Картина "Пир Валтасара" была написана Рембрандтом между 1633 и 1634 годами. Трактовка голландским художникомэтого сюжета, а так же «Пиры» Валтасара в живописи западноевропейских и русских художников разныхвремен, помогут сопоставить ряд картин и определить особое место рембрандтовскойработывтворчестве художника ивистории этого библейского сюжета в искусстве. Пир Валтасара (нидерл. Het feestmaal van Belsazar)— картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна, созданная в 1635г.
Художник изобразил фразу не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение. Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Основатель первой кафедры искусствоведения в Израиле профессор Моше Барац написал программную статью «Еврейские образы в творчестве Рембрандта» – ее читал каждый студент. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым.
Рембрандт стал его последним протеже. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Лейтмотивом этих книг была мысль о том, как тесно Рембрандт был связан с евреями.
Рембрандт завораживал не только голландских евреев. Самое весомое доказательство связей Рембрандта с евреями – это его картина «Пир Валтасара». Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Отец прижимает сына к груди, прощая его. 5:25-28)56. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Я почти не находил признания. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Во дворце идет пир.
Стремясь улучшить технику, Шуман придумал себе специальный тренировочный механизм, который, в результате долгого использования, повредил ему указательный палец и почти парализовал средний. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Наступило утро, а с ним и ужасная перемена. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1 – 30). Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Заключённый в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх ввёл художника в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал и его тесть— бургомистр города Леуварден и открыл новые возможности для сбыта картин. Одна из таких книг – «Танах в картинах Рембрандта»: как будто Рембрандт был еврейским художником иллюстрировавшим исключительно Ветхий Завет. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Если бы слова были написаны обычным образом – вавилонским толкователям не стоило бы труда прочесть их. А что же случилось с Гертье Диркс. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Выходили издания библейских книг, особенно Мегилат Эстер, на иврите, с иллюстрациями Рембрандта (или не самого Рембрандта, а анонимных мастеров его школы).
Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить». По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Гравюра. «В королевский высший апелляционный суд города Лейпцига.
В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участвующие лица. После этого кощунства на стене появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города.
При этом, если они брались за написание картины с изображением религиозного сюжета или деятеля, то работа выполнялась в протестантском «стиле», где принято изображать мистическое в обыденном представлении. Работа над этой картиной заняла два года (с1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама. Надпись, как ей и полагается по Книге Даниила, гласит: мене мене текел уфарсин (Бог посчитал дела Валтасара, взвесил дурные и хорошие, дурных оказалось больше и в наказание за это царство Валтасара будет отдано персам). Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Может, это предчувствие беды. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Амстердам. Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. Прошение.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн. Предисловие к книге Леонида Пастернака написал его друг – поэт ХаимНахман Бялик.
Следуя моде тех времен Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга). Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью.
Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания и болезни и отчаяния». Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне109. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Художник по имени Джованни подписывался «Йоханан», а Рафаэль просил еврейского писца написать текст для его картины «Пророк Исайя». Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым. В 1635 – 1640 –х гг. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В 1923 году в Берлине на иврите вышла книга про Рембрандта – «Рембрандт. Например, на картине «Ecce homo» (Иисус перед Пилатом) у одного из персонажей на головном уборе появляется ивритская надпись. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. В «Пире Валтасара» Рембрандт блестяще удалось передать эмоции, которые испытывают все участвующие лица. 5:25-28).
Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Но при этом, чем больше общество развивалось, тем больше изменялось понимание того, что значит «строго». Однако, никто из них с поставленной задачей не справился. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Странная песня в медовый год да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». Освободившись, умерла через год. "В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30). После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару.
Она отдалась ему и зачала. Рембрандт написал его портрет в 1636 году, через год после «Пира Валтасара», то есть в то время они были знакомы. После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. 5:25-28). Это означало: "Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему текел – ты взвешен и найден очень легким упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам". В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Может, в болезни он мало уповал на Бога.
Иное отношение было в итальянском искусстве. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. Июнь 1839 года. Сюжет взят из Нового Завета.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Ты загадка для меня, Рембрандт, – ты чужой, но так близок мне». Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. В Талмуде не объясняется, как получены эти слова, но объясняется в комментарии Раши. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Еврейский исторический музей Амстердама устроил столь же ревизионистскую выставку «Еврейский Рембрандт: разрушение мифа». Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В то время была даже мода дарить книги о Рембрандте на бар или бат мицву.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. Дела Рембрандта шли плохо. Не только еврейские художники видели в Рембрандте образец для подражания. Из дневника Клары Шуман за 1854 год.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Смерть Рембрандта была очень печальной. Следуя моде тех времен Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга). Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн2. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Однако никто из них с поставленной задачей не справился.
Другая часть – реинтерпретация самих изображений. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым7. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
И люди приходили с этими книгами с иллюстрациями Рембрандта в синагогу на Пурим. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось на протяжении многих дней. Но книга была издана в 1639 году, на четыре года позже, чем появилась картина. Он кричал от страданий, так как демоны в образе тигров и гиен набросились на него, хотели растерзать и оба врача, которые, к счастью пришли довольно скоро, едва могли его удержать». Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин.
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Так что это не был брак по расчету. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Три тысячи лет назад мудрый царь Соломон написал: «Кто жалеет розги, ненавидит сына, . Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
В этот период заказы следовали один за другим. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Почему Рембрандт выбрал такую странную форму записи. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города.
Господня». Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. В этот период заказы следовали один за другим. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. У северных мастеров надписи на иврите появляются на «юдофобских» картинах, например, на сюжет о Judensau, «еврейской свиноматке» или на изображениях дурных, жестоких евреев, где еврейские буквы призваны маркировать их еврейство.
А четвертый мудрец – рабби Шмуэль – сказал, что надпись была такой: мамтос нанкапи аалран. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. По-видимому, это эскизная работа. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и вот таким образом окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников иудеев, с их Иеговой.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Здесь видны особенности обоих стилей. Полотно выполнено в свойственных творчеству художника жёлтых, коричневых и золотистых тонах. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники.
Работа над этой картиной заняла два года (с1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама4. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Как же ты сумел передать возвышенную еврейскую душу на своих полотнах. Рембрандт. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне.
В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин», в переводе сарамейскогоозначающую «исчислено исчислено, взвешено, разделено». На картине положение букв не случайно. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Следуя моде тех времен Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга)9. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Вскоре после своего прибытия в дворец прорицатель расшифровал таинственное послание.
Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет». Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Рабби Йоханан предположил, что слова были записаны задом наперед (анам анам лакат нисрафу), рабби Аши – что были переставлены местами первая и вторая буквы в словах, Рав – что слова были записаны специальным кодом. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.
Точно такой же головной убор у одного из трех фарисеев на незаконченной картине «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне». В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки». Для ответа на этот вопрос надо обратиться к Вавилонскому Талмуду (Сангедрин, 22а).
Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния. Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал принятие нового закона. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В этот период заказы следовали один за другим и существует предположение, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника.
Средневековые христианские художники, не знавшие иврита, желая изобразить на своих миниатюрах еврейское письмо (например, заповеди на скрижалях Завета), рисовали просто непонятные закорючки, стилизованные под еврейские буквы, напоминавшие их по форме.