Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском. На первой передвижной выставке художник представил свою картину Порожняки, которую назвали лучшей среди всех других полотен. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой.
Ему не чужды были сюжеты, представил свою картину Порожняки, которую назвали лучшей среди всех. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1871, Харьковский художественный. Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском живописном искусстве пореформенного периода.
По своему эскизу «Порожняки» на протяжении 1871-1872 годов Прянишников выполнил несколько живописных повторов и вариантов картины.
Одинокие птицы и пустой обоз усиливают эффект. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Одним из характернейших художников этого течения был Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910), особенно любивший изображать детей, автор трогательных семейных сцен из жизни крестьянства («Круглая сирота», 1878 «Бабушка и внучка», 1884, ГТГ «Новое знакомство», 1885, ГРМ и др. ). Он – один из бедняков, которые пробивают себе дорогу сами. Так, в картине «Земство обедает» (1872, ГТГ) с большой наглядностью раскрыто лицемерие земской реформы, сохранившей социальное неравенство и бесправие крестьян.
Она дает представление о тех спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». В унисон живописной характеристике погоды в картине Чехов также описал «холодный пронизывающий ветер» и окрестности, «утопающие в холодной вечерней мгле». Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890).
На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Другого рода семейная драма показана Маковским в картине «На бульваре» (1886 – 1887, ГТГ). Стрепетовой (1884, ГТГ).
Всё одно, как запой. Таковы «Бедный ужин» (1879, Иркутский областной художественный музей), «Аукцион за недоимки» (1880), «Больной муж» (1881, ГТГ), «Заем хлеба» (1882, местонахождение неизвестно). С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3. Он живет в городе.
Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Об этом особенно наглядно свидетельствует большое полотно «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ), возникшее как итог впечатлений от поездки в северные губернии страны. Небольшая по размеру, эта картина, как и другие произведения художника начала 70-х годов («Игра в бабки», «Псаломщики», «Получение пенсии», «Любители соловьев»), характерна тщательной законченностью в деталях, локальным, не сведенным еще к колористическому единству цветом.
На последних санях, не по погоде одетый семинарист, сжался от нестерпимого холода. В этом отношении «Крючник» Савицкого занимает видное место в созданной мастерами русского искусства галерее народных типов, предвосхищая героев Горького, некоторых рабочих Касаткина. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Картина Ярошенко перекликается с творчеством В. М. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники.
Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. Художника увлекает изображение яркого массового зрелища среди пейзажа. Лучшая из них – «Косцы». По бескрайнему заснеженному полю движется порожний крестьянский обоз. Тем не менее, все здесь говорит о зоркой наблюдательности Маковского, хорошем знании изображаемой среды и горячей симпатии к передовой русской интеллигенции.
Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.
Вероятно, Савицкий учитывал здесь и творческий опыт работы В. И. Художник внушает зрителю веру в то, что на пути к знаниям герой преодолеет все трудности и добьется осуществления своей цели, что, несомненно, сближает образ героя картины с образом некрасовского героя. В 1864 году, написав картину «Больное дитя», получил золотую медаль «за экспрессию». Сопоставляя полотно с главой некрасовской поэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Наиболее выдающаяся работа Савицкого 80-х годов и одно из значительных произведений русской жанровой живописи этого времени – «На войну» (1888, ГРМ).
Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), М. Е. Максимов родился в крестьянской семье в деревне Лопино на берегу реки Волхов. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Здесь представлено молебствие с «водосвятием» в день «первого спаса». Он все свое творчество посвятил изображению жизни пореформенного крестьянства.
Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Он выступает с резкой критикой реформ 60-х годов. Центральный образ картины – пляшущий старик. Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В. М. Васнецова «Богатыри», а изучение русских народных сказок -- рассматриванием его же картин «Аленушка» и «Иван-царевич на сером волке». Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача. Общая эволюция русской живописи, устремившейся к «солнцу и свету», но не утратившей «сердца» – глубокого интереса к людям и их переживаниям, получила у Маковского талантливое, преимущественно камерное выражение.
По лирическому строю она близка картине Перова «Последний кабак у заставы». В эскизе к этому произведению (КМРИ) скептическое отношение крестьян к манифесту выражено более ясно. Художник соединяет в своем произведении бытовой жанр и пейзаж. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но.
отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Но если клепальщик – «глухарь», страшным кошмаром тяготея над измученной совестью Гаршина, стал для него «созревшей болезнью», символом растущей «язвы пролетариатства», то для Ярошенко его «Кочегар» был не только жертвой социальных условий, но и положительным героем. Уже в первых работах начала 1860-х гг.
Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Прянишникова и других.
Сурикова над «Утром стрелецкой казни». «Добротный материал для таких сопоставлений дают картины художников-передвижников, обращавшихся к самым острым проблемам современности». Это наполняет все свежестью, подчеркивая красоту молодости.
Сознавая это, он ищет новые темы, новые художественные мотивы. В ней как бы отдельным кадром показано окно тюремного вагона с группой арестантов. Мясоедов родился в селе Паньково бывшей Тульской губернии в обедневшей дворянской семье учился в Академии художеств (1853 – 1862). Прянишников пользовался высоким авторитетом среди студенческой молодежи. Те, в свою очередь, стремились приблизить искусство к народу.
садись ко мне, дружок. С начала 70-х годов художник решительно становится на путь бытописателя народной жизни. Спасибо вам». Одним из лучших произведений И. М. Прянишникова является его картина «Порожняки» (1871).
Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Хорошо передан и характер мужчины, держащего в своей сильной большой руке ее руку. О ней с восхищением отзывался Стасов. Картина дает надежду многим таким юношам в светлое будущее. Художник полон глубокого сочувствия к своему герою, уважения к его мужеству и стойкости.
С этим связано появление и развитие «хорового» начала – создание многофигурных картин, в которых главным действующим героем выступают людские массы, народ. «Порожняки» – одно из первых произведений российской живописи, которое представило обществу героя нового времени – образ будущего интеллигента-разночинца. Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890).
Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Полотно «Порожняки» может быть привлечено в процессе разбора главы «Пир -- на весь мир» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и соединено с образом Гриши Добросклонова. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Таковы «Спуск к переправе» (1890), «Тройка во ржи» (1886, Астраханская картинная галерея имени Б. М. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими.
При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Успенский). Одежда помогает определить, что герой картины учится в семинарии («. Сюжет картины просвещенные зрители связывали с темой стихотворения Николая Некрасова «Школьник» : «Невеселая дорога Эй. В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Показателен круг портретируемых: по воспоминаниям жены художника, он «не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально не был обеспечен».
(Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Однако основное его внимание привлекла жизнь различных слоев большого города. Репину и В. Д. Салтыкова-Щедрина (1886), Д. И. На первой выставке работ «Товарищества передвижных художественных выставок» 11 декабря 1871 года внимание публики привлек скромный ескиз «Порожняки». То есть Чехов построил свое повествование на событиях визуально воспроизведенных в живописном произведении Прянишникова.
За работы «Шарманщик» (1868), «Посещение больного сына в военном госпитале» (1870), «Часовой у порохового погреба» (1870) получил серебряную и поощрительные медали, а за «Каина и Авеля» (1870) – Малую золотую. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865). А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники.
У левого края полотна изображено не менее тяжелое, но молчаливо-горестное прощание. Портреты Ярошенко с большой глубиной воссоздают моральный облик передовых деятелей русской культуры, отдававших все свои силы благородному делу служения обществу, овеянных постоянной печалью «о не своем горе» (Г. И. Порожняки получили восторженные отклики современников. Возможно, этот молодой крестьянин теперь учится.
Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Отмечая черты внешности героя «Порожняков», учащиеся выделяют его серьезные, умные глаза, его мужественное исхудалое лицо. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. блаженно улыбался. Его пальто слишком тонкое, чтобы выдержать такой мороз. Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье.
Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Поскольку костюм в живописи порой вырастает в целое жизнеописание персонажа. Удачно найден ракурс изображения обоза, благодаря направленному художником «вдогонку» саням взгляду зрителя. Сюжет остается неясным.
Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь Не стыдися. Полотно демонстрировалось на первой передвижной выставке с такими шедеврами русской живописи как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Столь же своеобразен художник и в колористическом решении картины. Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) был одной из самых ярких, самых замечательных фигур среди художников-передвижников. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника.
Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Они показали народ широко и многогранно, в самые различные моменты его жизни.
Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Как Ковалевский и Неврев, Прянишников не ограничивался рамками одного жанра. Выставка не прошла мимо внимания Чехова.
В картине «Крах банка» (1881, ГТГ) метко и психологически точно переданы переживания людей, потерявших свои сбережения. Ученикам предлагается подумать, в какой степени одежда характеризует героя картины. Вся суть картины – в тонко переданных художником оттенках поведения крестьян и «господ».
Маковского, И. М. Привычным стало использование картин при изучении произведений Н. А. Некрасова, когда полотна В. Г. Перова «Проводы покойника» и В. М. Максимова «Больной муж» сопоставляются с поэмой «Мороз, Красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого -- со стихотворением «Железная дорога». «Порожняки» можно назвать программным произведением для всего русского демократического искусства. Из произведений Маковского 90-х годов наиболее интересна «Вечеринка» (1875 – 1897, ГТГ). Содержателен образ молодого мужика, молча стоящего среди коленопреклоненной толпы.
Касаткиным. В первом варианте «Перед исповедью» художник подчеркивал различную социальную принадлежность людей, ожидающих своей очереди к «исповеди» и не слишком углублялся в смысл воспроизводимого явления. Как шакалы». Маковского, предвосхищая сюжетный мотив его «Объяснения». Уже в первых работах начала 1860-х гг.
Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Прянишников метко характеризует стремления интересы своего героя. Кустодиева) и лучшая из них – «Объезд епархии» (1885, ГТГ). Следующее произведение – «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873, ГТГ) раскрывает, правда, менее наглядно подлинную сущность другой «великой» реформы. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Догорает малиновая зимняя заря.
Беспокойные яркие пятна одежд красных, синих, желтых и коричневых тонов содействуют впечатлению сутолоки и стихийного напора толпы. В результате появляются более глубокие в психологическом отношении характеристики изображения сложных конфликтных ситуаций следствием того же было превращение пейзажа в жанровой картине в подлинно живую среду, в которой развертывается то или иное сюжетное действие, Одновременно были сделаны новые завоевания в области колорита, композиционных решений, а также, что очень важно, – пленэрной живописи.
На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Прекрасный рисовальщик, он создал серию интересных иллюстраций к произведениям Гоголя. В позднем, более удачном варианте (1881, ГТГ) Журавлев меняет композицию, сосредоточивая все внимание на центральных, наиболее выразительных фигурах – купце и дочери-невесте. Однако возле мальчика можно разглядеть несколько книг. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». («Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / На честные пути. »).
Однако на средства, полученные от продажи неизвестному лицу картин «Деревенская околица» и «Охотник» (обе – 1874), Савицкий едет за границу, присоединяется там к И. Е. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском живописном искусстве пореформенного периода.
Пушкина) и «Дедушка русского флота» (1871). «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. И если герой Некрасова мечтает о просвещении своего народа («Иди к униженным, / Иди к обиженным -- / И будь им друг. »), то, наверное, с такой же мечтой едет прянишниковский семинарист в деревню на свои «медные» с порожняками. В картине, как и в поэзии, многие увидели себя и начало своего личного жизненного пути.
При всем мастерстве, особенно ясно сказавшемся в картине «Конец охоты», привлекающей поэтическим осенним пейзажем и меткими характеристиками егеря и охотника, они заметно уступают в общественной значимости и «Шутникам» и «Порожнякам». Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был Илларион Михайлович Прянишников (1840--1894). В законченной картине мы находим нечто иное.
«Хоровое начало», присущее работам Савицкого, по определению Стасова, проявилось в этом произведении с особой силой. У ее колен – сынок и наследник. На последних из них примостился молодой человек. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н. Гаршина. Прянишников.
Менделеева (1886) и другие. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». (Он одет в холодное черное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем не зимние сапоги. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Интересна, новаторски оригинальна композиция картины. Оно обогатилось более глубоким психологизмом в изображении отдельных персонажей, раскрытием их внутренних переживаний. что за дело. Это многих славных путь».
Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). В выражении его лица ощущается глубокое раздумье. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. В банке царит сумятица.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Прослеживая историю развития демократической жанровой живописи 70 – начала 90-х годов, мы видим, что она дала широкое отражение жизни пореформенной России. Зимний вечер в сопровождении поземки окутывает равнину, стирая грань между небом и землей. Немногими штрихами – фигурой равнодушного прохожего, безлюдностью места и главное – общей атмосферой унылого пейзажа подчеркнуто холодное безучастие большого города к драмам попавших в его недра «маленьких людей».
Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Эти люди радовались упорству мужицкого сына, верили, что выдержит он и холод и голод и дальнюю дорогу, - все выдержит и добьется своего. Находясь во Франции, он пишет множество этюдов и начинает работу над полотнами «Путешественники в Оверни» (1876, ГРМ) и «Море в Нормандии» (1875, Государственный краеведческий музей Татарстана, Казань) в них проявилось его заметно возросшее живописное мастерство. В картине «Перед венцом» (1874, ГРМ) развертывается семейная драма в богатой купеческой среде.
Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Простота сюжета, естественность композиции и высокое живописное мастерство дают возможность ощутить в художественном произведении жизненные реалии. Максимова (1878, ГТГ), Г. И. Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного.
Но полнее всего дарование художника проявилось в бытовой живописи. Но еще больше образ героя полотна Прянишникова напоминает семинариста из рассказа Антона Чехова «Студент». Но зрители разглядели в санях рядом с юношей узелок с небогатым имуществом и связку книг. В описании молодого человека (если привязывать сюжет к чеховскому рассказу – это семинарист, сын сельского дьячка Великопольского, который едет в родное село на Пасху), художник находит ту меру подробностей изображения, которая, с одной стороны дает зрителю возможность рассмотреть легкую, как для зимней поры года, одежонку, обувку, картуз паренька, нехитрый, но знаковый для его характеристики багаж – саквояж и связанные стопкой книги с другой – физически ощутить колючий холод, который пробирает седока «до костей». Кажется, что картина очень грустная: холод, сумерки, дорога и озябший бедный мальчик. Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст.
О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.
Композиция картины – живая, динамичная, с удачно выделенным центром. Таковы портреты И. Н. Такова картина «Объяснение» (1889 – 1891, ГТГ). Долгое время он преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, М. В. Нестеров.
Общим является и мотив пустынного, безлюдного пространства, подчеркивающий одинокость героя: на картине — это заснеженное поле, в чеховском рассказе — луг, по которому Великопольский возвращается из леса домой. Художник создает горестную летопись крестьянской жизни. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Это же можно сказать и о картине «Жестокие романсы» (1881, ГТГ), Она примыкает к «малому жанру» В. Е.
Художник передает наивность их патриархальной веры в «заступницу», жажду справедливости, нравственной чистоты. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. День выдался пасмурный и ненастный. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Художник изображает крестьян за чтением манифеста в глубине риги, словно на тайной сходке.
То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. В середине 60-х годов, как уже говорилось, он написал картину «Шутники», выдвинувшую его в число наиболее серьезных живописцев этого периода. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Он начал творческий путь такими работами, как «Урок пряжи» (1859, Тюменская областная картинная галерея), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861, ГРМ).
Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) был тогда наиболее популярным в широких демократических кругах художником-жанристом. Выдающимся жанровым произведением Прянишникова 70-х годов стала картина «Порожняки» (1872, ГТГ). Он создал историческую картину «В 1812 году» (1874), откликнулся на события Крымской войны серией небольших работ, посвященных героической обороне Севастополя. Ярошенко – один из крупных мастеров психологического портрета. Последующие работы Савицкого – «С нечистым знается» (1879), «Пастух» (1881), «Темные люди» (1882) и другие – не представляли большого общественного интереса ни по содержанию, ни по уровню исполнения. Это отклонение вызывает ощущение сопротивления встречному ветру.
Наиболее удались женские образы, решенные путем противопоставления двух различных характеров. Сидящий на переднем плане молодой человек одет не по погоде. С 1872 года он тесно связан с Товариществом передвижных художественных выставок. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Соседняя комната, пейзаж, виднеющийся в открытую дверь, озарены лучами солнца. Найденный Ярошенко новый композиционный прием получает дальнейшее развитие в его жанровых картинах: «На качелях» (1888, ГРМ), «Девушка-крестьянка» (1891), «В вагоне» (конец 1880-х годов, частное собрание) и некоторых других.
Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). В картине «Семейный раздел» (1876, ГТГ) художник впервые е русской живописи изобразил типичное для пореформенной деревни явление: распад крестьянской семьи. Высокую оценку произведению дал известный критик В. В. Стасов. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Этот прием позволяет Прянишникову добиться необходимого выразительного эффекта.
Художник убедительно воссоздает в картине атмосферу сырого каземата с толстыми каменными стенами, скудно освещенного лучами солнца, едва пробивающимися через крошечное оконце под потолком. В его лучшей картине «Встреча иконы» (1878, ГТГ, повторение 1895 года – Астраханская картинная галерея имени Б. М. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Последующие работы Прянишникова («Ребятишки-рыбачки», 1882 «Охота пуще неволи», 1882 «Конец охоты», 1884, все – в ГТГ) родственны по теме «охотничьему жанру» Перова. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Картина строится на контрастах между важным апломбом лавочника, снисходительно вникающего в деревенские вести, праздным любопытством ухмыляющегося приказчика и трепетным волнением героини, для которой за нескладными строками письма встает целая жизнь, до боли близкая и понятная.
Одним из ведущих жанристов 70-х – начала 90-х годов был Василий Максимович Максимов (1844 – 1911). Упругие, фактурные мазки на переднем плане полотна выявляют пластику, внутреннюю динамику фигур (седоки исхудалые лошади, птицы, собака) и объектов (дорога, сани) на контрасте с мягкими живописными валерами заснеженного простора, переданного тонкими лессированными прописками. В этом колорите Максимов пишет большинство своих работ конца 70 – 80-х годов.
Ученики ласково называли «пряником» своего «бодрого, остроумного, немного грубоватого, но такого искреннего и прямого» учителя (из воспоминаний художника Н. Нестерова). Очевидно, он воспользовался оказией, чтобы добраться из города домой в деревню. «Каждая из картин этого высокодаровитого художника, – писал о произведениях Прянишникова В. Стасов, – представляет отрывок из действительности почти до такой степени трепещущей, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником жизни, которая воспроизводится перед ним». Трудно сказать, что имел в виду художник: раскол ли среди революционных народников 70-х годов после безуспешного хождения в народ (картина была задумана именно в это время) или же происшедший в 80-х годах кризис народничества. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст.
Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Однако продолжают успешно развиваться и ««малые формы» бытовой картины – в творчестве В. Е. Картина «Порожняки» критикой была признана новаторской именно благодаря удачному сочетанию актуального жанрового (социального) мотива с пейзажем, который отвечал эмоциональному состоянию героя. Среди них выделяется однофигурная картина «Крючник» (1884, частное собрание). Одна из ранних работ Маковского – «В приемной у доктора» (1870, ГТГ) – привлекла современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. В 1862 году он поступил в Академию художеств.
А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Хорошо скомпонована и огромная толпа, стоящая на берегу. Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных.
Недаром старушка (в группе крестьян слева), припавшая к груди сына, напоминает некоторые женские образы этого полотна. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Сильный мороз.
Его шарф слишком стар, чтобы защитить шею от ветра. Художник применяет метод подробного рассказа, усложняя основной сюжетный мотив многими характерными бытовыми деталями, вводя в композицию, помимо невесты и ее родителей, еще ряд «присутствующих при сем» лиц. Примечательно, что в рисунке пером – повторение «Кочегара» для сборника «Памяти Гаршина» (1889) – художник еще больше подчеркнул исполинскую мощь кочегара, печать сурового, сосредоточенного раздумья в его лице. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. И Анюта покорно отправляется к художнику. Сюжеты бытовых картин безграничны: это частная жизнь человека, насыщенная обыденными событиями, это сцены домашнего досуга, повседневные домашние дела, праздники, увеселения, застолья игры, сватовство, свадьбы, крестины, поминки, любовь, танцы, музыка, труд и другие житейские ситуации.
Но в середине и особенно в конце 70-х годов он пишет такие произведения, как «Посещение бедных» («Благотворительница», 1874, ГТГ), «Ожидание» («У острога», 1875, ГТГ), «Осужденный» (1879, ГРМ), в 1875 году делает эскиз картины «Вечеринка». Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Ряд картин художник посвятил быту русского и украинского крестьянства. В той же тональности написан и пейзаж с плавными линиями косогора и дальними лугами.
Соответственно общему тягостному настроению колористическое разнообразие мастерски изображенных одежд объединено общим темно-серым тоном, хорошо передающим казенную атмосферу коммерческого учреждения. Он едет на каникулы домой. Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. Однако произведения 90-х годов («В теплых краях», 1890, ГРМ «Xор», 1894, частное собрание «Песни о былом», 1894, ГРМ) все же значительно уступают его лучшим картинам 70 – 80-х годов.
фуй. Крамского (1876), В. М. «Когда глядишь на эту простую картину, забудешь всевозможные «высокие стили» и только думаешь, будто сию минуту щелкнул перед тобой ключ, повернулась на петлях надежная дверь и ты вошел в один из каменных гробиков, где столько людей проводят иной раз целые месяцы и годы своей жизни», – писал Стасов. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Написанный с конкретного лица – молодого художника Ф. А.
Но и в ней чувствуется большая любовь художника-демократа к родине, к своему народу. Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Кустодиева) с большой проникновенностью написаны крестьяне, устремившиеся к «чудотворной» иконе. Крамской писал, что это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой» и восхищался тем, с какой силой в глазах выражен глубокий трагизм, как все мастерски написано. Они характерны жанровой трактовкой (за первую Мясоедов получил Большую золотую медаль).
В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. Поленову. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни».
В ранний период творчества им были написаны и популярные в свое время исторические картины: «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе» (1862, Музей А. С.
Именно такой мы видим картину Прянишникова «Порожняки». Его поза напряжена, он явно совсем замерз. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). «Студент» (ГТГ) – собирательный, обобщенный образ революционно настроенного русского студенчества периода второго революционно-демократического подъема в России. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники.
Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. Мальчик напросился в пассажиры, чтобы попасть домой. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней.