Тогда впервые со стен Московского Кремля прозвучали пушки — на Руси появилась артиллерия. К главной избе верви (общины) вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги князя.
В 1897 году молодой художник, автор известных произведений на бытовые сюжеты, погрузился в изучение прошлого. Дьякон собрал вече, призвавшее тверичан к восстанию. Помимо «чудесного» характера этого литературного произведения там есть пояснение, что «пошел он на врагов малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска». И, притащив, кинули его в Днепр. Культура северных побережий, богатые находки Гнездова, Чернигова, Волховские и Верхне-Поволжские — всё говорит нам не о проходной культуре Севера, а о полной её оседлости.
После же разгрома Тохтамыша властителем Средней Азии Тимуром (Тамерланом) в 1395 г. Золотая Орда заметно ослабла и Русь опять прекратила ей выплату дани. В 1915 году Николаем Рерихом был создан эскиз мозаики «Святая Ольга» и эскиз росписи «Святая Ольга». В этом коренное расхождение художника с представителями «Мира искусства», создавшими пленительный образ ХVII века. В это время в Москве княжил внук Александра Невского Иван Данилович Калита.
Обязанность сбора дани и доставка ее в Орду перешла к Ивану Калите. императора»23. У Рериха есть также картина «Красные паруса», которая, возможно, тоже относится к этому моменту истории. Столь же трагична и «Смута» — толпа, уставшая от безвременья, набрасывается на труп. К нему — всё творчество Рериха.
Крещение шло по Руси с «мечом и огнём». Русь потеряла значительную часть населения (погибшие и угнанные в рабство). Свой меч он снял с богатого пояса и передал меченоше, который держит его вместе со щитом как знаки княжеской власти. Не смогли защитить свою свободу- платите дань, да побыстрей. Гордо сидит он на коне и с презрением поглядывает на людишек, ломающих перед ним шапки и падающих на колени. Князь сменил дорожную одежду на богатое корзно (плащ) и шапку с плоским верхом.
Весь народ принял её, весь народ верил в неё»5. В картине «Боярский возок» используется энергичный композиционный прием: через весь холст по диагонали разворачивается главное смысловое действие.
С одной стороны, есть оттенок иронии в живописании «величественного шествия» из бани, характеристике отдельных персонажей. Как писал один из исследователей, на картине «Утро богатырства Киевского» показан переходный момент от богатырства старшего, представителями которого являются Святогор, Микула, к богатырству младшему — Илье Муромцу, Добрыне Никитичу. Чем вернее представим себе древний Киев. В XIX в. на волне модного романтизма юным и не очень интеллектуалам было сложно не поддаться светлой ностальгии по «старым добрым временам».
Начал Узбек с непослушной Твери, послав туда в 1327 г. в качестве баскака племянника Чолхана (Щелкана) с сильным отрядом. Но среди русских князей, возглавлявших борьбу, не было единства в этом вопросе. И больше никак. Дьякон собрал вече, призвавшее тверичан к восстанию. Кажется, дело пойдет. » Но «дело» не пошло.
Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине. Она не воевала, а правила государством. Подспудно эта тенденция ощущается в картинах, находящихся на границе исторического и бытового жанров, как, например, «Приезд иностранцев (XVII век)».
Повествование об отечественной истории становится опоэтизированным, красочным. По преданию, хранимому жителями Гдовского уезда, Ольга водрузила крест и на берегу реки Нарвы, куда ездила из Пскова через Чудское озеро на охоту, «в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах»7. Эскадра изображена на фоне «огненных столпов», по преданию, появившихся на небе и предвещающих победу Владимира. Среди русских князей она была единственной женщиной-правительницей.
Это противоречило интересам местного боярства, которое желало обрести независимость от «старшего брата» (собственно, ворота немцам рыцарям в 1240 году добровольно открыли сами псковичи). Князь, уже готовый к этому, дал согласие на крещение, «подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии»22. Священников, прибывших из Царьграда из Корсуня и из Болгарии, было недостаточно. Передавая накал страстей, Иванов активно использует гиперболу и гротеск. А Рюрик был призван северным суперсоюзом и к южанам не имел отношения. К этому времени в Золотой Орде (так называлось степное государство, созданное Батыем из завоеванных земель) среди монголо-татар начались первые междоусобицы, а в Северо-Восточной Руси, наоборот, наметился процесс собирания русских земель воедино, который сперва возглавила Тверь.
Были и восточные влияния. Старшие богатыри — это богатыри «стихийных начал. Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокое отношения баскака Чол-хан (Шевкал, Щелкан). Жители жаловались своему князю Александру Михайловичу, но он не принимал никаких попыток помощи им. Варягов призвали не только славяне, но и чудь и весь. При нем появилось название «Великое княжество Московское», а Ивана Калиту и его преемников, князей Московских, прозвали «собирателями земли Русской».
Это явилось отличительной чертой Русского государства. Людям надоело терпеть и они восстали. Хан согласился.
Но на поклон к хану Донской уже никогда не ездил. О старине народной. Долгожданную независимость от Новгорода Псков получит только в XIV веке. Анна Киевская — средневековый деятель Древней Руси и Франции. Вспомним некоторые события из истории Древней Руси.
Вот-вот. Но не это главное, хотя Рериха принято считать национальным живописцем. Михаил не смирился с этим и разбил Юрия в сражении у села Бортенева неподалеку от Твери. На картине Н. К. Рериха «Поход Владимира на Корсунь (Красные паруса)» (1900) отображён исторический момент — шествие могущественной эскадры военных кораблей.
«Условия диктовал победитель, который хотел закрепить мир женитьбой на византийской царевне. »21 Единственным условием византийских императоров было принятие Владимиром христианства. Все началось одним утром. Вскоре он был убит в степи союзными Москве тюменскими татарами.
Все это время писал этюды, а картина была закрыта и вот теперь, увидев ее, прихожу к тому, что она коротка, всего, что хотелось бы, в ней не уместить. Попробуй составить маленький сюжетный рассказ.
Татары отняли лошадь у одного дьякона. Долго мы привыкали ждать всё лучшее, всё крепкое с Севера. Могла ли какая-либо неуверенная в своей победе группировка решиться на авантюру.
Разве может ответить широко думавшей княгине Ольге памятник-фигура. А татары пользовались этими раздорами, умело стравливая между собой князей. Зачем же тогда Александр Ярославич так спешил их прогнать. Они же исполнили, что им было приказано.
Женщины и девушки прятались подальше от чужих взглядов. В 1317 г. тверской князь Михаил Ярославич наголову разбил довольно крупное монгольское войско, приведенное на него московским князем Юрием в борьбе за великое княжение Владимирское. И значение Невской битвы, когда были разгромлены шведы, также сильно преувеличено.
Между Москвой и Тверью продолжилась жестокая борьба за власть.
Все началось одним утром. Не смогли защитить свою свободу- платите дань, да побыстрей. А, каково. Начали с развития мифологии. Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокое отношения баскака Чол-хан (Шевкал, Щелкан).
Князь Иваном I Калитой воспользовался событиями. Многие князья не были славянами по генам (что доказано даже лабораторным путем). Получив же вскоре известие, что другое русское войско, спустившись по Волге, захватило ордынскую столицу Сарай и разорило кочевья, Ахмед принужден был поспешно отступить от Угры для спасения собственных владений. Иоакимовскую летопись повествует о насильственной христианизации Новгорода а также сложности в христианизации вятичей, с которыми даже не справились мученики Борис и Глеб (судите сами: их последователя Кукшу местные вятичи убили аж в XII в. ). В статье «Радость искусству» Николай Константинович отмечал: «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь X век.
Незадолго до кончины художник создает одно из последних своих творений, получившее название «Баскаки». Славянофилы подошли к идее возрождения «истинных корней» со всем пылом. Приходите княжить и воладети нами — сообщает Нестор). Люди, веря в Христа и святых угодников, продолжали считаться с лешими и русалками.
Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Господство белого цвета передает очарование русской зимы с ее стужей, занесенными снегом полями.
«Одним из результатов крещения было то, что сын Владимира. Многих ордынцев тут окружили и истребили, а остальных гнали 40 верст. Людская масса показана в своей неупорядоченности.
Обязанность сбора дани и доставка ее в Орду перешла к Ивану Калите. Слово «калита» в Древней Руси означало кожаную сумку для денег или мешок. Законов не писала, но давала самые простые и нужные для людей того времени «уставы». Рядом с ним склонился ответчик и стоят свидетели, которых привел истец.
Славянских божеств наделяли чертами представителей греческого пантеона, чтобы было все «как в лучших домах Европы». Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный или нищий или раб, — будет мне врагом». Прав Суриков, меняя холсты».
получил высочайший в Европе титул «цесаря», т. е. Это можно сказать и о самой камерной исторической работе С. Иванова «Семья» (варианты 1907 и 1910 годов).
А вскоре перестали ездить туда и другие князья. чтобы не попасть в полон. Люди отказались выплачивать дань откупщиками и баскаками. Наброски и эскизы к ней художник начал делать еще в 1890-е годы, а последний раз обратился к этой теме в работе «Немец» (1910), незадолго до своей кончины.
Это место, в 45 верстах от Нарвы, называется «Ольгин Крест». Монголов интересовал максимальный сбор дани и лояльность завоёванных народов. Тогда он мобилизовал все силы Большой Орды и двинулся на Москву. Постепенно к середине 1370-х гг.
Впрочем, даже этих войск хватило, чтобы предотвратить предполагаемое вторжение на Русь шведских войск, которые (вот это поворот) никуда и не спешили после высадки в Ижоре. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири. На юге правили не менее легендарные хазары, а потом и скандинавы Аскольд и Дир.
Это не помогло князю — он был убит в Орде слугами Юрия. Если хотите.
Людям надоело терпеть и они восстали. Но призрачный, невидимый — он везде. Баскаки больше не требовали дани и не проводили перепись населения. Во время Ярослава Мудрого «государство» вообще было разделено на две части более десяти лет: одной управлял Ярослав, второй — его брат Мстислав. Вовсе нет. чтобы не попасть в полон.
Женщины и девушки прятались подальше от чужих взглядов. Любители прикапываются и к самому термину. Так, монголоидом был Андрей Боголюбский, внук половецкого хана Аепы. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Самое сильное из них — Большая Орда во главе с ханом Ахмедом (Ах-матом) — считало себя преемницей Золотой Орды и претендовало на власть над Русью.
Тогда на Русь в 1378 г. была послана карательная рать мурзы Бегича. Что касается мифа о том, что христианизация прошла насильственно, то это не совсем так. Образование Русского централизованного государства), решил покончить и с этими формальными остатками ига, тем более что Золотая Орда к тому времени распалась на несколько самостоятельных ханств (Казанское, Крымское и др. ).
собирательнице земли»6. Их примеру последовали и многие другие русские князья. Только так их можно было сделать твёрдыми христианами. Так называемое двоеверие подтверждается и археологией (хоронили по-старому и не носили крестов некоторые регионы вплоть до XIV в. ) и памятниками литературы, такими как «Слово о полку Игореве». Они не хотели допустить усиления какого-либо княжества. Вылилось все это в создание «Велесовой книги» — источника сказок для фрико-историков и родноверов всех оттенков. Правители наиболее пострадавших земель, напуганные зверствами завоевателей, отчасти не сумели, отчасти не захотели из-за внутренних раздоров объединиться для совместного отпора с князьями неразоренных или слаборазоренных областей.
Праздник Коляды слился с Рождеством Христовым. На Руси все еще не было единства. Он не преминул воспользоваться восстанием в Твери.
«Матери плакали по ним, как по мёртвым», — сказано в летописи, — не зная, для чего это делается. Именно народ оказывается главной движущей силой истории, ему, а не отдельным выдающимся личностям художник посвящает свои картины. Что же мы видим там. Его волнует проблема столкновения различных укладов жизни, культур, мировоззрений.
Как уже было сказано выше — первые рюриковичи были скандинавского происхождения именовали их Хельг, Ингвар, Сведеслев и Вальдемар (Олег, Игорь, Святослав и Владимир) они были космополитами (из-за интересов торговли, в первую очередь) и владели несколькими языками, как отец Владимира Мономаха, Всеволод (он знал пять языков). Размышляя о роли исторического жанра, Иванов писал, что «нация, не уважающая своего прошлого и сама не может возбудить уважения». Иван же стал собирать города под власть Москвы. Меняется образный строй композиций. Перед князем излагает свою жалобу истец. А древнерусские жители не только смиренно платили дань, но и выступали против татаро-монголов – вспомнить хотя бы битву на Куликовом поле (даже несмотря на причину этого выступления – желание прогнать незаконного хана Мамая), а Иван Калита, ответственный за сбор дани, частенько обманывал ордынцев.
С трудом христианство вводилось в Новгороде и в других землях. Внутренние порядки этих народов несильно волновали завоевателей. После этого последовало большое землетрясение в Константинополе и рухнул величественный свод храма Софии, что, по мнению византийцев, было недобрым знаком20. Мнение о «рабстве» древнерусских жителей и, уж тем более, наличии «рабских генов» у современных жителей, является выдумкой не особо изобретательных политтехнологов. При появлении оседлости они обречены на неподвижность, умирают. Лица персонажей искажаются от гнева, отчаяния, злости.
Войдя в Киев, Олег заявил: «Да будет Киев матерью городам русским», — читаем в «Повести временных лет». А если рассматривать междоусобицы, нежелание платить дань племенами (древляне, вятичи и другие), то получается, что постоянно шли гражданские войны. Но с какой силой они пробуждали интерес к истории в юных душах. Согласно византийским и арабским летописям, взятие Херсонеса совпадает с появлением на небе «огненных столпов», предвещавших падение Херсонеса и с появлением кометы, которую можно было наблюдать в течение двадцати дней. Миллионы крестьян начинали осваивать малозаселённые края, где сталкивались с трудностями и радостями, разочарованиями и рухнувшими мечтами. Накренившаяся повозка движется по зимней дороге. В результате кровавого вторжения Батыя в 1237 — 1240 гг.
Люди отказались выплачивать дань откупщиками и баскаками. Вот таким образом в известных событиях 1242 году на Чудском озере не участвуют псковичи. Татары отняли лошадь у одного дьякона. Художнику интересна не жертва, но сама человеческая масса-могучая, многоголосая.
На этих холстах, мерцающих тёмной роскошью древних мозаик или залитых буйными волнами цвета, человек только иногда мерещится или отсутствует. Не это главное, так как национально-историческая тема для него — только декорация.
Лишь после того, как монголам с трудом удалось подавить в 1252 г. восстание во Владимиро-Суздальском княжестве, они смогли приступить к подчинению непокорных западнорусских земель используя против них не столько свои силы, сколько войска покорившихся им суздальских князей во главе с Александром Невским. Наступил XIV век. кочевья, титанических подвигов»11. В Эрмитаже он зарисовывал древнерусское оружие, стремился получить в Академии художеств право «снятия с натуры остатков старины, зданий, утвари». Это встревожило Узбека, который опасался, что Тверь поддержат-другие русские города. В то же время Золотая Орда заметно ослабла из-за внутренних раздоров.
На Руси осуществилось двоеверие — необычное сочетание христианства и язычества. «Сегодня, — писал он, — начал красками и начал, кажется, удачно. Истинное произведение искусства всегда многозначно.
Впереди, в носовой части ладьи, выделяется фигура князя в красной одежде. «В разное время были открываемы части бывшей Десятинной церкви: осколки мраморных колонн, картины, куски мозаичного пола, кафели, остатки мозаики и фресок, — пишет Н. К. Рерих в «Записных листках» о Десятинной церкви в Киеве. Появились боги: Ярило, Лель, Радегаст — и это далеко не весь список. Реальную власть в ней захватил темник (военачальник) Мамай (год рождения неизвестен — 1380), правивший через подставных ханов.
Однако саму летопись критикуют как подделку (по легенде, оригинал не сохранился, но его успел переписать Татищев). Под впечатлением этой неудачи московский князь Василий Дмитриевич в 1412 г. поехал к хану и возобновил выплату дани, но это была уже предпоследняя поездка московских правителей в Орду (последняя состоялась в 1434 г. ). Много ли вы знаете про ханов Золотой Орды или отношения, например. Набеги стали реже, а на Москву и вовсе прекратились. По приказу Владимира детей из богатых семей отправляли учиться в храмы.
На этих землях князь не имел совершенной власти над народным собранием. И князь Владимир решает укрепить христианство через распространение книжного учения. Это было начало великих преобразований на Руси.
Это было в 882 г. Так возникло единое древнерусское государство. Наступает начало новой эпохи — богатырства Киевского. Масленица отмечалась перед Великим постом.
Когда в 1242 году Псков был освобожден от рыцарей, Невский подчинил его власти Новгорода.