Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. из самых смелых картин Эль Греко «Снятие пятой печати», написанной между. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
одухотворения и оцепенелости. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Д. Ю. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя.
По рождению (т. У Бога ничего случайного не бывает. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
И мост и ворота Сан. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Оригинал взят у bolivars в Эль Греко. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»).
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). «Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. И нужно ли. Все выражение лица как бы говорит: Ну, вот он – я. Хотели видеть, смотрите.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Как это возможно.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Его изображение, одновременно вдохновенное и нелепое, удивительно даже для Эль Греко. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие.
Как уже говорилось, он всю жизнь учился. В 1570 году Эль Греко уехал в Рим, где написал несколько работ, в которых ярко проявилось его ученичество в Венеции16. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Сказываются вдобавок социальные и политические факторы.
Размер картины 222 x 193 см, холст, масло. Перед нами ряд потрясающих в живописном отношении картин, от каждой из которых трудно оторвать таз, а переходить от одной к другой, наслаждаясь живописно-психологической симфонией в каком-то полумедитативнном состоянии, можно бесконечно долго. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество.
Произведением глубокого философского смысла предстает знаменитый Вид Толедо. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом. Внешние приметы правдоподобия не исключают, однако, оттенка ирреального.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Причины недовольства короля остались неизвестны. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». – Его путь ко Христу был очень своеобразным.
Он. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561).
Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Звучность и красота красок превосходит возможности масляной живописи. Доменикос Теотокопулос (греч.
И возникает лицо. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т. е. Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. Страха нет, есть все возрастающий интерес.
Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Однако вряд ли это справедливо.
Вдруг именно вдруг иначе не скажешь, передо мгой возникает из тьмы огромная золотая, – это чувствуется на расстоянии, что она именно настоящая, золотая – массивная, украшенная каким-то чудным орнаментом из виноградных листьев и лоз, рама, заключающая в себе НИЧТО. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. В 1937 году историк искусства Родольфо Палуччини выпустил важное исследование, повлёкшее за собой значительное увеличение числа работ, приписываемых Эль Греко. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима).
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Всё остальное – космологическая тревога и смятение. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике.
На этот раз ставим двух наблюдателей, прежнего и меня. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). ЭЛЬ ГРЕКО Снятие пятой печати (Видение Иоанна Богослова).
Вряд ли вообще думал о чём-то. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко— его глубокая внутренняя религиозность ипонимание сути христианства.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. При этом он был человеком Ренессанса. В своём искусстве, в понимании цвета, колорита, цветовых отношений он, повторюсь и в Риме и в Толедо оставался типичным последователем венецианской школы. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Он всё умел. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. – Обычно считается, что это Евангелие.
Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике.
Связь между «Авиньонскими девицами» и «Открытием пятой печати» была выявлена в начале. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Отсюда их внимание ко Кресту. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление.
В глазах появляется веселая искорка. Пятая Печать или Доменик Грек. Августин и св. Трудно сказать, чем объясняется смелое новаторство Эль Греко.
Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Стены постепенно теряют твердость, как бы растворяются. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти.
А Петр видел Христа почти с первых дней Его проповеди, он поверил Христу еще до явления всей Его славы. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Франциск Ассизский. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Например, произведение Эль Греко «Снятие Пятой печати» послужило. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Город оказал на него огромное воздействие. 1541 – 7 апреля 1614), более. 1608-1614.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Глаза, горящие каким-то внутренним огнем.
Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули. Эта живопись живет отраженным светом, не внося ничего нового в общий процесс развития Ни одна критская икона в Венеции ХIV века не была написана. Маврикия».
c. И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании в нечто целостное и выразилось в живописи. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света.
А прорывались тревога и предупреждение. Дело втом, что Эль Греко вырос всреде римо-католиков иконопись изападная живопись были ему равно близки. Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста. Тело начинает слегка раскачиваться. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Из глубины этого НИЧТО начинает выплывать чей-то образ.
Откровение 6:9-17. Ведь иные фотографии улавливают очень характерную ситуацию или. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. заданный автором Аркадий абдуллаев лучший ответ это На Вашем фото – картина Эль Греко "Моление о чаше". Эль Греко (собственно Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. К примеру, у него сохранилось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни.
