Ее же мы видим и на картине «Сад любви» – в центре композиции, как и в «Суде Париса», но на сей раз лицом к зрителю. Давно хотелось поближе познакомиться с легендой о СУДЕ ПАРИСА. Прежде всего потому, что она вдохновила многих художников на написание прекрасных картин, которые стали шедеврами мировой живописи. Вам предстоит выбрать среди них те, которые наиболее соответствуют вашему представлению о Суде Париса. Картина Суд Париса: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Сам Николай Николаевич подавал пример, как обходиться без опеки властных идеологов. Более полная версия сюжета излагалась в Кипрских сказаниях, утраченной части «Эпического цикла», от которой до нас дошли лишь фрагменты и надежный пересказ. Но выбор был уже сделан.
Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьей. На этот раз, видимо, показалось, что чересчур игриво. К холсту он медлил приступать.
В такие периоды, вторит Коровин, «Врубель окружал себя странными людьми, какими-то снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками». Andr., 274-308 Traod., 924-931). «Суд Париса» решен в эффектной живописной манере. Смутился Парис и не мог решить, которая из богинь прекраснейшая.
Против чего я горячусь. Ещё Клингер писал эпические полотна на ритуальные античные темы и не боялся выглядеть глупо (хотя выглядел), по сравнению, например, с актуальным, Дифенбахом, рабтавшем в жанре «прифотошоплю к Айвазовскому крайне мистическую русалку». Пастух забрал Париса к себе домой.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида. За табльдотом или в саду живописной виллы обедневших аристократов де Бассано, которые с чрезвычайным радушием относились к гостям из России, в частности неоднократно принимали у себя Мамонтовых, обычно шло естественное для туристов обсуждение архитектурных и музейных сокровищ Генуи. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Киевской монументальной живописи Врубеля Шехтель не видел, панно для Дункеров скорее могли смутить отказом солидных владельцев дома от подобного искусства, проект флигеля «в римско-византийском вкусе» вряд ли очень уж впечатлил опытного архитектора.
Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина – военные победы и славу. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Мотив зловещего, с выпавшим тузом пик, гадания пришел сюда из оперы Бизе. Но и темную сторону натуры Михаила Александровича увидел мальчик: «В этом же периоде пришлось мне убедиться, что за внешнею выдержкой таился у него пылкий темперамент, который, прорываясь, абсолютно порабощал волю и делал его на более или менее продолжительное время игрушкой страстей». Прадо. Так, примерно, очерчено это событие в различных сборниках мифов и примерно так же его изображают художники.
Будущий график-сатирик, Юрий Арцыбушев зорко приглядывался к людям. Парис, сын Приама, пас в это время стада. Персонажи на берегу ночного залива в костюмах времен Ренессанса, две группы дам и кавалеров, внимающих песне лютниста, скомпонованы значительно декоративнее, хотя для очевидной театральности пришлось художнику в саму композицию занавеса ввести изображение обрамляющих сцену фалд и драпировок раздвинутого полотнища. Большие размеры холста позволили раскрыть сюжет во всех подробностях. Когда она умерла (1626), он написал своему другу Дюпюи: «Воистину я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, так как она не обладала никакими недостатками своего пола она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую.
Его «Суд» — это большая академическая картина, основное действие которой ограничено собственно физической рамой, типичной для господствующего тогда декоративного стиля. Зато достаточно ощутимо, что «Венецию» Врубель, по словам очевидца, сочинял, «пользуясь фотографией угла Дворца дожей, лестницы, перил моста через узкий канал и перекинутого через него на высоте и в некотором отдалении Моста вздохов». Сначала он там в одиночку растерялся: «Я обалдел от картин, а написать ни одной не умею» Затем приободрился: «Хорошо пишут французы. Сюжет он наконец определил: форма триптиха подсказала изображение трех олимпийских богинь из которых пастух Парис, сын царя Трои, выбирает достойную получить яблоко с коварной надписью «самой прекрасной».
Национальная галерея. Органичную тягу Врубеля к театру доказывать не нужно. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды.
199 x 379 см. Спокойно жил Парис среди лесов Иды. Картина «Суд Париса», написанная Константином Егоровичем Маковским на сюжет известного античного мифа изображает спор трех богинь – Геры, Афины и Афродиты – о том, кто из них самая прекрасная. И «Венецию» владельцы особняка не приняли. Также, между прочим, отличный инженер, только с душой чувствительной, отзывчивой.
Хотелось бы уточнить обстоятельства выборов «Прекраснейшей» потому, что часто они исчезают из мифологических пересказов, превращая парисово предпочтение в полный абсурд. Просто пляжный пейзаж в окружении вычурной скульптуры, опять же, условной, типичной. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. «Суд Париса» решен в эффектной живописной манере.
Сам Зевес неоднократно намекал Парису, а также и другим троянцам, очень прозрачно, с убедительностью мягкой, но настойчивой, что Гера единственная достойна золотого яблока с надписью «Прекраснейшей», так он ее, свою супругу, давно знает, ей доверяет и что у нее выдающиеся организаторские и организационные способности. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина— военные победы и славу. Константин Маковский увлекался подобными «картинами», позволявшими ему во всех подробностях передать многофигурную сцену. Бутафорию в сторону. Она рассказала обо всем, что нас касается вчера, сегодня и завтра.
Взять хоть тех же Морозовых. Он был сыном последнего троянского царя Приама. Отец хозяйки дома, европеец по его художественным вкусам, славился тонко подобранным собранием полотен современных западных мастеров, в основном французских и немецких, но также итальянской испанской, венской, скандинавской школы. Полученное свидетельство не позволяло аттестовать себя ни архитектором, ни даже инженером, но все-таки он мог теперь самостоятельно вести проекты, подписывая чертежи как «техник архитектуры Ф. О. Шехтель». Парис тут же присудил яблоко Венере. Юнона обещала Парису землю и богатство, Минерва – победу в войне. Выбор тут же стал очевиден, Парис выбрал любовь.
На транспортировку багажа их не хватило. Кутили, хохотали, валяли дурака, тешили жадную молодую плоть до изнеможения. К ним относится и история суда Париса, очень поучительная.
Сыграла свою роль и популярность в творческой среде так называемых «живых картин» – натурных постановок, напоминавших известные произведения искусства. Восточный антураж того же свойства, что когда-то перенес в сказку «Девочку на фоне персидского ковра». 3, 6 сантиметра) из коллекции Эрмитажа. Как послужили фотоснимки итальянской природы для трех «камейных» панно, неясно.
Немножко нервно в доказательствах, протестах. Построить монументальную вещь на перекличке с ювелирной миниатюрой. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей» (греч.
Олимпом троянский царевич был поставлен в психологическую ситуацию крайне тяжелую. Карл Ротбарч в фундаментальном исследовании (Karl Rohtbartsch. Дерево, масло. Геракл с помощью Атланта похищает золотые яблоки Гесперид (из чудесного сада на краю Земли, в который, должно быть, ветром занесло семена из Рая), а затем теряет одно из них. Но молодое поколение пробивало иные пути.
Соседним панно автор наметил солнечно изобильный «Сбор винограда», но делать его не понадобилось. Парис решил похитить Елену. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Лучший – не лучший, а Парис ему все равно не верил.
Врубель спешно начал писать «Венецию», первую часть нового триптиха, — роскошный праздник, карнавальное столпотворение с центральной фигурой золотоволосой пышногрудой венецианки. Лучше припомнить, что «камея» давно служит метафорой классичности. Перечень мастеров тут нескончаемый. Отбив жену у одного из «Викуловичей» и обвенчавшись с ней, Савва Тимофеевич пожелал возвести на Спиридоновке дворец для красавицы Зинаиды Григорьевны, урожденной Зиминой и уже вторично Морозовой.
Харьковское дворянство, перед которым Александр Михайлович Врубель так долго и безуспешно хлопотал о царских портретах для сына, прислушалось к рекомендации Репина и заказало «Групповой портрет АлександраIII с семьей» Валентину Серову. Не скучно. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (поражающий мужей). С заказчиками за срыв сроков расплачивался Франц, с кредиторами брата — Антон Чехов.
Описывать, как именно приемы врубелевской живописи вторят чистоте контуров или тонким слоистым переливам камейного изображения, бессмысленно. Главный пастух царя (во простота нравов – у царя был в те времена главный пастух. ) выполнил приказ, но через пять дней решил проверить, что осталось от младенца. (Иногда пир изображается на заднем плане. ) На яблоко оказалось три претендентки, но Юпитер отказался выбрать между ними и приказал своему посланцу Меркурию отправить их к Парису, который должен был сделать выбор.
И проект Шехтеля дал бесподобный русский извод викторианской моды на готику Шотландии. Прежде всего, конечно, та «внутренняя эстетика», развивать которую в себе призывал брата Антон Чехов, ресурсов которой не хватило тонкому живописцу Николаю Чехову и врожденным запасом которой с лихвой был снабжен Врубель. Не имея диплома зодчего, он сдал экзамен на право работ по гражданскому строительству. Вот именно.
В общем, богиня любви во всех ее проявлениях. Смачно, скандально, с прелестными взвизгиваниями, – одно слово: Афродита. Видно и здесь не обошлось без состязания трех наследных ветвей крепкого староверского рода: во всем соревновавшихся между собой «Абрамовичей», «Викуловичей», «Тимофеевичей».
Ради праздничного торжества Николай Николаевич говорил о вещах исключительно прекрасных, благородных, звал мастеров идти путем истины Христовой, ни словом не обмолвился о только что, в начале 1894-го, свершившейся реформе Академии художеств, в итоге которой многие корифеи передвижничества ринулись (по выражению беседовавшего с Ге Николая Лескова, «свиньём поперли») занимать предложенные им места академической профессуры. Заказ этот был чрезвычайно важен. Но жанр, которым вдохновляется художник, — камея.
В отличии от наготы воинственно выпятившей груди Афродиты. Парис стал любимцем Афродиты и она во всём помогала ему. Работа долгое время находилась в его ювелирном магазине на Бродвее, в Нью-Йорке, а затем висела в интерьере частного спортивного клуба.
Одним словом, перед нами представлен древнегреческий конкурс красоты. Dictionnaire Mytho-hermetique, Paris, 1999). Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев. На темы реликвий искусства Михаил Врубель откликался с минимальной светской учтивостью. Художник виртуозно передает фактуру игру света, колористические нюансы.
Зевс не стал разрешать их спор и отправил их к пастуху Парису, пасшему стада на горе Ида, за обещание помочь в похищении Елены (жены царя Спарты Менелая) яблоко было присуждено Парисом Афродите. «Суд Париса». Заказчики воодушевляли — культурная элита. Михаил Александрович не любил таких заказов и согласился на таковой после долгих уговоров. Потрясенный, я тихонько сказал себе: Так вот что.
Сыграла свою роль и популярность в творческой среде так называемых «живых картин» – натурных постановок, напоминавших известные произведения искусства. Что это эскиз занавеса, а не просто картины, без дополнительных сведений не догадаться. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Разыскать другие подтверждения этой версии мне пока не удалось. И конечно же при ежедневных встречах с Врубелем «невольно приходилось удивляться широте его интересов и обширности его познаний во всех областях искусства» изумляться выразительности появлявшихся тогда под его кистью панно цикла на темы «Фауста».
А сколь богатым оказался этот ход. За террасой тянется берег с пиниями, плещется море с выступами скал. Много толковали о разных разностях. Вникнув же в подробности, можно не то чтобы Париса оправдать, но понять, по крайней мере. Рассказывал, что Врубель продал свою голову из Руслана за 400руб. Вначале Врубель изобразил нечто античное. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
На картине Рафаэля представлен сюжет древнегреческой мифологии – три богини изображенные в центре композиции: жена Зевса Гера, воительница Афина и богиня любви Афродита убеждают прекрасного Париса, кому их них принадлежит яблоко с надписью «Прекраснейшая». «Финь-Шампань» — раскрывал свои инициалы в подписях под рисунками в юмористических журналах веселый Франц Шехтель. В прошлую пятницу, 6 мая писал к Мамонтову о субсидии и теперь ждет ее» Неделю спустя сообщение: «Миша получил от Мамонтова 50 рублей, но, кажется и этих не хватит для обратной дороги в Москву». Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй.
В 1609 году Рубенс женился на Изабелле Брандт. Однако еще до открытия выставки «Суд Париса» купил американец Чарльз Шуманн. Энона раскаялась, но было поздно.
Клингер показал богинь в процессе и тем самым отменил связку «голая, значит, победитель». Что же это такое. Он получил за него золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона. В публичных выставках Врубель не участвовал, покупателей на его картины пока не находилось. Толчок могла дать овальная, на синевато-розоватом ониксе, камея «Суд Париса» (размер 3.
Тревожное (с похмельным горьким пеплом. ) дымчато-розовое мерцание сумрачной проницательной печали — личная призма Михаила Врубеля. Много посул ему было сделано. Make love, not war, но не тут-то было. Неважно себя чувствовал.
В общем, Клингер явно к тому, что тёлки побеждают. Михаил Врубель волновался.
Тем дело и кончилось». Первое, чем в летнем Абрамцеве поразил мальчика «корректный, заботливо одетый», неутомимый в общих поездках верхом или походах по лесам Михаил Александрович, — «небольшая фигурка его выделялась среди окружающих своею выдержанностью и прямизною». Более поздние авторы— Овидий (Героиды: 16. 71ff, 149—152, 5. 35f), Лукиан (Диалоги богов: 20) и некоторые другие— пересказывают этот сюжет в ироническом или дидактическом ключе. Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису.
Взаимное расположение несомненно. Это артисты зря. Испугалась Гекаба, рассказала она свой сон мужу. Компаньон Мамонтова в железнодорожных предприятиях, закадычный его приятель и даже родственник (женился Арцыбушев на кузине Саввы Ивановича по материнской линии), Константин Дмитриевич был большим другом творческой братии.
И в самом деле, странно. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Греческая мифология изумительна.
Еще оригинальнее стилистический ориентир. Впоследствии он женился на Эноне, дочери речного бога Энея (Энона с отцом иногда изображаются у края воды Эней – с перевернутой урной речного бога и, возможно, с венков из тростника. ) Эрида, богиня раздора, в отместку за то, что была единственной из богов, кого не пригласили на свадебный пир, подбросила гостям яблоко, на котором было написано: Прекраснейшей. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
И все же что-то не то, какая-то избыточность тут, что ли Вывешенный в портале театра, снятого для спектаклей Частной оперы, врубелевский занавес блеклых синеватых тонов певцам труппы не приглянулся — «краски бледны, рисунок угловат, в общем скучно и тоскливо глядеть». Ге даже намеревался в Петербурге пойти лично «поглядеть этот срам» и восторженно любовался Валентином Серовым, наотрез отказавшимся принять академическую должность. Врубель примеривался, делал наброски, эскизы. Волшебное окно в эдем венецианской праздности. С одной стороны, выбор крупного формата обусловлен общей тенденцией отечественного искусства этого времени к работе в монументальных формах (романы, симфонии, оперы). Один из таких сюжетов – «Суд Париса». Выбор-то его выбором можно назвать с большой натяжкой.
Таким художник замышлял эффект присутствия. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. А без того что: две раскрашенные лепные головы, дощечки с пейзажами, бумажные эскизы. Афина пообещала Парису военную славу (понятно, что пастуха эта перспектива не сильно прельщала), Гера — власть над всей Азией (а не только над Малой, где Парис жил и работал. Златые горы и реки, полные вина, при том, что и проблема алкоголизма решена будет.
Порой одолевали художника, как это называлось у него, «игры в провал». Спасибо и на том. Его вечно выбирали председателем разных обществ, комитетов. Представление-то уже придумано, поставлено, целиком сыграно автором «Неаполитанской ночи».
Третья спасительная сила из числа главных врубелевских странностей. Он выделялся среди своих сверстников силой. Напротив него замолкший декламатор и переставшая играть на лире стройная музыкантша. За этот титул не на шутку сцепились Гера, Афина и Афродита. Здесь пишут, как я. Значит, я был прав». Касательно же ревматизма — «с горя, что он ухудшился и чтобы как-нибудь поддержать бодрость духа для предстоящего начала работ у Дункера уже на холстах и на месте, я три дня провел с Кончаловскими, у них и ночевал».
Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Парис был сыном Приама, царя Трои. «Талантливейший из архитекторов мира», — улыбаясь, представлял его знакомым Чехов. Заказ, как тогда говорилось, тузовой.
«Милый талантливый толстяк», — с редкой теплотой отозвался о нем желчный Бунин. Даже устава еще не было. После падения Трои Парис, который был ранен, вернулся к Эноне. А многоуважаемый инженер Дункер Память о нем хранит история московского водопровода, который он умело налаживал.
Из некоторых брошенных вскользь живописцем в доме Кончаловских полунамеков, недомолвок касательно портретной модели его «Гадалки» выясняется лишь то, что была она вовсе не цыганкой, а сибирячкой, сибирской казачкой и не в пример большинству женщин, воспламенявших Врубеля, его полюбила. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не пригласили на свадебный пир Пелея, решила отомстить богам и тихонько подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей»., датив от «прекрасный»). Нехорошо браниться в адрес мертвецов, тем более давно почивших. Глаза протереть еще не успел, а три роскошные красавицы уже напирают, грудями толкают, очами вращают, бедрами поводят, по плечам власы струятся и верещат они, бог мой: «Мне, мне, мне дай, мне, прекраснейшей, давай, я тебе и то и другое и третье сделаю, дай только мне, мне одной, единственной и несравненной».
Укрепление этой вертикали Гера собой и олицетворяла. 144, 8 x 193, 7 см. Вырос среди пастухов Парис и стал необычайно прекрасным юношей. Однако еще до открытия выставки «Суд Париса» купил американец Чарльз Шуманн.
Он исчезал из поля зрения друзей, пристанищем ему становился третьеразрядный гостиничный «Париж» на углу Охотного Ряда и Тверской. Богинь доставил к Парису Гермес. Парис — вздорный юноша и классический дятел, не ведающий собственных возможностей. И выглядит это так, будто яблоко она получила именно потому, что, в отличие от двух соперниц, догадалась снять одежду. Это ему было уже ближе), а Афродита — любовь прекраснейшей из женщин. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев. Артистичная, как цирк шапито, она прельщала, прельщала и прельщала. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Это произведение, а также картины «Демон и Тамара» и «Смерть Ивана Грозного», Маковский отправил на Всемирную выставку в Париж в 1889 году. «Суд Париса», а затем и «Венецию» купил Константин Дмитриевич Арцыбушев. Нидерланды (Фландрия). Он пошел, начал: «Наконец, в субботу очень бойко начал чертить углем но ты представляешь, что такое отделывающийся дом: незапирающиеся рамы, хлопанье дверьми и адские сквозняки — словом, я еще больше простудился и решил, пока не поправлюсь, туда ни ногой». Парис стал любимцем Афродиты и она во всём помогала ему.
Художник виртуозно передает фактуру игру света, колористические нюансы. О тамошнем обществе Врубеля вспоминал Серов: «Приходишь к нему, а у него сидят красные рожи с щетинистыми усами и чувствуют себя как дома, входят в любой момент, не стесняясь». Дерево, масло. Серия панно в доме известных просвещенных москвичей сулила возможность продемонстрировать себя Москве как живописца. Он был вполне доволен своей судьбой.
Между тем «странно, что Врубель относился к театру С. И. Мамонтова без особого увлечения», пишет Коровин. Именно туда явился Гермес (покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства) и привел с собой трех олимпийских богинь: Геру – законную жену Зевса, Афину – первую дочь Зевса (но не от Геры) и Афродиту – богиню любви (почему Зевсу в качестве судьи понадобился пастух – в легенде ни слова, ни полслова). Алексей Викулович Морозов пропагандировал английский спорт, выстроил превосходный футбольный стадион, его команда «Клуб-спорт Орехово» неоднократно получала приз чемпионов России. Однако надо было все-таки идти на Поварскую, приступать. Насчет работы, уничтоженной красочным слоем «Гадалки», сведения тоже небезынтересные.
Наверное, были основания к тому, что его личность, как и его положение гласного городской думы не воодушевляли Врубеля. На несколько дней съездил в Путятино, в имение Любатович, «думая помочь своему ревматизму». Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Подходящий презент. Нидерланды (Фландрия). Он получил за них золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона. Солисты могли бы пропеть свои партии где-нибудь возле кулис, хористы — за кулисами.
Несомненно, присутствовали также литературные ассоциации. Сегодня зданием владеет МИД РФ, сейчас в нем Дом приемов иностранных гостей. При перевозке барельеф разбился. На съезде выступил НиколайГе. «Суд Париса» — миф, популярнейший в изобразительном искусстве всех эпох и стилей.
Вообще, «Суд Париса» в десятке самых популярных тем у камнерезов итальянского Возрождения. Наверняка и архитектор импонировал художнику. В «Илиаде» (24:25-30) содержится лишь краткое упоминание этой истории, что говорит о предварительном знакомстве аудитории с сюжетом из которого развивается весь эпос. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить (почему-то не дал приказ убить, видимо, пожалел). «Арцыбушев, — рассказывает мать Серова, — ежедневно брал его с собой купаться в Штарнберг, выучил его плавать, грести, управлять лодкой, так что и следов бабьего воспитания (арцыбушевский презрительный термин) не осталось. Потом, когда уже в отцовском доме довелось увидеть Врубеля за работой, «эта-то прямизна и выдержанность» предстала особенной творческой органикой: «Вся фигура его выражала какое-то напряжение, как будто стараясь прийти на помощь фантазии, духовной его сущности, творившей на полотне желанные образы». Об искусстве, жизни и т. п. Честно признаться, Парис голову от песен этой сладкоголосой птицы счастья отнюдь не потерял и с удовольствием отдал бы пресловутое яблоко кому-нибудь другому.
Брак был очень счастливым. Сюжет лишь повод. Мадрид. Вектор удобнейший для приложения творческой фантазии.
Он в мизантропическом расположении духа — нет денег. Все же на самом деле было совсем по-другому. Чтобы передать чувственный трепет жизни.
Лондон. Как всегда, абсолютно случайно, Эрида (богиням раздора всегда везет. ) его находит. Третья претендентка, Афродита, обладала божественной харизмой.
Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Какая-то богиня любви была, при этом, дрябловатая. Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе. Однако же как-то плохо вяжется с манерами всегда подчеркнуто любезного Врубеля замазать изображение заказчика и вместо извинения отрезать, что портрет художнику «осточертел». Барокко.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Начинает формировать свою коллекцию гравюр Алексей Викулович Морозов. Очередное рифмованное поздравление сообщает, что поэт вручил имениннице вместо букета бочонок икры ибо «что можно лучше преподнесть икры, эмблемы порожденья». Первая – Гера. «Работал, — пишет о Шехтеле его сотоварищ, — полушутя, между чертежным столом и бутылкой шампанского, работал как добродушный гуляка, разбрасывая кругом блестки своей фантазии».
Супруга владыки, она олицетворяла собой власть, с властью была впрямую связана и власть вещала ее устами. По странному совпадению, с того же 1894 года вдруг проявился дружный интерес к искусству у баснословно богатых текстильщиков Морозовых. В конце концов, не виновата своим скверным художественным вкусом «племянница Фета». Большие размеры холста позволили раскрыть сюжет во всех подробностях.
Однако младенец выжил и был воспитан пастухом. Барокко. Это произведение Маковский отправил на Всемирную выставку в Париж в 1889 году. – Но есть и хорошие новости. С передвижниками отношения у Серова и Коровина были не лучшие.
Парис стал любимцем Афродиты и она во всём помогала ему. О ней говорится только в апокрифах, основные источники не упоминают даже ее имени. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина – военные победы и славу. Не чем-либо, а этой вот скульптурной «Головой великана» Врубель впервые представил свое творчество на коллективной экспозиции. Приди, приди, я тебе такое устрою. Но не погиб сын Приама – его вскормила медведица.
Прошло лет этак пятнадцать (или что-то около этого). Сомнительный приют, где, пишет Яремич, «останавливались прогоревшие купцы, военные в отставке, разные пропойцы, с которыми Врубель сходился и был чуть ли не на ты». Парис – сын троянского царя Приама и Гекубы. Окончательный вариант известный в нескольких версиях, объединяет тема романтичной «Неаполитанской ночи».
Памятный по портрету Серова, массивный, стоящий широко расставив ноги (словами автора холста, «такой, точно им сейчас только из Царь-пушки выстрелили»), Михаил Абрамович Морозов послужил прототипом комедии А. И. Сумбатова «Джентльмен». Картина «Суд Париса», написанная Константином Егоровичем Маковским на сюжет известного античного мифа изображает спор трех богинь – Геры, Афины и Афродиты – о том, кто из них самая прекрасная. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) — павлин. А фигурой первостепенной в этой морозовской эпопее Врубеля явился строивший верхам купечества артхаузные хоромы Франц (с 1914 года — Федор) Шехтель. К тому же Елизавета Дункер, урожденная Боткина, была племянницей (и адресатом нескольких стихотворений) Фета, а это имя, вместе с именами Майкова и Полонского составлявшее «триумвират поэтов чистого искусства», много значило для Врубеля.
Экспонировать его «Распятие» на публичных выставках было запрещено — он показывал свою последнюю картину всем желающим в помещениях частных владельцев: в московской мастерской Коровина на Долгоруковской, на квартире петербургских близких друзей. На мраморной террасе приморского дворца, в окружении смуглых рабов и восточных невольниц храпит в кресле знакомый по давней композиции «Пирующих римлян» тучный патриций. Так считали критики век назад, но мы то с вами понимаем, что это не калька, а специальный фильтр «голый натурализм». Тогда каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. В натуре Франца Осиповича подкупало необычное сочетание энергичной деловитости — трудолюбив он был, по собственным его словам, «как часы, заводимые регулярно и постоянно», — с обаянием чуткой доброжелательности.
«Эмали и камеи» — назвал свой поэтический сборник 1852 года парнасец Теофиль Готье, в словесности предпочитавший «работать резцом», — линия, близкая эстетизму Михаила Врубеля, его опоре на безупречный графический костяк. Судите сами.
Обнаруживают препону эскизы занавеса Частной оперы. О подробностях общения Шехтеля и Михаила Врубеля письма, мемуары почти ничего не сообщают.