В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами. Одна из самых знаменитых картин Василия Верещагина была написана после его поездки в 1869 году в Западный Китай, где местные власти подавляли восстание китайских мусульман – дунган. В 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце открылась выставка туркестанских произведений Василия Верещагина, на которой впервые была представлена на суд зрителя картина «Богатый киргизский охотник с соколом». Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин.
Эта картина – самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Самой известной картиной Василия Верещагина считается Апофеоз войны. За три года до событий русско-турецкой войны антивоенный настрой Василия Верещагина и некоторые его картины привлекли внимание не только многочисленных критиков, но и будущего императора Александра III, которого тогда именовали великим князем Александром Александровичем.
За полотно «Побеждённые. Государственные музеи покупать их не собирались. Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы».
Столько дворцов. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина.
Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Это одна из самых известных картин балканской серии. Снова и снова Верещагин напоминает, даже в такую отрадную минуту, чего стоит война, какой нелегкой ценой досталась победа. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие.
Панихида» (1877–1879, Третьяковская галерея, Москва). Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Штурм не удался.
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Вот где открылось буйство красок, цвета.
Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России.
Завершая рассказ о Верещагине, можно вспомнить слова Стасова: «. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
После атаки. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов.
Мир без войн, грядущая трагедия столкновения европейской цивилизации с мусульманским миром Востока, колонизационная политика России и межнациональные конфликты на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества – вот круг проблем, поднятых в искусстве и публицистических работах В. В. Верещагина. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры их невежества и жесткости, против ужасов войны. И в 1879 и 1880 гг.
С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны.
В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. «У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. Все они были переколоты штыками.
Зато много такой войны, о которой не принято говорить. На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет».
Интересно полотно «Ночной привал великой армии» (1896–1897, Исторический музей, Москва), представляющее гуманистические идеалы художника, для которого невыносимы страдания простых людей, даже если это вражеские солдаты. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Рос мальчик в отцовском имении на приволье. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью.
После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Пусть войдут» и «У крепостной стены. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем.
За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Что это значитъ.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Страшная дезорганизация, начавшаяся еще во время стоянки армии в Москве, теперь принесла свои плоды. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый», «Панихида по убитым», «На Шипке все спокойно. », «Балканы» и другие. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление. Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов».
Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Еще одно мгновение. Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи.
Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Он должен был стать военным или дипломатом. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Художник акцентирует внимание не на казни, а на толпе.
Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. И это не удивительно.
Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Русские тогда потеряли 1300 человек. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.
Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. За Серпуховской заставой.
Отсюда многочисленные запреты на его картины. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике» некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Душевное страдание и ужас обессилили его.
Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью». Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье. Дурные вести из Франции», 1887–1895 «Наполеон и маршал Лористон», 1899–1900 все — в Историческом музее, Москва). И вот началось поддержание в Москве порядка.
Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М. Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13.
В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Даже когда был успех. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Работы туркестанской серии были выставлены в 1869 году в Петербурге, а в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне была показана картина из этого цикла «Опиумоеды» (1868, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). Успех был неимоверным.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Этого было мало. Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. Она стала провокационной, что возмутило правительство.
Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара.
На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я. Вдруг раздался неимоверный силы взрыв Броненосец содрогнулся и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
Что принесет очередное его появление пред народом. Главное событие на полотне, как и в ряде других картин мастера (например, «Шипка-Шейново. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Дата рождения: 1842Дата смерти: 1904 «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Художник был расстроен такой оценкой и уничтожил несколько своих картин.
В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями. Но вот на поле брани обнаружили целого и невредимого солдата. Какое невероятное решение. Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». На Верещагина посыпались положительные рецензии, статьи, поздравления, приглашения участвовать в выставках.
Кому-то из них достанется он сам. В Туркестане художник пробыл всего год, но успел сделать массу зарисовок и этюдов к будущим полотнам. В то же время официальные лица (генерал К. П. Кауфман и др. ) отрицательно отозвались о работах мастера. Картина «Побеждённые. Наша эскадра стала выходить из гавани и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час.
У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении. », «лепота. », «прелестно, прелестно. » и не те, кого узнают на улице и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые.
Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Василий ВасильевичВерещагин— русский художник-баталист. Смертельно раненный. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы». Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе.
Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Не смотря на то, что родители были против Верещагин поступает в 1860 году в Академию художеств. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики. Василий Васильевич Верещагин, автор картины и посвящения к ней, прожив полную драматических событий жизнь художника и человека, завершил ее вовсе трагически —в пучине Тихого океана вместе с командой броненосца «Петропавловск» во время русско-японской войны.
В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Это скифы. ».
Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадетский корпус. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Наступило 6-е сентября.
Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. Интерес к ней был огромен. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Верещагин снова вынужден уехать вначале в Индию, затем на Ближний Восток.
Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет.
По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.
Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий.
Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. 2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместьи, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника. Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь.
Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу.
Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12 башню. Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история.
Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию). Участвовал в некоторых сражениях. Изображен двор самаркандской крепости.
Всё найденное одевают или обувают прямо тут, рядом с ограбленным убитым воином. В то время художник много работает над психологическими портретами. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Французы отступали по разоренной местности. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю.
Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа.
Главное место среди работ балканской серии занимает полотно «Побежденные. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.
Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Кто-то получит его камзол, а кому-то ещё что-то ценное, если у него такое есть. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».
А три картины посвящены партизанской войне. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Картины часто создавались им как парные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены. Полотно «Казнь заговорщиков в России» было написано по следам событий 1 марта 1881 года (убийство народовольцами АлександраII) и изображало казнь С. Перовской, А. Желябова, Н. Кибальчича, Т. Михайлова, Н. Рысакова.
Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Центральное место во второй части серии занимает картина «Не замай. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого».
Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии. Несмотря на возмущение начальства, он шёл в самые горячие точки, старался участвовать во всех атаках и штурмах, чтобы самому увидеть всё и всё ощутить. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Дети должны расти на родине.
Он объездил многие страны Европы, Азии и Америки. Род Верещагиных вел свое начало с давних времен. А Наполеон был такою личностью.
Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру. Однако Академию он не закончил. Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную «истории захвата Индии англичанами», полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой однако для документалиста Верещагина это было абсолютно необходимо. Что за люди. И вдруг, в 1864 году, словно в награду за все его злоключения и полуголодное существование, на Верещагина неожиданно свалилось наследство.
Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Вскоре о нём заговорила вся Европа. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». О конкретных причинах развода с Е. К. П. М. Третьяков для своей галереи купил почти всю серию картин.
Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. «Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Художник показал свою серию во многих европейских и американских городах. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».
Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все. Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Из-за этого толки о картине шли самые разные. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.
У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру. В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна.
На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях иначе картины будут ненастоящими. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки.
Но радость победы испытывают не все. Это они сами. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. С документальной точностью Верещагин передает торжественные эпизоды военных событий. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Жизнь Верещагина полна авантюр. Никакие сыскные службы так и не смогли их найти.
Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно».
Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.
Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. К дулу пушек привязаны мятежники.
Это были его собственные слова. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Если обратиться к французским источникам, хотя бы к запискам уже упоминавшегося Тирюна из Меца, то выйдет, что вообще особенных бесчинств не было, за исключением первого дня после вступления в Москву.
Напротив — кровь, отрубленные головы, убитые и раненые русские солдаты. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Написал воспоминания об отце. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам.
Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании, после короткого периода службы – прослужив примерно около месяца, к неудовольствию тех, кто желал ему успешной карьеры во флоте, – он вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию.
Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда.
Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. он весь был увлечение правдой, весь – широкий порыв.
Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин.
В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно».
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств. «А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин. » – спросил он. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы.
«До Верещагина все батальные картины, какие только можно было видеть у нас во дворцах, на выставках, в сущности изображали шикарные парады и манёвры, среди которых мчался на великолепном коне фельдмаршал со свитой. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Наполеон оказался побежденным. Мы много знаем о войнах. Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества.
Но разве генералам было до этого дело. Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие». В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен.
Вошли», «Торжествуют» и др. В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы.
Мы живем в цивилизации войны. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви.
Автор показал в них трагедию Наполеона как личности. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Но то, что он пойдёт в рабство в этом можно не сомневаться.
Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Важную роль в произведениях второй части играют образы природы. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. «Пасмурное утро 31 марта.
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Пусто и мертво там, где прошла война. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». А между тем давно ли. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту.
Вот тут-то и понадобились ему деньги. Ветер вздымал к небу громадные, неистово метавшиеся из стороны в сторону, языки пламени и разносил повсюду пылающие головни, угли, снопы искр, все это дождем сыпалось на самый Кремль, угрожая древней московской святыне полным истреблением. Василий Верещагин выезжает на русский север. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени. Какие прихоти пригрезятся ему.
В 1874 году Верещагин покинул Петербург и уехал в Индию. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Это скорее всего турки. Скобелев под Шипкой» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва вариант — Русский музей, Санкт-Петербург) художник показал тот момент парада победы, когда Скобелев, в нарушение церемониального порядка, вдруг отделился от своей свиты (в которой, кстати, находился и Верещагин) и поскакал навстречу своему войску. При этом художник ничего не привносит «от себя». Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.
Русская и европейская печать восхищалась искусством художника. В том же году весь цикл был представлен на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Это обстоятельство в корне изменило планы художника.
В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх. Хотя Верещагин не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, кровавых террористических актов, он отрицательно относился к самодержавию и был возмущен жестокой расправой властей над представителями «Народной воли». Немало повидал он на своем веку. И вот все растаяло исчезло, как дым.
Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г. и произвела сильное впечатление. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Россия оказалась непобедима. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника. История повторяется: В. В.
Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Плевна.
Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисоватьна свободе. Это событие Верещагин описал в своей книге «На войне»: «ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Деревня Нижние котлы. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу.
Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще.
Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на го что с это время уже серьезно занимается рисованием. В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. продаваемость его картин. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров и появилась картина «Апофеоз войны». В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности.
Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год).
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к. И везде, где бывал, делал зарисовки.
После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход и команда была отпущена обедать офицеры стали понемногу расходиться. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке.
Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Неприятель остановился в какой-то нерешительности. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Летом 1894 года художник предпринимает с семьёй путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне.
Известен как художник-баталист, художник-путешественник. Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Эта картина связана с обороной Самарканды. Дай подойти. » (1887–1895, Исторический музей, Москва), показывающая реальный эпизод из истории партизанского движения. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.
Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». В Москве не хватало провианта, для продовольствия Наполеоновых войск надо было привозить его со стороны, главным образом от Смоленска. Художник искренне надеялся на то, что его цикл всё-таки заметят и оценят в высших государственных сферах, что на него обратят внимание члены царской семьи. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.
Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». Там он три года занимается в академии Жерома. Верещагин, по его словам, стремился писать не «праздничные» картины войны, но войну «как она есть». Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс».
Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. утра вышел на внешний рейд остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой.
Ужасно. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных».
Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. Василий Васильевич Верещагин – великий русский художник. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. Картина построена на противопоставлении первого и дальнего планов: внимание зрителя притягивает не торжественный парад вдалеке, а слегка припорошенные снегом трупы погибших солдат на переднем плане. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. Прогрессивные деятели искусства (Вс. Гаршин, В. Стасов) в своих восторженных отзывах противопоставили реалистичную, правдивую живопись Верещагина творчеству мастеров парадного батального жанра.
Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Колорит полотен цикла «1812 год», подобно цветовой гамме балканской серии, приглушенный, неяркий. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. Скобелев под Шипкой»), отступает на второй план. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо.
В особую группу можно выделить картины «В Городне — пробиваться или отступать. », 1887–1895 «На этапе. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.
Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Эти призраки были солдаты Великой армии. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году».
Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».
Две картины – «Победители» и «Побежденные. Ой, смерть моя пришла» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Шестидесятидвухлетний художник немедленно поехал на фронт. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С. О. Макаровым.
Вооружились чем попало. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. На этом полотне он изобразил победителей-азиатов.
В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле.
Но она была вовремя остановлена. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. В композиции «Шипка-Шейново. Все годы в корпусе Василий учился отлично.
И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет.
Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. «правда в красках» – вот основной принцип творчества художника. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. Верещагина, выданный ему канцелярией Туркестанского генерал-губернатора», в котором сообщалось, что Василий Васильевич женат на Лидии Васильевне Андреевской первым браком.
Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Вскоре в Лондоне (1873) и Петербурге (1874) состоялись персональные выставки, принесшие Верещагину мировую славу. Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части.
Причем зарисовки во многом репортажного свойства – фиксировал объект или интересного человека. Хотя «1812 год» был продемонстрирован в столице Франции два раза, официальные французские круги не позволили художнику показать эти работы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее.
Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда. – У нас в России в мирное время достаточно выехать на любую дорогу и она окажется изрытой и непроезжей как после битвы». Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью.
Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Отдельные полки давно уже утратили свой строй, пехотинцы смешались с кавалеристами, офицеры с нижними чинами, все слилось в одну безобразную кашу и медленно двигалось вперед посреди снежной равнины. Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. и т. п. Художник разделил судьбу своих героев.
Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края.
В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. В 1892 году в семье, наконец, появляется первенец – сын Василий, спустя несколько лет родились ещё две дочери – Анна и Лидия.
«На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Дружным Ура. Получил домашние образование. Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край.
Оно производит на него глубокое впечатление. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Тысячи французов избивались или забирались в плен.
Вся коллекция состоит из 121 нумера. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
И так да конца жизни: работа — путешествия — работа. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством».
Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. И действительно для французов уже наступали черные дни. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли.
Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.
Под Плевной» и «После атаки. И он написал — красками на холстах. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки.
Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Особенно впечатляет полотно Побежденные. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные». Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное. В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося).
На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Мира в действительности на Земле никогда не было. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. И это привело в шок его современников. Никто не выразил желания ее приобрести.
Он бросает всё и мчится в Россию. Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности.
У кого было ружье, хотя бы плохенькое, шел с ружьем, у кого — топор, — с топором, другой брал косу, третий — медвежью рогатину, четвертый — нож иной просто толстую дубину и с таким разнокалиберным, примитивным оружием русские крестьяне, скрываясь по лесам, пробираясь по им одним известным тропам, выслеживали неприятеля. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.
«Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Полотно «Побеждённые. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. Его тут же окружили турки и стали рассматривать со всех сторон. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-«автобиография» портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы. Он решил отойти от классицизма.
Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене.