Солдатенков. Из Рима он едет в Неаполь, в котором очаровывается его превосходными видами, живописными улочками непривычные взгляду русского человека, необычайной красотой моря о котором он и мечтать не мог ранее. Правда, выехать в этот солнечный край он смог лишь в 1818 году.
Санта Лючия, Вид Сорренто близ Неаполя, Рыбаки у берега, Большая гавань в Сорренто, Малая гавань в Сорренто (последние два в нескольких вариантах), На острове Капри и др. Именно в Неаполе созданы знаменитые полотна «Набережная в Неаполе», «Набережная Санта Лючия в Неаполе», «Неаполь. И все же конец 1820-х годов стал для Щедрина временем выдающихся живописных достижений. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Он первый открыл и живо передал в своих произведениях реальную, конкретную красоту окружающего нас мира – и в этом его большая заслуга. Наиболее значительная часть произведений Щедрина в Третьяковской галерее относится к зрелому периоду его творчества.
Щедрин часто говорил, что для пейзажного живописца нет ничего лучше этой страны. С. Ф. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт.
Иванова и Ф. Я. Постепенно краски на полотнах Щедрина становятся более светлыми. В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования. После объединения Италии в 1871 году Рим и Неаполь оказались в одном государстве. Его первым учителем был дядя – С. Ф.
В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана. Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). Одним из первых ранних пейзажей живописца стало полотно «Александр I у Шафгаузенского водопада». Сильвестр Щедрин был выпускником именно этого класса Академии художеств.
Манера письма приобрела широту и свободу, художник работает подвижными, свободными мазками, добиваясь ощущения трепетного движения света и тени. Прянишников, И. Е. Остроухов, Н. Д. Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года.
Глядя на разбушевавшееся море, Щедрин сказал: «Оно очень пестро и неопрятно». Здесь писались и некоторые его Террасы и Веранды. Биобиблиографический словарь.
Когда срок пенсионерства кончился, Щедрин не уехал из Италии. И обитатели террас и природа вокруг исполнены неги. «. А. Н. Радищева).
Оборванцы, которые нередко позировали для его картин, с глубоким уважением именовали мастера «доном Сильвестро», а Щедрин восхищался оптимизмом и жизненной силой этих отвергнутых обществом людей. Если в «Колизее» античные памятники были запечатлены на фоне городского пейзажа, то в «Замке Святого Ангела» они органически вливаются в реальный и современный вид города, являясь неотъемлемой его частью. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет. Следующий пейзаж – «Вид с Петровского острова на Тучков мост», написанный в 1815 г., свидетельствует о стремлении Щедрина преодолеть эту систему.
Новая живописная манера начала складываться у Сильвестра Щедрина в 1826 году. Но главной его темой была природа. Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж Озеро Альбано в окрестностях Рима (1825). Но была и обратная сторона медали. Выпускники академии посетили Берлин, Дрезден, Вену, Прагу, после чего направились в Италию.
Ранним работам художника, относящимся к итальянскому периоду, еще не достает мастерства. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и на ходил в нем красоту. На первом плане этюда художник изобразил Колизей с его разрушенной стороны. В нем меньше декоративности.
Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Он переселился в оживленный Неаполь -- характер города соответствовал его творческим устремлениям. Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море.
В начале 1840-х годов в Сорренто приехал Федор Иордан. Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным.
Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. Это сооружение он называл «перголатой», что в переводе с итальянского означает «навес из вьющихся растений». С видами тивольских водопадов исполненными западноевропейскими мастерами XVIII века, воспитанники Академии художеств знакомились еще во время учебы.
Ангела (1824) произвела на современников огромное впечатление. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) родился в городе Санкт-Петербурге. (Во многих литературных источниках указывается, что молодой художник был награжден большой золотой медалью за картину «Вид с Петровского острова в Петербурге». Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море.
Композиция «Сорренто близ Неаполя» строится на контрасте высокого скалистого берега, с одной стороны и глади воды и простора неба – с другой. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто.
Именно в морских пейзажах 1825-1827 гг. Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина — Семена Федоровича. Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции. Полевого В. М.
В 1811 году он закончил Академию с Большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Вид с Петровского острова». — М. : Терра, 2001. Щедрин многого ожидал от Вечного города. Неаполь оказал гораздо более сильное творческое воздействие на художника, чем Рим.
Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж Озеро Альбано в окрестностях Рима (1825). Вот таким образом, когда Сильвестр Щедрин переезжал из Рима в Неаполь (а на протяжении своей жизни в Италии он делал это неоднократно), он фактически переселялся из одного государства в другое. В марте 1823 картина была отослана в Петербург, по прибытии представлена" Александру I и помещена в ИЭ в зале русских художников.
Полюбившиеся пейзажные мотивы Щедрин повторял изменяя, по его выражению, «воздух и тон» картины. Однажды во время плавания на корабле ему пришлось пережить сильную бурю. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
Русские и иностранные любители спорили за право приобрести его пейзажи. Его ранним пейзажам – таким, как «Колизей в Риме», «Новый Рим. Еще в XVII веке художники редко подписывали свои картины (исключение – Симон Ушаков), не писали автопортреты и вообще их положение в обществе оставляло желать лучшего.
Вот таким образом в его живописи часто встречается мотив грота («Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь»). В этом переломе сыграла роль и сама природа Неаполя: море, водные просторы, влажный воздух. В 1822 г. Сильвестр Феодосиевич написал картину «Колизей в Риме», которую выполнил в традициях классицизма. Все детали — лодки, паруса, скалы, деревья — объединены гармоническим соответствием.
Программная работа Сильвестра Щедрина выполнена в духе пейзажей Семена Щедрина. По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10. Крупным достижением художника стала картина Новый Рим. Умер художник в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна.
В том же стиле была написана еще одна работа – «Вид Неаполя», датированная 1820 г. В этих произведениях, объединивших в себе элементы пейзажа и жанровой живописи, отразились впечатления автора от пестрой и многоликой жизни южного города, виды которого вызывали у него искреннее восхищение. Тогда же Рим посетил великий князь Михаил Павлович. Гораздо более важным событием в жизни Сильвестра Щедрина стала стажировка в Италии. Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках. I. С. -Пб. Работе все сильнее мешала болезнь из-за которой он подолгу не мог брать кисти в руки.
Следует отметить, что данную работу часто путают с картиной имеющей похожее название «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге», созданную в 1815 г. ). Из-за военных действий в Европе Щедрин отправился в Рим только в 1818 г. В это время в Риме жил и работал Орест Адамович Кипренский, а с 1822 г. и Карл Павлович Брюллов. С середины 1820-х годов, Сильвестр Феодосиевич Щедрин впервые в русской живописи начал писать картины маслом непосредственно на пленэре. Такой видел Щедрин благословенную природу Италии. Одной из таких работ является картина «Веранда, обвитая виноградом».
Замок Святого Ангела». В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто. Сильвестр Щедрин не просто великолепный художник. Белые стены его каменных домов ярко сияют в лучах заходящего солнца.
В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». Прекрасным мастером архитектурного пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев (около 1755–1824). Могила Сильвестра Щедрина» (1924).
Картина «Новый Рим. На набережной Ривьера ди Кьяйя». Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Италии 27 октября 1830 г. Зрелые пейзажи художника характеризуются яркой цветовой палитрой и теплыми тонами, а в более поздних работах («Лунная ночь в Неаполе» и «Ночь в Неаполе») можно заметить растущую тенденцию к романтической эмоциональности и более сложным световым эффектам. Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина экспонируются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. В 1827--1828 годах Щедрин писал виды Капри. В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре.
Это час послеобеденного отдыха, когда на юге все замирает. Ривьера ди Кьяйа – самая длинная и самая многолюдная из них. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. Замок Святого Ангела известный также под именем «Мавзолей Адриана», был построен в середине II века по приказу римского императора Адриана в качестве мавзолея для него и членов его семьи.
Работа над картиной была закончена в 1819 году. Щедрин любил писать пейзажи в условиях рассеянного света. Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1.
Сорренто (итал. Один из видов художник повторил восемь раз изменяя воздух и тон картины. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Основное внимание художник уделяет изображению вида. Замкнутое пространство придает прибрежному морскому пейзажу своеобразные уютность и камерность. Родной брат отца Семен Федорович Щедрин был также известным в XVIII столетии пейзажистом, преподавателем Академии художеств.
Достаточно вспомнить такие его произведения, как «Терраса на берегу моря. Непосредственных учеников и прямых продолжателей у Щедрина не было. В целом, уже сама прогулка по городу принесет массу удовольствия. Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. Через 11 лет Щедрин окончил академию, написав программную работу «Вид с Петровского острова в Петербурге», за которую получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Мальчик рос в окружении людей близких к искусству, проявляя в себе страсть к рисованию с ранних лет наблюдая за работой отца и его дяди первоклассного художника пейзажиста Щедрина Ф. С.
Все детали -- лодки, паруса, скалы, деревья -- объединены гармоническим соответствием. Щедрин создает романтический образ Италии как «рая земного», страны роскошной природы и цветущей жизни. Первые восемь месяцев своего пенсионерства он провел в Риме, затем переехал в Неаполь. Эту страну художник воспринимал как счастливый край земли, полный красоты, покоя и тепла.
Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных. А во-вторых, у него уже были обязательства перед заказчиками в Италии. Его тянуло к морю, на неаполитанские набережные, в пёструю толпу. Друг художника, скульптор С. И. Гальберт, вспоминал: "Он выставил передо мной все того лета написанные им картины и просил откровенно сказать, нахожу ли я какую перемену в его манере.
В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования. Именно по этим канонам Сильвестр Щедрин пишет свои первые итальянские пейзажи. Исчезает тёплый, "музейный" тон, больше чувствуются непосредственные впечатления натуры, свободные (или почти свободные) от влияния живописи старых мастеров.
Но самое главное, что от линейной перспективы Сильвестр Щедрин переходит к перспективе воздушной. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Кроме того, «Новый Рим. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию. В то же время природа в его картинах всегда оживлена и согрета присутствием человека. Здесь и ослик – непременный спутник небогатых путешественников. Здесь нет человека, который бы не знал его» Уважение местных жителей Щедрин приобрел не только как «Рафаэль по искусству», но и как добрый, отзывчивый человек, охотно помогавший бедным людям. Уже этюд, написанный с натуры, вполне мог претендовать на то, чтобы стать самостоятельной картиной.
Весной 1830 года Щедрин вернулся в Неаполь, оттуда отправился в Сорренто, затем в Вико, где пытался лечиться минеральными водами. Здесь Щедрин написал несколько своих знаменитых холстов. И только потом замечаем забившуюся в тень от тяжелой полуденной жары жизнь.
В «Вечном городе» он пишет серию пейзажей под общим названием «Новый Рим. Его дядя — Семен Щедрин — был известный художник-пейзажист и преподаватель ландшафтного класса Академии художеств. Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление.
Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин. На полотне четко выделяются три плана: в центре композиции высятся величественные развалины Колизея, справа изображен холм с деревом, а слева – древние постройки, которые окружены высокими деревьями. Третьяковым.
И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству. Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. Я должен написать что-нибудь дамское, то есть городской видик, где много человечков. Художник писал разные набережные Неаполя: знаменитую Санта Лючию, Мерджеллину.
Вечер, конец 1820-х Лунная ночь в Неаполе, 1828-29 и др. ). Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения». Ласково плещутся волны у прибрежных камней. Мирно беседуют случайно встретившиеся знакомые, спят на песке оборванцы.
и 4 доп. Удивительный по красоте пейзаж изображен, например, на его картине «Царицыно» (1800). Часто задают вопрос: почему Сильвестр Щедрин так и не вернулся на родину.
В 1811 оставлен в Академии для усовершенствования. Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию. В «террасах» Щедрин продолжил тему пейзажного «интерьера», стремясь передать эффект резкого перепада света и тени, усиливая звучание колорита. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии.
Писались такие полотна, как правило, с одной целью — служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Только классические сюжеты и возвышенные чувства считались достойным объектом искусства. Он восемь раз повторил эту картину, ни разу не написав одинаково, немного меняя то ракурс, то освещение. Всякий раз он изменял воздух и тон картины». — Т. 1.
«Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу. Летом 1825 г. Щедрин переехал в Неаполь. Одной из первых его ярких работ, созданной в 1815 году (художнику всего лишь 24 года), также является пейзаж – это «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге». Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи». Он умер в Сорренто и был похоронен в местной иезуитской церкви св. Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной.
А вдали, в знойном солнечном мареве, тает морской ландшафт. Намного ближе для него было стремление писать «чистую» природу. Щедрин обладал высокой степенью живописного мастерства. По важности среди всех живописных жанров пейзаж занимал лишь предпоследнее место.
В действительности дом, где родился Торквато Тассо (1544–1595), еще в давние времена обрушился в море вместе с частью берега. В настоящее время имеется пять вариантов этого сюжета: по одному – в ГРМ, в Алупкинском дворце-музее, в Приморской картинной галерее (Владивосток), два – в ГТГ. Для отчетной работы было выбрано написать Колизей.
Здесь молодой художник познакомился с творчеством великих мастеров. Он появляется в XVIII веке в виде изображений Петербурга и новых императорских загородных резиденций в Царском Селе, Гатчине, Павловске. Вероятно, вот таким образом он предпочитал бурной стихии спокойную и тихую водную гладь. Эта страна полностью изменила его как художника. Здание занимает всю высоту холста.
Чтобы придать картине занимательность, он дополнил изображение Колизея мотивом входящего в него крестного хода. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. Он был уже юношей, когда Россию потрясли события, полностью изменившие жизнь страны. Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Варианты-повторения «Вида Сорренто» находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, в Алупкинском дворце-музее. (Обычно художники на пленэре делали эскизы, а над картиной работали уже в мастерской).
В 1818 г. в числе других пенсионеров Сильвестр Феодосиевич отправился в Германию. Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. Произведения Щедрина уже в XIX веке высоко ценились у русских коллекционеров. Привлекали его также светотеневые контрасты. Принципы классицизма, сформулированные в трактате «Поэтическое искусство» французского поэта и критика Никола Буало (1636–1711), заключались в том, что искусство обязано исправлять нравы, виды искусства должны быть четко разграничены и ни в коем случае сюжеты произведений не могут быть почерпнуты из обыденной жизни.
Замок Святого Ангела (1823). Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной. На родину художник уже не вернулся.
Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра (Вид в окрестностях Сорренто. После смерти художника многие картины так и остались за пределами России. Но работать практически не мог. Отдельно стоит упомянуть о Музее деревяннойинтарсиис богатой коллекцией старинных предметов мебели, обоев, фресок и картин. Интарсия (создание настоящих картин из дерева и по дереву, ручная работа) вообще является гордостьюСорренто, ей украшены многочисленные предметы мебели и интерьеры. Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию.
Свою законченность эта тенденция приобрела в пейзаже 1817 г. «Вид на Биржу с набережной Невы». Так, в результате наблюдений художника за природой и бытом простых итальянцев появилась серия «Гаваней в Сорренто», видов «На Капри» и т. п. Парусники бесшумно скользят по воде, по небу плывут легкие облака. являвшегося по тем временам знаменитым скульптором. В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.
С величайшим мастерством Щедрин передает изменение цвета моря в зависимости от освещения. Алексеева (1806–1811). Начиная с 1825 г. все летние месяцы Щедрин стал проводить в Неаполе, на Капри и в Сорренто. Третьяковым. Летом 1825 года художник переезжает из Рима в Неаполь, хотя срок его «пансионерской поездки» уже закончился и он должен был вернуться в Россию.
