Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. «вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля.
Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля. «вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде.
«вавилонская башня»— известная картина художника Питера Брейгеля. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший. После многих путешествий в 1563 году он переселился со своей семьей в Брюссель, где и написал свою знаменитейшую картину «Вавилонская башня» именно о ней и хотелось бы вам рассказать. К примеру, популярна картина «Вавилонская башня», о которой и пойдет речь в данной статье. В основу картины положена библейская притча из Первой книги Моисея о гордыне человека, задумавшего строительство Вавилонской башни, которая бы позволила ему достичь неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».
«вавилонская башня» – картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века. Главное отличие картины – это сложная структура Вавилонской башни.
3. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.
Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Площадь зиккурата окружали большие здания, где жили паломники, здесь же стояли дома жрецов — самых могущественных людей в империи. Они решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Marten Van Valckenborch I (1535-1612)Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). лет назад. Да и даже не одна. Мигдаль Бавель) — башня, которой посвящено библейское предание изложенное во 2 главе «Ноах» (стихах 11:1-11:9) книги Бытие. «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
Но не тут-то было. Его поразили масштабы Этеменанки и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни. Hendrick III van Cleve (1525 – 1589)И все-таки башня была вновь разрушена. Вернее всего сначала вам назовут египетские пирамиды. Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э. ). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Это зиккурат в Агар-Гуфе, вернее, его развалины.
Нимрод был жесток и горд. Вавилонская башня (ивр.
По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы. Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel. Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом.
В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Александр Македонский намеревался восстановить башню, но масштаб работ испугал даже его. Таким образом история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Брейгель же был не так прост.
Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Там стояли его ложе и позолоченный стол.
Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. Первая терраса была в плане квадратом со стороной девяносто метров. Оно считалось местом обитания бога Мардука – покровителя города. Но нет гармонии и в самой башне.
Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. А на заоблачной вершине царит полный хаос. Это совпадение не может быть случайным. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет.
2. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Да и даже не одна. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Реконструкция.
Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).
Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Вавилонский зиккурат был самым большим из многочисленных зиккуратов Двуречья.
Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного».
Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Крупные открытия в любой науке, в том числе и в археологии, обычно делаются не одиночками.
И трудиться им пришлось бы два месяца. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. И всегда остается место для ученого, который дополнит открытое и скажет свое слово.
В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Но нет гармонии и в самой башне. Вспомним библейское сказание. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни.
Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Наконец, на верхней площадке стоял пятнадцатиметровый храм Мардука. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.
На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Потом вспомнят о висячих садах Семирамиды и почти наверняка назовут Вавилонскую башню. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека.
Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением.
Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо храм. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. Вспомним библейское сказание. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
«Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер». Lucas van Valckenborch 1594г. Lucas van Valckenborch 1595г. В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Кстати, образ Колизея использован не случайно. Башня выглядит огромной до неприличия. В высоту она достигала тридцати трех метров. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням.
Вавилонскую башню разыскивали и первые археологи и просто искатели сокровищ, попавшие к холмам Вавилона. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. В нем обитал сам Мардук. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.
Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Общая высота башни равнялась длине стороны основания — девяноста метрам. Зиккурат в Вавилоне считался главной святыней царства. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать».
Картина очень реалистична и повествовательна. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Раскопки в Вавилоне ведутся уже двести лет и первые десятилетия были посвящены поискам именно башни. Еще одна достопримечательность этого средневекового нидерландского города – огромный порт, в котором одновременно могли стоять до двух тысяч судов. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.
Нет, он не хотел уничтожать башню. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу.
Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Так как земля этих мест была очень плодородна, то люди жили богато. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. Самая ранняя из них не сохранилась.
Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Вавилонская башня 1564. Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века) а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в. ). Фреска Вавилонской башни из венецианского собора Сан-Марко. В Ираке до сих пор существуют башни такого типа- очень высокие, ступенчатой или спиралевидной формы. Зиккурат Этеменанки. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. Jan Collaert 1579г. Согласно древней библейской легенде, после Всемирного потопа, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии (с востока люди пришли на землю Сеннаар), то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата и все говорили на одном языке.
А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). 6 в. до н. э. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению.
Больше того, он видел эту легендарную и вроде бы вовсе не существовавшую башню. Питер Брейгель Старший – художник, сотворил две схожие картины на эту тематику, но хотелось бы остановиться именно, на той которая была созданной в 1563 году. Как тут не вспомнить библейский сюжет.
1. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Он представлял собой семиступенчатую пирамиду, на вершине которой стоял маленький храм.
Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В зрелой юности его буквально огорошил Босх. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме. Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как – «сковорода». 4.
Таким образом, завершился тысячелетний труд художников, рисовавших Вавилонскую башню. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Александр Македонский намеревался построить ее снова.
Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).
Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.
На ярусы вели лестницы по ним поднимались религиозные процессии. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Его рисунок почти полностью совпал с реконструкцией Колдевея. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной.
В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Следующие этажи были еще ниже — по шесть метров. Нидерландский художник Питер Брейгель Cтарший в 1563 году тоже обратился к популярному сюжету, но истолковал его по-иному.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Он был покрыт золотом и облицован голубым глазурованным кирпичом. А дальше шумел миллионный город, уверенный в вечности и нерушимости своих стен. Геродот писал, что видел башню неповрежденной. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов.
Вавилонской башни не было. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до, эпохи Хаммурапи. Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима». Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст.
Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. Девиз Европейского парламента на французском: «Много языков — один голос» искажает смысл библейского текста.
Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. И Вулли смог точно реконструировать Урский зиккурат. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.
И ошибутся. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. В голубой храм не мог войти никто, кроме жрецов. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений. Фреска 1100г. Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне.