И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения. Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности. На картине Сурикова Боярыня Морозова вон их сколько в толпе – смотрят, как увозят боярыню.
Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Картина «Боярыня Морозова» (1887 г. ) Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Продавая картины в галерею Третьякова, Суриков имел тем самым приличные средства, дававшие ему возможность безбедно жить и свободно осуществлять свои творческие замыслы от Утра стрелецкой казни до Меншикова в Березове и Боярыни Морозовой.
Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова. Возвратившись летом 1884 года в Россию Суриков вплотную принялся за воплощение картины, но только весной 1887 года «Боярыня Морозова» была им закончена.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Суриков написал картину «Боярыня Морозова в 1887г. Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Это сама героиня и юродивый.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). В той же группе, в правом углу картины, помещена боярышня в голубой шубке — один из самых поэтичных женских образов, созданных Суриковым. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Остро дан характер попа – пьяницы и циника.
На ее лице глубокая скорбь. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. Это Феодосия Морозова.
Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно. И как вставил ее в картину- она всех победила. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы.
Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Но вскоре скончался её сын Иван. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Без устали работал Суриков на натуре. (8) Церковь. Однако в стране было неспокойно.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик.
В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Каменный храм построили в 1703 году. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца.
Сложная живопись неба, снега и особенно человеческих лиц, так чувствительных к световым рефлексам, создает ощущение необыкновенной жизненности сцены, представленной в картине. Вся Москва сотрясалась от споров. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.
(5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Нравилось им, что я казак и не курю. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Она к старой вере стала склонятся. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. (12) Колорит картины.
Картина с каждой встречей являла неожиданные, ранее не замечаемые детали. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Суриков неоднократно удлинял холст. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
Критики было много. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
Её поза и палец, указывающий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Все лицо мелко было. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
Женщины в картине все обращены к Морозовой и лица их словно расцветают невиданной красотой, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда, когда событие кончится и начнутся будни. Голубые тона, перекликаясь с золотистыми, рассеяны повсюду: и в снегу, как бы сотканном из цветовых отблесков и в сером небе и в узорах народных одежд. События происходят в 17 веке. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Основную роль и здесь сыграли пропорции.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Ее увозили в ссылку. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой. Таким образом, не меняя пропорции, художник уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется в любой толпе. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.
Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Она почти не смотрит на боярыню.
Морозова была ближайшей его последовательницей. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Морозову подвергли пытке. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.
Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Его бег поможет поехать дровням. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. На самом деле и ворона на снегу и рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, чем просто формальное зарождение замысла картины, это живописный принцип, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
Ее глаза полны слез. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Все в рефлексах, лиловых и розовых. Детей у них не было. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
Ее увозили в ссылку. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец.
Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. «На снегу писать – все иное получается. Картина ожила. Ноги у нее скованы цепью. Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования.
В толпе терялось. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Черное на белом, сочетание черных одежд боярыни и белого снега является основным цветовым контрастом, на котором строится колорит картины. Приглядел для работы соседний переулок. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её поручили патриарху Никону.
Все на картине будто напряглось. Очень трудно ее лицо было найти. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Художник использовал здесь всю гамму цветовой палитры – от черного до белого.
Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Очень трудно ее лицо было найти. Но смеялись немногие. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Но смеялись немногие.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. И как вставил ее в картину – она всех победила». На вечное заточение. Вот пять женщин в правой части картины.
Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на чернобородого человека рядом с княжной Урусовой. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы. Рассказы о Боярыне Морозовой Суриков услышал еще в детстве от своей крестной, которая знала о известной раскольнице по рассказам многочисленных раскольников.
Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Она не хотела изменять «старой вере». Это и отразил художник на картине. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.
Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. С увлечением работал художник над пейзажем картины.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Контурная линия неоднозначна. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.
(14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Чуть меньше расстояние — сани стоят.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.
Действие происходит на одной из московских улиц. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Ведь сколько времени я его искал.
Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Этот образ и вошел в картину. Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Все лицо мелко было. В этот жест несёт главный смысл в картине.
В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.
На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Все на картине будто напряглось. Впереди на коленях старая нищенка.
Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому не ведомый Боровск, городок в Калужской области, в 90 км от Москвы, в острог, заключив ее в земляную тюрьму. Но духовная гроза потрясла всех. Это по большей части подростки. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Сам дух истории живет в его картинах. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Третьяков подходил вплотную к картине и вглядывался в живописную ткань снега.
(1) Феодосия Морозова. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Женское их дело что они много смыслят. И началась череда казней. Потом она стихла.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Но боярыня отказалась. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Однако творимое им благословение показывает, что он правильно понимает происходящее, а следовательно имеет здравый ум. Её могут благословлять, ею могут ужаться, бояться её, смеяться над нею и даже сострадать, но никто за ней не идёт. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным.
Произведение поражает воображение зрителя – этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры – более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. И не было на огромном полотне ни одного мазка, в котором бы не вспыхивало холодное сияние воздуха. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.
Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Знаете, что значит симпатичное лицо. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии.
В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Глядя на Боярыню Морозову, хотелось думать: Так оно и было.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Писать не «Исус», а «Иисус». Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.
Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Нравилось им, что я казак и не курю.
Портретный этюд был написан всего за два часа. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Но боярыня отказалась. На шапку накинут платок. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.
Суриков ставит ту же тему на историческом материале. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Не смею, - отвечал стрелец.
Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Сурикова. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она не хотела изменять старой вере. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
Это настоящая математика. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. В девичестве она была Соковнина.
Успехи Сурикова радовали Третьякова. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. -Затем к туфлям боярыни Морозовой и золотой тесьму ее сарафана. - Художник специально не хочет, чтобы мы сначала смотрели на лицо боярыни. Миновать её тонкое лицо и достигнуть тонкостных перстов правой руки раскольницы помогает полукруглая цепь. -Далее по кромке крыш иконе Божьей Матери. -Горящая лампада, лицо и посох странника. И художник возвращает нас к перстам юродивого отвечающего на призыв боярыни.
Ведь сколько времени я его искал. Там, в Преображенском, все меня знали. Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Дорогая его сердцу Русь возрождалась в ярких, убеждающих образах. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Здесь юродивый, который повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка, которая тянется за санями.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям.
Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Но Суриков мучается: Не то, не то. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. «Не идет у меня лошадь, да и только. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Это то, где черты лица сгармонированы. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном.
«Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. (8). Контраст белого и черного делал лицо белее снега и звучнее самых ярких соцветий одежд.
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Его лица не видно. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.
Картина ожила. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Люди потянулись к ней взорами. Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Они провели допрос Феодосьи и её сестры.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Рукой она изображает два перста.
Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. И вот однажды В. И. Тарабукина. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам.
События изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года.
Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. В толпе терялось.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать.
Она вся в чёрном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Всякий раз он испытывал чувство новизны впечатления. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Она сидит в розвальнях, на соломе. Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, прежде всего низшего, которое увидело в них иноземное влияние. В движении есть живые точки, а есть мертвые.
Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Это математика. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. А потом начнешь колею писать. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Роль Третьякова в данном случае была самая благородная. Её вернули под арест. Морозову окружает атмосфера народной любви.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. В ту пору в русской церкви произошел раскол. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Люди потянулись к ней взорами.
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Досталось и художнику за эту картину. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Однако. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.