Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции. Картина Рафаэля Санти Преображение Господне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя.
Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Известно лишь, что умирая творец показал своему ученику Джулио Романо жестом на картину «Преображение», призывая его закончить произведение.
«преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.
Изображение этого комплекса мы можем видеть – словно моментальную фотографию – на одной из самых ранних мозаик (5 века) в церкви св. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Христос появляется в вихре белого света. Аполлинарий. Художественный язык религии – это образы святых.
Моисей, так же, как Илия, свидетель Преображения Христова на горе Фавор. Это именно то тонкое тело, которое апостол Павел называет «внутренний человек», образ Божий, не отнятый у человека, но затемненный, как бы приглушенный, при том, что подобие Божие – его сияние излучение божественных энергий – человеком утрачено. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Эта мысль еще более наглядно отражена на другой римской мозаике – в церкви св.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Я описываю одно произведение – вы угадываете название.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Макарий и свт. 1:27-28).
Нет только самой вершины горы, которая появится лишь через несколько веков. 4:6-9). С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный иррациональный характер происходящего Преображения Господа. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
1:27-28). Звездочки-снежинки или монограммы IX – тоже маленькие крестики, но уже трехмерные, ветви-лучи которых направлены во все стороны тварного мира, где I – вертикальная ось, Х – две горизонтальные. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. 9:1). Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
И вся композиция сразу приобретает двойной смысл. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Тогда надо взглянуть на изображение на арке вместе с утраченной – увы. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Однако, на иконах Вознесения это «облако» всегда изображается символически – в виде круга или овала, окружающего фигуру Христа.
В центре всей композиции, над головою св. Но иногда у тех людей, кто прилагает к этому усилия, оно «пробуждается» (это и значит имя «Григорий» – «пробужденный» вспомним, сколько великих святых носили это имя. ), дает о себе знать – хотя бы легким свечением исходящим от пальцев рук и – во время молитвы – от головы.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. А для студента – это три минуты чистого адреналина в крови. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. Примерно как на этом средневековом рисунке. Итак, сыграем в «угадайку».
Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Григорий Палама. Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. Крест восьмиконечный – в виде звезды. «Облаком», окутывающим фигуру Христа, здесь является само «яйцо» с концентрическими кольцами-овалами, которые являют собою образ многослойного иного мира («В дому Отца Моего обители многи суть» Ин.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Очевидно, византийские художники поняли, что таинственное «облако», которое упоминается в этом отрывке из Евангелия, совсем не обязательно должно быть реальным, физическим облаком. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Санти использовал знаменитую историю из библии.
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. И этому не мешает тот факт, что Крест на поверхности конхи также получается вогнутым (собственно, это относится не только к данному Кресту в этой конкретно конхе, но и во всех остальных).
Ученики удивлены тем, что видят и слышат и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Иоанна – с Книгами в руках (или лапах) сопровождают Творца и Спасителя рода человеческого, грядущего на облацех в мир – так же, как Он вознесся на небеса. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. И на этой композиции в апсиде церкви св. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. 21:18-21). Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Духа, разносящий по всему тварному миру логосы Логоса-Сына.
Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Если же мы посмотрим повыше – на композицию на триумфальной арке, то увидим логически связанный с Преображением образ иной, Теофании, грядущей – Второго Пришествия Христова и Его как Вседержителя и Судию в окружении Существ («животных»), коих удостоился лицезреть пророк Иезекииль, а также св. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови.
почти сложившаяся композиция «Деисис») с одной стороны, св. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Рафаэль похоронен в Пантеоне. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Крест-монограмма изображалась еще на стенах катакомб вместе с другими символическим изображениями Спасителя в виде рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или ОКРЕСТ).
Святые отцы дали объяснение сим Существам – «ангелам четырех ветров» – как символам четырех евангелистов, разнесших Благую Весть по всем сторонам земного мира. Закон. Для преподавателя «угадайка» – это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Однако, Моисей и Илия, хотя и явились из мира иного (Илия как представитель от живых, Моисей – от мертвых), но твердо стоят на земле. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Ответ может быть только антиномичным: если говорить о тварном мире и смотреть с Земли, то это Полярная Звезда, вокруг которой движутся звезды но если говорить о небесах духовных, то центр этот – нигде и одновременно везде, т. к. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Иисус и пророки воспарили над горой и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Я описываю одно произведение — вы угадываете название. Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух» и «ветер» и понимается как Божие дыхание). Вообще облака здесь понадобились не только ради подобия земному небосводу. Но свет этот был не свой, а, как и свет ангелов, отраженный – свет божественных энергий, которые пронизывали Адама насквозь и заставляли его сиять, как Солнце.
Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.
А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Аполлинарий и апостолы в виде белых овечек (три повыше – это Петр, Иоанн и Иаков, пониже – все двенадцать) и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Аполлинария это показано очень наглядно – имеющий очи да видит. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
7:15). Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Сакральное пространство в виде традиционных уже небесных сфер, обозначенных разным тоном синего цвета, на этой композиции не овальное, но круглое. Но для каждого из нас интерьер, прежде всего – обстановка, атмосфера помещения. Для расширения орнамент выбирают помельче, а для сужения – покрупнее и ярче. Это граничит с тем, что такие цвета при длительном влиянии могут утомить. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью – для Сына Божия как для Нового Адама земной гравитации не существует Он хоть и пребывает на земле в дебелом теле падшего человека, но иногда, когда Ему нужно, может из него как бы «выйти». Декоративная составляющая – это особо важная часть интерьера любого назначения.
Итак, сыграем в «угадайку». А после его смерти она боялась умереть».
Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Иероним со львом, его главным признаком. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. И вот они, как в видении св.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Теперь живописное искусство доступно каждому. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется – «угадайка».
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Каждый штрих способен как наполнить, так и разрушить всю гармонию окружающей среды. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал свои ангелом-хранителем, представляет Деве Марии и Христу молодого Товия, который держит рыбу. И иначе, как через это «тусклое стекло» или «облако» земной человек видеть иной мир не может. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15.
Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Заметим: это тело надето на человека как бы «сверху», как некая одежда или «шкура», но и первозданное тело Адама внутри Бог не отнял – оно осталось в сокрытом, так сказать, дремлющем состоянии. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном – ровно настолько, насколько ученики были в состоянии его воспринять и вынести. Кто знает – может быть именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы.
Кроме того, если Крест – или Звезда – шестиконечный, как мы уже видели, может обозначать трехмерное пространство, то Крест восьмиконечный – пространство четырехмерное, где «дополнительное» направление луча указывает на пространство иного мира. По углам же стоят: справа седовласый пророк Илия, а слева, где по идее должен быть Енох (то есть, два ветхозаветных праведника и свидетеля Божия, взятые на небеса живыми, – по преданию, они должны претерпеть смерть от антихриста), – молодой человек с таблицей в руках, на которой начертано слово «LEGES», т. е. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Итак, сыграем в «угадайку».
Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Трудно с этим не согласиться. Справа от Богоматери – Св.
Мы уже видели пример такой фигуры на мозаике триумфальной арки в монастыре св. Иоанн Богослов (Откр. Это пророки Моисей и Илия. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. В христианстве такой Крест стал именоваться звездой Вифлеемской или Богородичной.
От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Однако, пав, Адам и Ева утратили это свечение («и увидели они, что наги») и Господь дал им «ризы кожаные», то есть, то плотное и «дебелое» тело, которое мы их потомки, нынче имеем, – несущее в себе семя тли, подверженное болезням и смерти, но также и в какой-то мере защищающее от суровых условий падшего мира (в том числе от гравитации, магнитных полей и космических излучений).
Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». напоминали бы облака на восходе Солнца. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Появившиеся – из ниоткуда – «мужи в белых одеждах», т. е. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка».
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
14:2). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Свет располагается вокруг фигуры Христа и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака.
И причина здесь не только в несовместимой природе двух пространств – физического и тонкого, райского, но и в несовпадении времени – линейного и нелинейного иноприродного (забегая в другую тему, отмечу, что оно может быть трех видов: Божественное безвременье, циклическое ангельское время и спиральное райское). Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.
В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. 13:12). Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Под Крестом надпись: SALUS MUNDI – СПАСЕНИЕ МИРА, над Крестом – IXYC (анаграмма – Iисус Христос Божий Сын Спаситель) – Тот, благодаря Кому это спасение осуществлено. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Изображение многозначно и многослойно, как и все в христианском искусстве. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Интересно, что перистых разноцветных облаков, обычных на раннехристианских мозаиках, на этой композиции Преображения нет. 17:2).
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Этот золотой Крест и есть Его риза из света, Его преображенная плоть, которую через сорок земных дней после Воскресения Он вознесет в недра Пресвятой Троицы. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. везде и всюду разливается поток энергий Св. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). – мозаикой апсиды. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Здесь на память приходит миф о смертной деве Семеле, которая попросила Зевса явиться к ней во всем блеске его божества – и погибла, не выдержав его божественной силы, чуть не погубив и росшего в ее чреве младенца Диониса.
Св.
«Одежды его сделались, как свет (или как снег в другом Евангелии)» – ясно, что это не сами одежды, которые Сын Божий носил в Своей земной жизни, вдруг побелели, но это «одежды» из света заслонили собою те, что были на Нем («одеяйся светом, яко ризою»). Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи.
Н. В.