Картина Ильи Репина Проводы новобранца: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Проводы новобранца", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. По мнению Сарабьянова, картина «На войну» с её положительным образом народа развивает традиции таких полотен, как «Бурлаки на Волге» Репина и «Ремонтные работы на железной дороге» самого Савицкого. Девушки для такого случая для своих «залеточек» и«ягодиночек» готовили вышитые платки— надорожку. Рецензенты, среди которых были авторы ряда периодических изданий, отмечали отсутствие у картины композиционной цельности, недостаточную связь между отдельными группами, а также неточности при изображении перспективы. Художник Иван Крамской объяснял недостатки полотна тем, что незадолго до выставки Савицкий внёс значительные изменения в свою картину и «переделки отразились на её живописной стороне в сторону ухудшения»20. Ихотя втаком варианте практически насильного комплектования профессиональной армии был как минимум один плюс (онполностью освобождал солдата отрусского варианта рабства— крепостной зависимости), нодорога домой для рекрута практически закрывалась.
Тьма-тьмущая вопросов, которые перебираешь в голове втихомолку и ответа на них нет»21. Согласно дневникам государственного секретаря Александра Половцова, 10 июня 1886 года за завтраком художник Алексей Боголюбов рассказал ему, что накануне, представляя Александру III своё полотно «Открытие морского канала», он также показал императору новый вариант картины Савицкого «На войну»2526 (возможно, это был один из эскизов27). Аналогичный образ крестьянина присутствовал и в варианте 1880 года, только там рядом с ним находилась плачущая крестьянка, закрывшая лицо руками и облокотившаяся о край телеги40 (фрагмент «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги», частное собрание11). На полотне представлены различные стадии этого события. Их не худо было бы издать для народа»18.
И быть может именно в стремлении к традиционности самой живописной манеры, показавшейся современникам несколько «архаичной», выразилось желание Репина – и это мастеру удалось. Они красивы подлинно народной красотой. Автор рецензии, опубликованной в газете «Молва», писал, что если мысленно попробовать «с любой стороны картины отрезать от неё сколько вам угодно или столько же к ней прибавить в том же характере — содержание картины от этого не выиграет и не проиграет». Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011, открывшейся в Петербурге 6 (18) марта 1880 года. Доконца жизни.
Художник остановился на одном из наиболее трогательных моментов – прощание с семьей молодого новобранца, выбрав местом действия типичный крестьянский двор, найденный им в подмосковной деревне Быково. Неффа (1864-1871). Все это придает написанной сцене большую точность и выразительность. Иглавное— ниодин новобранец непокидал дома без материнского благословения. В образах молодого солдата и его жены в наиболее обнажённом виде представлены те чувства, которые в более скрытой и сдержанной форме переживают и другие участники этой драмы. По словам искусствоведа Михаила Сокольникова, фигура крестьянина образует своего рода центр в правой части композиции, а его «исполинский образ дышит такой мощью и силой, так пластически выразителен, что зритель ощущает в нём символ пробуждающегося к сознанию народа и несгибаемой народной воли»41. Именно в этом «обнажении», по мнению Сокольникова и заключался основной смысл полотна Савицкого6.
Позднее искусствовед Михаил Сокольников отмечал, что полотно Савицкого «На войну» относится «к значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи»6. В настоящее время находится на постоянной экспозиции в Русском музее, Санкт-Петербург. Надолгие годы именно это выражение стало символом ухода навоинскую службу. Образ солдата приобрёл более волевые черты, его отца художник изобразил менее дряхлым, а у его матери теперь видно лицо, которое было скрыто в первом варианте картины. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечал, что в картине «На войну» главным героем является народ, через трагедию которого «раскрываются противоречия действительности» того времени.
Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117. Иуступила место срочной службе. При этом на полотне Савицкого эта трагедия «приобретает оптимистическое звучание», поскольку в народных массах изображённых художником, «таятся большие внутренние силы»38. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Бруни и Т. А. Вот печальная мать обнимает своего сына, вот уныло смотрят грустные старики и дети. Ж-20, приобретён в 1956 году у А. В. Гордона)10.
На картине до мельчайших подробностей выписаны деревянная изба с сенями, одежда крестьян. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. По-видимому, находясь под сильным впечатлением от этой критики, Савицкий решил создать новый вариант картины «На войну».
После смерти Петра вРоссии начали пересматривать инекоторые заведенные импорядки. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Только и думаю, как бы скорей увидать её совсем установившейся.
Такие события, как проводы, всегда очень насыщены чувствами и эмоциями. Критик Владимир Стасов в статье «XVI Передвижная выставка», опубликованной в номере «Новостей и Биржевой газеты» от 6 марта 1888 года, подробно обсуждал картину «На войну», называя её лучшим созданием Константина Савицкого. Однако, присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что, несмотря на трагичность ситуации, каждый человек занят своим делом. Прекрасно изображена Репиным крестьянская жизнь.
