gr. Остальные были ниже рангом. Fol. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. (Протоевангелие от Иакова, XXII).
Среди тех ученых, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Но не надолго. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях.
9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Col.
Подлинник иконописный. 5) в цикле «Детство Иисуса Христа» в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) – палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе» изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном и гора раскрылась и впустила ее. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих ибо их нет» (Иер 31. Напомним вкратце суть дела. Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Мы видим царские покои, где на троне восседает Ирод.
Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет" (Матфей 2:16, 2:18). Ч. 2.
Евангелисты слегка сократили, отредактировали текст и получилось: убить «ОТ ДВУХ ЛЕТ И НИЖЕ». Ведь по-гречески «мученик» — «свидетель». Здесь можно ответить относительно их земной участи.
Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». З 1:15) и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. Подвыпившие, неуклюжие персонажи, населяющие живые сцены Брейгеля, прямая противоположность итальянскому идеалу утонченного совершенства. Обратим внимание на то, что Евангелия подчеркивают, будто царь Ирод приказал перебить младенцев «от двух лет и ниже» (Матфей 2:16).
114 x 163 см. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. 74. Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. На всадниках – красные мундиры.
Plut. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении.
Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Очень интересно, что здесь показано убийство ИМЕННО ДВУХ МЛАДЕНЦЕВ И ТОЛЬКО ДВУХ.
На самом деле, если вдуматься, такое указание звучит достаточно странно. Ведь они не совершили греха и зла. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. Возрождение. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию.
Все верно. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Но что можно говорить о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа или о страданиях Вифлеемских младенцев — сверстников Младенца-Спасителя. Покорно выполняет он этот страшный приказ. А количество маленьких трупов продолжает расти. Cod. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город.
Произведения Брейгеля, основанные на наблюдении реальной жизни, являются более реалистичными и человечными. Началось страшное избиение детей.
С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. «Ниже по званию» превратили в «ниже, по времени» (Матфей 2:16). 1613. Художественно-исторический музей. P. 281. 2:17).
Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Св.
В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. 1:15) и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. В ответ из гробницы послышалось рыдание. Зимний день. Возникает мысль, что подлинный приказ Ирода означал что-то другое.
В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. Сидящая женщина, проливающая слезы над телом младенца – аллюзия на цитату из книги Иеремии (31:15): Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет. Вот таким образом, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме.
По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Опасаясь за свою власть, он стремится убить Иисуса. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода.
Напомним вкратце суть дела. 2:18). I. 56. 510. Детский плач выдавал их. Ефрем, родом венгр, пришел на службу к князю Борису вместе с двумя своими братьями – Моисеем и Георгием.
Прорванный круг будет замкнут. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent.
Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Q 908. lat.
24. В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. И свет светил им и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их.
Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35. В 2 клеймах на иконе «Святой Иоанн Предтеча, с житием» (XVI век, ЯХМ) – «Праведная Елисавета, скрывающаяся в горе» и «Убийство праведного Захарии». Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме.
Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие жестокую расправу над мирным населением. По преданию их было 14 000.
Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Или же каратели требовали письменное свидетельство о рождении с указанием даты рождения. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. 217).
Количество переделали в возраст. 1, с. 231. На рис. 3. 12 показана картина Джованни Франческо Карото «Избиение младенцев», нарисованная якобы около 1505 года.
Средневековая Церковь считала это прообразом резни Ирода. gr. Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству — появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). 9428.
2:16), эта территория включала в себя и Раму. 2:17). Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». Fol. 57. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках.
2:16). На глаз, по внешнему виду. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.
Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне. Так что подлинный приказ Ирода Окаянного Святополка звучал, вероятно, так: «Убить ДВУХ главных и всех, кто НИЖЕ по званию и рядом с ними». Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Однако Святое Семейство бежит в Египет. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Их окружали слуги, подданные, НИЖЕ ПО ЗВАНИЮ, по занимаемому общественному положению. Его старший сын Святополк сел на место отца в Киеве.
Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. Fol. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Богословы отмечают, что сам факт избиения младенцев упомянут только Матфеем, о нём не пишет Иосиф Флавий— всё это заставляет учёных ставить под сомнение данный факт.
За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия — тело его покрылось болезненными ранами. Чаще «Избиения младенцев» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово» и в качестве клейм на житийных иконах святого Иоанна Предтечи. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Ирод узнает, что младенца Иисуса нарекают Царем Иудейским. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Fol.
Приблизительно, по росту. На иконе из Макарьевского монастыря в Калязине (60-е годы XVII века, ЦМиАР) сцены «Избиения младенцев» нет, но представлен царь Ирод с книжниками, праведная Елисавета с младенцем Иоанном, скрывающаяся в горе от преследующего ее воина с копьем и мать Нафанаила со своим сыном под смоковницей. Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской— 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля).
внизу. Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Вена. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду.
С. 61). Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Дерево, масло. Дело в том, что Борис, Глеб и их слуги БЫЛИ МОЛОДЫ. Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем.
15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года». На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар.
Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Из головы младенца течет кровь. рис. 3. 3. Действительно, как воинам-исполнителям приказали определять возраст младенцев. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли.
На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1Цар. 10:2) и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей.
Но тщетно. Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель. ». Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Один опасался доноса другого и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» – мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы).
Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов). Евангелия говорят: «Тогда Ирод весьма разгневался и послал ИЗБИТЬ ВСЕХ МЛАДЕНЦЕВ в Вифлееме и во всех пределах его, ОТ ДВУХ ЛЕТ И НИЖЕ, ПО ВРЕМЕНИ, которое выведал от волхвов Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет» (Матфей 2:16, 2:18). Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Нидерланды (Фландрия). Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше.
Fol. 1, с. 217–218. Так и возникла цифра ДВА. Цитируем Евангелие от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов». Художник подчеркнул, что основных юных героев было двое.
Опасаясь за свою власть, он стремится убить Иисуса. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Некоторые учёные считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества.
Fol. Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. В данном случае их просто не изобразили.
Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Святополк Окаянный отдал приказ убить ДВУХ своих юных, младших братьев – Бориса и Глеба. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору.
Затем они бросились в соседние села. Бегство в Египет и избиение младенцев. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Вот таким образом, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно.
Однако Святое Семейство бежит в Египет. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.
Понятно, почему могла произойти путаница. ИОСИФ, муж Девы Марии, 2), к этому моменту уже скрылось в безопасное место (БЕГСТВО В ЕГИПЕТ). Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Земля усыпана мертвыми телами. Избиение младенцев (Мф., 2:16).
Скорее всего, ничего подобного не делалось. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына. ». На рис. 3. 4 мы приводим одно из многочисленных старинных изображений избиения младенцев. Эти убийства, затеянные царем Иродом, называются «избиением младенцев» (Мф.
Но Святое Семейство, предупрежденное ангелом (см. Евангелия говорят: "Тогда Ирод. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет» (Мф. Ирод узнает, что младенца Иисуса нарекают Царем Иудейским.
Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми. Иосиф так и поступил. Якобы в 1014 году умирает великий князь Владимир Святой. Или спрашивали у доверчивых родителей. 31v, середина IX века) миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg.
Самой сцены убийства нет. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников. На иконе «Рождество Христово» конца XVII века (ЯХМ) представлены следующие сцены: «Беседа Ирода с книжниками», «Избиение младенцев», «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном в горе», «Убийство праведного Захарии», «Мать с младенцем Нафанаилом под смоковницей», «Плач матерей о младенцах».
В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.
2:13). ОБА были главными его конкурентами в династической борьбе. Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства. 15v, 80-е годы X века) в Минологии Василия II (Vat. Закрытые двери выбивают тараном. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Георгий погиб от копий убийцы, когда хотел прикрыть своим телом Бориса», кн. Некоторые ученые считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества.
gr. В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) – это Елисавета, мать Иоанна Крестителя о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова. По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема.
Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе. Их патетической взволнованности противостоит фарисейское спокойствие приспешников Ирода. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву.