и верность.
Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. все приемы живописи основаны на законах человеческого зрения. При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. Такое копирование картины вовсе не является «кражей» идеи Тициана. В своей картине Мане не уделяет большого внимание пространственному плану и объёму.
парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. При м Дюрер в ем творчестве с наибольшей полнотой выразил особенности именно немецкого Возрождения, отличного от искусства не только Италии, но и Нидерландов: в его творчестве рациональное и классическое неотделимо от готической экспрессивности и одухотворенности, тяга к знаниям соединяется с глубокой, страстной религиозностью. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею.
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Особое сходство находят с картиной Тициана «Венера Урбинская». Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту. В итоге такого описания будет очерчена тема некоего аллегорического портрета известной аристократки – «домашней богини», олицетворяющей венецианскую роскошь и чувственность. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю.
Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. И ее голубые глаза, подобные голубому небу в окне, – не случайное тому подтверждение. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный.
Изображение окна – это, как правило, особая символическая вставка, «картина в картине». Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой» «.
Однако эта чувственность обманчива. Но вернемся к «Венере Урбинской». Национальная галерея Шотландии. Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца. Холст, масло.
Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой»2 «. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности.
Но Джорджоне не окончил картину. Однако эта чувственность обманчива. Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой». Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой». Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами.