Данная картина Репина является одной из самых известных полотен художника и имеет название «Мужичок из робких». Купить картину или постер "Мужичок из робких", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
«Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Какая трудная вещь – кончить картину. Берег Волги. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Глаза ясные и добрые. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой.
Именно такое – неоднозначное – впечатление производит на зрителя герой картины Репина. Именно портретный жанр открывал возможность для сочетания типического и конкретного в народных образах, позволял сосредоточиться прежде всего на характере человека и принять его как равного. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство. Теперь инструментарий психологического анализа, выработанный литературой и наращиваемый реалистической живописью XIX века, должен был быть применен к простолюдину. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев». Далее художник не раз обращается к образу революционера.
Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). Это впечатление создается благодаря неровным линиям силуэта, неуравновешенной композиции. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Стасов присылает ему все, что он просит.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них.
По грязной дороге. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Она изображает портрет русского мужика. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876). на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь. 1880 – 1883Холст, масло, 178 x 285. 4Государственная Третьяковская галерея».
Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка и «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Да ведь это целая огнедышащая гора. Среди его учеников, . Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Комната небогатой интеллигентной семьи. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Среди его учеников, . Репин считал сам эту картину красивой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Это нечастый случай, когда мы знаем героя полотна – жителя поселка Сиверский под Петербургом.
Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Пожалуй, эта одна из популярнейших и узнаваемых картин мастера. За окном летний день.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Грабарь широко использует эту переписку. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Герой картины выглядит тщедушным, невзрачным и запуганным. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884). Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий.
Портрет словно даёт понять: будьте осторожны с русским человеком. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского.
Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Казалось, она спит.
Перед нами было Убиение Грозным сына. Они словно противопоставлены друг другу. И вот уже перед нами не царь, а отец. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. «Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом.
Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Человек с седой бородой и морщинистым загорелым лицом в повседневной голубой рубахе скрестил руки на груди и подался вперед, словно участвует в беседе. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). С точки зрения психологии, это наиболее верный портрет рабочего класса. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина.
В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Палка в натруженных руках крестьянина, которая вполне может быть черенком вил или лопаты, кажется посохом, то есть традиционным знаком авторитета, а дырявая бедная хламида предстает воплощением безыскусной простоты благородного человека. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Стасову еще в 1876 году. Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864).
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему.
Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Среди его учеников, . Именно вот таким образом известный критик Владимир Стасов называл героя «мужичком-разбойничком». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Рассмотрим "ближний круг".
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» – скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству. В его взгляде осуждение и тревога. «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом.
Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Здесь же в Чугуеве зарождается революционная тематика. Наконец, в эпоху Просвещения родился еще один способ представления крестьянина как благородного чувствительного поселянина, естественная нравственность которого проистекала из близости к природе и служила укором развращенному человеку цивилизации.
Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.
достиг здесь новых вершин реализма. Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей.
В 1887 году он расходится с женой. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Центральная группа словно недовольна своей ролью. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Конца не предвижу: туго идет. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Измученное исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком – все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Он выглядит забитым, застенчивым, даже диким. В его глазах читается печаль, тоска. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Вот она вещь в уровень таланту. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Убийство свершилось. Среди его учеников, .
Илья Репин мастерски изобразил блеск во взгляде мужика, натурально выглядят и морщины. «Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался. », – сообщал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Среди его учеников, . А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Сначала кажется, что мужик – человек, на самом деле из робких. «Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский.
Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. 1879Абрамцево. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Стасову.
В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Мы можем найти отдельные примеры изображения представителей низших социальных слоев и обстоятельства создания некоторых произведений этого рода не всегда ясны. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать.
Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Характер человека раскрывается как сложный, противоречивый. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883).
В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В Чугуеве начинается та его работа над крестьянской темой, которая много позднее увенчается «Крестным ходом в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Картина «Мужичок из робких» написана в городе Чугуеве Харьковской губернии – родном городе Репина. Так ли это – судить зрителям. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.
Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Вся центральная часть написана самим Репиным. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Об этом говорит взгляд героя – пристальный, сверлящий, даже злобный. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни. Внимание художника тяготит их. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества. Не доносчик ли.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Все заняты. Картина «Мужичок из робких» известна многим. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея».
Этюд получился превосходный. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В его дом каждую среду съезжались гости. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. По ним нетрудно угадать тяжёлую жизнь крестьянина и накопленную годами мудрость.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Работал весь день, не замечая времени.
В. А. Репина с детьми идет по меже. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Полтора года (1876 – 1878), проведенные Репиным Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями).
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Среди его учеников, .
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Он идет прямо к матери. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Зритель смотрит на него словно немного снизу. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр.
Да и робость его, пожалуй, выступает лишь внешней обложкой, которую он надел для виду. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку). В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.