Издание Картины Рубенса в Эрмитаже, автором которого является Мария Варшавская, создано издательством Аврора. Эрмитажная картина, украшавшая в XVII в. алтарь церкви Капуцинского монастыря в городе Льере, является репликой центральной части монументального триптиха, созданного Рубенсом в 1611-1614 гг.
Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. 1642 год ознаменовывает фатальный перелом — начало Голгофы. На репутации Марса и Венеры, правда, тоже есть пятнышко. Но Блумарт не был живописным темпераментом. Уже раньше существовали корпоративные и бюргерские портреты (вспомним Оостзанена, Бруина, Скореля), но к концу XVI века производство их становится прямо какой-то манией. Матвеева, Девятый вал И. К. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Портфели были переполнены рисунками мастеров и драгоценными гравюрами. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Поколение Адриана ван де Вельде — художники, родившиеся с 1635 по 1640 год и начавшие, следовательно, работать к концу 1650-х или в начале 1660-х годов, в эпоху уже полного расцвета французской моды, но еще и во время доживания традиций национальной техники, поколение это дало в сыне фламандского пейзажиста Гилиса де Гондекутера, Мельхиора (1636 — 1695), лучшего изобразителя одушевленного животного мира в голландской живописи и, кроме того, нескольких специалистов по охотничьим трофеям, вроде А. Д. Гондиюса (1638.
Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. И лишь потом специалисты поняли, что это части одной композиции. За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Редкая фламандская картина лишена таких деталей, как фрукты, овощи, птицы, звери или рыбы.
Если же и в его искусстве живет (как в каждом подлинном искусстве) мистическое начало, то и это начало освящает наиболее материальный порядок вещей, самые примитивные из жизненных сил. Рубенс женился на ней, будучи уже 53 лет.
Разумеется, полной правды в этом изображении лесной чащи не найти. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Из них Дюсарт бывал самым близким подражателем своего учителя (красивая) картина Ферма 1681 года но абсолютно манерен Странствующий музыкант). Тенирс прошел через несколько красочных стадий.
Вторично он был приглашен в 1632 году и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Но эти черты он довел, действительно, до единственного мастерства, до совершенства. Иванова (Явление Христа Марии Магдалине) и А. И. Это точно герой романа Тургенева или Достоевского из эпохи пробуждения интеллигенции.
Но смерть спасла его от этого и остановила его в тот момент, когда его стиль стал превращаться в шаблон. Вообще же он восхитительный мастер и — явление редчайшее — не уступает своему образцу. Количество английских портретов ван Дейка баснословно. Здесь ничего лорреновского нет. Старшим представителем живописи церквей в Эрмитаже является Геррит Гоукхест (1600 — 1655), сверстник Гойена, но писавший еще в суховатой манере Стэнвейков и Нэффсов.
В этом причина ее терпкого зеленого тона и невнимательной, рутинной лепки фигурок. Впрочем, одна отрасль была безусловно нужной — это портрет. Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641). Какими-то судьбами попал Броувер в 1620-х годах в Гарлем, был одно время учеником Халса (который будто бы жестоко эксплуатировал своего ученика), оказал в короткий срок огромное и глубокое влияние на всю голландскую школу, но в 1631 году вернулся обратно в Антверпен, где он буквально прожег остаток дней своих (1638) в кутежах и безобразиях. Этому художнику не было даже суждено кончить свою жизнь на родине он умер в Венеции. В ней все эти впечатления преломились особым образом и превратились в нечто новое. Но еще полнее рисуют нам отношение Брейгеля к природе его восемь достоверных пейзажей.
В Гааге Гойен достиг одно время известного благосостояния, но это, кажется, благодаря разным посторонним аферам (например, покупке и продаже домов). Они принадлежат даже к первейшим техникам истории живописи. Итальянцы изображали блудного сына в виде итальянца, фламандцы — в виде фламандца. Надо при этом сказать, что общей чертой табажийных художников была живописность. При этом Воуверман был меньше всего заинтересован правдой.
В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля. Заметна разница и во всем отношении к делу.
И в Италии он остался тем же тихим, вдумчивым поэтом, тем же тонким (иногда лишь чересчур, до мелочности тонким) живописцем, каким он был на родине. Его творчество — грандиозное искушение, направленное на дразнение обжорства. Рембрандт считается голландским художником.
Искусство Лара отличается от искусства таких итальянских голландцев, как Пуленбург, тем, что он определеннее примкнул к Караваджо, нежели к Эльсгеймеру. В то же время Притча одна из вдохновеннейших живописных страниц Рембрандта. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Даная прекраснейшая картина Рембрандта и это прекраснейшая картина в Эрмитаже. Художники захотели научиться элегантности и идеальным формам.
Произведений Дюка мы имеем, пожалуй и чересчур много. Обе картины подписаны и первая помечена 1639 годом. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Бент (1650 — 1690), лейденский художник, кончивший жизнь в Берлине, А. Бегейн (1637. Такой настоящий король, каких не было с тех пор в истории. Эта картина имеет более, чем многие другие, характер чего-то редкого, драгоценного.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Обыкновенно выставляют дело так. Особенно огорчал этих фанатиков Карель Дюжарден, начавший свою деятельность на том же пути, как Поль Поттер и ушедший затем в итальянщину. — 1693. ) и, наконец, уроженец Франкфурта-на-Майне Иоганнес Лингельбах (1623 — 1676), самый верный последователь Лаара, с которым его часто смешивают.
Пятая картина Венера и Адонис, самая среди них ранняя, красиво скомпонованная, но в красках она хуже других (пейзаж написан Вильденсом). Чтобы показать высокое положение портретируемой, Рубенс сместил композиционные планы и поместил фрагмент архитектурного ионического портика на один уровень с лицом дамы, как бы возвышая ее над подданными. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Плодовитый художник и энергичный дипломат, Рубенс много путешествовал и дружил со многими европейскими правителями двое из них возвели его в рыцарское звание.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особенно отличаются этой чертой знаменитые лунные ночи мастера. В картинеЛунная ночь над морем он ближе подходит к сумрачной поэзии Нэра. Среди них выделяются Пуленбург (еще один ученик Блумарта), Кейленборг, Витенбрук, Брэнберг, Лиссе — с одной стороны, Ластман и Муйарт — с другой. На третью картину Эвердингена Устье Шельды Боде указал как на произведение, дающее полную меру значительности мастера.
Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. Айвазовского, Вид Большого канала в Венеции А. Н. Зато процветают все области реализма: портрет, пейзаж изображение быта, мертвая натура. Не будь года — не сказать, что это произведение человека 25 лет, — такая во всем зрелость. КОНТИНЕНТЫ. От пейзажей Рубенса мы можем перейти к его видениям античности. Аскетизма в Рембрандте не найти и следа.
Наконец, скорее всего, подражателей у него не имелось потому, что тогда была яснее неподражаемость живописи Халса при всей ее соблазнительной и кажущейся легкости.
Но Я. ван Гейде больше работал для кунсткамер и в своем изощрении доходил иногда до пределов вкуса, тягаясь с доуистами в мелочной передаче невидимых простым глазом подробностей (одним из его фокусов было изображение всех кирпичей на зданиях, хотя бы стоящих на последнем плане). Венне достигает иногда удивительной тонкости (Празднество мира в Лувре) и тогда его хочется причислить к первым величинам голландской живописи. В этом отношении Лар означает и шаг дальше на пути реализма в сравнении с Караваджо. Здесь Терборх создает свою знаменитую картину Заключение Вестфальского мира и с этих пор, поселившись (после трехлетнего пребывания в Испании) в Девентере, он становится изобразителем светских нравов, наблюдать которые ему было легче, чем кому-либо из художников, так как он сам принадлежал к лучшему обществу. Забавно, что картина эта была поднесена Александру I кн.
В том же году умирает Саския и оставляет ему единственного годовалого сына. Это Изабелла — официальная хозяйка роскошного дома (позади нее видны триумфальные ворота, украшавшие двор дома Рубенса в Антверпене), это тактичная, внимательная, умеренно веселая, приветливая собеседница. Картина эта относится к концу 1640-х годов. Начинают эту категорию два художника: гарлемец Питер ван Лар, прозванный Бамбоччо (1590 — 1674) и его двойник, фламандец Ян Миль (1599 — 1664).
Не нужно только еще забывать, кроме этих живых друзей, мертвых друзей, с которыми Рембрандт не уставал общаться. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Всплыла картина в 1999 году, когда через третьи руки и как работа неизвестного художника (так как была в неузнаваемом виде из-за варварских условий хранения) попала к московскому коллекционеру Владимиру Логвиненко.
И в этой картине светится какое-то обещание общей милости, общего прощения. На самом деле, без итальянизма XVI века голландцы никогда бы не дали того великолепия, того совершенства, которое мы видим в XVII веке. Вот почему многие его портреты похожи между собой и малоубедительны.
Однако значение Рубенса выходит и за пределы узко церковных вопросов. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Две из них изображают любимые художником мотивы Норвегии, куда Эвердинген, как гласит предание, попал случайно испытав кораблекрушение у берегов Скандинавии (около 1640 года). Но зато все остальные эрмитажные портреты Рубенса чисто документального характера, вещи изумительного проникновения и к тому же означают предел технического совершенства, быстрой уверенной кисти и роскошной колоритности. Он находил такие изгибы мазка, которые вызывают определенное представление о вкусе, он знал такую густоту и плотность краски, которая напоминает об осязательной прелести разных живностей он, наконец и великий чародей краски, которая льется из-под его кисти неистощимым легким и сочным потоком и получает все нужные, самые звучные оттенки.
Умер Гойен в конце апреля 1656 года. Одними из самых значимых произведений, которые представлены здесь, являются: Персей и Андромеда, Союз Земли и Воды, Портрет камеристки, Вакх (Бахус), Снятие с креста и многие другие. Абсолютно так же, как он писал латы, горшки и склянки, писал он и людей и лица их. Мордвинова, Внутренний вид церкви на Голгофе М. Н.
Странно констатировать в этой картине 1650-х годов какие-то черты романтизма 1830-х годов. Св. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Люди у Тенирса вообще встречаются редко.
Стэн точно хотел оставить по себе полную картину жизни и вкусов своих дней. Для истории одежд и нравов она настоящий клад. Черты различия выражаются, во-первых, в сюжетах.
Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана — Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 — 1666), Иог. Что же касается Отцелюбия римлянки (дочь, утоляющая жажду отца, заключенного в темницу), то она характерна для раннего периода мастера (написана едва ли после 1610) — холоднее, суше прочих картин и лишена того бешеного брио, которое составляет главную прелесть расцвета искусства Рубенса. Но в этой картине есть во всяком случае большая нежность, какая-то растроганность и точно слышишь сладкую идиллическую музыку, льющуюся из светлых сфер, откуда к малютке Спасителю, в его бедную горницу, спускаются дети-ангелочки. Сегодня в экспозиции представлены произведения Антониса Ван Дейка (1599-1641) – знаменитого фламандского художника, коллекция картин которого в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения. Абсолютно в духе Кампгейзена написана другая Молочница 1652 года. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Видеоролик, посвященный появлению картины фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды» в Эрмитаже. Серию английских портретов ван Дейка в Эрмитаже следует начать с самой королевской четы.
Не умер вполне в стране и католицизм. Но именно этот стиль сохранил за собою значение лучшего выражения фламандского гения. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Рюисдаль и Нэр, но зато с более определенным знанием форм облаков. Удивительно характерны два дальнейших портрета: бритого францисканского монаха, взирающего своими острыми глазами прямо на зрителя (писан около 1615) и приготовленное для воспроизведения на гравюре изображение цесарского генерала Шарля де Лонгваля, павшего в 1621 году при осаде Нейзаля в Венгрии. Каждая его картина — зависть любителей.
Обе картины носят сизый свинцовый оттенок и исполнены сурового и даже щемящего настроения. Но только Лар отнесся к Караваджо так, как впоследствии Рембрандт отнесся к Гонтгорсту.
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец (Новый Эрмитаж расположен за Большим) Зал искусства Фландрии В этом зале императорского Нового Эрмитажа были размещены картины русской школы. Недаром его так ценили в XVIII веке — он был предтечей, угадавшим его изощренность. Это одна из поздних работ Рубенса. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
Зато на просторе, под открытым широким небом вселенная казалась им восхитительным храмом, полным торжественной или умилительной музыки. Однако не постоянное сидение в кабаках и получившееся отсюда полное знакомство с обстановкой и особой кабацкой психологией объясняют успех Броувера, а действительно исключительные, чисто живописные его достоинства. Смерть, впрочем, похитила Поттера в столь молодых годах (ему было 29 лет), что трудно судить о том, насколько эти черты в его искусстве не являются просто состоянием известного ученичества перед природой.
Миньона (1640 — 1679). Что это — Ливорно, Генуя, Анкона.
Так, по совету придворных, она обратилась с заказом и к только что поселившемуся в Гааге Поттеру. Елена была не подругой мастера, а его любовницей.
Всюду она кажется каким-то лукавым, лакомым, красивым зверьком и нигде не видишь ее души. Многое в его работах напоминает Гонтгорста, Ластмана.
Парис решил похитить Елену. Это целый вакхический балет, целое действо. Отсутствие Дюрера в Эрмитаже отчасти вознаграждается приобретенным недавно диптихом его ученика и помощника Ганса Зюса из Кульмбаха, пользовавшегося перед тем, как сойтись с Дюрером, руководством одной из замечательнейших личностей конца XV и начала XVI века венецианца Якопо де Барбари, переселившегося в Германию и кончившего свою жизнь придворным художником при управительнице Нидерландов Маргарите Бургундской (в 1515). Две половины этого произведения были приобретены Эрмитажем по отдельности.
В собрание Эрмитажа вошло более сорока картин Рубенса. Прекрасная картина последнего изображает любимый мотив художника — дорогу извивающуюся среди холмов (фигуры писаны В. Схеллинксом). Даже во всем воздержанный архиепископ миланский Федериго Борромео (племянник св.
Одним из немногих блестящих немецких мастеров за это время был художник Иоганн Гейнрих Шёнфельдт (1609 — 1675), посетивший Италию и Францию и работавший последнее время в Аугсбурге, бывшем все еще художественным центром Германии. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Но Рембрандт исключение, а вовсе не представитель типично голландской живописи.
Итальянская поездка прервала это пребывание и службу. Где происходят его сцены — зачастую трудно сказать. Конинкслоо в свое время был очень известен. Некоторое время она держится в обособленном круге аристократии и плутократии. Мартынова, Крестьянский мальчик, надевающий лапти А. Г. Он же первый научился с полной убедительностью передавать разные составы почвы (особенно ему удавались песчаные овраги и изъезженные глинистые дороги).
Довольно близко по духу к Воуверману стоит один из знаменитейших голландских пейзажистов, гарлемец Ян Вейнантс, считающийся даже учителем своего сверстника Воувермана. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. К той же группе славных мастеров принадлежит еще Адриан в. д. Вельде, родившийся несколько позже, в 1635 году. Затем наступает увлечение Броувером и Тенирс перенимает у него горячий, бурый тон. Подобные картины Венне, а также гравюры Гольциуса, Яна ван дер Вельде, Криспина де Пасса, Якоба де Гейна и ставшие из третьих рук известными в Голландии пирушки ландскнехтов Караваджо породили целую школу специализировавшихся на изображениях кутежей и игр военной молодежи, кордегардий и (реже) просто семейных пирушек в высшем обществе. В них нет хотя бы какой-либо уютности (как, например, в картинах с подобными же сюжетами Тенирса или Остаде).
Прекрасен еще пейзаж, украшенный посторонней рукой (в XVIII веке) фигурами Дианы, нимф и Актеона. И вот еще что. Однако искусство Рембрандта при этом не падает.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Здесь мы опять встречаемся с задачей Рембрандта передать, так сказать, динамическую природу света, его игру, его проникание. Такая обширная коллекция может открыть для вас все грани гениальности этого художника. В 2012 году после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне» реставраторы смогли снять картину с вала и приступили к ее восстановлению. — 1678), пейзажная часть также написана Вейнантсом.
Однако и эта картина заслуживает самого подробного изучения тех, кто пожелал бы проникнуть в жизнь высших сословий первой трети XVII века (она помечена 1621 годом). Воуверман самый, быть может, техничный из голландцев. На севере все меньше и меньше пишут религиозные картины, если же и пишут их, то придают им чисто бытовой характер (из протестантских церквей они были изъяты).
Рембрандт, особенно в годы своего успеха имел массу учеников и среди них много талантливых. Эрмитаж обладает пятью картинами мастера и кроме того на двух картинах (Птичий двор и Пейзаж с домашними птицами) обычного сотрудника мастера, специалиста по куриному царству Дирка Вейнтрака (1625. Не избегла общей участи и Голландия. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению. в 1564), Миревельт (род. Для тех же, от кого эти вопросы далеки, Рубенс должен быть дорог просто как источник чудесных художественных наслаждений. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. В их однообразии есть что-то даже фотографическое. Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности.
В сущности, магия этой картины необъяснима. Абсолютного великолепия достигли в том же искании света, тепла и особой, полной неги музыкальности четыре художника, принадлежащие к одному поколению и являющиеся наиболее популярными из итальянских голландцев: гарлемец Клас Берхем, амстердамец Ян Батист Вэникс, ученик Блумарта, Карель Дюжарден (1622 — 1671) и, наконец, Адам Пейнакер, родом из окрестностей Дельфта (1622 — 1673). Но все же такое освещение голландского искусства страдает односторонностью. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы.
Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Среднее положение занимает Доу и его подражатели, начавшие с изображений среднего сословия и кончившие салоном. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Рубенса нужно или всего принять или всего оставить. Такие гении от искусства рождаются раз в сто лет, а может быть намного-намного реже. От своих раздушенных приличных товарищей Стэн отличается той же чертой сознания собственного значения и той же гениальной простотой, которые составляют силу очарования его духовного деда Халса. Количество портретов мастера доказывает, что в нем жила настоящая фламандская производительность, удивительная творческая сила.
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Светлые волоски, выбившиеся из прически, непокорно вьются у висков, образуя мягкий и светящийся ореол вокруг лица. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Кроме того, здесь же представлены наброски маслом, которые могут рассказать о том, как создавались великолепные полотна и несколько скульптур. Освобождение Голландии совпало с моментом торжества натурализма в Италии. Окончательно сгущаются они в 1661 году, когда умерла Гендрике. Если вы пройдете через зал 248, то окажетесь в коридоре (258), где увидит фламандские пейзажи и зимние сцены.
Время его учения у Ластмана в Амстердаме было крайне непродолжительным (он у него пробыл всего 6 месяцев) и, однако, как мы уже указывали, прошло оно не бесследно в творчестве Рембрандта. В том же настроении вечернего мира выдержана картина Молочница 1651 года. Чувствуется иногда у них и известная, но, впрочем, очень тонкая и очень художественная прикрашенность. Остальные картины Яна в Эрмитаже (1607 г., 1610 г. ) также прелестны, содержат массу бытовых деталей, но страдают известной шаблонностью, явившейся следствием преувеличенного успеха мастера и постоянных требований повторений. Более самостоятелен венский художник галантных праздников И. Г. Плацер (1702 — 1760), величайший виртуоз, до полного, однако, пресыщения щеголяющий своей фокуснической ловкостью, вообще же немец с головы до ног — как в наивной прециозности своих измышлений, так и во всей своей слащавой манерности, которым до подлинного изящества и мастерства Ватто как до неба. Не то у него на родине, не то в Италии.
И все портреты Елены носят в себе отражение этого отношения. Впервые за 80 лет в Государственном Эрмитаже можно увидеть картину Питера Пауля Рубенса «Воскресение Христа» (1610 – 1611). Но картина Рубенса в целом все же божественного порядка.
В этих чертах и причина его успеха в XVIII веке. Реставрацию огромного полотна (482 278 см) осуществляли восемь реставраторов во главе с заведующим лабораторией научной реставрации Виктором Коробовым. О том, что Менгс был хорошим знатоком своего дела, говорят его строгие портреты (их много в Мадриде и в Дрездене, где он прожил по несколько лет), среди которых особенной живостью и непринужденностью отличаются автопортреты (1752 год).
Снейдерс не списывает рабски, следуя натуре. Хуже прочих —, помеченный 1647-м годом и изображающий любимый сюжет Остаде Постоялый двор. Но такие художники, как Флинк, Боль и Экгоут, производят зачастую прямо тяжелое впечатление, в особенности когда они унижают искусство учителя, делают его доступным толпе, разменивают его и торгуют им. И хотя никакой принудительной реституции в данном случае быть не может (кенигсбергский Рубенс по российским законам вообще вне дискуссии, так как в 1945 году был вывезен официально, а Рубенс потсдамский присужден российскому коллекционеру немецким же судом) известная неловкость в плане музейного политеса остается. В то же время это художники, больше всего разработавшие проблемы света.
Можно при этом вспомнить, что Остаде был сыном ткача и сам иногда украшал такие картины своих учеников фигурками рабочих (в Эрмитаже картина Оуденрогге Ткач, в которой интересно проследить далекие отголоски Рембрандта). Впрочем, художники эти не пользуются большим уважением современной критики. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Это характерно и для всего его искусства.
в 1567), Равенстейн (род. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. И какая жизнь во всей этой мертвой натуре. При этом забывают о том, что не все в Голландии свелось к бюргеру. Винкбоонс, так же как и Конинкслоо, переселился в Голландию и имел на тамошних художников большое влияние.
Вне всякого сомнения, многочисленные картины в музеях и в особенности в частных собраниях, носящие громкие первые имена, принадлежат этим вторым величинам и такая путаница вполне объяснима как высоким техническим мастерством этих полузабытых художников, так и тем, что все они работали в одинаковом с Рубенсом стиле. Самые странные из этих произведений — подписанная картина Река Mac (В наст. в 1571). Принято считать, что народившийся накануне тип полноправного бюргера и строгого кальвиниста должен был вызвать вокруг себя искусство, подходящее для своих простоватых и ограниченных вкусов. Вэникс из всех итальянизирующих голландцев самый захватывающий.
Но без политики, увы, никак нельзя. Уже первые картины юного мастера обращают на него внимание. Течение это продолжается и в XVIII веке, но превращается в ремесленное повторение задов. Зато очень любопытна круглая картинка Винкбоонса 1623 года Проповедь Христа на озере. Третья картина, Утро кавалера, может быть приписана Гооху лишь с большими оговорками.
И опять-таки это не был интерес отвлеченный, холодный, академический, а жгучий, страстный. Ни одна из сотен тысяч фигурок Тенирса не живет настоящей человеческой жизнью. Едва ли советы этого художника были Рембрандту в пользу. Прямой противоположностью гладкой, суховатой (но высоко мастерской) технике, скромной, сдержанной гамме, всей чопорной осанке этих портретов являются пышные портреты фламандцев их золотистый тон их развязность или (у позднего ван Дейка) их элегантность. Он импровизировал свои картины по памяти, а не составлял их добросовестно по этюдам и еще менее — прямо по натуре, по примеру своих прочих собратьев. Абсолютно зато ясным представляется Кейп на картинеЗакат солнца (В наст.
Семейство и Ce человек), — скучнее и мертвеннее всего остального. Несколько небрежным, к сожалению, он является и на эрмитажной картине (к тому же сильно испорченной реставрацией) изображающей пикник придворных в роще.
Милая вещица Гагена (замок, выглядывающий из-за деревьев, с эффектной поддельной подписью Hobbema 1663), также не вполне характеризует этого тихого вдумчивого художника. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Переходим к иллюстраторам простонародной жизни, но еще раз укажем на известную натяжку в этом делении. Ах, если бы не политика, какая бы чудная могла получиться выставка.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Известно, что он прилежно изучал произведения венецианцев и Караваджо, коих к тому времени набралось значительное количество во Фландрии и культ которых чрезвычайно усилился с момента возвращения Рубенса из его странствований. Это уже не только красивая панорама, но какой-то синтез всей Голландии. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Ведь их не могли выручить ни нарядность костюмов, ни известный шик. Она остается замкнутой и таинственной. Обвинять ван дер Верфа в том, что было общей чертой голландского искусства его времени (он родился близ Роттердама, в 1659 году), в мелочности и вылизанности — нельзя.
Хотя директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и просил журналистов как можно меньше думать о политике, а уж если и думать, то никак не о том, что это показ трофеев к 60-летию победы в Великой Отечественной, а скорее о том, что это – преодоление последствий холодной войны, в годы которой все все друг от друга прятали. Но это счастье досталось ему благодаря той черте, которая нам теперь менее всего приятна.
Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Благовещение ван Эйка и Св. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Но и в Эрмитаже в двух картинах мастера можно, несмотря на известную сухость живописи и красок, понять его поэтичную прелесть, скромный трогательный характер которой остался непонятным для знатоков того времени (драгоценный художник умер в бедности), но которая производила колоссальное впечатление на его товарищей.
Только в 2012 году, после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне», стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482х278 см) и приступить к ее восстановлению. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Близость Поттера к Кампгейзену в дивном сумрачном осеннем пейзаже (1650 года) даже настолько велика, что эту картину и пытались приписать последнему мастеру.
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Недаром зачитывался он самой страстной поэмой в мировой литературе — Библией.
Реализм голландцев, будучи с одной стороны явлением общим всему европейскому искусству первой половины XVII века (вспомним еще раз Караваджо, Розу, Фети, Кастильоне, Веласкеса, Сурбарана, Рубенса, Йорданса, Броувера, Эльсгеймера, Ленэнов, Вуэ, Валентена, французских портретистов и иллюстраторов всех стран), был, с другой стороны, явлением, коренившимся не столько в требованиях голландского общества в широком смысле слова, сколько в особых увлечениях тесного художественного мира. Анекдот ее самый обыденный. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Инв. Рембрандт здесь уже весь, во всем своем великолепии и глубине.
Произведения его встречаются лишь в немецких галереях.
В конце Петровской галереи находится небольшой кабинет Кваренги (205). Но только этот интерес не носил временного, локального и национального характера. Но и к античной древности, к современности он отнесся с той же свободой и скорее с каким-то насилием. Даже исторические композиции Стэна могут служить иллюстрацией вкусов своего времени, хотя он и остается в них (вероятно, помимо желания) тем же неисправимым насмешником, тем же буффонным комиком, каким он является в своих жанрах.
Чтобы иметь полное представление о Яне Батисте Вэниксе (1621 — 1660), нужно видеть две его парные картины в Кушелевской галерее. Одни из них пошли вслед за Караваджо, другие — за Эльсгеймером. И не было художника или поэта, который бы так грандиозно и убедительно воспевал низменные (но подлинные) радости животной чувственности и сладкой насыщенности. Исключительной красоты красок, ясных, несколько металлических (зеленых, черных и розовых), картина изображающая веселую компанию офицеров и легкомысленных дам в костюмах 1630-х годов.
Из трех остальных картин Дюка две (одна необычайных размеров) изображают подобные же кордегардии, третья — общество куртизанок и кавалеров. В том же характере второй женский портрет Морельсе.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Интерес к нему выходит за тесные пределы живописи. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Он становится быстро знаменитым, главой целой школы и богатым. Но слабости в них нет.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Это Большой Бахус, Маленькая Вакханалия, Персей и Андромеда и Союз земли и воды. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Картина эта смущает некоторой своей безжизненностью.
Манера его письма гладкая, мелкая, почти до излишества утонченная, тон холодный, серебристый. Первый длится приблизительно до 1632 года, до его переселения в Амстердам. Самый тон изложения имеет в картине что-то подлинно патриархальное, древнее и вечное. Лейденский художник Габриэль Метсю (1630 — 1667), которого пытались охарактеризовать как буржуазного Терборха, является на самом деле лишь двойником своего предшественника и почти ни в чем не выдает свое происхождение из суховатой школы Доу.
Среднее же положение занимает Стэн. В этом искании вездесущности света Кейп дошел даже до какой-то блеклости и тусклости. Все, что случилось с ним, должно было случиться по каким-то верховным законам.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Это целая поэма. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Все эти человечки точно выхвачены из жизни и заворожены навеки в той среде, в которой их видел художник. Но живопись Терборха не французская.
Она вся terre terre, вся обращена на воспроизведение простой видимости. Солнце скрылось за густыми слоями холодных туч. Картина имеет выцветший, но едва ли не преднамеренный характер. Рубенс и тот видел в Микель Анджело лишь экспрессивность форм, а в Леонардо экспрессивность лиц.
Маленький кабинет и поныне носит имя создавшего его в 1806 году архитектора. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Что же касается до ее эрмитажных картин, служащих иллюстрациями к Сентиментальному путешествию (Безумная Мария Монах из Кале) Стэрна и к переписке Абеляра и Элоизы (Прощание Абеляра и Элоизы), то будучи вставленными в стены комнат луисезного стиля, они могли бы служить пикантными украшениями, но взятые сами по себе они лишены художественного интереса.
Преследование же чистой красоты идеальных форм было им отложено. Лучше других простой женский портрет, носящий поддельную подпись Рембрандта и мрачный портрет молодого человека (также с фальшивой подписью учителя). Этот капитальный труд он исполнил по заказу Эмилии, вдовы штатгоудера Фредерика Генриха.
Тенирс, вероятно и обратился к табажиям только потому, что они были в моде. Здесь он приближается более всего к своим офортам и рисункам, которые так пленительны своей непосредственностью и легкостью. Все сделано точно играя, точно сразу, все несомненно сделано от себя, в восхитительной веселой импровизации. Raison dapostre их творчества отчасти кроется в юморе (серьезных или мрачных изображений крестьянской жизни почти не встречается), но, главным образом, она заключается в красочной прелести, которую они умели придавать самым незатейливым и даже отталкивающим сюжетам.
Остальные произведения Метсю в Эрмитаже — Дуэт и Швея — менее значительны пятая же картина, хотя и снабжена подписью, но вызывает сомнения в своей оригинальности. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Для оживления помещен удар красного корсажа на коровнице и поставлены на первый план аппетитные сияющие кувшины желтой меди.
Если здесь и не божество вина, то здесь апофеоз самого пьянства. Его интересуют не только действующие лица (которых он изображал с величайшею типичностью), но и вся среда, вся обстановка их жизни.
Венецианова, Водопад Иматра в Финляндии Ф. М. Шел ли этот стиль от Рубенса — самого старшего среди них или от его учителя ван Ноорта (об искусстве которого приходится лишь догадываться ибо достоверных произведений его не сохранилось) или же, наконец, стиль этот явился как естественный продукт почвы и данного фазиса культуры — это останется под вопросом. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии. Другие жемчужины коллекции — диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем», «Исцеление слепца» кисти Лукаса ван Лейдена, а также великолепный групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Вообще же влияние Эльсгеймера обозначилось меньше всего на немецком искусстве. время — Г. Хаукгест.
Но неприятно переходить от изучения самого светодателя к сателлитам. И удивительно, какими волшебными средствами Рембрандт достигает этого впечатления. Но чаще он бывает скучно официален и даже небрежен.
Влияние Броувера на Тенирса-младшего и на отца Тенирса было столь же сильным, как и его влияние в Голландии на Остаде. Хороши итальянские голландцы, но действительно не они создали славу голландского пейзажа (хотя, несомненно, они немало способствовали его развитию). Для угождения этим потребностям художники были принуждены обращать внимание на технические стороны оснастки и конструкции и мало-помалу к концу века морская видопись, начавшаяся так чудно с Гойена и Влигера, превратилась в сухое ремесло. С красками он справлялся с трудом и сейчас впадал в условность.
время — Накренившийся парусник). Все это современники Рубенса, но уже между ними и фламандцами разница колоссальная. И здесь с 1650-х годов замечается абсолютно новая полоса.
В таком же роде Коровы на водопое.
Будучи на 13 лет моложе Терборха, он и в своем колорите, сформированном, быть может, под влиянием Рембрандта (в Амстердаме Метсю жил с 1656 года), обнаруживает принадлежность к более позднему поколению.
Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Остаются непредставленными лишь его (преимущественно конные) портреты. Но праздничный свет обливает его и точно наполняет все веселыми звуками труб и цимбал.
В Эрмитаже имеется приятная в своем коричневом тоне картина Пустая кружка (в авторстве ее Боде почему-то сомневается) и менее характерный Пустынник, носящий пометку 1660 года. Сюда принадлежат Корнелис де Вос (1585 — 1651), Схют (1597 — 1655), Г. Крайер (1584 — 1669), Ян ван ден Гуке (1611 — 1651), Т. ван Тюльден (1606 — 1676), Янсенс, бывший на 10 лет старше Рубенса и Дипенбек (1599 — 1675). Самая манера письма, несколько упрощенная, не в духе голландских пейзажистов (за исключением разве Гойена). Где такой порт. Им образовано много учеников, как в Антверпене (между прочим, его учеником был одно время Питер Брейгель-мл. ), так и в Голландии, куда он бежал после взятия города герцогом Пармским в 1585 году. Полны еще сильного художественного чувства амстердамский художник Якоб в. д. Дус (1623 — 1673), Иог. Те же черты были вовсе удалены из ее домов молитвы, где дозволено было остаться лишь слову проповедника, пению прихожан и разве еще мавзолеям знаменитых граждан.
Наконец, восхитителен и общий тон глубина тонущей в сумраке комнаты (обыкновенно источник света у Терборха впереди — в противоположность Мирису, Гооху, Вермеру и другим, любившим изображать окна из которых льется свет). Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Гравюры с его произведений он (а также его ученики, рассеявшиеся по разным городам Голландии и Германии) распространили этот стиль повсеместно.
В зале размещена уникальная коллекция полотен Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).
Оно исключительно историческое. Совершенными пастиччо под Рембрандта являются Старушка, помеченная 1651 годом, театральный старец ученый (и здесь подпись: Rembrandt F. ) и две знаменитые картины: эффектный, но неприятный и малоубедительный портрет военного (. ) и портрет так называемой принцессы Нассау-Зиген в окне.
Дальнейший тон ей дали Питер ван Лаар и Миль — караваджисты в миниатюре. Строгая и ясная гармония кабинета уступила место более нарядным приемам декорировки. Комментирует АННА Ъ-ТОЛСТОВА. Лишь в иллюстрациях Матиаса Мериана встречаешь еще отголоски его поэтичного творчества. Связывающим звеном между Сафтлевеном и Поттером является Альберт Кейп.
Только что упомянутый гарлемец Филипс Воуверман (1619 — 1668) был на год старше Кейпа и на два года старше Исаака ван Остаде, но его искусство, представленное в Эрмитаже с абсолютной полнотой 53 картинами, скорее говорит об ином времени, об иных вкусах. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Наконец, фламандцу по рождению Герарду де Лэресс, переселившемуся в Голландию (сначала в Утрехт) в 1665 году (17 лет после основания Академии в Париже и за два года до смерти Рембрандта), принадлежит оспариваемая заслуга водворения академических формул, забытых с самых дней Гольциуса и Ютеваля и лишь контрабандою прозябавших в некоторых итальянизирующих голландцах, вроде Пуленбурга и художников его школы. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.
Впрочем и Франс был учеником Герарда Доу и даже сохранил на всю жизнь особенность своего учителя — чересчур определенную краску и кукольность.
Так что реставраторы буквально спасли шедевр. Никому так не удавались небеса, как ему.
Их картины всегда чудесные красочные украшения для стен. Еще одна капитальная картина в Эрмитаже относится некоторыми исследователями к той же эпохе Саскии. Фламандцы стали стыдиться своей грубости и простоты.
Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Все искусство Кейпа носит характер удивительной жизненности. Три из них представлены в Эрмитаже достоверными картинами, четвертый же — картиной сомнительного характера. Доу (1613 — 1675) был учеником или, скорее, товарищем Рембрандта в самом начале его карьеры и то, чему он тогда научился, осталось его специальностью на всю жизнь. Однако и странность эта лишь кажущаяся.
Первые его картины означают годы учения на натуре. О природе отношений, существовавших между ней и мужем, в выразительной форме говорит в Эрмитаже картина Рубенса, (относимая к 1635 году) известная под названием Le croc en jambe (Подножка) и изображающая в виде пастуха и пастушки самого гения фламандской живописи и его вторую жену. Живопись же Ватерлоо вообще большая редкость и он скорее известен как гравер.
Превосходен этюд облаков на картине Переправа через ручей. Изменились условия жизни изменились нравы. Но все же Дирк не был основателем голландской бытовой живописи, которая (не говоря уже о предтечах в XVI веке) дала в самом начале XVII века, в картинах или в гравюрах, очень полную иллюстрацию нравов своего времени. Свои дела Тенирс и привел очень быстро в великолепное состояние, купил по соседству с рубенсовским замком и себе поместье, зажил синьором и, наконец, поступил на службу к правителю Фландрии эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму, который приблизил его к своей особе, сделал хранителем своей знаменитой художественной коллекции (составляющей ныне главное основание Венского музея) и, наконец, возвел Тенирса в камергерское достоинство.
Позже, вероятно, написан Иаков, получающий одежду Иосифа. В абсолютно другом духе сложная картина Апостол Павел на острове Мальте, где мы на очень ограниченном пространстве видим и бурю, выбрасывающую узников с их стражниками на берег и группы спасшегося экипажа, греющиеся у костров и св. Но только Стэн — Халс в малом и Халс в уютном.
Это лишенное даты Посещение трех ангелов Авраама (другие, напротив того, относят картину к 1650-м годам). Стэн — самый голландский из голландцев — был католиком. Это было явление, гораздо более профессиональное, нежели это обыкновенно думают и лучшим доказательством этому служит то, что так мало сохранилось сведений о голландских живописцах (следовательно, сколь малую роль играли они в общей жизни) и что сведения эти или глупые анекдотические наговоры или документальные данные о том, какой ничтожной поддержкой общества пользовались художники. Он сам едва ли был завсегдатаем шинков и кутилой. Костюмы кавалеров принадлежат к 1650-м годам. Однако Кейп был в то же время и хорошим портретистом и первоклассным знатоком животных.
Михель Янсон Миревельт (1567 — 1647) открывает собой ряд типичных голландских портретистов. Первый изображает камеристку принцессы Изабеллы испанской (бывшей правительницей Нидерландов) — анемичную, слегка грустную особу. Фламандского происхождения был и Броувер. Во втором замечательна бурая мягкая светотень. От этого коридора отходят две анфилады, возвышающиеся над Висячим садом: Петровская галерея (255–257) и Романовская галерея (261–263).
Они заполняют все. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. И в то же время король с головы до ног. В этом происходило учение художников.
Нечто подобное искал уже его отец (эрмитажные пейзажи), но ему мешала непреоборимая склонность к черноте (наследие Рима. Особую отрасль видописи составляют архитектурные видопись картины. Всего 17 лет отделяют эту картину от кончины Рубенса, но за это время искусство Фландрии успело уже пережить свой блеск и начинало погружаться в тот упадок из которого оно вышло снова лишь в XIX веке.
Рембрандт в своих картинах и офортах создал параллельную Библию. Все улыбается, все несколько прикрашено. Обе картины выставлены после проведенной в Эрмитаже реставрации.
Караваджо. ). Портрет второй жены художника — Елены Фоурман (Фурмен) — абсолютно в ином характере. Милее всего беспритязательные картины вроде какого-то итальянского пейзажа с мостом на жердях или полная искреннего чувства картина Жнецы или неправильно названная картина Голландский берег (какая это Голландия с горами. ) или еще Зимний вечер, где так превосходно переданы несущиеся холодные тучи.
Рядом с оргиастом, поэтом и гениальным безумцем Броувером, Тенирс-младший (1610 — 1690), постаравшийся связать в одно целое прециозную элегантность своего тестя Брейгеля Бархатного, световые пленэрные завоевания своего отца и кабацкое искусство Броувера, может показаться робким, салонным, раздушенным, — немного даже скучным, как все чересчур приличное. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Особняком стоит Возвращение с охоты, тонкий этюд утопающего в золотистом свете дня. Академизм стал просачиваться и становиться все более и более властным. Мужской портрет, носит какой-то русский характер. Обыкновенно его принято характеризовать как скучного итальянизирующего маньериста.
Беркгейде же относился к делу шире, свободнее. Резкие краски не лишены приятности. Фламандцы вот таким образом декоративнее. Что должно было представлять из себя торжество, устроенное богатым Антверпеном в честь вновь назначенного управителя Фландрии, кардинала инфанта Фердинанда (брата Филиппа IV), совершившего свой триумфальный въезд 17 апреля 1639 года.
Вся картина — сплошное золото ликующая музыка света льется из нее неисчерпаемым потоком. Наконец, картина Лошади — один из характерных сюжетов Кейпа. Кажется, точно слышишь в кристаллическом осеннем воздухе негромкий говор, мирную суету. Их присутствие не нарушает тишины и меланхолии, разлитых в картине. Сюда относятся и художники, получившие свое развитие в Риме.
Нэр родился в 1603 году в Амстердаме об его художественном развитии ничего не известно. Бытовая живопись расцвета голландского искусства, длившегося приблизительно с 1630-х по 1680-е годы, распадается на разные категории и группы. Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Рембрандт, при всей своей любви к чистой отвлеченной форме (например, к Рафаэлю), сам к ней не прибегал ни разу. Броувер является настоящим основателем кабацкого стиля в нидерландской живописи XVII века. Рембрандт сподобился мученического венца и, вопреки рассудку, видишь в этом высшую награду. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Эти горожане дают точку зрения Поттера, эта фермерша дает его поэтичную мечту. У нас в Эрмитаже его картин столько и так они все похожи друг на друга, что как-то не хочется приступать к детальному изучению их однообразной массы. Солнечные лучи, рассеянные легкой дымкой, проникли всюду и бросили мягкие нежные тени. Халс — король живописцев — должен был себя чувствовать везде как дома, беспечно и горделиво веселым. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
У Стэна психология иная. В глазах Бахуса светится что-то царственное. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Эрмитаж особенно богат портретами Рубенса и эти портреты очень разнообразны.
Самый даровитый из учеников Остаде, Бега, представлен четырьмя подлинными картинами из которых в особенности одна: Раненый крестьянин (любимейшая еще тема Броувера), написана в прелестных плотных красках. Это было большее, нежели триумф (едва ли заслуженный) чужеземного принца, — это была кульминационная точка целой культуры, целой эпохи истории искусства какой-то апофеоз роскоши изобретательности, разнузданных форм, красочной сочности и блеска. Иванова (Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г. ).
Этот шедевр помечен 1631 годом, однако здесь следы связанности и робости уже исчезли. Редкостью становится и античность или же древним сказкам придается какой-то современный и национальный характер.
Один Миревельт уверял, что им написано около 10 000 портретов и если это представляется преувеличением, то во всяком случае он был главным портретистом первого поколения освобожденных голландцев. Темным, но не тусклым и не мертвым.
Лишь портреты Филиппа IV испанского и его первой супруги, (написанные в 1628) носят условный, фантастический характер и в этом легко убедиться, если сравнить первый со строгим портретом того же короля, приписываемым нами Maco, в зале испанской живописи. Могучий красавец конь Пегас, круто изогнув шею, в волнении бьет копытом и косит глазом на раскрытую пасть агонизирующего дракона, спускается богиня Славы, венчающая Персея, хлопочут амуры. Принято говорить, что Рубенс населил Царствие Небесное жителями Олимпа. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. Кампгейзен был на три или четыре года моложе Кейпа и на год или два старше Поттера. Хороший человек и благожелательный политик, но декадент с головы до ног.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Но и не одни лошади, которыми поистине художник злоупотреблял до утомления (и опять вину этого можно поставить на счет любителей и знатоков, всегда завидующих друг другу и желающих иметь непременно то же, что у другого), не одни лошади — сила Воувермана, но и пейзаж.
время — Парнас) 1761 года к знаменитой некогда Фреске в вилле Альбани. Пушкина посвящены знаменитой картине Карла Брюллова Последний день Помпеи. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Он часто ставит на второй план то, что должно давать ноту жизни всему. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его).
Лишь Рембрандт роскошен в тоне как любой венецианец или фламандец. Выставка продлится до 2 октября 2016 года. Сюзерен их, фанатик Филипп II, пожелал искоренить и здесь ересь Реформации. Но и это вряд ли определенное место, существовавшее когда-либо на итальянском побережье. Практика эта оказалась в то же время удивительной школой художникам.
Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Равное значение с главными фигурами атлета Персея и белой антверпенской красавицы имеет конь — не античный Пегас, а породистый андалузец из конюшни Рубенса, упитанные амуры, венчающая Слава, пасть чудовища, напоминающего вкусных морских рыб. Гонтгорст и Ластман — его ближайшие предтечи.
759), в которой прежде хотели видеть мать художника (умершую еще в 1640 году), но в котором, как теперь толкуют, мы имеем портрет (помеченный 1643 годом) Геертье Диркс, няньки маленького Титуса, особы, стоявшей очень близко к самому Рембрандту, но покинувшей его несколько лет спустя со скандалом и кончившей жизнь в доме умалишенных. Но затем искусство его все более освобождается от маньеризма и достигает простой, широкой правдивости. В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи. Первая является тонким, полным уютности этюдом крестьянина, курящего свою трубочку.
Но всего не перечтешь. Поразительно передано таяние воздуха, пропитанность всего радостным светом. На картине Драка (1637 г. ), абсолютно по рецепту Блоота и Броувера изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер.
740 (В наст. Иероним), 1288), баталист Кверфурт очень близко подражал Бургиньону и Воуверману (Военный лагерь, Приготовление к отъезду, 1740) дрезденский мастер Дитрих (1712 — 1794) всю жизнь имитировал голландцев, особенно Рембрандта и Остаде, не выходя, впрочем, за пределы чисто внешних заимствований (Отдых на пути в Египет, 1292 Положение во гроб, 1293 Дети играющие с белкой, 1294 Странствующий раешник, 1295 Вид, Римской Кампании, 1296 Итальянский пейзаж с мостом, 1726 Бегство в Египет). Апофеоз искусства барокко. Художники эти оказали немаловажную услугу развитию световых эффектов на родине и в Италии. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме.
Картина была возвращена Поттеру и придворная его карьера испорчена. время — Св. Произведения Бриля в Эрмитаже не дают о нем выгодного представления. Но красочные созвучия на этой картине бесподобны.
У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Рубенс и себя не раз писал в ней. Начав реставрацию и убедившись в том, что является счастливым обладателем Рубенса, коллекционер обратился к хранителю живописи фонда Прусские замки и сады Берлин-Бранденбург, куда сейчас входит Сан-Суси, Герду Бартошеку с предложением вернуть шедевр за положенное по международным законам вознаграждение. Рембрандт за этот период почти не пишет заказных портретов. Здесь и упомянутая девочка, как она неловко, робко и послушно застыла перед хозяином, не успев отставить метлу. Это были тогда и самые модные художники, сказавшие последние слова в искусстве.
Сам Халс не знал уютности.
Сам Мушерон бывает часто очень декоративным (особенно прелестны его рисунки и акварели), а его последователь, Иоганн Глаубер, достигает иногда и подлинной красоты, но Я. ван дер Мэр-младший (1656 — 1705) и Я. де Гейсх (1657 — 1701) впадают в совершенный шаблон и теряют всякую прелесть. Теперь он достигает таких высот, которые наводят на сравнение его с Шекспиром, с Эсхилом, следовало бы еще сказать — с Достоевским.
С этих пор начинается история двух государств: Фландрии, оставшейся провинцией испанского (позже австрийского) дома и Голландии, превратившейся в республику (в которой не переставала царить военная диктатура штатгоудеров). В целом голландская живопись лишена страстности, лишена полета.
Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью. Любимец широкой публики, Фердинанд Боль (1616 — 1680) в общем скорее холодный и вялый мастер, тип оппортуниста, угождавшего всем вкусам, удостоился быть представленным в Эрмитаже двенадцатью произведениями. Из всех голландских поэтов природы больше всего повезло у публики (даже при жизни) Паулю Поттеру. Странная личность этого гениального пропойцы до сих пор не вполне разгадана. Банальные фигуры Лингельбаха лишь портят настроение. Б. Деннер (1685 — 1749) перещеголял всех доуистов выпиской мельчайших деталей (знамениты его однообразные старики и старухи в Эрмитаже Портрет старика (В наст.
Это художник для кабинета редкостей, для кунсткамеры. С возникновением группы мы познакомились уже в творчестве эльсгеймеристов. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Да и подобные картины их носят тот же грандиозный характер, как и их исторические картины. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. В его легкости есть что-то импровизаторское.
Ряд превосходных картин его в Амстердаме, в Кане (Caen), в Дрездене, его двойной портрет в собрании И. Я. Мюред в Петербурге, а также великолепные его офорты достаточно объясняют силу его очарования, к которой нужно еще прибавить ясность и убежденность его теорий, начавших перечить (лишенным формулировки) внутренним чувствам национальных художников. Какое понимание существа вещей. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
название — Молодая женщина, угощающая кавалера вином). С первым его соединяют некоторые приемы в выражении света и воздуха, а также мягкое, как бы текущее письмо со вторым — поэтичные намерения. Сын порядочного буржуазного семейства, женившийся на девице, опекуном которой был сам Рубенс, Тенирс скорее должен был помышлять об устройстве своих дел (отец его был разорен спекуляциями), нежели о том, чтобы ходить по вонючим, накуренным притонам. Краски Метсю более ярки, его колористические намерения более определенны. Он еще лучше, нежели Корреджо, понял самую природу света, его законы, его жизнь. В трех дальних фигурках рассказан, но с тонким тактом, без анекдота, без литературщины, прелестный день в жизни художника.
Младшему брату Франса — Дирку (1591 — 1656) обыкновенно приписывают основание голландского жанра и действительно, его специальностью были костюмные картины, на которых изображены пирушки и прочие развлечения высшего общества или военной молодежи. Резкий зимний ветер баламутит воду и рвет паруса судов.
Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Это картины Питера Пауля Рубенса, которых мир не видел шестьдесят лет. В 1851 г. монументальные произведения Брюллова (Последний день Помпеи) и Бруни (Медный змий) поступили в Эрмитаж для усиления русской галереи.
Посмотрите на картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогира ван дер Вейдена. Людовик XIV рядом с Карлом кажется лишь актером играющим роль. Но мало-помалу она распространяется и на среднюю буржуазию, вытесняя те элементы, которые принято считать национальными: искренний реализм, наивную чувствительность. Гораздо приятнее два последних ученика Рембрандта — Николас Мас (1632 — 1693) и А. де Гельдер (1645 — 1727). Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Но как раз это все выдает (не совсем доучившегося) ученика Поттера, тогда как в итальянских своих пейзажах Дюжарден приобретает более широкую технику и более гармоничную красочность.
Это поистине чрезмерно. К этим первым жанристам (по большей части размещавшим свои фигурки среди тонко разработанных пейзажей) принадлежат Дрохслот, Адриан ван дер Венне, Ян ван дер Вельде, его брат Эзайас, Бейтевег, Аверкамп, Кабель и переселившиеся фламандские пейзажисты Ганс Боль, Конингслоо и Саверей. Это неточно. В персонажах этой картины также принято видеть отца Стэна, его жену и его самого.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. В Миревельте мы найдем черты сходства с Поурбусами, с Мором, с Горциусом.
Но Лейден был в то время художественным центром (в нем работали два лучших художника Гойен и Эзайас ван дер Вельде) и имел уже славное прошлое (Лукас Лейденский). Но ни то, ни другое отношение несправедливо. На выставке «Питер Пауль Рубенс Воскресение Христа. Традиция, однако, клевещет на бедную Маргариту Гойен, на которой женился в 1649 году Стэн.
Небесные лучи льются потоками. При этом символизм искусства и жизни Рембрандта носит роковой характер. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Оуденрогге (1625 — 1657) и Дюсарт (1660 — 1704). Воробьева. Рубенс — фигура не случайная. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Эти вдохновенные строки А. С. Вторая – Тарквиний и Лукреция из собрания Владимира Логвиненко, ставшая поводом к большому реституционному скандалу (Ъ писал об этом 01. 10. 03 и 06. 10. 04) и переданная коллекционером Эрмитажу на временное хранение в 2004 году. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. И однако глаз не устает разглядывать эту сцену — и то любуешься абсолютной жизненностью голов (особенно взглядом и легкой усмешкой кавалера), то переходишь на околичности и восхищаешься передачей костяного ножичка, лимонной корки, складчатых панталон офицера, его чулок, его засаленного башмака, позумента на юбке больной, мягкого сверкания ее палевой кофты. Но и Йорданс тем не менее Италии обязан своим развитием.
Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Вообще фламандцы нарядны их правда всегда расцвеченная, роскошная.
Наступает счастливейший период жизни мастера. Кроткий вид богинь и грациозные позы не предвещают роковых последствий решения, которое должен принять Парис и которое привело к Троянской войне. И весь пейзаж такой же сытый, жирный, пьяный, как действующие лица. Здесь и колорит Рембрандта заметно теплеет, а живопись становится более яркой и широкой. К тому же в XVII веке Германия переживает время полной культурной разрухи (из-за 30-летней войны) и искусство пребывает в состоянии какого-то паралича.
Рубенс в портретах часто бывал несколько декоративным, поверхностным. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Вероятно, мы видим здесь кого-то из самых близких к мастеру лиц.
Пожалуй, еще — в гостинице, которая принадлежала ему и куда он иногда спускался в качестве приветливого и остроумного хозяина. Широким потоком вливается из окна белый утренний свет. Но еще замечательнее то искусство, подсказанное теплым сердечным чувством, с которым переданы простор и дали. Мужской портрет, Автопортрет входят в число шедевров музея. Сам Лэресс вовсе не плохой мастер.
Ведь выписывал же в 1620-х годах всякую подробность и сам Рембрандт. Смелая живопись и удивительно светящиеся краски при сочных темных тенях, общий глубокий тон и оригинально выбранный мотив (так удачно передающий высоту здания), цветистый блеск расписных стекол и внушительная грандиозность испанских трофеев, свешивающихся над могилой адмирала Гэпа, наконец, на фоне всей этой древности, всей этой исторической пыли, яркие фигурки одетых по моде 1650-х годов дам и кавалеров — все делает эту картину прелестным куском живописи и придает ей, кроме того, подлинно поэтичное настроение. Рембрандт покинул Ластмана готовым художником, но первые его картины исполнены в характере учителя (вернее, всей римской школы — в них мы встречаем отражения Гонтгорста, Эльсгеймера и других). «Воскресение Христа», более ста лет украшавшее алтарную часть храма, оказалось вне поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло.
И другая табажия Стэна в Эрмитаже в своем роде настоящий перл. Однако нас может интересовать лишь старший в этой семье, Франс Мирис, сверстник Метсю (1635 — 1681), тогда как трое других принадлежат к скучным, ремесленным эпигонам Доу. В 1834 г. картина прибыла в Петербург и была выставлена в Академии художеств, вызвав шумный восторг у публики. Русскую академическую школу представили в зале также работы Кипренского (Портрет Бертеля Торвальдсена), Рейтерна (Авраам приносит Исаака в жертву), А. А. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
И это, при натяжке, возможно, ввиду огромного количества его учеников и кроме того, часто можно проследить косвенное влияние Рембрандта на художников, стоящих вне его круга. Среднее положение между табажистами и светскими художниками занимает Ян Стэн, знаменитый лейденский пивовар, побывавший и в школе у Остаде в Гарлеме, видавший и жизнь высшего общества, особенно в бытность свою в Гааге, где он женился на дочери Яна ван Гойена (в 1649). Это тривиальная, но и гениальная речь. Об искусстве Яна Брейгеля писать цветы и фрукты дают в Эрмитаже понятие венок, которым он окружил Мадонну Йорданса (В настоящее время автором цветов считается Андрис Даниельс), а также гирлянда на картине Церера Рубенса. Для иллюстрации специфической психологии и вкусов немецкого высшего общества в эпоху париков и мушек картины Плацера незаменимы (Оргия и Концерт). Обе эти части одного целого, отныне со столь разными историческими и культурными судьбами (Фландрия была возвращена католичеству, в Голландии окончательно утвердилась реформа), дали два очень разных, но равноценных, в смысле красоты и великолепия искусства.
— 1692), сына итальянца Я. Б. Вэникса Яна (1640 — 1719) и Я. Вейка (1640 — 1702), а также превосходного специалиста по цветам (к этому времени знаменитое увлечение голландцев цветами достигло высшей степени) Абр. Кажется, что ничто не сможет устоять перед этим величием. Искусство Йорданса отражает, как в чистейшем зеркале, его душу. Четыре художника носят фамилию Мирис. Указать точную их зависимость друг от друга трудно. Он любил изображать мощные крупы, стойкие ноги фрисляндских мастодонтов и делал это с величайшей маэстрией, без того упорного педантизма, который портит создания его знаменитого собрата Поттера.
Она принадлежит к последнему периоду жизни художника, который, как и многие другие, не был оценен своими современниками и должен был влачить невеселое существование. Их значение на родине можно видеть как в выдающемся, основанном на школе Караваджо, знании человеческой фигуры, так и на их великолепном владении светом и воздушной перспективой. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Им найдены более правдивые приемы передачи листвы, которыми затем должны были воспользоваться Адриан в. д. Вельде и особенно Якоб Рюисдаль.
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Очень близок к Болю по характеру своего творчества Гербрандт ван ден Экгоут (1621 — 1674), также насиловавший свое воображение, чтобы приблизиться к Рембрандту и также разменявший великое искусство своего учителя. Здесь мы видим свойственную немцам вычурность композиции (особенно странными кажутся ангелы, летящие перед Мадонной) изощренность разнообразных форм, вносящую некоторую растерзанность в общий эффект и при всем этом абсолютно зрелое понимание красоты, сказавшееся как во всей чисто орнаментальной стороне, так и в отдельных деталях, а также в мастерской широкой живописи и богатом светлом колорите. Словом, главная проблема с новыми, хорошо забытыми Рубенсами – это шестидесятилетняя игра в прятки. Внутренний вид старой церкви в Делфте).
Еще более односторонен другой великий современник (и зачастую сотрудник) Иорданса и Рубенса — Снейдерс (1579 — 1657). Инв. С одних творений Рафаэля Рембрандт собрал целых четыре тома воспроизведений. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
Важно отметить источники, общие почти всем названным художникам.
От драматизации сюжета Рембрандт на сей раз воздержался. Но в этом чувстве не было уже ничего духовного. Однако сейчас же нужно выяснить значение этих подходов. Среди них почетное место принадлежит сверстнику Рембрандта, роттердамскому уроженцу Корнелису Сафтлевену (1606 — 1681), одному из самых разносторонних художников голландской школы, находившемуся одно время под влиянием Эльсгеймера и писавшему всевозможные сюжеты, начиная от фантастических сцен, кончая табажиями во вкусе Броувера. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
Павла, стряхивающего ехидну в огонь, — поступок, вызывающий изумление у окружающих. О красоте Данаи забываешь справиться, так красиво все в целом. Из девяти достоверных картин Гейде в Эрмитаже особенно хороши вид в Кельне, в котором с громадным мастерством передан трудный эффект contre jour (солнца, светящего в лицо художнику) и Замок, восхитительная, полная поэзии передача тусклого, теплого осеннего дня.
Абсолютно прекрасен пейзаж с сенокосом слева. У Халса всегда чувствуется смех, но смех его откровенный, циничный смех гения. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи. Мрачная, полная дикого настроения картина Ромейна Скот на пастбище и ряд произведений Лингельбаха, рисующих с занятными подробностями уличную жизнь портовых городов и самого Рима (например, Piazza di Spagna, помеченная 1666 годом), уступают произведениям вожаков направления лишь менее гибкой виртуозностью и менее горячим колоритом.
Затем идут сразу произведения одного из классиков-маринистов С. де Влигера (1603 — 1653): большая, официальная, несколько скучная, серая, но правдивая картина Прибытие Вильгельма Оранского в Влиссинген (В наст. Их незаконченность позволяет ознакомиться с его приемами техники и последовательностью их. Наконец из трех остальных портретов один — Сусанны Фоурман (Фурмен) с дочерью — принадлежит к самым колоритным произведениям мастера (божественно написана верхняя часть лица, особенно светящийся бледный лоб и недоверчиво поглядывающие глаза) два других — только этюды, но они стоят лучших картин-портретов. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Он представитель динамического начала голландской народной души. — 1697), гарлемский мастер В. Ромейн (1624.
1750). Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. В Саскии он находит прекрасного друга и вдвоем они живут обособленной от других роскошной жизнью, возмущая знакомых и родственников безмерной расточительностью. Эрмитаж обладает семью превосходными картинами А. Кейпа, рисующими его с разных сторон. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают.