Вот так была организована композиция этой картины. А. С. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». 1855–1859.
Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. «секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками.
Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Многие исследователи писали о тревоге исходящей от картины, объясняя ее тем, что Рафаэль хотел передать боль матери, предвидящей страдания сына. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области.
Мать с младенцем. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. У него ничто не случайно. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский.
Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Рафаэль был счастливым художником.
Потом много учился и работал. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции.
Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. Сикста) в Пьяченце. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным.
Вы не причините Ему зла. » Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета. Сикст. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. 1520 – Умер в Риме. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А спустя три года умер его отец. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Шлейф плаща Рафаэля огромен.
Картина Рафаэля необычайно современна. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года.
Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Справа Рафаэль написал Св. Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. Например, «Мадонна Седия».
Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Настоящая, реальная жизнь в небесах. Это породило легенду о том, что Сикстинская мадонна была написана по заказу монахов для церковного алтаря. Их 6, не правда ли. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св.
Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». Чем же так популярна и так загадочна эта картина. «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер. Жуковский (небесная мимоидущая дева), В. Кюхельбекер (божественное творение), А. А.
И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца.
Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет. Рафаэль просто физически не мог выполнить все работы, вот таким образом без учеников ему было не справиться. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение.
Карамзин, В. А. Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Композиция Сикстинской Мадонны на первый взгляд проста. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. По латыни слово «сикст» означает шесть.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. «Дорогу великому Рафаэлю. ».
Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости.
Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св. Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти.
Толстого за работой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. «Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки.
В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «. Дрезден, 1755. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Так Рафаэль придал евангельской легенде глубокое человеческое содержание -высокую и извечную трагедию материнства. А она с удовольствием кружила всем головы. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю.
Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Создается впечатление захватывающей силы, обнаруживая повышенный контакт со зрителем. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов.
Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей – святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней».
Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Имелся ли для него реальный прототип.
Написал «Мадонну в кресле». Ключевое слово тут «беспокойство». На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
Ему был 31 год, ей – 17. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля.
В. А. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Это божество, облеченное в человеческую форму. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит. XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны».
Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения.
Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905). 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. В храме Сан-Систо осталась копия Сикстинской Мадонны, выполненная Джузеппе Ногари.
Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Печальная, почти застывшая в своем горе. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена.
Он не стремился к выражению бурных порывов и предельной экспрессии, что во многом свойственно Микеланджело, а через несколько десятилетий и венецианцу Якопо Тинторетто. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини.
Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Никогда творчество не было для него горькой мукой. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха.
Черты лица Марии – синтез, это символ Матери, обобщенный, наполненный состоянием человеческой любви и печали. «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10.
1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская Мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля. Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать.
Пушкин. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.
и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. дукатов. Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св. Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II). Св. Сикст III и Св. Варвара были покровителями Делла Роверов. После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем – возвращена Дрездену. Почему все они находятся за занавесом. У него всё продумано до мелочей. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей.
«Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка. Об этом можно говорить бесконечно много. Это далеко не риторическая фраза. История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал.
Варвара «утопают» в облаках. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. Так творение Рафаэля попало в СССР.
Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809). Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин4. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». Толстого, в которой приводится уникальная фотография Л. Н. И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано.
На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821).
откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. «Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства.
До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. На этой картине, в отличие от предшествующих «Мадонн» Рафаэля, во взгляде Сикстинской Мадонны присутствует некая особенность, что позволяет словно заглянуть ей в душу и разглядеть провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник.
В политическом отношении страна была целиком раздроблена. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Он потрясен. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.
на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8. Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания.
Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. И тому тоже есть причина.
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Она выходит к людям, как на сцену. 4662. Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена.
Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Не мы требуем жертву. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика.
Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний.
Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. С. 23. Весна 1945 года. Сикстинская мадонна поистине симфонична. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Иисуса Христа и Марии).
Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Живя в Дрездене, Ф. М. Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды.
Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Мысленно проведите спиралеобразную дугу вокруг лица Матери, далее, по внешней орбите, ведите линию по рукаву Богородицы и по руке Младенца, захватывая уже два лица, потом снова, по внешней орбите, далее, по ноге Младенца, захватывая Иоанна Крестителя, снова на внешнюю орбиту и тяните дугу вдоль платья Мадонны до места, где оно заканчивается.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела.
Рафаэль оставляет завещание людям. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Гений чистой красоты был с нею.
Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Цит.
Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году.
Догадки фрау Эльвиры оказались верны. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века.
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой Дамы в покрывале (La Donna Velata, 1516 г., галерея Питти). Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.
Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Герцен, А. Фет, Л. Н. Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден2. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6.
Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок.
Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Дева прижимает к себе Божественного ребёнка не нежно, а с каким-то неистовством, словно хочет уберечь от чего-то. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра.
Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге.
В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Сравните эти две работы.
Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Рафаэль и современность. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Рафаэлевским образам присуща также и «многозначность» самых простых движений и жестов. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие».
Лицо младенца серьезно. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти.
Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную дню рождения одного из своих главных сокровищ – Сикстинской Мадонны Рафаэля. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия».
И свершается чудо. Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. Находят, что Сикстинская мадонна схожа ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом). Врубель. Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына.
Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).
Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии.
В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией». После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны. Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Как создавался образ мадонны.
Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить.
Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем.
Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.
Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. Все предельно просто. Величайшее творение мира Сикстинскую мадонну. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Достоевский.
Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры».
Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре.
ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло.
Этот вопрос останется без ответа. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Что это.
Сикстинская мадонна, пожалуй, самая знаменитая картина мира. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Зачем он это нарисовал.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года на Дрезден с неоправданной жестокостью были обрушены бомбежки союзников. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Любила ли девушка Рафаэля. Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии.
Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли.
Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы.
Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Однако истинным новатором он стал именно в живописи.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства.
Они заказывают ему Сикстинскую мадонну. Сикста напротив деревянного распятия, вот таким образом лица Марии и Младенца отражают чувства, которые они испытывают при виде мученической смерти Христа. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»3.
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным.
Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям.
Получилась спираль в три с половиной оборота. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. По всей видимости, художник обвинял именно их.
Бестужев (это не Мадонна, это вера Рафаэля), К. Брюллов, В. Белинский (фигура строго классическая и нисколько не романтическая), А. И. Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т». Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал.
Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине их сильнее охватывает новое впечатление. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Младенца Христа художник наделяет недетской серьезностью и прозорливостью. Именно сегодня, когда столь обострены вопросы гуманности и спасения цивилизации, Сикстинская мадонна, созданная давным-давно, ставит перед миллионами людей несравненную этическую задачу о войне и мире, о спасении самого человечества.
Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Николы из Толентино». В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св.
Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Несколько раз это грандиозное начинание было под угрозой провала, так как сторонам не удавалось прийти к соглашению относительно стоимости картины. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире.
И. Н. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Апофеоз всего своего гигантского творчества. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин.
Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Речь идет не о том, как представляют себе божественное верующие, а о его явлении и диалоге с ним. Ею восхищался М. А. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А. С. Гением таинственным и не расшифрованным.
Сутки его были расписаны по минутам. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Бумага, гуашь, пастель.
По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. В 1754 г. картину за 20 тыс. Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник.
На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене.
До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Казалось, в нем не было ничего. Они и стали прототипами ангелов. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс». В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание.
Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Получил должность писца папских указов. Но на этом магия не заканчивается. Можно обратиться к некоторым фактам. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии.
И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М.
И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. Варварой, которая облегчает муки умирающих. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине.
В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона. Он является идеальным сценографом всех своих творений. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр.
Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Кстати, в этих, казалось бы, естественных в данной ситуации действиях заключено как минимум два выходящих за рамки обыденности события. Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему.
В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники.
Джованнини приобрел ее для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III) за 20 тыс. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей. Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. В 18 лет стал учеником гениального и мудрого Пьетро Перуджино, который оказал громадное влияние на становление личности Рафаэля.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля2. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Тяжелый общественный кризис охватил всю страну. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке.
В левой части картины коленопреклонённый Св. Во время гонения христиан в Риме при императоре Валериане, папа Сикст II был казнён через отсечение головы. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье.
Таким образом, пальцев всё-таки 5. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. – писал русский поэт Василий Жуковский. Почти полностью были разрушены церковь Фрауэн Кирхе, купол которой от взрыва раскололся надвое и Цвингер. С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек. Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»). Здесь все решено по-иному. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Во всём её облике – решимость.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост.
Нельзя наглядеться. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.