Замоскворецкий суд Москвы арестовал на два месяца 37летнего Игоря Подпорина, который повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее. Ее же мы видим и на картине «Сад любви» – в центре композиции, как и в «Суде Париса», но на сей раз лицом к зрителю. Картина «Суд царя Соломона» — яркий пример работы «под Брюллова». Картина Суд Париса: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Замоскворецкий суд Москвы продлил на 72 часа срок задержания Игоря Подпорина, который повредил картину Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван в Третьяковской галерее, передает корреспондент ТАСС.
Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет). Interfax. ru – Замоскворецкий суд Москвы продлил на 72 часа срок задержания мужчины, повредившего картину Ильи Репина Иван Грозный и его сын Иван в Третьяковской галерее в Москве, передает корреспондент Интерфакса. Купить картину или постер "Страшный суд", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
В разработанной форме иконография «Страшного суда» основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях св. При ее проведении одноименная икона выносилась на поклонение патриарху и царю. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Дерево, масло.
В море, окружающем землю, плавают рыбы. 1183 г. ). 10:16) – в мозаике Монреале, Сицилия (после 1183 г. ). Сюда относятся «Лоно Авраамово» – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам изображение ворот рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке.
Аналогичный текст имеется на мозаике Мартораны в Палермо (ок. Известны своим изображением «Страшного суда»: церковь Сант-Анжело-ин-Формис в Капуа (последняя четверть XII века), также грандиозные мозаики базилики Торчелло в Венеции (ок. тех стихийных бедствий, которые постигли Новгород: падеж скота в 1115 г., лишивший князя и его дружину коней буря 1125 г., от которой пострадали хоромы князя и «стада скотины истопе в Волхове» голод 1128 г. Возможно, к этому побудила и тяжкая болезнь князя, от которой он чудесным образом исцелился от приплывшего из Киева образом Николы Липного (обретенного на острове Липно на Ильмене). По сообщению пресс-службы Третьяковской галереи, картине нанесены серьезные повреждения, холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича, в то же время по счастливой случайности самое ценное – изображения лиц и рук царя и царевича – не пострадали.
Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. Описаниями этого типа мучений изобилует Житие Василия Нового (монах Григорий видит увитых и поедаемых огненными змеями прелюбодеев, блудников, клятвопреступников). Но прежде даже не приспеет кончина, потщися зовущи, душе Боже, обратив спаси мя, яко Един благоутробен» (Стихира на хвалитех Недели мясопустной). Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Книга «Апокалипсис» или «Откровение Иоанна Богослова» и многочисленные Апокрифы своими таинственными символами и загадочными образами, сильно воспламеняло воображение и мысль, давали пищу хилиастическим (греч.
Иконописное наследие изображения «Страшного суда» граничит с рядом фресок в Египте — монастырь св. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Лондон. Первое царство изображено справа от входа. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы.
Барокко. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича. В списках «Откровения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен одни погружены до пояса, другие — по грудь и лишь третьи — по шею», в зависимости от степени их вины. Программной темой в росписях Никольского собора является тема покаяния.
Композиция, жесты, мимика, «говорящие» фигуры – в каждом элемента работы читается строгое следование классическим канонам. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. Под апостолами изображены идущие на Суд народы.
Изображение «Христа во славе» помещено в центре, по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, просящие за грешников. В результате чего тот, кто раньше был на престоле, – «иже первее был на престоле», – «наг на гноище гноен», а тот, кто имел, множество домочадцев и был прославлен, – «безчаден и бездомок», его палаты превратились в гноище, а сокровища – «бисерие» – в «струпы». Другой текст: «Подобие сына человеча прикоснуся устнам моим» (Дан. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII.
Рядом с Иовом на гноище на темно-красном фоне изображена фигура обнаженного человека. Адские муки. Нидерланды (Фландрия). Барокко. Парис стушевался, осознав, что будет, когда он все же объявит победительницу, понятно, что две оставшиеся богини не удовольствуются званиями вице-мисс и вторая вице-мисс. При этом женщины в огне, поедаемые змеями, означают монахинь, продавших свои тела на блуд или сплетниц («Хождение Богородицы»).
Фрагменты Страшного cуда середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. Лавра прп. «Апокалипсис» говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. 5:26 – 30). 7:2, 9). Страшный Суд.
В одном из самых ценных источников о Русской православной церкви, в «Чиновниках Успенского собора», подробно описывается связанная с этой иконой особая служба. От эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (первая четверть XIII в. ). Картина «Страшный суд» (холст, масло) была создана им в 1904 году для Георгиевского собора города Гусь-хрустальный.
Боковые стены представляют рай и ад и дополнительные сцены Страшного Суда справа от входа большая группа праведников: апостолы с Павлом во главе, пророков (с Даниилом и Соломоном), святителей (Иоанн Златоуст и др. ), мучеников. К сожалению, большинство написанных в древности икон «Страшный суд», как и многих других, не сохранилось. Сохранились они в основном только как росписи в храмах.
Необходимо отметить важную особенность изображений «Страшного суда»: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния. В росписях сознательно отказываются от линейной стилизации, столь распространенной в живописи позднего XII века. Изображения «Видения пророка Даниила» известны в росписях церкви Апостолов в Пече середины XIII в. и собора псковского Святогорского монастыря. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на Суд Божий. Искусство мозаик Кахрие Джами — это византийское искусство, его нельзя расценивать мерой византийской эстетики XI—XII веков и точно так же, несмотря на его точки соприкосновения с Италией, его нельзя мерить мерою итальянского треченто. Важным является указание на место расположения композиций «Страшного суда» – как правило, западная стена, либо нартекс.
Из наиболее известных памятников византийского мира изображение Страшного cуда можно найти в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в. ) в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в. к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атени. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол (h etoimasia tou qronou).
Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий. Композиция «Канон на исход души» в памятниках искусства XII в. известна только по книжным миниатюрам (миниатюра XII в. в Псалтири из монастыря Дионисиат). На нем одежда Христа, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной) «Егда поставятся престоли и отверзутся книги и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей. » (Там же, Слава). Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Мозаика в Торчелло, Италия В византийском искусстве к XI – XII вв. Отступник Юлиан обвит змеей представлены в типических образцах: oi jilhdoneV, kleptai, prodotai, mequsoi (сластолюбцы, воры, прелюбодеи, пьяницы) скрежет зубов представлен людьми, мучающимися в пламени.
Екатерины в Синае (XVI в. ), в Румынии — монастырь Воронец в Буковине (1547 г. ), в Сербии — монастырь Крушедол (XVII в. ). Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний (за принадлежность к иноверцам, еретические учения, за неугодную Богу профессию или по каждому конкретному виду преступлений). Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко.
Условно именуемые по франкским династиям меровингская (по VIII век) и каролингская эпохи составляют дороманский период, за которым следует оттоновская эпоха (X- начало XI вв. ), начинающая периодом романики как первый период сложившегося, вполне целостного западноевропейского церковного искусства, в то же время последний период на Западе, когда изобразительное искусство следовало православным традициям. Неофита на Кипре (ок. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. сложилась устойчивая иконография князя тьмы, – сатаны, как одного из главных персонажей «Страшного Суда», олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнаженного старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего на морском чудище, представленном либо на фоне морских глубин, либо, чаще – в огненном озере (геенне).
Антихрист изображен в богатых одеждах, окруженный людьми и демонами. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. Действительно, страшно Христово во славе пришествие. Этот же мотив встречается в апокрифических «Хождении Богородицы по мукам» и «Видении апостола Павла» – из уст жены выходят змеи и поедают ее тело.
До XI столетия территория Западной Европы — часть единого религиозного христианского мира. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. Возможно, причиной этого стали конкретные случаи «посещения Божия», т. е.
Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». В покаянии видят основу жизни составители «Повести временных лет» : «Аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велит житии. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами.
В «Изборнике Святослава» 1076 г. читаем: «И в рове преисподнем, якоже пишется и в Иове, в земли темне и могильне идеже несть света, ни видети жизни человеча, в онь же Христос пришед, Божественною душею и пречистою, посети сидящих во тьме». За апостолами ангелы, стражи Небесные. Затем он окроплял святой водой государя и простых людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией» и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих». В море, окружающем землю, плавают рыбы. Под огненным озером в шести отдельных клетках представлены виды мучений грешников. Страшный Суд. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
По арке над дверью четыре ангела, по обе стороны арки группы людей, обращающиеся к Судии со словами признания, по Евангелию, на тему: «когда мы видели Тебя алчущим и прочее». На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. Никто из олимпийцев не захотел стать судьей ТАКОГО конкурса красоты. Видение пророка Даниила (Дан. 10-12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. 1200 г. ). Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей.
Мадрид. Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий. Вариации незначительны: так, морское чудище (дракон) может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св. Покровским. По мнению Н. В.
Господи. Дерево, масло. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана – господин ада, с душой Иуды в руках.
Еще одним довольно-таки старым изображением является мозаичный «Страшный суд» в базилике Торчелло в Венеции. Наиболее раннее известное изображение в иконописи относится к XV в. (икона в Успенском соборе Московского Кремля).
Тема покаянного плача грешника, ожидающего суда Господня, не только раскрывает основную мысль сцены, но и указывает на прямую связь изображения Страшного cуда с циклом богослужений Великого поста. 16:24). На заключительном этапе патриарх протирал губкой образ Страшного суда.
Страшный Суд. XVI век представляет блестящую эпоху в живописи Афона. Главный столичный ансамбль – монастырь Хора (Кахрие-Джами, 1321г. ), по которому можно судить о восприятии греческими мастерами темы конца времен. Из примеров изображения «Страшного суда» в монументальной живописи Запада назовем лишь некоторые: росписи в церкви святого Георгия в Оберцелле на наружной стене апсиды, в монастыре Донна Регина в Неаполе (1293 г. ), в церкви Сан Пабло в Касересе (около 1200 г. ), во флорентийском баптистерии (1225-1228 гг. ).
В обеих росписях представлены четыре апокалипсических зверя. Миниатюра в греческом Евангелии XI в. Национальной библиотеки в Париже (74): Христос Судия в голубом миндалевидном с лучами ореоле сидит на троне руки Его простерты и на дланях видны язвы гвоздинные. — тысячелетие) толкам. Однако в общем плане композиции «Страшного суда» есть важное расхождение, связанное со смешением Второго Пришествия Христа со Страшный судом, которые различаются в византийском искусстве (собор Андреевского скита на Святой Горе Афон Лавра прп.
Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово. Звери, олицетворяющие уходящие царства изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Руководством к уразумению этого писания на востоке, был Андрей Кесарийский (IV в. ), от толкований которого во многом зависело понимание текста, отразившееся в иконографии «Страшного суда». «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз.
абстрактное рассуждения и не видно попытки цельного и всестороннего раскрытия идеи. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле.
Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников. Как всегда, абсолютно случайно, Эрида (богиням раздора всегда везет. ) его находит. Вознесенная на небо душа Феодоры видит Небесный Иерусалим, а также мучения грешников. Да аще сице сотворим, всех грех прощении будем». Апостол Петр приводит группу праведников к вратам рая. Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х в. ).
О его личности известно, к сожалению, очень мало. Рассмотрим иконографическое решение изображения «Страшного суда»: в центре композиции изображается Христос — судья мира. 1146 г. ), в монастыре св.
За этот титул не на шутку сцепились Гера, Афина и Афродита. Ниже на это видение ангел указывает лежащему и проснувшемуся Даниилу. Кроме того, нередко тело сатаны имеет пепельно-синеватый цвет, в чем усматриваются отзвуки глубинной эллинистической традиции (таким изображен князь тьмы в мозаике Торчелло). Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Прадо.
XII в. ), монастырей Жича (XIII в. ), Милешева (около 1234 г. ) и Сопочан (1272-1276 гг. ). Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». — благодарение) благочестия церковного народа. Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием (Пс. В храме Спаса на Нередице имеются надписания видов наказаний: «Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней». Характерная иконографическая особенность изображения сатаны: его фигура часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света иногда сатана расположен на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу.
Глаголет бо пророк нам: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем. Это уже не первый случай попыток повреждения этой картины. Познее здесь изображли Левиафана, мифическое животное, в котором соединены черты дракона и морского змея (собор в Ватопеде, XIV в. ). Изображение «Страшного суда» показывает грядущий конец мира — вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня.
Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. Аналогичная роспись в Ватопедском монастыре втрое меньше Лаврской. Называлась она «Действом Страшного суда».
В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее. Позднее, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335-1350 г. ), все грешники и виды грехов поименованы.
Рай бывает представлен несколькими сюжетами. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Иоанна Богослова на Патмосе начала XIII в., где представлены «Смерть праведника» и «Смерть грешника». Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц). 24:29 – 31). Это ему было уже ближе), а Афродита — любовь прекраснейшей из женщин. Ему предстоят Богоматерь и св. Справа от Христа – праведники, слева – грешники.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Сначала по уставу исполнялись стихиры, зачем освящались воды и читались Евангелия. Захват и разграбление Константинополя крестоносцами привели к разрушению централизованной системы культуры православного мира, сложившейся в послеиконоборческий период. Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем Владиславом. Отцов (Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Кирилла Александрийского), «Жития Василия Нового» и других произведениях византийской литературы, а так же в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов. Исключение составляет знаменитая роспись Кахрие — Джами, где композиция «Суда» помещается на своде придела в центральной части исполненная на темном фоне. Отметим некоторые ренессансные фрески, например, сюда можно отнести произведение Джотто переходной эпохи в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1305 г. ).
Конечно и в другие приготовительные дни Евангельские чтения – о Закхее (еще до начала пения Триоди), о мытаре и фарисее, о блудном сыне, недели сыропустной, – имеют первостепенное значение для христианина, готовящегося вступить на спасительное поприще Великого Поста. Работам сербских живописцев свойственна монументальность. Кирилла Александрийского известны, в частности, по росписи трапезной монастыря св. О каковый час тогда. Буслаевым, Н. В. Обе они находятся в монастыре св. В этом же каноне вспоминается праведный Иов, как пример оправдания на Суде Божием: «Иова на гноище слышавши, о душе моя, оправдавшегося, того мужеству не поревновала еси».
На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Вся картина написана в ярком, красочном стиле. Афина пообещала Парису военную славу (понятно, что пастуха эта перспектива не сильно прельщала), Гера — власть над всей Азией (а не только над Малой, где Парис жил и работал.
Эти звери символизируют «погибельные царства» — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Афанасия).
Почти во всех случаях «Страшный суд» изображается в нартексе. В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали. Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Во гробе подымаются с мольбой к Богу воскресшие. Однако и религиозная живопись занимала достаточно важное место в жизни этого художника. Тартар представлен двумя царями.
Make love, not war, но не тут-то было. В Софии Новгородской (1109 г. ) в состав композиции входит изображение пророка Даниила. В изображении картины грядущего Страшного суда Божия Предание не могло ограничиться только богослужебными текстами.
Человека, проходящего пост и совершающего истинное покаяние, Бог восстанавливает в правах, подобно Адаму и Иову и он, как по лестнице, может подняться из бездны греха к небесам на Синайской иконе «Лествица Иоанна Синайского» путь монахов вверх ко Христу начинается от черного провала адской бездны. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Вверху — ангел, сворачивающий небо. Нидерланды (Фландрия).
Так параллельно с византийским искусством формировалось иконография «Страшного суда» в христианских странах Закавказья: от эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция (первая четверть XIII в. ). На свитке надпись, передающая слова пророка Даниила: «Аз Даниил видех. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда в Кирилловом монастыре в Киеве, выполненное в XII в., в Георгиевском соборе Старой Ладоги (80-е годы XII в. ), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г. ), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в. ). Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Богословское основание пространственных представлений эпохи и религиозного сознания отражаются в иконографии «Страшного суда». «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех). Византийская основа сюжета «Страшного суда» сохранилась в неприкосновенной целости в древних памятниках искусства, не видно здесь серьезных попыток не только в развитии идеи, но даже к видоизменению готовой схемы. 199 x 379 см.
Подобного рода ранние попытки проиллюстрировать «Канон на исход души» свт. Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне говорит о «лествице деятельного восхождения души».
Но выбор был уже сделан. В огне горят грешники, мучимые диаволами. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма. Позднее Страшный суд утвердился в системе стенных росписей как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе. Лаврский художник, видимо знакомый с натурализмом европейской живописи, старается достичь именно в передаче адских мучений реальности и в формах и в колорите.
Екатерины на Синае. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Под апостолами — народы идут на суд.
Наиболее выдающиеся примеры храмов с композицией «Страшного суда» школы Рашки – это монастырские соборы: Великой Успенской Лавры Студеница (80-е, 90-е гг. В XI – ХII вв. 9:22). В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи.
Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Огненная река течет, расширяясь и в нее ангел погружает вынырнувшего грешника. 9:27). Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках. Иногда писались еще и другие звери имеющие аллегорическое значение. Так, фигуру дымчатого демона с вылезшими из орбит глазами мастер выполняет разными тонами сепии и индиго, внешний мрак (тьму кромешную) передает зелеными тенями и красноватыми отбликами на телах людей.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Западные учения «более затемняли, чем уясняли евангельское учение о Страшном суде», т. е. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности». Связь старинной письменности искусства подмечена еще учеными прошлых веков — Ф. И.
Среди последних в поздних композициях изображены с соответствующими подписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы (обратим внимание, что в число грешников попадают отнюдь не по признаку национальной принадлежности). Зевс не стал разрешать их спор и отправил их к пастуху Парису, пасшему стада на горе Ида, за обещание помочь в похищении Елены (жены царя Спарты Менелая) яблоко было присуждено Парисом Афродите. И в самый разгар пира на стол стараниями богини раздора Эриды было подброшено яблоко с надписью «Прекраснейшей». Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Геракл с помощью Атланта похищает золотые яблоки Гесперид (из чудесного сада на краю Земли, в который, должно быть, ветром занесло семена из Рая), а затем теряет одно из них. С четырьмя великими архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом, которые впервые упоминаются вместе в апокрифической «Книге Еноха», часто связывается эсхатологическая тематика. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Четыре царя сидят на своих тронах: Навуходоносор, Кир, Александр с обнаженным мечем и Август с копьем посреди них бьются падающий баран (по надписи – Дарий) и козел – Александр (в Ватопеде этого нет). За апостолами ангелы — стражи небесные.
«Страшный суд» на южной стене пизанского Кампо Санто (вторая половина XIV в. ), наконец, произведение Микеланджело на восточной стене Сикстинской капеллы. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Это, прежде всего, критская школа иконописи и Афон. В центре триптиха можно увидеть самого Париса, который пасет овец, а впереди греется на солнце прекрасная Венера. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Отчетливое деление сцены «Страшного суда» на две части, сопоставление светлых и темных участков росписи напоминают о действительном разделении мира после Второго пришествия.
При этом, как правило, старец держит на коленях небольшую фигурку Иуды. Обнаженная человеческая фигурка как олицетворение души умирающего человека встречается в иллюстрациях псалма 118-го («Блаженни непорочнии в путь») и «Канона на исход души» (росписи Григориевой церкви Софии Охридской, середина XIV в. клеймо Васильевских врат «Душа устрашается», 1335 – 1336 гг. ). Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Немаловажным является и отношение эпохи к сюжетной стороне «Страшного суда» в монументальной живописи, которая через свои зримые образы должна была доносить наиболее важные положения христианского вероучения. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках.
Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. В центре композиции изображается Христос – Судия мира. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
На левой стороне две группы воскресших, группа ангелов и несколько демонов, спорящих за жертвы перед весами (o zugoV thV dikaiosunhV – весы правосудия). (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Здесь уготованный престол (h etoimasia tou qronou) – кресло резное, с крестом, копием, тростью, Евангелием на покрытой подушке по сторонам павшие на колена Адам и Ева как образ всего преклонившегося праведного искупленного человечества. Тут же началась ссора из-за яблока между великими богинями Олимпа — воительницей Афиной, богиней любви Афродитой и супругой Зевса Герой. Ниже представлена разверстая пасть адского змия, o skwlhx – червь (ср. : Мк.
29:3, 4, 12). Ангел взвешивает деяния людей на весах, чашку которых тянут два беса. Приведенный в свитке текст из пророческого видения не используется в качестве паремийного чтения.
Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Некоторые признаки развития картины «Страшного суда» обнаруживаются лишь в памятниках XV-XVIII веков.
144, 8 x 193, 7 см. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно и самый почитаемый иконописец Руси – Андрей Рублев. И Зевс послал Гермеса на землю, к пастуху Парису (по совместительству, троянскому царевичу, тогда времена были тяжелые, царевичам иногда приходилост выпасать скот) и повелел тому рассудить трех прекрасных богинь. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю.
В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Выбор тут же стал очевиден, Парис выбрал любовь.
Подобным же образом представлены грешницы в росписи церкви Мавриотиссы в Кастории (начало XII в. ), в храме Асину на Кипре, на мозаике пола в северном нефе собора в Отранто (1163) семь грешников в Сопочанах (около 1272 г. ). Огненный поток известен по так называемому апокрифу «Откровение пресвятой Богородицы». Меркурий, чей алый плащ вздымает ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать но шлему и щиту с головой Горгоны. Надо отметить, что литература запада «скуднее», чем литература Востока в развитии темы «Страшного суда», которая не выходит из схемы.
Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций «Страшного суда», было «Житие Василия Нового» (Х в. ), в котором содержится рассказ о видении рая и ада благочестивой Феодорой. Иногда вместо змея изображается огненная река (на иконе Страшного суда первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля).
Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Национальная галерея. Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши.