Картина Сергея Иванова "Смерть переселенца" (1889 год) очень и очень печальна. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.
В лучшей работе – иллюстрациях к поэме Медный всадник (1903-1923) Бенуа избрал характерный для Мира искусства путь художника-соавтора. Но он был не только его певцом, но и психологом, не только воспевал его красоты, но изображал оборотную сторону современного капиталистического города, холодно-механистического, города-спрута (Дьявол, 1906), духовно опустошающего людей (Человек в очках, 1905-1906). 199), Виды на урожай, Разгон демонстрации). В них с особой наглядностью сказался демократизм его искусства.
Всё рухнуло. Евгений Евгеньевич Лансере – один из многогранных мастеров Мира искусства. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.
Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти3. В портрете О. М. Нестеровой (1906 ил. Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. Он писал: «Вид у него был студента-бунтаря, оборванный, длинные ноги, вихрастая голова.
Однако стремление Сомова связать его с давно прошедшим временем (Мартынова одета в старинное платье), введенная им на втором плане в духе XVIII века сценка беззаботно музицирующих дамы и кавалера и ставшая более жесткой живопись возвещают о новых поисках художника. Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья». Характерный памятник московского зодчества начала XVIII века – церковь Архангела Гавриила, так называемая Меншикова башня, сооруженная на территории усадьбы А. Д. Меншикова (1701-1707).
Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Первая картина «В дороге. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». Наибольший резонанс получили картины «Переселенцы.
Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Оформленные им постановки были поистине праздником для глаз. С Миром искусства в той или иной степени связано творчество многих мастеров начала века – В. А. Серова, З. Е. Серебряковой, И. Я. Билибина, Б. М. Кустодиева, И. Э. Грабаря и других.
Я деду своему верю. 213) во втором – кустодиевский Олимп – едкие карикатуты на членов Государственного совета. Предчувствием грядущих социальных перемен проникнута картина Купание красного коня (1912). Образ перекликается с героем повести Мать А. М. Горького. Картина «В дороге.
К портретам людей, близких ему, прибавляются многочисленные светские парадные портреты. Поэзией русской старины проникнута картина Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). Также широкую известность получили картины «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), «Царь.
Чаще всего он находил мотивы в Абрамцеве и Домотканове, где находилось имение его друзей Дервизов. Как и прежде, основой его портретного искусства остается психологическое раскрытие образа, но Серов сосредоточивает теперь свое внимание на общественной характеристике моделей. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. М. В. Добужинский (1875-1957). Одинокие», «В дороге. Значительна по психологической трактовке образа картина Монахиня (1908 ил.
Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем. Затем переехав в Аткарск, где также содержались заключенные, он поселился в доме напротив тюрьмы и пишет картины «Этап» и «Татарин на молитве». Боевой тон характеризовал многие журналы (Зритель, самый долговечный из них, Леший, Жупел и его продолжение Адская почта). Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Иванов был его свидетелем и участником — он оказывал помощь раненым в уличных боях студентам в здании Московского университета.
Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. Египет, 1911 и др. ). Пленэрная живопись пополнилась такими цельными по колориту и поэтическими пейзажами, как Кемь (1917) К. А. Коровина, К вечеру Н. П. Крымова, лучшими работами С. А. Виноградова (Цветник, Весна, 1911 ил. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа.
Об этом рассказывают многочисленные этюды с изображением суровых лиц и бритых затылков. В течение более десяти лет Врубель снова и снова возвращается к образу Демона. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Сразу же после появления «Союза», художник покинул Товарищество передвижных художественных выставок и до конца своих дней выставлялся только здесь. Его живопись стала гладкой, словно лакированной, но по-современному изощренной (Зима. К концу этого десятилетия Мир искусства оформился как идейно-художественное объединение.
Пейзаж – главный жанр в искусстве большинства мастеров Союза русских художников. К традициям пейзажа-картины обращался А. А. Рылов (Зеленый шум, 1904 ил.
В. Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Одна из значительных работ Серова конца 1890 – начала 1900-х годов – серия иллюстраций к басням И. А. Крылова – была предметом его неустанных забот и внимания. Таковы, например, гротескный Портрет Г. Б. Якулова (1910 ил.
Нет не наладится новая жизнь на новом месте, на которую они с мужем надеялись. Именно романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия ибо оно до известной степени сближало художников-романтиков с действительностью, с простой реальной жизнью. В своих картинах «Смута», написанной в 1897 году и «По приговору веча» (1896) художник точно передает состояние возбужденной толпы в драматические моменты.
М. С. Сарьян (1880-1972). После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. И не было безпросветной нищеты и безысходности. В портрете А. М. Горького (1905 ил. Очень выразительны фигуры и срезанные рамой лица старика в длиннополой шубе с большой связкой бубликов в руке и молодой особы, которую он спешит увести.
Архипов любил скромную красоту русской природы и поэтически запечатлел ее. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Бездельники и пьяницы, понятно бедствовали, но они потом отыгрались, когда в Комбеды вошли. (ил. Если у Перова даётся хоть какой-то надежда на то, что похороны закончатся, семья вернётся в деревню, в свой дом, наступит весна и всё ещё образуется, то здесь изображён окончательный крах. С 1905 по 1909 годы художник работает над картиной «Едут. Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую.
Здесь с наибольшей полнотой проявилась реалистическая сторона творчества художника. В художественной жизни России начала века значительную роль сыграл Союз русских художников (1903-1923). Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири. Огромную роль в раскрытии эмоционального строя произведения выполнил пейзаж.
Вместе с томными кавалерами они мечтают, развлекаются, флиртуют. Он поистине превратился в одно из главных действующих лиц. Будучи свидетелем Кровавого воскресенья 9 января, он вышел из состава действительных членов Академии художеств, так как командующим войсками, которые чинили расправу над народом, был президент Академии – великий князь Владимир Александрович. Врубель много рисует с натуры, увлекается майоликой.
Строгость монументальных образов, гармоничность и уравновешенность композиции, цельные плотные краски отличают лучшие ее картины. Приработок позволял нормально жить. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента». Землистую бледность лица подчеркивает наброшенный на плечи белый платок.
Его романтическое полотно Лебеди над Камой (1912) предвещало картину В голубом просторе, созданную уже после Великой Октябрьской социалистической революции. «Переселенка в вагоне», по свежести восприятия близкая к этюду, была написана на открытом воздухе, не без влияния Поленова – мастера пленэрной живописи. Композиция кажется выхваченной из жизни. Его художественный отдел, возглавляемый выдающимися мастерами изобразительного искусства, резко отличался от литературно-философского, носившего символистски-религиозный характер.
По половодью сплавляли лес по Большой Кокшаге. На лицах отразилось любопытство, наивность и чувство собственного достоинства. Полдень. (ил. В своем творчестве он стремился проникнуть в глубь веков, в живой и целостный мир далеких предков, связать его с поступательным развитием человечества, с идеалами гуманизма, героики и красоты (Заморские гости, 1902 ил.
А. П. Рябушкин (1861-1904). Касаткин увидел и запечатлел характерный тип активного участника первой русской революции. В первые годы творчества Сомов следовал реалистическим традициям (портрет отца, 1897). Это произведение социально-критического характера.
Свои впечатления художник отразил в знаменитой картине «Расстрел», написанной в 1905 году, поразившей современников. Седые кудри, как завитки белой коры, а пальцы – корявые сучки. С. В. Об этой поездке он писал художнику А. А. Киселеву: «Хорошо теперь в России. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь.
Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником— оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Колыбелью Мира искусства был кружок петербургской интеллигенции, возникший в 1890-х годах. С этого времени наступает пора его творческого расцвета. В серовато-охристую среду погружены сдержанные по тону краски одежды. Научные и художественные интересы побудили Иванова серьезно заняться фотографией. В другом письме тому же адресату он с печалью констатирует: «здесь нет теперь ничего хорошего и ездить сюда учиться нет смысла».
Лишь за шесть лет до смерти стал вольным живописцем. В картине Дама в голубом платье (портрет художницы Е. М. Мартыновой, 1897-1900) также еще живет психологически тонкое и глубокое проникновение в образ, несущий на себе печать трагической судьбы молодой художницы. Работали в сезон в поле, а в межсезонье каждый занимался каким-то промыслом.
Эту работу отличает яркий цветовой строй, выразительность силуэтных решений, свободная живопись. Более двадцати лет Коровин возглавлял постановочную часть Большого театра.
В нем участвовал В. А. Серов, поддержавший его своим авторитетом. По сути дела, одухотворение природы, ее поэтическое персонифицирование – основа врубелевских сказок. В 1891 году в течение месяца он ежедневно посещал Саратовскую пересыльную тюрьму. Как и все мирискусники, он охотно писал пейзажи. Смерть переселенца». Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком.
Необычайно выразительно и образно емко Чаепитие Рябушкина (1903), написанное за год до смерти. А безнадёга ещё больше. К. С. Петров-Водкин (1878-1939). 214) и Утро (1917) образы крестьянок отражают высокую нравственную чистоту духовного мира русского человека.
204) изображающем козлоногого бога лесов, много человеческого. В ряду подобных портретов Серова одно из первых мест занимает портрет М. А. Морозова (1902) изображенного на фоне гостиной его прекрасно обставленного особняка. Особенно выделяются Жатва (1915) и Беление холста (1917 ил. Празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провынцы вселв татарове в 1777 году.
Обычный крепостной, кстати. Кроме художественных способностей Иванов обладал научным складом ума. 218) Б. М. Кустодиева.
Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри. В ее число входили художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст. В предреволюционный период лишь отдельным крупным мастерам удалось изображая природу, передать эпическое чувство родины – преобладали лирические мотивы.
Известен, например, его рисунок «Смерть переселенца». Большую организационную роль сыграл преданный интересам искусства С. П. Дягилев. Все эти течения сложно переплетались в искусстве предоктябрьского десятилетия. И. Э. Грабарь назвал художника крестьянский Серов именно за пейзажи.
Как говорилось выше, процесс развития реализма в 1907-1917 годы осложнялся кризисом буржуазной культуры. 225) и Натюрморт с парчой (1917) И. И. Машкова. Сложное душевное состояние передано на истомленном лице. Он прекрасно владеет многими жанрами искусства. Самыми известными темами его работ являются картины на исторические темы, а также, так называемые переселенческие темы, которые основывались на переселении в Сибирь жителей русских деревень в 1880-х годах.
Подобно Лансере Добужинский принадлежал к младшему поколению художников Мира искусства. С. А. Коровин (1858-1908). Произведение выставили только на посмертной выставке художника. Иногда его товарищи за это посмеивались над ним. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья— в духе стиля модерн— почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901) «Царь. С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого.
Картина появилась на ученической выставке 1886 и была куплена В. Д. Поленовым, который с большим вниманием и заботой относился к начинающему живописцу. Он зарекомендовал себя прекрасным театральным художником, тонким критиком театра. Глубоко лирическим чувством Проникнут его Обратный (1896). Включая в композицию бытовые сцены, художники показывали природу и человека, в равной степени действующими в пейзажной картине (В Сергиевом посаде К. Ф. Юона и др. ). Они черпали в природе радость жизни и любили писать прямо с натуры темпераментной широкой кистью сочно, ярко и красочно, развивая и умножая достижения пленэрной и импрессионистической живописи. XVI век, 1903).
В середине 1890-х годов Иванов часто обращается к темам из русской истории XVI-XVII веков. Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое.
190). Е. Е. Лансере (1875-1946). Однако он не был единым в своей направленности. Смерть переселенца» была принята на XVII передвижную выставку, проходившую в 1889 году.
В Меншиковой башне своеобразно объединяются мотивы церковного сооружения и чисто светские элементы. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. 181). Бенуа принадлежало не только его оформление. Создавалось впечатление, что это полотно, также как следующее – «Царь.
