Но картина Сад земных наслаждений все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться кее пониманию. Картина «Сад земных наслаждений», созданная последователем Босха и хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, представлена впервые с момента ее поступления в музей и проведенной реставрации. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
Сад земных наслаждений -это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. «сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет и она полна дьявольского соблазна.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Такими они считаются и сегодня. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. И их мнения расходятся. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Мужчина также не безгрешен – его греховные мысли летают черными птицами, насекомыми и летучими мышами. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Впрочем, не все с этим согласны.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Мнения ученых о времени создания картины были очень различны. На правой створке изображён ад. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В центре находится гротескная фигура монстра. Почему. – спрашивает он. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». 13. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения.
Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. В связи с этим художник, чтобы не перегружать композицию, сократил количество фигур в верхней части картины. Раз на спине монстра стоит часовенка, значит, как предполагают толкователи, вся эта дьявольская конструкция изобличала алчность церкви. Но что.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. 6. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
И, по идее, должна не ведать стыда. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах изменившие цвет причесок.
Какое утверждение верное. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Ранее в музее были отреставрированы произведения: «Пейзаж со Св. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию.
Босх – воистину великий комбинатор. Антония». Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. Второй этап – медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу – уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке. 2. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.
В странных конструкциях и сосудах принято видеть алхимические знаки и приспособления. 11. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. И Босх не был исключением, вот таким образом его произведения всегда были наполнены религиозным смыслом.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Где-то рядом стоит алхимический Босх – если не практик, то знаток алхимических символов и переводчик на визуальный язык алхимических концептов. Возьмем один случай.
Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора Прокопиева). Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Это очень тонкая аллегория.
Сколько людей – столько и мнений. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Для примера, одним из образов-пословиц является изображение с несколькими любовниками, которые закрыты стеклянным колоколом. Христофором» последователя Босха Яна Мандейна (1500/1502-1559/60), «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса (ок. 1440-1482) и «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена (ок. 1400-1464). Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. На нем нет ни людей, ни животных. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы.
«Извлечение камня глупости»). В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Возрождение.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Картина переполнена фигурами людей, животных, рыб и фантастических созданий. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Это – третий день творения.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. По бокам находятся другие сюжеты. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Он повелел и все создано».
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Босх вышел из этой ситуации специфически. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».
Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Люди движутся вокруг источника воды своеобразным хороводом – кто пешком, кто на животных – верблюдах, лошадях, свиньях, ламах и различных мифологических существах. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
59 x 51 см. Диапазон дат варьировался от середины XVI века до XIX века. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Она смотрит прямо на зрителя.
Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Дерево, масло. Цена копии знаменитого полотна доступная.
Они считали все материальное проявлением зла. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
Центральная композиция остается источником множества теорий и предположений. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Это вообще был тренд в то время.
Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно.
В свое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком и адептом тайного сексуального культа. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Умер художник в 1516 году. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Приписывается Босху.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов.
12. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Собрание Ф. ван Ланшота. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. 15. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Часть из них стала демонами. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Неизвестно.
В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Нидерланды.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. 14. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Гертогенбош. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Босх заполонил пернатыми всё полотно, демонстрируя таким образом склонность человека к разврату. Все же это были люди другой психологии.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.