На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль».
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Пол может быть керамическим, деревянным, паркетным. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Под него надевали камзол. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Стиль изобилует сюжетами, взятыми из греческой мифологии и сказок. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
А. С. Музей изобразительных искусств им. Мебель эпохи рококо очень изящна. Обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Стены оформляются деревянными панелями. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. по документу из РГИА). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит.
Современным помещениям дворцовый колорит придает именно разная художественно оформленная мебель. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра ЛемуанА Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. В этой оригинальной трактовке произведения Лафонтена главное место занимает пейзаж. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. На карманах— огромные клапаны. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Чаще других используются уютные кресла, шезлонги, мягкие стулья.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла).
(иллюстрации см. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Для их украшения отлично подойдет орнамент «дамаск» или «рокайль. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). На полу – узорный паркет и ковры-гобелены.
Видным художником является Пьетро Лонги. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Его характерными чертами являются нагрузка интерьера декоративными элементами, а также лепниной. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Это направление непритязательно к материалу напольного покрытия. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Наибольшее распространение рококо получило в Германии. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, моменты её проявления в ревности, легкой влюблённости, капризном кокетстве.
Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. На рукавах были широкие обшлага. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Это и не удивительно, так как самый популярный узорный мотив рококо именно завиток в форме ушной раковины.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Рококо – стиль в искусстве, архитектуре, моде и живописе. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Интересным фактом является прием использования в интерьерах рококо китайских мотивов, живописи, предметов декора, в частности посуды.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Идеал мужчины – утончённый придворный, франт.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. В моде – осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. (см. Женщины носят пышные юбки – панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Оба направления – барокко, рококо — характеризуются парадностью, обилием нарядных деталей, отличие в том, что рококо нежнее по цветовой гамме. Узор, цвет, орнамент и фактура не столь важны в данном случае. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Стены оформляются деревянными панелями. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Они могут выполнять и чисто декоративную роль.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.
Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Главное, чтобы покрытие вписывалось в общий интерьер. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Появляются также комфортные бержери – двойные диваны. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Кроме фарфора— в моде серебро. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Приложение 1). «осколки раковины». Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Фрагонара).
Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). ниже). Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать. Мебель эпохи рококо очень изящна. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.