Это переселенцы. Он представлял себе этого злобного духа небес прекрасным, гордым, но бесконечно одиноким. В 1899 и 1901 его вновь тянет на Волгу. Большинство произведений художника в этой области граничит с творчеством А. С. Пушкина. 210).
Михаилъ Шибанов. Художник словно говорит о судьбе всех работниц. В 1903 году С. В. Иванов принял большое участие в создании творческого объединения «Союз русских художников». 196) – своеобразный величественный монумент знаменитой трагической актрисе. Работая над ним, художник стремился предельно точно воссоздать эпоху изображая в произведении подлинные костюмы и старинное оружие: щиты, сабли, секиры, которые он предварительно зарисовал в музее Эрмитажа.
Каток, 1915 ил. Через три месяца Ивановы возвратились в Москву. Так, в портрете банкира В. О. Гиршмана (1911) Серов по-плакатному лаконичен, а в портрете княгини Орловой его кисть становится изысканной и холодной. 189) и Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) (ил. 194, Баба с лошадью, 1898). Коровин долго работал над композицией, писал много этюдов. В полотнах Мать (1913 и 1915 ил.
Союз русских художников. Константинополь, 1910 Финиковая пальма. А тут вроде и солнце и день. Краски подчеркнуто декоративны, четко рисуются пространственные планы. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель».
В 1896 году он оказался в Феодосии, а потом путешествовал по Дагестану. Со временем он собрал любопытную палеонтологическую коллекцию, часть которой была подарена В. Д. Поленову и размещена в усадьбе «Борок». XVI век» (1902), «Поход москвитян. 222 Радостный май, 1912).
Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Оживление царит во время весенней распутицы в картине Московская улица XVII века в праздничный день (1895). Всегда помогал речи своим жестом, нарочито страстным. Вооруженное восстание 1905 года сильно потрясло художника.
Так, картина Корабли времен Петра I (1909, 1911) овеяна духом героической романтики петровского времени, а гуаши Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе (1905) свойственна трезвая жизненная правда образов. Свое нынешнее название – «Расстрел» – картина получила уже после Октябрьской революции 1917 года. И все изобразительные средства художник подчиняет выявлению этой мысли.
Достаточно назвать имена В. А. Симова, В. А. Серова, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, К. А. Коровина, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, Б. М. Кустодиева и ряд спектаклей ими оформленных (Петрушка И. Ф. Стравинского – А. Н. Бенуа Князь Игорь А. Н. Бородина – Н. К. Рериха Маскарад М. Ю. Лермонтова – А. Я. Головина и др. ). В 1910 году Союз русских художников разделился. Но в отличие от многих Иванов не терял интереса к социальной стороне изображаемого. С детства Серова окружала атмосфера искусства.
В начале 1900-х годов складывается мастерство Нестерова-портретиста. Любимое театральное детище Бенуа – прославленный балет И. Ф. Стравинского Петрушка (1911). 208). Крупный вклад внес Бенуа в книжную графику.
ХVII век», которую П. М. Третьяков купил сразу еще до открытия выставки. В Пане (1899 ил. Еще в 1880-е годы, кроме портретов, Серов писал и пейзажи.
Карательный отряд». Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. 217). Нет деревни. На Новгородском базаре ему удалось приобрести несколько старых вещей, помогли и исторические труды, которые он тщательно изучал: «Сказание Массы и Геркмана о Смутном времени в России» и «Сказания современников о Димитрии Самозванце».
Нет никакого дома. В начале 1900-х годов творчество Сомова окончательно сформировалось. Как и другие мирискусники, Бенуа предпочитал темы из прошлых эпох. Немного позже появились другие этюды и законченные произведения, среди них: «Переселенцы. В дальнейшем Лансере много и плодотворно работал как советский художник.
Прекрасны сказочные образы Врубеля. Лучшие театральные работы Добужинского – те, которые он осуществил в Московском Художественном театре (Месяц в деревне И. С. Тургенева, 1909, Николай Ставрогин Ф. М. Достоевского, 1913). Известность молодому художнику принесла картина «В дороге. В книге участников экспедиции – Е. П. Ковалевского и Е. С. Маркова «На горах Араратских» изданной в 1889 году помещены многочисленные рисунки С. Иванова. XVI век (1902), которая воспринималась современниками как сатирический образ самодержавия. Через все творчество Сергея Алексеевича Коровина красной нитью проходит крестьянская тема.
Таковы, например, картины Приезд иностранцев в Москву XVII столетия (1901 ил. С 1899 по 1904 год деятели Мира искусства издавали литературно-художественный журнал.
Иванов очень много путешествовал. Полотно воспринимается словно памятник крестьянскому труду. В поисках национального своеобразия искусства они использовали традиции национального примитива (лубок, вывески, роспись подносов и т. п. ), но обнаруживали и связи с современным им французским искусством, прежде всего с Сезанном и его последователями. Театральной деятельностью Бенуа занимался в течение почти всей творческой жизни.
В 1885 году он покинул училище, даже не приступив к выпускным работам. Кто хотел. В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Старая повозка, нищенский скарб (горшок да пара лаптей), да испуганная девочка, держащая на руках младенца (то ли брата, то ли сестру) – всё, что осталось у простёртой на земле женщины. Его отец – А. Н. Серов – известный композитор и музыкант, мать – одаренная пианистка. Причем некоторые образы написаны с оттенком иронии.
Всем всё припомнили, кто не подал, кто не налил. Но наиболее одаренные и целеустремленные (П. В его блеклых глазах, уже давно выцветших, светится и доброта и вековая мудрость. В 1889 году Врубель переезжает в Москву. Парадные портреты супругов Юсуповых, С. М. Боткиной, О. К. Орловой (ил. Художник по-андерсеновски добр и остроумен в изящных цветных рисунках к сказке Свинопас, лиричен и нежно-сентиментален в иллюстрациях к Бедной Лизе Н. М. Карамзина и глубоко драматичен в знаменитой серии иллюстраций к повести Ф. М. Достоевского Белые ночи (1922). В последних двух журналах сотрудничали В. А. Серов и многие мирискусники.
В то же время он – словно оживший ствол березы. Лучшие из этих листов – шедевры серовского искусства. Они явились преемниками пейзажной живописи второй половины XIX века, расширили круг тем – изображали природу и средней полосы России и солнечный юг и суровый север и древнерусские города с их замечательными архитектурными памятниками и поэтические старинные усадьбы, часто вводили в свои полотна элементы жанра, порой натюрморта. В конечном итоге все разновидности формализма, которые распространились тогда в русском искусстве, приводили к искажению действительности, разрушению предметного мира или, наконец, к тупику абстракционизма (лучизм, супрематизм) – крайнему выражению модернизма. Искусство Серова ярко и многообразно. Смерть переселенца», написанная в 1889 году.
Портрет же М. Н. Ермоловой (1905 ил. () обращение к живому непосредственному восприятию природы и разрушение системы так называемых высоких и низких жанров уже противоречило академической эстетике, опиравшейся на классицистические каноны. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. От этой поездки сохранилось множество рисунком и этюдов. Участвовали крестьяне в экономике ещё как. Результатом его стала целая серия рисунков, этюдов и картин о жизни переселенцев, среди них наиболее удачной в живописном отношении явилась небольшой холст «Переселенка в вагоне».
198) художник изображает Петра как могучего преобразователя государства. Исключительно идейно-художественное значение небольшого полотна Рабочий-боевик (1905 ил. 212), Лансере – Тризна (ил. Это как бы фрагмент, выхваченный из картины жизни русских людей XVII века. 221) и С. Ю. Жуковского (Плотина, 1909 ил.
Загадочно-таинственно его К ночи (1900). Царевна-Лебедь (1900 ил. В этом же ряду – и Николай Константинович Рерих (1874-1947) – передовой художник, ученый, видный общественный деятель. Дед мой жил в деревне Ивановка Санчурского района Вятской тогда губернии. XVI век».
На картине есть подпись: Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Ядро молодой группировки пополнили Е. Е. Лансере и М. В. Добужинский. Первый сюжет, заинтересовавший художника, был связан с историей смутного времени.
З. Е. Серебрякова (1884-1967). В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Любил быть коноводом в затеях, но если не удавалось какое-нибудь предприятие, то унывал.
Во время революции 1905 года он не только проявил сочувствие восставшим, но, как и В. А. Серов, создал много графических и живописных произведений на эту тему, в том числе картину «Расстрел». Возвращаться некуда. Андрея Петровича Рябушкина можно назвать народным художником. Серовские портреты его знатных заказчиков абсолютно иные.
Быстрыми широкими мазками блеклых тонов Архипов передал фигуры работающих прачек, мокрый пол прачечной, насыщенный влагой воздух, сумеречный свет, льющийся из окна. Домотканово, 1895 ил. В 1900-х годах портретное творчество Серова становится значительно более многообразным.
А мой дедушка говорил, что хорошо жили до революции. С 1889 года художника на несколько лет захватила тема арестантов. Строитель ее Иван Петрович Зарудный (вторая половина XVII в. – 1727) был крупным зодчим и выдающимся скульптором-декоратором. Большое полотно под названием «Смута» было написано в 1897 году, в старинном городе Зарайске. Отвозили её в Казань и там продавали.
Вот честно не знал этого автора, а тем не менее какой замечательный художник. 188). Сомов писал эти картины явно под влиянием старых мастеров. Не случайно ростом он намного выше спутников. Такой человек действительно мог идти во главе боевых революционных отрядов.
В лучшей картине этого цикла Петр I (1907 ил. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). В станковом искусстве Добужинский предпочитал городской пейзаж. Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888).
Большинство сатирических журналов было либерального направления. Его эволюция – своеобразная трагическая исповедь художника. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти.
Трагедия безземельный крестьян, уходивших со своих исконных мест из центральных губерний на окраины страны — в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, — вот основная мысль цикла картин Иванова. Захваченный высокой романтикой поэмы, он иллюстрирует ее (Тамара в гробу, 1890-1891) и создает близкие лермонтовским по духу, силе выразительности и мастерству образы центральных героев. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири. Страстный характер Иванова, который в буквальном смысле «бросал его на баррикады», отмечали все знавшие его. 211 Город строят, 1902). Он был автором либретто и принимал активное участие в его постановке.
Работали много, но по иному и не знали, что можно жить. Но основное место в творчестве художника заняли ретроспективные композиции. В 1907-1910 годах он, наряду с другими русскими художниками, с увлечением работал над картинами на эту тему для издательства И. Кнебель (Парад при Павле I, 1907 Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце, 1909).
Оба эти журнала отличались художественностью своих иллюстраций. В далеком прошлом России его больше всего привлекает повседневная жизнь старой Москвы. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Хотя я всего месяц здесь, в Париже, но начинаю тосковать – простору нет. 199), Добужинского Октябрьская идиллия (ил.
Не были богатыми, но и не голодали. Яркая индивидуальность Рябушкина наиболее полно выразилась в картинах 1901 года Едут (ил.
Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. XVI век» было написано другим автором. XVI век», (1903).
Тягостное впечатление произвели переселенцы на А. П. Чехова, проехавшего в 1890 году по дороге на Сахалин через всю Сибирь. В этот период несколько миллионов крестьян отправились на поиски «благодатных земель» навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Все надежды обернулись прахом. Горячий пылкий человек искренние горячие увлечения.
224) и натюрморт Агава (1916) П. П. Кончаловского, Тыква (1914 ил. Она неразрывно связана с природой. 219 Масленица, 1916). XIV), Демон позднее изображается непокоренным, но уже сломленным, с разбитым телом, распростертым среди холодных каменных гор (Демон поверженный, 1902).
Учителями Серова были И. Е. Репин и в Академии художеств – П. П. Чистяков. XVI век» (1902), Поход москвитян. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался.