Картина Весна художника Сандро Боттичелли – это сосуществование разных стилей, разных мифов, разных религий и взглядов на жизнь. Картина Сандро Боттичелли Весна: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). И как поэтично показано превращение. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. О том, как весной расцветает природа. Движение в картине устремлено справа – налево. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Зефиром. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Она стала богиней в пышном одеянии.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. обе выполнены с грацией и выразительностью». Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Всё изменила вечная весна.
Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Но давайте попробуем.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Картина написана на основе древнеримской мифологии. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Исследователи предложили несколько толкований.
Месяц считался концом весны и началом лета. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Но это не единственное повторение в картине.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. И, конечно, это породило особое искусство.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Но, это неединственноеповторение в картине.
Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди изучавшиеклассическую мифологию и историю античности. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Она показана простой, тихой и скромной.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. А с правого края художник изобразил и себя. Композиционно полотно делится на три части.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. На самом деле это несколько противоречит истине.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Движение в картине устремлено справа налево.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). От его полета согнулись стволы деревьев.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Она не просто богиня любви и красоты. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
От его полета согнулись стволы деревьев. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Жест заботливый, опекающий. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Над богиней парит Амур. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Фигуры расположены волнообразно.
Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Каково же содержание картины. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Сандро Боттичелли.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Это – гимн и природе и человечеству. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Сколь приятна для любования.
Меркурий (слева) нарциссически красив.