«преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя.
«преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.
Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор — святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Возможность изучить картину получили многие известные художники. После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Св. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею. Возможность изучить картину получили многие известные художники. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Художественный язык религии – это образы святых. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.
С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине».
В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Справа от Богоматери – Св. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Привлекая к работе Микеланджело, Медичи потворствовал соперничеству, разгоревшемуся десять лет назад между Микеланджело и Рафаэлем из-за Станц в Папском дворце и Сикстинской капеллы, а римская встреча Микеланджело с папой стала таким образом знаковым разрывом между двумя подходами в живописи и даже, в более общем смысле, между итальянской живописью и скульптурой. Это пророки Моисей и Илия.
Когда был глас сей, остался Иисус один. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» — самой значительной его работой. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Христос появляется в вихре белого света. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. А после его смерти она боялась умереть». На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике.
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов.
Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Иероним со львом, его главным признаком. Этот бесноватый мир, этот мальчик — страшное пророчество земле, оставшейся без Бога земля без Творца – она воистину есть ад страшна земля без Него, но Он жаждет полета, он задыхается тут В этом противоречие Явления и вечная грусть Христа о мире, который Он возлюбил и сейчас Иисус вернется к ним и излечит мальчика, однако вскоре это противоречие станет роковым и тогда эти же люди распнут Христа. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении — вероятнее всего апостол Андрей.
В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима.
И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока.
Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом. Санти использовал знаменитую историю из библии. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари).