«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины.
Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Картина Рембрандта Саския ван Эйленбург в образе Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Предавшая его и теперь убегающая Далила сейчас скроется в глубине слева, откуда на главную сценическую площадку льется голубой, лучезарный свет.
«Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Голландский художник Рембрандт ван Рейн был создателем множества талантливых произведений, его гениальные картины широко известны миру. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.
Здесь большую роль играет пейзаж. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене. 1669 год. Автопортрет запечатлел все эти изменения. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей.
Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
также картину в Метрополитен музее). Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Это уже настоящее признание.
А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). почти не сохранилось. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка".
Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Между тем пышный венок и увитый растениями посох служат здесь, скорее всего, атрибутами Флоры— римской богини весны и цветов. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Однако эта гипотеза явно неудачна. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Размеры картины: 161х131. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. У художника отложной воротник свободно открывает шею. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Еще бы. Сын повёрнут к нам спиной.
Автопортрет с Саскией изображен лицом к лицу. Но их усилия оказались тщетными.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Все окружающее становится его моделью. И, как бы стоя за пределами места действия издалека, зритель наблюдает за священнодействием снятия с креста: плавно опускающееся тело Христа и принимающие его величавые фигуры шестерых святых. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
также картину в Метрополитен музее)1. За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. На голове – любимый берет. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Вид у них домашний. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския.
За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.
Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. Неоднократно менялось и название картины. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Неоднократно менялось и название картины. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
К 1628 году он стал настоящим художником. Также все устойчиво в мире творца. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей.
Но для нас важно другое. Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.
Сам исследователь отмечает, что подобная версия кажется несколько неожиданной, но когда внимательнее вглядываешься в лица, о ней начинаешь думать с все большей настойчивостью. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Моментально схватывает натуру Рембрандт. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы.
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Царь только нервно комкает в руках платок, едва сдерживая чувства. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Кто они — неизвестно.
XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). По композиции это устойчивый равнобедренный треугольник.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Его влекло к военному делу.
Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, – это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. В 1630—1640-е гг.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Вещие слова сказаны. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). «Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник. Оно было далеким от классических норм.
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. О нем, с трудом подбирая слова, говорит Эсфирь царю Ассуру.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Тона выбраны благородные, коричневато-красные, но от Саскии исходит золотистое сияние, в котором просто купается ее супруг, находящийся чуть-чуть в тени. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры».
Встал и пошел к отцу своему. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Тематика его офортов очень широка. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
«Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. И она сохранила те черты ребенка, за которым хочется ухаживать. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече.
Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортрет молодого человека – себя. Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Но сначала был сделан карандашный эскиз, абсолютно не похожий на законченную работу. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Бургомистр послал за нею в город человека, но, зная медлительность посланного, Рембрандт побился об заклад, что скорее награвирует доску, чем возвратится слуга. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Краски лежат на холсте густыми мазками. Мы не знаем, что выражает его лицо.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женщин.
«Возвращение блудного сына» – еще одна из вершин творчества Рембрандта. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины — в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт.
Таков довольно краткий период счастья и довольства художника. А затем их, естественно, устранить. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Все окутано воздушным пространством. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В настоящее время находится в Дрезденской галерее.
По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. В углу, в тени, затаился предатель Аман. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. История их создания подвергается сомнению историки опарывают их подлинность, а рядовые любители искусства продолжают ими восхищаться, как несколько сотен лет назад.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Они темные.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Так строится пространственная панорама, замкнутая справа и уходящая далеко в глубину слева, богатая промежуточными тонами и всегда производящая впечатление цветной. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей.
Окружающий сцену пейзаж – громадный просвет чистого синего неба в левой половине картины, а под ним – буйная зеленая растительность, а вверху справа – верхушка фантастического дерева – дан драматически. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В темнице его волосы отросли. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Кроме того, постановка фигуры и поворот головы молодой женщины характерны для портретных композиций. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу.
Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх. Она полуобернулась к зрителю и спокойно смотрит на нас темными глазами. Он родился 15 июля 1606 года.
К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Становятся понятными слова, приписываемые Рембрандту: "И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного". В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
и искажает его черты, что портрет написан довольно вяло и вообще композиция грешит излишней вольностью. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Он был в моде.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Великолепием костюмов и роскошью обстановки Рембрандт словно провозглашает, что все богатства и вся красота — достояние обычных людей, таких как он сам — сын лейденского мельника — и его милая жена. Среди тех, что толпятся в глубине, у выхода справа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространства офорта. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
«Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Он освещает передние планы со стороны дальних – главный световой поток несется из глубины, словно струясь от ослепительного диска наверху слева, на недалекую от нас опушку – своего рода предметную площадку, расположенную внизу в центре и справа. Дела шли все хуже. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Эти годы – плодотворный период у художника. Деревья и кусты достигают справа до верха изображения они соединены в подобие единого гигантского букета из корявых стволов, раскидистых ветвей и богатой и пышной листвы.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Годом создания картины стал 1634 год.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
А художник, улыбаясь и придерживая рукой молодую женщину излучает счастье. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной.
«Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Это ступени одного и того же скорбного пути.
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.
В 1630 г. это уже зрелый человек. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Это период его восхождения. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Саския – с ударением на первом слоге. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза.
«Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. Много лет спустя напишет Рембрант автопортрет с Саскией, которой давно уже нет.
Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ).
В 1634-ом году он, сын мельника, плебей по происхождению, чей отец не имел никаких других званий, кроме "сын Герритса", неведомо по какой счастливой случайности женится на страстно любимой девушке, знатной патрицианке Саскии ван Эйленбурх, которая насчитывает среди своей родни магистратов, писателей, советников и даже художника Вибранта де Хеста, представленного в Штутгартском музее прекрасной картиной. Заказов становилось все меньше. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Оно было далеким от классических норм. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков.
На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Он был отличным рисовальщиком и гравером. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. С большой наглядностью о них свидетельствуют первые же живописные автопортреты, написанные в Амстердаме. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. В 1630—1640-е гг. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника. Это все термины самого Леонардо. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Фон черноват паркет – серый.
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений "блудного сына". Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Но зритель, скользя взглядом по лестнице снизу вверх, проходя через участок перегиба, словно насыщается мыслью и восходит к скрытому до того умозрению. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Полотно демонстрируется в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, здесь все ценители искусства живописи могут полюбоваться этим великолепным произведением.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Стол накрыт. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Да и юноши из лучших семейств, мечтающие стать художниками, желают учиться непременно у Рембрандта.
Влияние искусства Рембрандта было громадным.