«флора»— картина итальянского художника позднего Ренессанса Тициана, датируемая приблизительно 1515—1517 годами и ныне хранящаяся в Галерее Уффици во Флоренции. Тициан выполнил несколько заказов для папы Павла III из семьи Фарнезе, среди которых «Папа Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1545-1546), эту картину сочли слишком вызывающей и она не была закончена. Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания.
Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). В 1538 году Тициан создал еще один свой шедевр «Венера Урбинская» (1538) – одну из многочисленных картин с обнаженной женской фигурой изображающих идеал женской красоты Тициана. В это время картины Тициана отмечает глубокий психологизм.
Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин. Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна. Тициан написал в разные годы четыре картины «Даная», две из них я видела раньше, это «Даная» (ок. 1554) из музея Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и «Даная» (1564) из Художественно-исторического музея в Вене, четвертая «Даная» (1553-1554) находится в музее Прадо в Мадриде. Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.
Примерно к тому же времени относится большая эрмитажная картина Тициана Бегство в Египет, во многом еще близкая по духу Джорджоне.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Художник одет в простую и дорогую одежду. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Может быть, Альфонс был, со своей стороны, прав. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Тициан поистине мыслил краской. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане им уделено меньше внимания, чем пейзажу, охарактеризованному с большой тщательностью и поэтичностью. Смелая полоса белил у отворота красной одежды вседержителя создает неожиданное впечатление динамики, оживляет в целом спокойную фигуру. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
У Тициана нагота возвышенна и благородна. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Много и охотно художник писал женские портреты.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Новаторство произведения – в его живописном строе.
Это отразится в его автопортретах. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Живописный строй Святого Себастьяна вызывает в памяти слова Вазари об особенностях поздней манеры Тициана. Эта работа новатора.
Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Петра. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Рядом с ней находится в рубище св. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Колорит – контрастный. Франциска. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Созданные им образы обладают мощными силами.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Но если в Альфонсе было настоящее понимание искусства, он должен был остаться доволен тем, что для него создал венецианский художник ибо эти произведения дышат такой жизнью, такой сияющей красотой жизни, в сравнении с которыми самая хитроумная и тонкая поэтика должна была показаться мертвенной. 2 Здесь же, в той же комнате Феррарского дворца, находился и Триумф Бахуса, писанный в чисто рафаэлевском вкусе Гарофало (ныне в Дрездене). В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Этот способ разумен, красив и поразителен. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. Общество Тициана составляли также выдающиеся люди эпохи близкими друзьями художника были: известный литератор Пьетро Аретино и талантливый архитектор Якопо Сансовино.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. В искусстве художника редко можно встретить женский образ такой эмоциональной силы, чаще его героиням красота заменяет чувства. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Так называли современники Тициана. к творчеству мастера. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Динамично построенная композиция, усиливает свое воздействие за счет использования насыщенных красных и синих цветов.
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Другими становятся и живописные приемы. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Его образ часто встречался в алтарных картинах, появлялся он и в ранних произведениях Тициана в виде красивого полуобнаженного юноши. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Но сущность искусства Тициана остается прежняя. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Кто изображен на картине – загадка. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
В самый момент, когда Рим вырабатывал свои незыблемые законы, легшие в основание всех академий мира, Тициан, точно шаля, опрокидывает их, противопоставляя их стройности свою беспорядочность, свой дерзкий нигилизм, непризнание никаких других авторитетов, кроме вдохновения, получаемого от обожаемой матери-природы4. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Что бы сказал он перед этими картинами, в которых исчез стыд так же просто и естественно, как если бы никогда не было христианства и его идеалов целомудрия3, в которых боги древних снова вдруг снизошли на землю и уже не в виде каких-то бледных от пребывания в подземном царстве теней, а в виде веселых, уверенных в своей правоте, в своей жизненности существ. Самая удивительная из этих картин – Праздник Венеры, восхитительный пейзаж, в котором роль цветов, усеявших поляну играют розовато-белые тельца амурчиков, а роль порхающих мотыльков – их ярко-синие крылышки. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма.
Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Приглушенные золотистые тона, синий со стальным оттенком, бесконечное число розово-красных тонов. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Цвет шерсти собаки находится в тонкой гармонии с нарядом Карла V. Тициан, чтобы подчеркнуть его властную личность более убедительно, выбрал точку зрения снизу, сосредоточив внимание на росте императора. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Изображённая женщина известная как Виоланта, присутствует и в ряде других работ Тициана его раннего периода творчества, среди них: «Женщина перед зеркалом», «Тщеславие», «Саломея» и «Виоланта».
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Древнегреческий миф о Данае – прекрасной девушке, заточенной отцом в подземелье – будоражил воображение многих живописцев. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Теперь она выставлена в Вашингтоне.
Это должно служить иллюстрацией к Филострату. Франциск Ассизский, который указывает на благочестивую семью заказчика Якопо Пезаро, которая стоит перед Мадонной с младенцем на коленях. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. В картинах Тициана, писанных на протяжении дальнейших тридцати лет (1515-1545), юношеская свежесть постепенно исчезает, они становятся менее непосредственными, менее горячими в них появляется больше расчета или же, наоборот, они становятся менее отделанными, менее законченными. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
Цвет – одно из основных средств выражения. В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Необычно исполнение картины.
Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева или же искусная куртизанка. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Он чувствует себя независимым. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. От посягательств Зевса красавица была укрыта в покоях, но бог, приняв облик золотого дождя, проник к ней.
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.
Написанный очень обобщенно, мелким сплавленным мазком, то плотным, то таким прозрачным, что просвечивает холст, он, благодаря как бы вибрирующей поверхности холста, поражает своей одухотворенностью. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого мистического брака между Богом и человеком была общим местом в теологии времен Возрождения. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. И к тому же один из самых больших его портретов.
У них родился сын Персей. Он как бы говорит: человека можно физически уничтожить, но вечно будет жить неукротимость его духа и разума. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies».
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Большинство из наиболее известных людей города были там. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Над темным морем он несет её на Крит. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.