Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Художник дважды был женат.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа72.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». В июле 1718 года церковь сгорела и от живописи художника не осталось и следа, за исключением немногих предварительных эскизов и набросков.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис».
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Создатель жанра романтического пейзажа Джошуа Рейнольдс профессионально изучал творчество Рубенса во время своего путешествия по Нидерландам.
А ведь когда-то, а именно в 1815 году, между Россией, Пруссией и Австрией, частью которой являлось княжество Лихтенштейн, был заключен Священный союз, подаривший этим странам 30 лет мирной жизни. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. Возможно, это труды Сенеки.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена.
Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. Впрочем, благодаря хозяйственным талантам Рубенса, к моменту кончины поместье расширилось впятеро от его первоначальной площади. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Но Идас камнем сразил Полидевка.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. Известно, что после смерти мужа Елена хотела уничтожить эту его работу, а также некоторые другие, где она тоже была изображена обнаженной, но с помощью духовника близким удалось ее от этого отговорить.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Неужели она была настолько скромна. Речь шла о «Воздвижении креста».
Из античности почерпнуты два постоянных сюжета живописи Рубенса— вакханалии и триумф после боя, которые символизировали для него две взаимодополняющие стороны бытия, природную и возвышенно-человеческую129. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Для сравнения: семья Филиппа— жена, двое детей и двое слуг— издерживали в год примерно 400 флоринов78. Луки214. Карлу Борромео). Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Отпевание состоялось 2 июня.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В сравнении с Рубенсом, Ватто кажется болезненным меланхоликом, Буше— холодным развратником, Ренуар— утончённым сластолюбцем»232. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, вот таким образом Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Игнатия (ныне посвящённой св.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».
В частности, были убраны бойницы. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Брак был заключён с большой поспешностью. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Изучение и копирование лучших образцов античного и ренессансного искусства помогло художнику выработать собственную манеру и индивидуальный стиль, легко узнаваемый во всех произведениях.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
И слава Богу. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц106. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Соперничество кончилось трагедией.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, вот таким образом Елена Фоурмен жила там до второго замужества. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Лекуре, «доходило до угодничества». В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. галерея Медичи в Лувре). Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Тем не менее, Спинола не оценил связей Рубенса и рассматривал его только как связника с Яном Брантом166. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Рубенс заботился о своих авторских правах.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. В 1550 году Ян Рубенс перешёл в Падуанский университет, а в 1554 году— в Римский на отделение гражданского и канонического права.
Не гнушался он и заказами от скульпторов: в частности, Лукас Файдербе все свои статуи создал по эскизам и моделям Рубенса. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Картина была подписана обоими художниками104.
В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
После осады Маастрихта в июне 1632 года инфанта вновь командировала к голландцам Рубенса и 26 августа он прибыл на протестантскую ассамблею в Льеж, но вернулся уже через три дня, поскольку с испанцами категорически отказались вести переговоры205. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Им тесно в пределах двухмерного пространства.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Пожалуй, больше всего художник известен своими масштабными работами на мифологические и религиозные темы, однако он был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Но Рубенс никогда не был педантом.
В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Все это тайна велика есть. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта.
На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. А ведь оно только одно из многих. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету.
Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Эту функцию у Рубенса исполняют доспехи, активное действие на заднем плане, представление портретируемого как бы на возвышенном пьедестале51. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». С наслаждением писал местные пейзажи. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Ее очаровательные черты возникают в целом ряде религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена предстает перед нами в образах Венеры и Девы Марии. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Вскоре во время примерки обуви сапожник повредил Рубенсу ногу и он не мог передвигаться в течение 10 дней.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. В любой концепции наготы решающим является характер головы, венчающей тело, что справедливо даже для классических статуй, в которых выражение лиц сведено до минимума. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Эрцгерцогиня, впрочем, не придавала особого значения его достоинствам советника, но заказала Рубенсу в 1624 году портрет польского посланника, что вызвало язвительный комментарий французского агента163. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. 4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.