Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах».
Основная тематика, конечно, – образ юной жены. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Пушкина.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. Третье приключение с Вирсавией случилось в годы второй мировой войны. Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Живая плоть и трепет жизни. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Он был желанным гостем и доверенным лицом для многих монархов Европы. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Впоследствии Рубенс доверял работу над одеждой, аксессуарами или фоном своим ученикам, однако в начале своего пути он пренебрегал бригадным методом и все детали портрета исполнил сам.
Напряжённая работа привела к сильнейшему приступу подагры и Рубенса возили в кресле на колёсиках216. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Именно этим объяснялись фальшивые даты на документах, пересланных в Брюссель и отказ испанского посланника во Франции встречаться с Рубенсом. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. В них начисто отсутствует мистика. Парис решил похитить Елену. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Лондон. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. И именно с неё смотрит Елена (смотрит, положив щечку на ладошку и лукаво улыбаясь). Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте.
Художник и дипломат, знаток искусств и предприниматель. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Рубенс и себя не раз писал в ней. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще большей энергией возвратить его сверкающую поверхность глазу, дать восхититься голубыми полутонами груди, звонкой медью волос, оттенками белого на драпировках и руках. Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах133.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Возможно, это труды Сенеки. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Это верно в том случае, когда речь идёт о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству.
КОНТИНЕНТЫ. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Художник дважды был женат. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. На заднем плане в окне виден пейзаж. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Нидерланды (Фландрия). Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию.
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Он считал религиозные картины художника излишне театральными, но восхищался его способностью выражать настроение с помощью красок, а также его умением быстро и уверенно рисовать228. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». И слава Богу.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Благодаря Рубенсу, слава о красоте его жены разлетелась далеко за пределы Фландрии. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
1750). Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215.
Сначала умерла дочка Клара Серена в 1623 году, а потом, в 1626 году, скончалась жена Изабелла Брант (друг и незаменимый помощник, как писал сам Рубенс в одном из своих писем). Речь шла о «Воздвижении креста». В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В городе праздновалось заочное бракосочетание принцессы Генриетты с английским королём, представителем жениха был герцог Бэкингем.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. В 1630 году, через четыре года после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глубин моего существа», пятидесятитрехлетний Рубенс решает жениться на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Питер Пауль Рубенс – «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яркости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, – счастлив прославить своей кистью любимую жену, неподражае- Над входом в антверпенский дом Рубенса написаны слова римского поэта Ювенала: «В здоровом теле – здоровый дух».
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Эта же комната служила и личным кабинетом.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Портрет не датирован, но обычно его считают данью памяти брату Филиппу, скончавшемуся 8 августа 1611 года и Юсту Липсию, умершему 23 марта 1606 года, когда братья Рубенсы были ещё в Италии.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Но вот осталась позади полная блестящих триумфов молодость.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Барокко. А. С.
Филиппа, отличавшегося способностями к латыни, пристроили секретарём к советнику испанского двора Жану Ришардо. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Ветхий и Новый Завет изображения святых – темы, к которым Рубенс обращался наиболее часто. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Это не просто портрет Елены – это портрет ее тела, мягкого, теплого, родного. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство – утонченней и задушевней. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. В игре освещенных и затененных объемов живет, движется, будто на глазах созидается, образ. Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Конечно, фантазия художника опирается на воспоминания об увиденном в самой жизни, на впечатления от реальной природы. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. В июне 1627 года король Филипп передал полномочия вести переговоры с Англией эрцгерцогине Брюссельской, датировав указ 24 февраля 1626 года176. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.
Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Это были грязные полузатопленные штольни старых известняковых шахт. Внимание Рубенса привлек и колоризм Тициана, Тинторетто и Веронезе, а также «люминизм» Караваджо и все эти впечатления чудесным образом переплавлены у него в живописный язык, проникнутый большой чувственной теплотой, с наполненным светом и блеском колоритом, где формы обозначены крепким рисунком, уже включенным в композиции барочного типа, но еще дышащим классическим равновесием и эпическим духом.
Смотрит на Шубку (то есть на себя) и на тех, кто у этой Шубки останавливается. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Изобилен живописный мир Рубенса. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Венера – очень похожий портрет жены художника, самой красивой дамы всего Антверпена. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
Слава его быстро росла, он не знал отбоя от заказов. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Неужели она была настолько скромна. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Игнатия (ныне посвящённой св. Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Вскоре после этого Рубенс добивается долгожданной отставки от дипломатических поручений. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Картина была подписана обоими художниками104. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Там заметили, как интересно кураторы залов Рубенса обыгрывают тему Елены Фурман.
Последнюю попытку вернуться к дипломатической деятельности Рубенс предпринял в 1635 году, но она закончилась, не успев начаться: художнику не выдали транзитного паспорта для посещения Голландии через Англию207. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Отпевание состоялось 2 июня. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Чтобы передать чувственный трепет жизни.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Мадрид. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Барокко. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты.
В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия ибо за эти последние, как и за другие их совершенства их ценят.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). 199 x 379 см. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета.
Все это тайна велика есть. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Благодаря виртуозному мастерству Рубенса, кажется, что рядом – живая женщина. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Однако по ряду обстоятельств картина была представлена заказчику на Троицын день 5 июня 1605 года41.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Бесконечно он пишет и рисует ее изображая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В Нидерландах вся жизнь и вся культура еще дышала воздухом недавней революции. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Ее пушистые золотые волосы, распущенные по плечам, прихвачены лентой. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела.
По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью.
Действительно, в женских изображениях Рубенса в круг вписаны линии живота, бёдер и ножных икр при этом данное правило не действует при изображении груди. Но судьба нанесла ему жестокие удары (рядом со счастьем бродит беда. ). Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
Но, наверное, наиболее полно его восхищение своей «идеальной моделью» запечатлено в «Шубке» – последнем портрете Елены, который был написан Рубенсом в течение 1638 – 1640 годов. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Дерево, масло. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. По И. Е. Прусс, он был одним из создателей этого стиля и его крупнейшим представителем, но во многих отношениях его творческое кредо роднило его с Ренессансом. Картина Шубка видна отовсюду, (из других залов тоже). Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.
Рубенс так любил эту свою работу, что в завещании, составленном 27 мая 1640 года, за три дня до смерти, среди произведений, не подлежащих разделу между наследниками, прежде всего была названа «Шубка». Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Удивительны судьбы рубенсовских картин. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Национальная галерея. Губерта, Диану на охоте и подобное. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Осталось несколько полотен с изображением Альберта. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Прадо.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Нидерланды (Фландрия). Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Очень забавно.
Рубенс, как никто другой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоящую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля». Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Их тяжелые, нерасчлененные массы движутся в безграничном пространстве.
XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Сама Шубка расположена рядом с автопортретом Рубенса (чтобы не было сомнений, кто и ради чего. ).
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Любящий и любимый муж и отец. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Лекуре, «доходило до угодничества». Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. На противоположной стене расположена картина Встреча в Нордлингене. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Длительное нахождение в Италии (1600-1608) с поездками в Венецию, Мантую, Рим и Геную стало решающим этапом в художественном формировании Рубенса: он получил опыт непосредственного знакомства с классической античностью и с ренессансным классицизмом, равно как и со всем разнообразием современных ему явлений в культуре. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. В частности, были убраны бойницы. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жён. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Рубенс заботился о своих авторских правах. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Луки214. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Это создает потрясающий эффект присутствия. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Брак был заключён с большой поспешностью. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Антверпенский период. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение.
Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы.
Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
По описи там значилось: 19 картин Тициана, 2— Корреджо, 21— Бассано, 13— Веронезе, 8— Пальма, 17— Тинторетто, 3— Рафаэля, 3— Леонардо да Винчи, собственных произведений Рубенса— 13, Ганса Гольбейна-младшего— 8, Квентина Массейса— 1, Снейдерса— 2, Антонио Моро— 8, Вильгельма Кея— 6. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В 1621 году, примирившись со своим сыном Людовиком XIII, королева-мать Мария Медичи приняла решение украсить свою резиденцию— Люксембургский дворец. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Поверенный не хотел, чтобы Рубенс лично представил дары королю и не допустил его к аудиенции, о чём художник без эмоций сообщал герцогу Мантуи48. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Но Рубенс ответствовал мне, что именно в этом сказываются достоинства его живописи.
Теперь он принадлежит только своему искусству и Елене. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
А самое интересное заключается в другом.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. 144, 8 x 193, 7 см. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии217.
Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Нам довелось побывать в Музее изобразительных искусств, в Вене. Вследствие болезни он был практически парализован.
Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Идеально гармонический мир Ренессанса сменился пронизанным острейшими контрастами, пышным и бравурным стилем барокко, передающим языком динамичных пластических форм сложные столкновения двух эпох, противоборство различных социальных сил. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Дерево, масло. Позвоночник – слегка изгибается и напряжен.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Карлу Борромео). Обнаженная Елена стоит на мягком красном ковре возле античного фонтана. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.