– воплотить подлинную крестьянскую жизнь с ее безыскусными чувствами, верностью устоям. На плече у сына, которого она возможно видит в последний раз, горько плачет мать. На этот раз картина была встречена более благосклонно: в частности, художник Илья Репин отмечал, что «Савицкого картина На войну очень хорошо вышла»18, а критик Владимир Стасов писал, что она является «важной страницей в истории русского искусства»19. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Оставил большое эпистолярное наследие. Картина представляет из себя сложную, многофигурную и даже разноплановую картину. В 1955 году в Государственной Третьяковской галерее была организована выставка произведений Константина Савицкого, на которой был представлен второй (окончательный) вариант картины из Государственного Русского музея, а также были собраны 13 живописных и 66 графических произведений, связанных с работой художника над этой темой31.
Его жена, которую удерживают и успокаивают родные, рвётся к уходящему мужу, она в ужасе от предстоящей разлуки, «её страшный, душераздирающий вопль как бы наполняет картину». 10343, приобретён в 1928 году у Б. С. Петухова), «Группа прощающихся с новобранцем» (48 31см инв. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.
По сравнению с версией 1880 года в окончательном варианте картины Савицкий «опоэтизировал» образ жены солдата изобразил её более стройной и молодой, более нарядно одетой, так что она даже «несколько утратила характерный крестьянский облик». Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011. По словам Бенуа, даже если в техническом отношении лучшие картины Савицкого, включая «На войну», уступают работам Ильи Репина, всё равно они являются «вполне удовлетворительными произведениями, стоящими значительно выше общего уровня школы». Верным способом прогнозирования судьбы рекрута считалось гадание наскатанном волокне кудели. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути.
Может быть, ему посчастливится вернуться домой или он погибнет на войне. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
Если оно несгорало полностью, оставалось комочком, «могилкой», семья готовилась кхудшему. Поначалу она экспонировалась в одном зале с полотнами «Запорожцы» Ильи Репина, «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова и «Христос и грешница» Василия Поленова там же находились картины художников-академистов — «Оргия» Вильгельма Котарбинского, «Поцелуйный обряд» Константина Маковского и «Грешница» Генриха Семирадского29.
По словам Дмитрия Сарабьянова, «сейчас этим людям всё равно, куда их повезут, что заставят делать, с кем придётся воевать на некоторое время они утопили своё горе в вине, но тем горше будет похмелье»39. Еслида— это предвещало удачу. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. И ем и пью и сплю всё с мыслью о ней». Позднее его образ сравнивали с двумя персонажами изображёнными на картинах крестьянского цикла Крамского, — «Полесовщиком»33 и «Созерцателем»40.
Вармию стали брать навсегда. В настоящее время она выставлена в Санкт-Петербурге в Русском музее. Ещё не только не сдал, но пишу и пишу до одури.
Басина, Ф. А. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три фрагмента первоначального варианта картины «На войну» (холст, масло, 1880) — «Группа солдат с гармонистом и скрипачом» (29, 5 29, 7см инв. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Стасов отмечал, что, несмотря на свой «серенький, синеватенький колорит», эта картина является «важной страницей в истории русского искусства».
Репину удалось реалистично передать деревенский быт 19 века. По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, к таким произведениям в первую очередь следует отнести картины «Тёмные люди» (1882, ГРМ), «Конокрад» (1883) и «Крючник» (1884)24.
Судя по всему, ему многое пришлось повидать на своём веку, вот таким образом он лучше других понимает суть происходящего — вот почему, по описанию Елены Левенфиш, «в его угрюмом взгляде сквозит ненависть, зреющий протест». В скорбных и прекрасных центральных фигурах – ни намека на слащавость. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Каждая отдельная фигура на картине выражает определенные чувства. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. По мнению Бенуа, важными преимуществами Савицкого перед другими художниками были объективность и «серьёзное внимание к пейзажу, типам и позам»50. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Были и положительные отзывы — например, художественный критик Владимир Стасов признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. Завтра тащу своё детище на выставку»6. В Государственном Русском музее находится ещё один фрагмент первоначального варианта картины, «Группа прощающихся» (холст на картоне, масло, 70 56см инв. Каким будет дальнейший жизненный путь этого молодого парня.
И учитывая интенсивность петровских баталий, наступить онмог довольно быстро. Внародной традиции часто говорили «внекрут»— именно это слово осталось вомножестве частушеки припевок. Савицкий сюжетно выделяет его из общей толпы провожающих.
В его лице, позе и движениях видна сила и уверенность в себе39. Весь крестьянский люд пришел проститься с молодым призывником. В ней подчёркивается «драматическая конфликтность действия», которая заостряет переживания героев и придаёт трактовке сцены героизм и напряжение, свойственные таким картинам Сурикова, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»51. Впоследствии эта точка зрения стала общепринятой. Множество этюдов, рисунков с натуры, набросков, акварелей было написано для этой картины как раз в Абрамцеве, хотя мыслями и переживаниями своими по поводу этого произведения своего Репин против обыкновения ни с кем не делился, работал «конспиративным образом, затворившись в мастерской». А например, в1812 году рекрутов гребли уже без разбору.
Он писал, что в ней хватает «верных людских типов, правды национальной и психологической», «трагических, раздирательных сцен прощанья, беззаботной удали, солдатского залихватства, женской грации и красоты в простой молодой русской крестьянке», а также отмечал «наивность и простодушие в стариках и детях», наполненность движением и жизнью, «разнообразие волнования бедного люда», «разношёрстность интересов» и способов их выражения49. Действительно, «Проводы новобранца», отличающиеся от других полотен Репина на крестьянскую тему отсутствием прямой критики отрицательных сторон жизни российской деревни, успеха не имели. При этом императрица Мария Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Фёдоровна постарались смягчить перед Боголюбовым «резкость этой выходки» Владимира Александровича25. Ж-1420, поступил в 1908 году от К. И. Шишкиной)145.
Все чувства, отображенные в произведении, проявляются просто, чисто искренне. На перроне стоит офицер, перед которым по стойке «смирно» вытянулись два солдата21. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117. Таким образом, картина «Проводы новобранца» превращается в цельный рассказ.
Даже после того как картина «На войну» была представлена на 16-й передвижной выставке и получила там хорошие отзывы, Савицкий продолжал свою работу над ней, откладывая её передачу заказчику. На заднем плане солдаты поднимаются по лестнице к вагонам. Репин никуда не делся.
Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Другие авторы, наоборот, видели в этой сцене «широту русской натуры и неистребимый народный оптимизм»43. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Он писал, что бытовой сюжет картины Савицкого изображающей проводы отправляемых на войну призывников, представляет собой «широко, содержательно и типично взятое им явление старой жизни», которому художник придаёт «хоровое, народное, обобщающее значение», вкладывая в него глубокий общественный смысл. Жена художника, Валерия Ипполитовна, вспоминала, что Савицкий «много возился с перспективой, в особенности смущала его фигура пляшущего солдата, где нога в большом ракурсе»21. Крамского, в Академии художеств у П. В.
Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. В собрании Полтавского художественного музея хранится фрагмент «Солдаты идущие по дебаркадеру»46. Весь многочисленный крестьянский люд провожает на войну новобранца. При прощании смотрели, теплыели упарня губы ируки. В настоящее время полотно «На войну» выставлено в зале 31 Михайловского дворца, где также находятся картины «Встреча иконы» Константина Савицкого, «Страдная пора» («Косцы») Григория Мясоедова и другие30. Достаётся мне это нелегко»28. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину Савицкого «На войну» «явно неудавшейся вещью», но признавал, что по силе выражения она принадлежит к лучшим произведениям, созданным передвижниками. Тем не менее, отдавая должное мастерству художника, автор статьи в «Новом времени» отмечал, что «отдельные группы и лица полны движения, жизни и выразительности и если остановишься на них, то во многих лицах и позах прочтёшь целую драму»1222. Присутствовавший при этом великий князь Владимир Александрович возмутился: «Какая дерзость представлять государю пьяных солдат. » Возможно, его реакция была продиктована тем, что он знал о недовольстве конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева, которому не нравилось то, что художники доходят до Александра III не через него, а другими путями. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Картина вызывает множество чувств и эмоций. Картина «На войну» находилась в Зимнем дворце, а в 1897 году была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.
Вот таким образом все полотно буквально наполнено грустью. Мало было охотников выбрать такую судьбу пособственной воле. Савицкий изображает события времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов2716. В статье, посвящённой картине «На войну» и написанной по итогам этой выставки искусствовед Софья Гольдштейн проанализировала упомянутые 13 живописных работ и разделила их на две группы — произведения этюдного характера, отличавшиеся незавершённостью письма и хорошо проработанные многофигурные композиции. Печальны взгляды окружающих. Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов9.
Появление на выставке полотна Савицкого было встречено рядом критических замечаний. 11169, поступил в 1929 году из музея И. С. Остроухова) и «Солдаты, толпящиеся у железнодорожных вагонов» (23, 8 52, 4см инв. Как бы то ни было, окончательный вариант картины создавался по заказу Александра III. Царский манифест 1января 1874 года гласил: «Сила государства неводной численности войска, нопреимущественно внравственных иумственных его качествах, достигающих высшего развития лишь тогда, когда дело защиты Отечества становится общим делом народа, когда все, без различия званий исостояний, соединяются наэто святое дело».
Картина была закончена в 1879 году. Здесь изображен крестьянский быт. Зато потом пополнение вармию долго ненабирали. Судьба первого варианта картины «На войну», оконченного в 1880 году, долгое время оставалась неизвестной.
Искусствовед Михаил Сокольников писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи». Эта группа присутствовала и в первом варианте картины (фрагмент «Группа прощающихся», ГРМ), но там она была расположена не в левой, а в правой части полотна. Так вРоссии появилась призывная армия. Оставшийся каравай надо было хранить напечи доего возвращения.
Сохранились бумаги Военного министерства, разрешающие ставить под ружье «редковолосых, разноглазых икосых, ежели только зрение ихпозволяет прицеливаться ружьем заик икосноязычных, моглибы сколько-нибудь объясняться неимеющих дошести зубов боковых, лишьбы только были вцелости передние, для скусывания патронов необходимые» В1854году, вовремя Крымской войны, лысина изаикание тоже больше несчитались уважительной причиной, чтобы неслужить: вэтот год провели сразу три набора. Рекрутам буквально сбривали часть волос— чтобы уклонистов сразу было видно. Мать положила голову на плечо сына, будто не хочет отпускать. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. По словам Сокольникова, в этой «страшной своим драматизмом» картине Савицкому удалось передать психологию народной массы, смятение посылаемых на войну крестьян, которые «не знают, куда их повезут дальше, с кем и за что, за какие интересы пойдут они воевать».
В одной из московских частных коллекций (по сведениям на 1955—1957 годы — в собрании К. М. Шишковой) есть ещё один фрагмент — «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги»11. Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что у картины Савицкого слишком серый фон, хотя и признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. Заэто время вРоссии успели отменить крепостное право исменить военную доктрину. На полотне деревенские жители прощаются молодым юношей – призывником. Автор статьи в «Петербургской газете» отмечал, что в полотне Савицкого «всё интересно, но интересно в частностях», а в общем «картины нет или лучше сказать, она не сконцентрирована, не связана воедино».
О чем эта история. Константин Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Тогда солдат получал так называемый бессрочный отпуск.
Приняв решение изобразить последние минуты перед разлукой, художник получил возможность «показать действующих лиц тогда, когда ярче проявляются все чувства и мысли, обычно скрытые от посторонних взглядов»35. Может быть, Вам уже послали. Тем не менее критик из «Петербургской газеты» признавал, что «сцены и типы есть превосходные, экспрессии как в движениях, так и в лицах жизненны, правдивы и глубоко прочувствованы»12. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Еенеубирали, пока солдат невозвращался.
На этот раз картина Савицкого была более благосклонно встречена специалистами и критиками. Все чувства, отображенные в произведении, проявляются просто, чисто искренне. Характер рекрутских наборов всегда диктовался военной обстановкой. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. В этой сцене чувствуется «сдержанное и целомудренное горе»36.
Такие события, как проводы всегда эмоциональны и чувствительны. По словам Стасова, «Савицкий не колорист, но у него есть много такого, что всегда заставит забыть тот или другой частный его недостаток»19. Полотно достаточно сложное, разноплановое и многофигурное. Маленькие дети не совсем осознают, что происходит, но им тоже передались эмоции взрослых. Крестьянский люд от мала до велика собрался, чтобы проститься с призывником. Критики единогласно обвинили картину в «сентиментальности». И даже домашние животные притихли, как будто что-то понимают. Современники особо выделяли этот персонаж Савицкого и называли его «пахарем-атлетом», «могучим батраком» и «чернозёмной силой»40.
Не теряя собственного достоинства, с суровым напряжением сдерживает он свои чувства его лицо выражает «возвышенное благородство, величавость и внутреннюю значительность»38. Увоенкомов царя Петра был большой простор для коррупционной составляющей: русская литература полна историй остаростах, «забривших лоб» парням избедных семей взамен расщедрившихся богатых. Она писалась под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Она писалась под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Кажется, что все понимают важность такого события, а так же и то, что могут видеть этого новобранца последний раз. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н.
Помимо высказанных замечаний, в процессе работы над новым полотном определённое влияние на Савицкого могли оказать произведения других художников, в первую очередь многофигурное историческое полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, представленное на выставке передвижников в 1881 году15. Известны некоторые написанные в этот период этюды Савицкого, в том числе с изображением персонажей, не вошедших в окончательную версию картины, такие как «Плачущий солдат»23. Он будто предчувствовал, что не будет понят. Обозреватель газеты «Новое время» писал, что в произведении Савицкого есть «обильный материал на добрый десяток картин», что явилось причиной того, что «сам художник не мог разобраться в массе отъезжающих и провожающих».
Репин был очень дружен с Мамонтовым.