Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Отца своего он почти совсем не помнил. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Друзья разъехались на отдых кто куда.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Написана им в последний год жизни, когда Кустодиев уже был практически полностью поражен своим тяжелым недугом. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». Они просто иные. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. А расчет на деле оказался изумительным. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж.
Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы. Работа была заказной. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Зашел с мороза прямо в шубе.
Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и другие рисунки) и сценографии ("Блоха" Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации).
Он твердо решил стать художником. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Вместе с семьей отправляется в Париж. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан». Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Но в лице просматривается собирательный образ многих других женщин, которых он всегда изображал с удивительно нежностью. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Говорилось, что их появление в книге становится целесообразным лишь при условии, что художник конгениален, то есть равен ему по силе таланта. Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Я. Билибин, 1901). Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Но только в первые несколько минут. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». И. Шаляпин». С холстом по-прежнему были проблемы.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).
Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».
А может быть именно вот таким образом и стоило. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Перед нами именно Венера. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане».
Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
А шуба. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Еще ценилась толстая, в руку, коса. А чем же хуже «кустодиевские женщины». Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Вот кого рисовать-то. Ничем. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Я. Билибин, 1901). Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Искусство требует всей жизни. Он был певцом купеческого быта с ярмарками и балаганами, с разгульной масленицей, с чаепитиями в трактирах и в домах. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. А в чем состояло понятие красоты у русского народа.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе». Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. Какова шуба на нем.
А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Борис Михайлович Кустодиев вошел в историю русского искусства прежде всего как художник 151 мастер бытового жанра.
Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. При этом портятся здоровье, кожа, характер.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Когда же настала пора писать маслом, позировать пришлось любимой натурщице Кустодиева — дочери Ирине. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой.
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера». Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна.
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Однако в новом большом полотне фигура слегка склонившей голову женщины с пышными золотистыми волосами, струящимися вдоль ее тела, обрела красоту пропорций, вызывающую в памяти женские образы мастеров Возрождения. Он писал портрет участками, не видя целого. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника.
Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Я. Билибин, 1901). Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.
В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878 – 1927), русский художник. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Я. Билибин, 1901). Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Ленинград летом опустел. Репин художника привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. В создании полотна участвовала семья. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Будто впервые. Истинно русская женщина. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Только щеки да нос краснеют».
Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Ведь она родилась из пены. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера.
С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо. Чертовски трудно.
К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине "Заседание Государственного Совета" (1901 – 1903, Русский музей, Петербург). Позировала, как и для многих других полотен, дочь.
Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Первоначально делались портреты отдельных лиц 151 пастелью и маслом, которые затем художник предполагал перенести на большое полотно. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. К этому времени у них уже родился сын. Примерка будет продолжаться. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна.
Это последняя большая картина великого русского художника. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь».
Незадолго до смерти успел закончить свое последнее большое полотно «Русская Венера». Не найдя в послевоенном Петрограде холста нужного размера, Кустодиев решил пожертвовать ранним семейным портретом «На террасе «, созданным в молодые годы под Кинешмой, в специально построенном доме-мастерской «Терем». Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. Кустодиев иллюстрируя пушкинские сказки, пошел абсолютно по иному пути, чем Иван Билибин, нарядные книги которого все помнили. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Он твердо решил стать художником. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи.
Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Теперь он был директором городской картинной галереи, основу которой составила переданная в дар Астрахани коллекция П. М. Догадина.