На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера.
Антоний» (Мадрид, Прадо), пейзажные фоны которых изобилуют деревьями. Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников.
Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Главное направление его творчества проистекает из нравственных тревог и позволяет поставить его в религиозный контекст того времени (доктрина «Devotio modema»).
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Внутренние створки картины образуют триптих. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом.
Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. в боковом пределе) братства. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
А под ними начинается ад. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха «Страшный суд», принадлежащего музею. Если присмотримся внимательнее, то увидим, что в телегу впряжены всякие уродливые существа, которые в действительности тянут его прямо в ад. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Одним из первых он пытается приоткрыть тайну, полной противоречий, внутренней жизни человека.
Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Два триптиха во Дворце дожей в Венеции («Алтарь отшельников» и «Триптих св. Эпизоды «Золотой легенды» развиваются с фантастическим остроумием и кажется, что каждая деталь содержит в себе тонкие аллегории, но основной темой остается борьба Добра и Зла. Вся ее плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак – грубые, уродливые. «Страшный суд» (Вена, Собрание Академии изобразительных искусств) является вариацией Босха на традиционную тему.
(внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Антония» (Лиссабон, Нац.
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Некоторые исследователи полагают, что Босх принадлежал к секте «адамитов», существование которой в конце XV в., однако, вызывает сомнения. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Ад изображен в правой части триптиха. Чудовища написаны с неиссякаемым во-ображением и анато- мическим правдоподобием.
с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Казалось бы, полная идиллия.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Филипп Красивый заказал художнику в 1504 году картину «Страшный суд», а по инвентарю 1516 года она значится в собрании его сестры Маргариты Австрийской. К этой группе работ можно отнести и четыре панно «Рай» и «Ад» (Венеция, Дворец дожей, упомянуты в 1521 в собрании кардинала Гримани), которые дают близкую мистике интерпретацию средневековых легенд две картины на тему «Всемирного потопа» и «Ада» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), на оборотной стороне которых изображены четыре сцены, непонятные по содержанию наконец, «Несение креста» (Вена, Музей истории искусств). Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. «Страшный суд» в Музее Гронинге имеет подпись и дату: «1551 год».
«Блудный сын» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена) – возможно, самое высокое живописное завоевание Босха здесь гармоничная поэзия коричневых и серых тонов оживлена бледно-красными аккордами. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Картина Поурбюса была создана еще при жизни великого художника Италии. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Он как бы говорит ему: Не бойся. Работы Босха неоднократно копировались как при жизни мастера, так и в XVI в. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Развеваются стяги германского императора и французского короля. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Центральная часть. «Воз сена» (Мадрид, Прадо) развивает тему человеческого безумия. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Изображение Христа – подлинный центр картины. которую Бог уготовил человечеству. Справа в шатре сидят любовники.
Эти же черты характерны и для картины «Св. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». В открытом виде триптих включает в себя картины «Рай» и «Ад», между которыми расположена композиция «Сад земных наслаждений»: фантастический пейзаж, заполненный парами или группами обнаженных фигур, а также гигантскими растительными формами и необычными животными. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.
Кому то из них не везет, эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом. В триптихе Искушение св. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. Творчество Босха загадочно. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Средняя створка изображает Страшный Суд. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Такова страшная участь.
Однако, самые разнообразные пытки, применяемые легионами чертей, не кажутся столь ужасными по сравнению с насаждаемыми ими земными страданиями. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».
Справа — ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
К этой группе произведений можно отнести и такие работы, как «Св. Босх склонен к обеим крайностям — изображенные им инфернальные звери (а их — великое множество и нет одинаковых) также не кажутся страшнее тех, кто жестоко забавляется людьми в их земной жизни. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Это особенно видно по изображению преисподней. Согласно легенде, Мария явилась св. И наиболее сложным. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений».
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Босх и реален и символичен. Вероники «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и «Св. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
1500, Мадрид, Прадо). Он напоминает гигантскую строительную площадку. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полете с небес на землю превращаются в демонов. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Картина «Искушение св. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами.
По-видимому, Поурбюс вдохновлялся при ее создании гравюрой с фрески Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1535—1541), так как об этом напоминает многое в решении общей композиции, в фигуре Христа, особенно в фигурах, выходящих из земли в нижнем левом углу переднего плана. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Юлии»), к сожалению, плохо сохранились. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии.
Картина «Семь смертных грехов» (Мадрид, Прадо) отражает менее распространенную тему, связанную с чисто народным юмором каждый эпизод выполнен в манере жанровой сцены, в которой акцентируются не аксессуары, а человеческие отношения. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Возможно, речь шла о вышеупомянутом произведении.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Согласно недавней гипотезе, эта картины изображает классическую аллегорию разносчика слухов (одного из «детей Сатурна»), то есть одно из четырех состояний человека, меланхолию. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы.
Произведения Босха воспринимались в чисто морализирующем плане. Композиция сложна, представляя собой как бы картину в картине.
Иероним» (Гент, музей). В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Это особенно видно по изображению преисподней. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. На внешней стороне створок триптиха изображен мир в третий день Творения на внутренней представлены Рай и Ад.
Луке и позировала ему. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Шедевром мастера стал триптих «Сад земных наслаждений» (Мадрид, Прадо), который имеет самые разные толкования. Группа богоматери и св.
Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Гигантские фрукты – это сексуальные символы, напоминающее определение, которое дал этой картине Сигенца в 1576: «Картина суетной славы со вкусом земляники или граната». На внешних створках изображен третий день Творения – как поэтическое видение, в котором внутри земного шара, выступающего из тьмы небытия, происходит разделение элементов.
В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. гал. ) и «Корабль дураков» (Париж, Лувр).
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
В поздний период своего творчества Босх создал еще несколько шедевров – «Несение креста» (Гент, музей), составленный, словно мозаика из уродливых лиц, которым противостоит лишь чистый и прекрасный лик Христа и св. Страстным почитателем его таланта был испанский король Филипп II. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Далее идут сцены изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.
Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов. корыстолюбия и зависти. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.
Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Конечно, страсть Босха к изображению монстров, а иногда и сексуальную фантазию художника можно рассматривать с точки зрения психоанализа, но подобный «анализ» может быть произведен лишь после разграничения основных тем его картин. Бог видит «. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Редкие упоминания о его заказах (в 1488-1489 по заказу братства, Богоматери Босх исполнил створки резного алтаря, а в 1504 по заказу Филиппа Красивого – картину «Страшный суд») не могут быть увязаны с его известными произведениями.
На картине стоит подпись Блонделя и дата: «1545 год». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. История ее создания любопытна.
Композиция «Ад» (Мюнхен, Старая пинакотека), по стилю близкая «Саду земных наслаждений», возможно, является фрагментом «Страшного суда», написанного Босхом по заказу Филиппа Красивого в 1504. То же настроение характерно и для композиции «Пир в Кане» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена), более насыщенной аллегорическими элементами и особенно в картинах «Смерть скряги» (Вашингтон, Нац. К югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля и Яна ван Эйка, несущее новые представления о природе и человеке, тогда как к северу более провинциальное, близкое средневековью. История искусства. Спорна центральная часть.
По старой традиции считается, что св. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение.
Они пьют вино. Лукой». Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).
Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Христофор» (Роттердам, музей Бойманса- ван Бёнингена), «Иоанн Креститель в пустыне» (Мадрид, музей Хосе Ласаро Гальдиано) и «Св. Серия изображений святых примыкает к этой центральной группе. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В картине Блондель демонстрирует свой незаурядный талант декоратора.
С большим трудом можно обнаружить фигуру св. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Это также самая ранняя из картин исполненных в легкой манере (фигуры набросаны несколькими штрихами или сочными мазками). В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Ранние работы художника («Распятый Христос», Брюссель, Кор. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Картина «Св.
Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов. В итоге размер грандиозной фрески составил 13, 712, 2 метра. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Одним из ярких представителей этого направления в Брюгге был Ланселот Блондель (1498—1561), ставший членом Корпорации художников в 1519 году. Вся жизнь Босха прошла в родном городе Гертогенбосхе, где его отец и дед были художниками.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Картина была заказана для зала эшевенов в здании суда Брюгге.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. В музее экспонируется его шедевр «Богоматерь с младенцем и св. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств).
При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Однако и сюда уже проникло зло – вот кошка сжимает в зубах задушенную мышь, хищник терзает убитую лань, а в прекрасном фонтане жизни засела коварная сова. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы и Богоматерь, просящая за грешное человечество, – традиционные иконографические признаки этой темы. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.
музей изящных искусств два варианта «Ессе Homo», Франкфурт, Штеделевский художественный институт и Бостон, Музей изящных искусств) не отличаются оригинальностью, несмотря на изображения почти карикатурных персонажей. в Египте. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.
Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу.
Лука — это автопортрет художника. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На оборотной стороне створок помещены сцены «Взятие под стражу» и «Несение креста» с изображением смерти Иуды (низвержение апостола, который ассоциируется со страданиями Спасителя ради человечества). Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Иоанн» (Берлин-Далем, музей), в пейзажах которых соседство божественного мира с миром фантастическим подчеркивает присутствие Зла, витающего над Спасителем. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
Иоанн на Патмо-се» (Берлин-Далем, музей) замечательна своим пейзажем: переходы цветов, близкие примитивистам, тем не менее делят пейзаж на пространственные планы и отражают реалистическое видение художника. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
.