Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей.
Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Приложение 6). Все вещи – напольные, настольные вазы, статуэтки, фарфоровые сервизы, подсвечники и канделябры оформлены позолотой, рокайлями, завиточками – они говорят, но не кричат о роскоши. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Испытал сильное влияние А. Ватто. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Приложение 3). Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Приложение 6). Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. А за спиной Жиля, под пригорком, расположилась группа оживленных комедиантов, тянущих за веревку осла, на котором восседает Скапен. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Под него надевали камзол. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Так изменились критерии физической красоты.
Еще В. В. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Приложение 5).
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В целом композиция отличается простотой и лаконизмом, скульптурной трактовкой форм, монохромностью цветовой гаммы и схематичной обрисовкой образов. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Многие исследователи до недавнего времени отказывали рококо в самостоятельности как стилю, считая его вариантом позднего барокко, который утратил монументальность и величественность. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Стиль рококо зарождается во Франции и распространяется в Италии, Германии, России, Чехии и других странах Европы. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Мебель эпохи рококо очень изящна. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Он не скрывает театрального приема в композиции. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. А. С. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Герцог Орлеанский не любил официальных церемоний, многолюдных празднеств, презирал этикет, предпочитал проводить время в кругу близких друзей, знал толк в еде и выпивке. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1.
Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Приложение 6). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
(см. Меняется и формальный строй его работ. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Рококо – это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Приложение 3). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Художественно привлекательными теперь считались хрупкое, холёное тело, бледное лицо, у женщин – тёмные глаза. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Испытал сильное влияние А. Ватто. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов.
Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
Картелль (франц. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
И здесь рококо ждало открытие. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину "морского гребешка", к более динамичной, барочной.
Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». 1767). Приложение 8).
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Ланкре – своеобразный и тонкий художник.
В 1723 Буше получил гран-при Королевской академии и в 1727 отправился на четыре года в Италию. Меняется и формальный строй его работ. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов».
Смерть в 1715 году короля-солнца2 Людовика XIV, в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). (см. Приложение 7). В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион.
(см. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа.
Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. 1709).
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж.
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. На рукавах были широкие обшлага.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Кроме фарфора— в моде серебро. Ланкре. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Его использовали с негативным оттенком.
Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Приложение 8). В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Но самостоятельным стилем рококо вряд ли можно назвать – скорее, это своеобразный вариант позднего барокко. Родина рококо – Франция. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Видным художником является Пьетро Лонги.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Мебель изящна и легка.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж).
То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Колорит Ватто – одно из сильнейших качеств его дарования – построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Приложение 1). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. (см. Приложение 7). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. по документу из РГИА).
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Фрагонара). Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Лаконизм, с которым написано полотно, прямо указывает на его тягу к монументальности и говорит о появлении индивидуального стиля.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Приложение 8). Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Меняется и формальный строй его работ. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно, лукаво натягивающий лук купидон, грозящий поразить стрелою любви всякого, кто попадёт в поле его внимания. Ордера не присутствуют в фасадах зданий.
Так родилось название нового стиля. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
(иллюстрации см. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направлении достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц».
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Фрагонар.
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Нельзя категорично отрицать, что художники этой эпохи не вкладывали в свои произведения душу, поэтическое восприятие мира. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Они выполняли, как и во все времена, социальный заказ, объективно отражали мировоззрение господствующего класса, ту красоту естественных чувств, которая, по выражению того же И. Э. Грабаря, правее логики и всегда покоряет.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Приложение 6).
Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. по документу из РГИА). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
За стилем барокко следует стиль рококо. Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ.
В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Еще В. В.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни.
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо.
Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Чаще всего художник писал знатных лиц.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. В 1736г. Ланкре — своеобразный и тонкий художник. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях.
Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 1750-х гг. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Картина пронизана вибрирующим светом, который, сочетаясь с золотистыми, нежно-зелеными и бледно-розовыми тонами, делает изображение трепетным и подвижным. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. На карманах— огромные клапаны. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Музей изобразительных искусств им. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). ниже). В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). Вместе с тем нельзя согласиться с характеристикой И. Э. Грабаря6, который объявил художников XVIII века авантюристами7. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж.
Но декоративные произведения Буше значительно отличаются от глубоко эмоционального и одухотворенного искусства А. Ватто. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей.
Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Рококо – одно из интереснейших стилевых направлений в искусстве, которое следует изучать, так как для времени своего господства он проявил только ему присущие особенности в архитектуре, скульптуре и, конечно же, в живописи. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Чаще всего художник писал знатных лиц. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Стены оформляются деревянными панелями. Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Ланкре. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. ниже). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Новинка нового стиля – шёлковые ширмы, создавали интимные уголки, а небольшие диванчики на двоих обещали приятную беседу, фарфоровая посуда радовала взгляд нежнейшими цветами и изящными формами. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Реалистично и живо повествующая о XVIII в. и людях, живших в эту эпоху, картина предвосхитила появление реалистического искусства во Франции.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.