Работы шли нарасхват. Оцепенелая земля получает этот динамический заряд и ловит отсвет жизни неба. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Всё остальное — космологическая тревога и смятение. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Теперь, кажется, он открылся мне окончательно, успокоил ищущее сознание и доставил большую эстетическую радость. Голос читающего текст строг и монотонен. Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Во взгляде улавливается даже какой-то интерес ко всему происходящему. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79.
Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608—1614). Но все неузнаваемо преображено художником. А прорывались тревога и предупреждение. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см.
Мазки положены так легко, что видны нити холста. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Это случилось по дороге в Дамаск. Тем более что память о символе подобной кары на земле ещё жива была в душах православных греков — падение Византии как оплота православия.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. И вот это «Снятие 5 печати», она абсолютно фантастическая работа. Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура». Оно имеет треугольные очертания.
Вряд ли вообще думал о чём-то. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков.
По рождению (т. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. i. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св.
Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах.
Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли. – Сюжет он выбрал неслучайно. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Фото:, фото Яна Прохазки. l. Они укутываются или наоборот, сбрасывают с себя покрывало. Художник прожил вего доме до конца своих дней. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии.
Но многие приемы абсолютно необычны. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Между тем уникальность его творческой манеры выросла и сложилась – это хорошо показывает его живопись – именно на скорее всего внесознательном стремлении совместить, синтезировать освоенные им противоположные художественные традиции, включая, кстати и некоторые изобразительные приёмы Микеланджело и экзальтированный мистицизм своих испанских предшественников в живописи. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись.
И совсем я не страшный. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Город зубцами своих крепостных башен бежит по тянущимся вдаль холмам, туда, где горят фосфоресцирующие зеленоватые отблески зарниц, дороги вьются в гору, контраст яркой зелени лугов и более темных деревьев отражает тень и свет от несущихся облаков, растительность напоминает разметанный ветром веерообразный ковыль. Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. И пытался ли сделать это Эль Греко. – и Павел вдруг видит Самого Бога.
1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Резкие световые контрасты изломанные линии, удлиненные тела, отсутствие деталировки и ярких красок придают его картинам суровую сосредоточенность (заставляющую вспомнить и экзальтацию святых пустынников и жестокость инквизиции). Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. И это тоже передано, в том числе, через одежду.
И как. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. Черными силуэтами на фоне красного свечения выделяются фигуры стоящих. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Петр трижды отвечает утвердительно. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Добавлю только одно.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Именно НИЧТО, сверхТьму и сверхПустоту. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике.
Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Апокалиптичная. В лице Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, остров Крит вторично со времен. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении. Собственно, как и глаза апостола Петра.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Похожая на ствол обрубленного дерева с тянущимися вверх ветвями рук непомерно высокая фигура (ведь пророк стоит на коленях), окутанная громоздящимися складками одежды, она показалась бы даже пугающей, если бы не цветовое звучание этой одежды.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Круг желтого света, какие-то неясные причудливых очертаний тени на полу и стенах, воздух вокруг как бы замер.
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех.
Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Снятие пятой печати.
Тем более что память о символе подобной кары на земле ещё жива была в душах православных греков – падение Византии как оплота православия. Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд — коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Стал узнаваем. Например, в Большой Советской энциклопедии 1952 года Эль Греко посвящена небольшая статья, где сказано: «Первые написанные в Испании картины Греко еще обладали жизненными чертами, свойственными его работам итальянского периода (Снятие одежд с Христа, 1579 и др. ).
Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер. Кровь плоти, что почти окаменела, Взывающие мощно голоса – Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos. 226 x 200 см. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо. Оба мира разделены очень чётко.
Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо.
СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ. Делаем небольшой перерыв, совещаемся и решаем провести контрольный опыт. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. В XX веке была высказана «медицинская» версия особенностей манеры художника: усиливавшийся с возрастом дефект зрения искажавший (якобы) пропорции фигур и цветовую гамму.
Эль Греко, к примеру, как вам. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Они у подножия Креста. Например, в сцене гибели Лаокоона и его сыновей тревожные бело-голубые сполохи на небе странно гармонируют с причудливыми бликами на телах людей. Но это только на первый взгляд.
«Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Позже Эль Греко освоил технику итальянских мастеров. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
Вывод этот основывается на результатах моего длительного эстетического созерцания и изучения больших алтарных картин Эль Греко, многие из которых находятся в Толедо и в Прадо. Еще издали, сквозь анфиладу залов Нью-йоркского музея, картина действует буквально гипнотически. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом.
Все начинаем сначала. Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). Почему так произошло. Маврикия». Эль Греко – Снятие пятой печати. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»). Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В них открываются коридоры, уходящие вглубь скалы, подсвеченные откуда-то из глубины ярко- оранжевым светом. «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. Вокруг глаз фосфоресцирующие круги, придающие взгляду особенную глубину.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Сегодня, внимательно изучив основные алтарные картины Эль Греко, я понимаю, что на них представлены не единожды произошедшие значительные эпизоды Священной Истории, но вечно длящиеся события, ознаменованные этими историческими эпизодами. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю.
Александр Таиров. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Что это значит. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Решили начинать.
художник приобрел широкую известность. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы.
Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14.
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые — цветные — пятна первого плана картины) с лица земли.
В заметных научных работах второй половины XX века, посвященных Эль Греко, была проведена переоценка многих интерпретаций его творчества, а также его предполагаемого византийства65. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Он достиг в них огромной впечатляющей образной силы. До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь.
– Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях.
Первым великим испанским художником в период с 16-го по 17-й века по праву считается совсем не испанец, а грек по происхождению с острова Критт. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Глаза начинают различать какое-то странное красноватое свечение, возникающее из ниоткуда. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы.
Он становится все отчетливей. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. По словам Дж.
Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Ловлю себя на том, что уже громким голосом повторяю за читающим древний текст. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св. Оно становится ярче.
даже в современной фотографии Толедо сразу узнаешь картину Грека. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»). Эль Греко был выдающимся портретистом. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. Как всегда в творчестве Эль Греко, в нерасторжимом единстве звучат тема земли и тема неба. Эль ГРЕКО.
Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св.
Апоколиптическое полотно «Снятие пятой печати» было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Апокалиптичная. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. И как. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Уже отчетливо видны контуры стен, мелкие трещины на них, камни на полу. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Эль Греко был художником, посвятившим себя сугубо религиозной. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Тому есть несколько причин. Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св. И пытался ли сделать это Эль Греко.
СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ Печати пятой расшифрован код, И сорвана она и оной под. Уэтей и другие ученые отвергли мнение о том, что Крит принял какое-либо участие в его формировании и поддержали исключение ряда произведений из списка работ Эль Греко110. За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Иисусом Христом пятой из семи печатей.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Речь идет о наивном представлении, будто перемены в искусстве означают непрерывный прогресс. В поздний период творчества все острее. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Все это длится секунды, а может быть и вечность, но отпечаталось в мозгу очень четко. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В молодости Греко писал иконы на Крите. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре).
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св.
Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др. ). Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Его изображения апостолов (серии так называемых апостоладос, 1605-1610, в сакристии собора в. Эль греко Доменико («Снятие пятой печати»). Но созданный им пейзаж обладает величием почти космического характера. Картина воспринимается как признательная дань художника красоте и величию удивительного города, слитого с окружающей природой под грандиозным перламутровым небом. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. проблема изображения различных источников света (возможно. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении — между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер.
В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта — из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Августин и св.
«Снятие пятой печати» / Доменико Эль Греко или Доменико Теотокопули испанский художник, грек по происхождению один из своеобразнейших. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь — уже явлено. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Некоторым людям нравится видеть предельно точное отражение объекта, подобно фотографии. Чувствовался поток какой-то информации, впивающейся в тебя.
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис – не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса».
Холст, масло. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. В то время он получил несколько больших заказов и его мастерская занималась созданием живописных и скульптурных ансамблей для различных религиозных учреждений. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Да, у них были разногласия – апостолы тоже люди, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
e. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его труды по объему превысят все остальные книги. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц.
Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер — как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
И нужно ли. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Природа и город лишены ощущения устойчивой опоры, земной тверди.
Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Создается впечатление, что краски на картине светятся. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то.
Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста. Вокруг мрак, но страха никто не испытывает. 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П.
Снятие пятой печати – Эль Греко. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Красота души не столь зрима, как телесная.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Если в них мы видим действительно прекрасные, выполненные на уровне высших достижений ренессансного портретного искусства образы живых людей со всеми их внутренними достоинствами и недостатками, то апостолы решены совсем в иной живописной манере. В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже — противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Однако вряд ли это справедливо. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Не осталось унего иучеников. Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Апостолы прекрасно это понимают. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»).
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Не добившись расположения короля, Эль Греко был вынужден остаться в Толедо, где был принят как великий художник40.
В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Однако и в эти работы системой мелких незначительных вроде бы художественных элементов и деталей Эль Греко вносит какую-то философическую грусть, лёгкую тревогу.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. Сейчас он находится вТоледо. А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку.
Маврикия». Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Он старше Павла, в более блеклой одежде, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине, а о глубочайшей молитве. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно).
И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. Да его никто в этом и не обвинял. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Тяжбу художник выиграл. Не осталось у него и учеников. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Франциск Ассизский. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. Между тем как сочетать в себе, в своём художественном сознании главные принципы византийской иконописи, для которой характерен предельно условный канонизированный художественный язык, ориентированный на создание символических анагогических образов, как бы идеальных моделей видимого мира, его предвечных эйдосов в некоем идеальном вневременном сознании, с венецианским буйством ярких земных красок в изображениях исключительно земной, даже плотской жизни во всей её материальной красе и почти избыточности. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ).
Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, — прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. Апостол Павел здесь никого не обличает.
До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Желание отличиться, наверное, не самый высокий и не самый глубокий из побудительных мотивов художника, но отсутствует он крайне редко. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Кроме популярных (то есть, часто изображаемых) библейских сюжетов, Эль.
Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. С 1570 г. работал в Риме.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса.
Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Эль Греко.
Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему.
Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» — неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св.
Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо — и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо — а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). с «Лаокооном» Эль Греко пишет «Снятие пятой печати» – то есть молитву. И дело не только в содержании, скажем, картины, но и в стиле художника.
Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Ильдефонсо4. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
На губах легкая усмешка. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия.
В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. Что, вобщем-то, справедливо. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Описывать этот второй эксперимент не буду, он повторил первый. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. История искусств излагавшаяся ранее многократно, но на сей раз пересказанная простым языком, должна подвести читателя к уяснению исторических связей и пониманию художественных произведений, причем не столько путем восторженных описаний, сколько путем разъяснения намерений художника. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Оба мира разделены очень чётко.
Картина испанского живописца Эль Греко «Снятие пятой печати». 1 Биография. Иоанн и св. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Свеча горит. Нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, что субъективизм его творчеств вел лишь к мистическим «прозрениям» души. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества.
Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати».
Эль Греко знают все, даже люди, никогда не бывавшие в музеях. Художник писал портреты своих толедских современников — представителей знатных аристократических родов, духовенства, писателей, поэтов, ученых. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. И выражен он только и исключительно живописными средствами. Вдруг все же что-то нетак было, вдруг померещилось наблюдавшему со стороны.
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. «Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Научная статья на тему Метафизический смысл искусства Эль Греко. Многие полагают, что полотно Эль Греко передает именно этот момент спора, обличения и раскаяния.
Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
В плавании по этому маршруту есть подводный камень, который, надеюсь, мне удалось обойти, но о котором, тем не менее, стоит упомянуть. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Так мог окончательно оформиться его ярко индивидуальный стиль. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная. Руки Петра находятся на том же уровне.
Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. что биография этого художника связала узлом несколько европейских тенденций. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой.
– Здесь важно помнить: притом, что мы называем Павла религиозным гением, он все-таки обратился ко Христу уже после Воскресения. Тематически она. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желтого полотна.
Облик Толедо запечатлен Эль Греко с большой точностью. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). Главное здесь — свет и цвет. Рот правильного очертания.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Маврикия».
f. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати».
Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно.
Снятие пятой печати (1608–1614, холст, масло, 225 193 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле.
Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). ЭЛЬ ГРЕКО Автопортрет. Искаженные изломанные линии усиливают эмоциональную выразительность, характерную для поздних работ мастера.
Слава Богу, что так. Некоторые исследователи указывают на то, что Эль Греко был оппозиционером папству, а Рим – это папский город. Все события Священной Истории, которые, кстати, стояли в итальянском искусстве зрелого Ренессанса в одном ряду с событиями античной мифологии и античной и всей последующей истории изображались здесь исключительно как события земные, когда-то произошедшие с земными, плотскими людьми. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо.