Вне сомнения, «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии. Через образ Весны передается определенная теплота смотрящему, так как на картине можно сразу заметить проявление некой заботы к Венере. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Веселые и темпераментные испанцы, умеющие ценить буйство плоти, называют женщину изображенную на картине, «новой Венерой». Своей «Венерой Урбино» Тициан разрушил границы традиционной мифологической картины, приблизил миф к своему времени, заставляя его служить вполне определенным целям: свидетельствовать о важности эротического аспекта брака. Картина изображает рождение Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Только что рождённая из морской пены, она подплывает к берегу.
«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. Картина Рождение Венеры (1485г)была заказана ему для виллы Кастелло, которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи.
Боттичелли использовал при создании этой картины новшества того времени: технику дробления лазурита для получения синей краски, а также принцип нанесения листового золота, которое он использовал для изображения пурпурной накидки Венеры. Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.
Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Дерево, темпера. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 548 дней.
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю известному религиозному фанатику.
Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 548 дней. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету.
Необыкновенно красива картина «Рождение Венеры» (ок. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Умер Боттичелли в безвестности.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Флоренция. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Лоренцо удалось скрыться. Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного).
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице – выражение наивности и чистоты. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Возлюбленную Джулиано, умершую вскоре от чахотки, воспели поэты медичейского двора. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Придворный поэт Анджело Полициано посвятил описанию турнира 1475 года поэму «Джостра» («Турнир»). В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Богиня возникла из морской пены. Она не стоит, а парит.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней. И это напоминает поединок за новорожденную.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Но парадокс состоит в том, что моделями богини любви и красоты служили тысячи безымянных женщин разных времен и народов.
Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. Картина «распадается» на отдельные фигуры и группы, персонажи ее живут своей отчужденной друг от друга жизнью, она полна символов и неясных намеков. Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Варнавы работы Боттичелли).
Самым прекрасным творением оказалась Афродита.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в "Рождестве" к душераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизни св. Зиновия". Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Возрождение. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора – одна из четырех богинь времен года, Весна. Этот материал обычно выбирался для картин, предназначенных украшать загородные дома, так как холст был дешевле и его было легче перевозить, чем деревянные панели. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора, являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Сандро родился в семье кожевника. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Композиция «Весны» строится на характерном ритме певучих линий, на чередовании струящихся контуров фигур, которые расставлены, как на сцене, где декорацией служат прямые стволы деревьев и светлые просветы неба. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Разновременные эпизоды сосуществуют в пределах одной картины. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Образ Венеры – один из наиболее пленительных женских образов, созданных Боттичелли: одухотворенное лицо с мечтательно устремленными вдаль глазами, удлиненных пропорций фигура – воплощение женственности, чувственной грации и красоты.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой».
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения.
Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Заговорщики напали на братьев Медичи в соборе во время церковной службы.
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Много лет спустя Боттичелли написал картину «Марс и Венера» (1485.
Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой.
С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции и он уехал в Рим работать над фресками Сикстинской капеллы, которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению – Микеланджело. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. В мифе события разворачивались стремительно. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Что же.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
И все же это так. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. В годы создания «Весны» тридцатичетырехлетний Боттичелли и двадцатишестилетний Леонардо да Винчи – самые яркие творческие индивидуальности Флоренции. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Нежный цвет пышных волос богини не контрастирует с природой, а становится её частью, находясь в единой цветовой гамме с земляным валом. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Три фрески, выполненные Боттичелли, – «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» – типичные многофигурные композиции раннего Возрождения. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
203 x 314 см. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Затем пошел в ученики к одному из виднейших мастеров итальянского Ренессанса, художнику Фра Филиппо Липпи, чтобы научиться живописи. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. «Весна» (1478.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Несколько посмертных портретов Симонетты написал и Боттичелли. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Предполагают, что по мотивам этого произведения и созданы две наиболее прославленные вещи Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», в которых с предельной ясностью отразилось его эстетическое кредо. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
Однако произведение Боттичелли овеяно настроением поэтической грусти. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой).
Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Это утверждение — оправдание женской наготы. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Джулиано был убит ударом кинжала. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Италия. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Свежий, праздничный колорит во многом определяет эмоциональный строй картины, написанной светлыми локальными красками. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
В позе изображенной Венеры Боттичелли явно видно и влияние классической греческой скульптуры. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Но это правда. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Слева от нее дуют Зефиры, от их дыхания сыплются розы и словно наполняют всю картину тонким благоуханием.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.
Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана. 1485 г. Уффици, Флоренция).
Галерея Уффици.
Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.