Спрос на них был не менее велик, чем на изображения природы. Данный мотив художник сам называл Вид Сорренто с Тассовым домом. Щедрин своими картинами завоевал популярность не только на родине – итальянцы не остались равнодушными к его таланту, присвоив ему звание почетного члена Неаполитанской Академии художеств. Сильвестр Щедрин, как и другие выдающиеся представители пейзажного жанра (Семен Федорович Щедрин, Федор Михайлович Матвеев, Федор Яковлевич Алексеев, Михаил Иванович Лебедев) неизменно тяготел к типично русскому лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. Кто знает, как далеко пошел бы этот одаренный художник, если бы судьба дала больше времени. Но это не всегда было так. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи (под редакцией Е. В.
Родился Сильвестр Щедрин в семье известного скульптора екатерининских времен. Популярным местом отдыхаСоррентостал еще вXIXвеке. «От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. По сравнению с римскими пейзажами живопись здесь становится более холодной и пёстрой, но зато более самостоятельной.
Одним из любимых мест художника в Италии был маленький городок Амальфи. Солнечные лучи проникают сквозь виноградные лозы, рисуя на полу ажурную тень. Цветков, И. С. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы.
До 1871 года Рим был столицей Церковного государства, монархом которого был папа римский. П. Петров // Русское искусство. Любимые мотивы художника – веранды, обвитые виноградом, уютные бухты, заливы и гроты, где человек находится в состоянии совершенного внутреннего покоя и полного слияния с природой. Первый план в пейзажах Щедрина обычно выстроен как своего рода интерьер, распахнутый вдаль, к морю. Сильвестр Щедрин умер в возрасте 39 лет в Сорренто и был похоронен в иезуитской церкви Св. Окрестности Петербурга. С раннего детства будущий художник был «погружен» в мир искусства. Это видение ознаменовало окончание эпидемии чумы в Риме.
В Академии художеств пейзажу учили, только если видели ярко выраженную склонность ученика именно к этому жанру. Там он написал свои самые известные работы. Щедрин, профессор ландшафтного класса Академии. Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима.
Для Сильвестра Щедрина таким местом был Сорренто. Дома же, виднеющиеся вдали, написаны лишь для того, «чтобы обозначилась вся его необыкновенная величина». Щедрин умер осенью 1830 года в Сорренто. Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. Фиеста.
В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине. Постоянная работа на пленэре, то есть на открытом воздухе, способствовала изменению палитры художника. На смену городским пейзажам в его творчестве пришли природные, главным образом приморские. Но силы слабели и работу приходилось прерывать на многие месяцы. В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М.
1899 г. В одном из писем к родителям (от 1824 г. ) художник сообщает, что сейчас он пишет итальянских крестьян среди пейзажа. У творческого наследия С. Щедрина непростая судьба. Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея изображающую вид Тибра с башней Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)Художник-пейзажист. Родился в Петербурге в семье скульптора Ф. Ф. У скал оно светло-коричневое, а там, где на него падает тень, – зеленое. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России.
Он предпочитал природу безмятежно спокойную и классически ясную. Но самой главной причиной, видимо, было то, что он просто не мог разлучиться с Италией. тт. Здесь все соразмерно человеку, согласно с ритмом его жизни.
Колизей (Амфитеатр Флавиев) в Риме, по словам Щедрина, был им написан с чердака монастыря Святого Бонавентуры, расположенного на Палатинском холме. Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей.
Еще в 1977 г., в результате проведенного исследования, специалисты Государственного Русского музея обнаружили на картине плохо различимые подпись Щедрина и дату «1816». Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, Вид Колизея (1822). академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Первым русским мастером пейзажа, тяготеющего к реалистической передаче природного мотива был Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830).
Сильвестр Щедрин родился в Петербурге, в художественной семье. Только тот художник, который обладает исключительным чувством цвета, мог заметить, что лучи жаркого южного солнца вовсе не золотят предметы, а придают им серебристо-белесые оттенки. Там были написаны картины «Неаполь. Заходит невидимое солнце.
В результате полотна мастера оказались распылены по многочисленным частным собраниям. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет. Неаполитанское королевство. В многочисленных Террасах, написанных в 1825-28 гг. Предметом своей большой отчетной картины он решил сделать Колизей. Основой нового метода становится не «сочинение» пейзажа, а непосредственное и точное наблюдение натуры.
И третий план, голубоватый, по традиции изображал дали. Картина Новый Рим. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. С великолепным мастерством С. Ф.
В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М. Правда, выехать в этот солнечный край он смог лишь в 1818 году. Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи».
– Ну, слава богу. Террасы служат местом отдыха простолюдинов и странствующих монахов. Щедрина. Глядя на них, порой забываешь, что перед тобой живопись.
В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге». и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой. Люди изображенные на картине, – это те самые бедняки, которых Щедрин попросил прийти попозировать «на натуре». Однако изображенные на картинах человеческие фигурки не просто служат для оживления природного ландшафта.
Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины. Щедрин умер, не достигнув возраста и сорока лет. Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург. Президент ИАХ А. Н. В Италии он работал с живописцами «школы Позиллипо». Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В. Меняется отношение к ней передовых художников.
Савинов А. Н. Н. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Выработал свой собственный тип пейзажа. Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами», получило свое развитие в сюите видов «Нового Рима», созданию которой Щедрин посвятил три года, с 1823 по 1825. Картина «Неаполь.
Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. Именно в Неаполе произошел решающий перелом его живописного стиля, его художественного мировоззрения. Они устраивались по своему желанию, при этом дремали или разговаривали, продолжая во время позирования жить привычной им жизнью, полной близости к природе, которая, по словам автора, «ни с чем сравниться не может». Он вырос в среде художников, отец был скульптором, дядя – пейзажистом. Когда графиня В. П. Шувалова заказала ему картину, он искренне сокрушался: «.
Произведения были отправлены брату живописца А. Ф. Однако в связи с началом Отечественной войны 1812 г. его поездка в чужие края была отложена. Гатчина. Среди живописных пейзажистов выделялся Семен Федорович Щедрин, дядя Сильвестра Феодосиевича, прекрасно писавший итальянские пейзажи, например «Пинии» (1771, Русский музей), «Руины» (1772, Русский музей), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей).
Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. У каждого человека есть место, которое захватывает и околдовывает. Рим Щедрина населен беднотой, для которой улица — дом, свод небесный — крыша.
С «щедринских» точек зрения обнаруживается с большой полнотой прославленная архитектура гигантского эллипса Колизея, желтые стены которого словно изъедены временем, золотой купол Петра, празднично возвышающийся вдали за Тибром, непомерно мощный мавзолей Адриана с крошечным ангелом, подчеркивающим масштабы гигантского здания. Но эти работы Щедрина все еще являются традиционными пейзажами. Прах Сильвестра Щедрина впоследствии был перенесен на городское кладбище Сорренто. В это время он снова обратился к изображению набережных Неаполя, но теперь писал их не озаренными полуденным солнцем и оживленными многочисленными жителями, а погруженными в ночной мрак, тихими, почти безлюдными.
Здесь уже нет ни кулис, ни предметных вех, отмечающих глубину. Однако в отличие от приверженцев классицистического направления Сильвестра Феодосиевича Колизей привлекал не столько как памятник античной архитектуры, сколько как интересное здание, которое он стремился изобразить реально и правдиво, не идеализируя его очертаний. Подготовленный в процессе работы с натуры этюд, на котором представлен «портрет» сооружения, превратился в самостоятельную картину. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Почти жанровый характер имеют варианты «Террас», увитых виноградными листьями, прозрачные края которых пронизаны горячим солнцем. Прочные позиции здесь сохранял классицизм и вместе с тем все более значительным становилось влияние романтических и реалистических тенденций.
Ведь классический пейзаж строился по трем перспективным планам. Узкая дорожка, обсаженная старыми деревьями, вьется вдоль берега и уводит взор зрителя в глубину картины. В картине усиливается острота колористических сочетаний. «Терраса на берегу моря.
Такой видел Щедрин благословенную природу Италии. Обосновавшись в Риме, Щедрин начинает писать пейзажи. Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Капуччини близ Сорренто» кажется наудивление воздушной. Павел Михайлович Третьяков к 1873 году приобрел девять работ художника, созданных в разные периоды творчества.
Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Летом 1825 года Щедрин переехал из Рима в Неаполь. Иванова. Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств. Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри.
Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим». На полу и широких парапетах в прохладной тени сидят, отдыхая, люди. Прямо на полу дремлет старик.
Столь же правдив и достоверен Щедрин в обозначении местоположения «террас» или «пергол». Очертания архитектурных сооружений смягчены воздушной дымкой, длинные косые тени позволяют почувствовать присутствие реального источника освещения. Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Уже в тени оказалась часть неба, скалы и камни. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину.
Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца. Его работы с нетерпением ожидали русские заказчики.
В многочисленных Террасах, написанных в 1825-28 гг. Вступив в 1823 году на стезю «свободного художника», он был вынужден работать в основном по заказам, продавая все то, что выходило из-под его кисти. Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы.
Еще одним излюбленным мотивом пейзажей Щедрина является терраса. Вечер, конец 1820-х Лунная ночь в Неаполе, 1828-29 и др. ).
Однако это не так. Ивановой, Н. Ю. Значение Академии для развития русского изобразительного искусства огромно. Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума).
«Вид озера Неми» чужд тем нарочитым эффектам, которые составляют самое существо академического ландшафта. Быков, К. Т. На дальнем плане открывается вид на море. М., 1970, т. 1.
Художник трактует городской пейзаж как парковый, делая акцент на его декоративности. Сорренто – особенное место для Сильвестра Щедрина. Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ.
Еще во время его первого пребывания в Неаполе (1819–1821) появились первые признаки болезни печени, которая, по-видимому, стала причиной преждевременной смерти художника. Академия «трех знатнейших художеств»: живописи, архитектуры и скульптуры – была основана еще Елизаветой Петровной в 1757 году, а в 1763 году преобразована Екатериной II в Императорскую Академию художеств. По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и прочее – но быть по сему. » Щедрин старался найти мотивы для своих картин в тех местах, куда, как он сам говорил, не ступала «ни одна ландшафтная нога». На протяжении всей своей творческой деятельности Сильвестр Феодосиевич уделял пристальное внимание художественным возможностям изображения предметов в зависимости от степени их освещения. Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтически-реалистическому направлению. На прохладном каменном полу лежат яркие пятна света и кажется, что они слегка колеблются.
Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры. Следы многих его полотен затерялись – ныне в относительно полном перечне работ художника, составленном на основе архивных публикаций, переписки и различных каталогов, против многих произведений значится печальное – «местонахождение неизвестно». Он бросился за кистью, красками, схватил палитру и начал создавать этюд. С большой убедительностью и реалистичностью изображена жизнь большого города на картине Сильвестра Феодосиевича «Набережная Мерджеллина в Неаполе», которая была создана в 1827 г. Уходят на промысел в море лодки рыбаков. Замок Святого Ангела (1823). Щедрин много работал. Он обожал Сорренто (город в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий) и целая серия его работ посвящена маленьким гаваням этого города.
Во время пребывания в Риме Сильвестра Щедрина на папском престоле были Пий VII (правил с 1800 по 1823) и Лев XII (правил с 1823 по 1829). Вдали, за тёмной скалой виден Амальфи. Замок св. В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей).
Картину «Неаполь. Горожане занимаются своими повседневными делами. Он еще ученик, но уже вполне самобытен. Большую часть наследия Щедрина составляют пейзажи Италии.
Прекрасен и другой пейзаж с тем же мотивом – «Терраса на берегу моря». Для него местечко являлось уже не только «отечеством бессмертного Тасса», но и краем, прославленным художником, «коего картины служат до сего времени украшением русской школы». С особенным восторгом в своих письмах на родину он описывал набережную, где жил и откуда, как на блюдечке, был виден Везувий и «беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящегося». Но главной его темой была природа., П.
Как и остальные виды, художник писал их с натуры. Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. На набережной Ривьера ди Къяйя» и «Вид Неаполя». Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Во-первых, причиной послужили проблемы со здоровьем. Возможно, что он оказал влияние на тогда еще молодого французского живописца Коро, годы пребывания которого в Италии совпадают с годами жизни там Щедрина.
Перед Колизеем видна арка Константина, левее неё – остатки античного фонтана Мета Судане (Meta Sudans), вдали – купол церкви Святого Петра в цепях. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии. Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821-1823 гг., свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей».
В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах. Бывал он и в Амальфи. В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству.
Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. В 1544 в Сорренто родился знаменитый итальянский поэт XVI в. Торквато Тассо. Впоследствии прах Щедрина перенесли в усыпальницу на городском кладбище Сорренто. С переездом в Неаполь для Щедрина началась самая светлая полоса его жизни.
Такие произведения, как «Малая гавань в Сорренто», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань на острове Капри», написанные в 1826 и 1827 гг. и др., в первую очередь, конечно же, являются пейзажами. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Шутка ли – в дореволюционном Русском музее не было ни одной картины художника. Используя такой колорит, Щедрин с удивительной точностью передает естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли», написанной мастером около 1828 г. Много занимательного в жизни неаполитанцев художник подмечал, глядя в окно, не выходя из своего дома.
Вместе с тем подобный интерес к освещению говорит о склонности живописца к романтизму. Насколько можно судить по его письмам, это не было граничит с политикой. В спасительной тени густых деревьев от палящего полуденного зноя спрятались люди. К этому времени его популярность значительно возросла.
Людовика, что дало повод современникам говорить о его тайном переходе в католичество, хотя никаких документов на этот счет не сохранилось. 1866, т. III, Н. П. Собко. В Италии Щедрин попал в сложную художественную обстановку. Людовика. Что же касается Неаполя, он был с XIII века столицей Неаполитанского королевства.
Замок Святого Ангела». В картине едины все три плана. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. Это мальчик, который беседует с мужчиной в красном колпаке и мирно спящий оборванец. В 1818 году он уезжает в Италию и остается там навсегда. Полотно «Вид Сорренто близ Неаполя» (или «Малая гавань Сорренто близ Неаполя») является ярким примером изменений, происходивших с жанром пейзажа в первой половине XIX века. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (родился 13 февраля 1791 года в Санкт-Петербурге, умер 8 ноября 1830 года в Сорренто, Италия)– русский художник-пейзажист.
Бернардаки. По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России». Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е. Их немного – всего три. Капуччини близ Сорренто» (1827) или «Терраса на берегу моря» (1828). Мир его картин не знает драм и конфликтов, он полон гармонии, солнца и света.
Последними твоими картинами здесь еще более довольны, нежели теми, которые находятся в Эрмитаже, в русской галерее» 6. Чтобы исполнить заказ, Щедрин поселяется в Неаполе у К. Н. Батюшкова. В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М. В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе.
В первой половине XIX в. новое развитие получает жанр пейзажа. Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине. Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. Художник изобразил навес, увитый виноградом и поддерживаемый мощными каменными столбами. В Третьяковской галерее находятся три из них15.
Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской школы Позилиппо. Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея. Щедрин поселился в Риме и приступил к работе над городскими пейзажами.
творчество Щедрина достигло своего расцвета. «Терраса на берегу моря» оживлена фигурами людей. Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Умер художник в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна. Полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Щедрин писал много раз при дневном и лунном освещении.
Однако живописное решение демонстрирует стремление художника приблизиться к подлинной натуре.