Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Войсками первой линии под командованием Максима Ребиндера французы были остановлены. Только пятном света выделен сам Суворов. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета.
Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». Их разговор имел важные последствия для романа. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Сам Суворов считал, что французы понесли потери вчетверо большие. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала.
Бригада Луазона (такой же численности) занимала позиции от Урзерна до Альтдорфа. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону.
В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Рескриптом от 20 ноября (1 декабря) Павел I приказал Суворову встать лагерем в той области, где он получит данный приказ. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В «Суворове» глубины почти нет.
Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. С того времени, как русская армия, спустившись в Мутенскую долину, оказалась в критическом положении, действия Суворова были направлены в первую очередь на вывод армии из окружения, а не на разгром противника. И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Русские солдаты практически на плечах врага вырвались на берег реки Рёйс, к Чёртову мосту.
В такой момент шутить. «Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Французы, получив значительный перевес в силах, заняли Нефельс.
Возражая этой оценке, Д. Милютин утверждал, что с самого начала «Суворов приказами обоих императоров был против своей воли поставлен перед необходимостью решать задачу, в исходных условиях которой крылись зародыши неуспеха». Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. «Главное в картине— движение. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти».
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Таков, по-видимому, был первый замысел. Наступление русско-австрийской армии под командованием Суворова (около 43 тысяч человек) на Геную, с последующим полным вытеснением французской армии из Италии, представлялось естественным следующим шагом. Дабы избежать ненужных потерь, Суворов отправляет отряд из 300 егерей на скалы над туннелем.
За ними шли войска во главе с Суворовым. Возле Чёртова моста, вблизи селения Андерматт 14 (26) сентября 1898 года был открыт памятник— 12-метровый крест, высеченный в скале. За ними двинулась главная масса французских войск. Таким образом, в силу неэнергичных действий (а, возможно и предательства) австрийцев, Швейцарский поход Суворова не достиг своей цели и претерпел крупные изменения по сравнению с первоначальным планом.
Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Батальон Мансурова прорвался через проход и бросился на отступавших французов в штыки. Храбрость беззаветная.
Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Между передовыми частями русских и французских войск началась перестрелка. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта».
Суриков долго работал над композицией Суворова. 4-й том этого собрания посвящён документам 1799 года, в котором и происходил поход. Однако Массена, атаковавший Римского-Корсакова 14 (25) сентября, не мог предпринять что-либо за 6 дней до этого, когда Суворов по своему первоначальному плану должен был вступить во взаимодействие с Римским-Корсаковым, так как: приготовления к сложному форсированию реки Лиммат заняли много времени и были закончены перед самим сражением раньше начать приготовления к сражению Массена не мог, так как прибытие армии Суворова в Швейцарию через Сен-Готард не предполагалось противником и явилось для него полной неожиданностью в сроке наступления против Римского-Корсакова Массена руководствовался лишь указанием Директории, желавшей изгнать союзников из Швейцарии и усилить частью войск Массены Рейнскую армию. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра.
Марш продолжался до наступления сумерек. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Последний занимала бригада Гюдена (4 300 чел), три батальона которой стояли на вершине и в селе Айроло, 1 батальон— на дороге в Валлис, у горы Фурк, 2 батальона— у озера Обер-Альп, на перевале между долинами Тавеч и Урзерн.
Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. А. В. Французы, стоявшие на противоположном берегу, начали разбирать аппарель. Русские части стали отступать.
Последовала атака русских войск. Верный принципу точной исторической правды, Суриков писал этюды наместе изображенных событий, вШвейцарии. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Инициатива его создания принадлежала князю С. М. Голицыну, взявшему на себя все расходы.
Суворов повел армию правым берегом на север, но встретил препятствие— так называемую Урнерскую дыру, узкую и низкую галерею (Картинную. ), пробитую в обрамляющих Рёйс скалах, длиной 64 метра и шириной, дававшей возможность прохода только для одного человека с вьюком (в дальнейшем была расширена примерно до 3 метров). За ним последовали многочисленные натурные этюды. 3 (15) февраля в Кракове Суворов сдал командование армией Розенбергу и выехал в Кобрин. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). Именно им сейчас более всего нужна поддержка.
То, что он этого не сделал, больше чем осторожность, это — трусость. ». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. По прибытии в Гларус Суворов увидел, что пропала последняя надежда на помощь и содействие австрийцев. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. В резерве стояли полки Ферстера и Велицкого.
Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Французские войска охватила паника, они обратились в бегство. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. 14 (25) ноября, после соединения с Розенбергом в Урзерне, Суворов направил на левый берег Рёйс полк под начальством генерала Каменского для выхода на тыл неприятельских позиций у Чёртова моста.
Выступая на открытии, полковник швейцарской армии Сегессер заявил, что швейцарцы будут «свято хранить этот крест и что никто не нарушит его святыни ибо никто уже более не пройдет через Сен—Готард». Тяжело раненных пришлось оставить. Оный разрушен неприятелем.
Летом 1897 года художник ездил в Швейцарию для создания этюдов грозной природы Альп на маршруте русской армии. Рядом— бронзовый меч с лавровым венком. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество.
Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. В наиболее трагическом положении оказались французские пленные. Победа Розенберга имела решающее значение для успешного завершения похода.
Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Спуск с него 26 сентября (7 октября) был ещё сложнее подъема. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. Сражение переросло в истребление французских войск.
За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. Ночевала вся армия на перевале. 19 (30) сентября бригада Ауфенберга была атакована французской бригадой генерала Габриэля Молитора и оказалась в опасном положении. И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Гребнева.
Тема народа объединяет оба цикла. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. 10 (21) сентября войска Суворова выступили в Швейцарский поход. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.
Учился в Академии художеств у П. М. Аналогичное замечание сделал и Наполеон: «потеря Швейцарии и поражение Корсакова были следствием ошибочного маневра эрцгерцога» Даже в условиях ухода из Швейцарии армии Карла французы находились в очень тяжёлом положении. Учесть в своем плане предательства союзников русский полководец, разумеется, не мог».
Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. В Мутенской долине начался всеобщий рукопашный бой. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Главное в картине — движение. Не сложились отношения с императором Павлом I. Император был сторонником прусскойвоенной системы Фридриха Великого.
После полуночи 25 сентября (6 октября) русские войска, более не преследуемые противником, снова тронулись в путь через перевал Рингенкопф (Паникс, 2 404 метра) Это был последний, наиболее тяжелый горный переход. Вечером 26 сентября русские войска достигли Иланца, а 27 сентября (8 октября)— деревни Кур, где вся армия впервые с начала перехода через Паникс получила тепло, хлеб, мясные и водочные порции.
Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине упоение в бою. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Фундаментальным исследованием Швейцарского похода стало 2-е издание книги полковника Генерального штаба Д. А. Милютина (впоследствии военного министра и реформатора русской армии) «История войны 1799 года между Россией и Францией в царствовании императора Павла I». 21 сентября (2 октября)от Суворова отделился и отступил за Линкеном Ауфенберг.
Итало-швейцарский поход – вершина полководческой деятельности Суворова. Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». Пейзаж играет огромное значение в картине. 20 сентября (1 октября) произошли ожесточенные бои между русскими и французскими войсками поначалу равной численности (около 5 — 6 тысяч человек). Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов.
Н. при этом выругался) все равно». Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры.
Французы начали отступать от Чёртова моста, успев предварительно частично разрушить его. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Кузнецова отправился в Петербург. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи.
Ауфенберг начал переговоры о сдаче, но на помощь австрийцам прибыл авангард Багратиона. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Фигура его миниатюрна, а не величественна и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины. Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. В то же время своевременное (до атаки Массены) прибытие армии Суворова в Швейцарию существенно осложнило бы французам задачу вытеснения войск коалиции из Швейцарии.
Яркое полотно в духе демократического реализма. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. Ночью в долину спустились последние вьюки и шедшие за ними 3 полка пехоты. Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты.
На подножье креста бронзовыми буквами высотой 0, 5 метра надпись по— русски: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова— Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Чистякова, Б. П. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии.
В этом портрете использованы в переработанном виде некоторые дошедшие до нас изображения полководца, главным образом известная гравюра Н. И. Уткина с портрета, написанного с натуры немецким художником И. Г. Шмидтом в 1800 году. На помощь командующему бросился французский офицер. В истории беспримерного похода под командованием А. В. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру.
Я очень много думал над этой картиной. Картина была закончена кстолетнему юбилею этого знаменательного события. Взамен ушедших из Швейцарии австрийских войск туда предполагалось перебросить русские войска из Италии (около 21 тысячи) и соединить их с находившимся в Швейцарии 24-тысячный русский корпус под командованием Александра Римского-Корсакова.
С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. В плен было взято 2 818 солдат и офицеров французской армии. Суворову почти 70 лет, он на покое. Число русских солдат, погибших во время этого перехода, доходило до двухсот.
Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. В соответствии с его распоряжением, отданным на совете в Мутенской долине, преследование разгромленных войск Массены 20 сентября продолжалось лишь до Швица. За ней дорога огибала скалу в виде карниза и круто спускалась к Чёртову мосту в том месте, где Рёйс представляет собой бурный поток с водопадами свыше 60 метров высотой. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Скорее всего именно он отвечал за разработку маршрута движения войск через Сен— Готард, Альтдорф, Швиц (то есть по дороге, которой не существовало) на Цюрих.
Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Остатки разбитой при Нови 35-тысячной французской армии генерала Жана Моро (около 18 тыс. Воспоминания о покойной жене тревожили Василия Ивановича, он как бы проверял себя этой поездкой – ушла ли боль. Русские войска, окружённые втрое превосходящими их силами французов, с боями преодолели ряд перевалов и вышли на территорию Австрии. Силы Розенберга возросли до 7 тысяч человек. Сооружение монумента продолжалось 3 года.
Русская армия вернулась в Россию в марте 1800 года. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Здесь произошло крупнейшее сражение Швейцарского похода. Это решение было принято 23 сентября на новом военном совете в Гларусе.
Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Солдатская масса разнородна. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Шамшина, П. П.
«Он говорил, что вся диспозиция была составлена одним австрийским офицером, при нем состоящим». Русские войска потеряли около 700 человек убитыми и раненными. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Понимая, в какое отчаянное положение ставит его уход русские войска, эрцгерцог под свою ответственность временно, до прибытия Суворова, оставил в Швейцарии 22-тысячный австрийский отряд под командованием генерала Фридриха фон Хотце.
В пропасти пришлось бросить все орудия. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. На это Суриков ответил, что «так красивее». В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы».
В это время главные силы русской армии отдыхали, собираясь с силами для нового похода. В то время Спиридонову было 82 года. й антифранцузской коалиции (Австрия, Англия, Россия, Турция) иод командованием Александра Васильевича Суворова (1729/1730–1800) совершили героический переход через Альпийские горы иосвободили отфранцузов Северную Италию. Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»). Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения.
Историком В. С. Лопатиным выдвинута гипотеза о прямом пособничестве Вейротера Франции на основании анализа всех военных планов Вейротера: 1796г. : армия Вурмзера разгромлена Бонапартом в Северной Италии (Вейротер занимал должность генерал-квартирмейстера штаба, т. е начальника штаба армии) 1800г. — план наступления армии эрцгерцога Иоганна, разработанный его начальником штаба полковником Вейротером, привел к разгрому австрийцев при Гогенлиндене 1805г. — сложное маневрирование русско— австрийской армии под Аустерлицем закончилось катострофой. На нём рассматривались две возможности: наступать на Нефельс и двигаться на Иланц. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Автор портретов и пейзажей. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
За ней последовал авангард Багратиона и дивизия Швейковского (6 тысяч). Таким образом в сложившейся для французов обстановке единственным путём спасения армии (а заодно, как считал Наполеон, — и всей Франции) было не допустить соединения Суворова с Римским-Корсаковым, за которым мог следовать разгром главных сил французов в Швейцарии. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова. В пользу предположения о двойной игре Вейротера говорит следующая деталь: «именно Вейротер вел переговоры о поставке мулов в Таверну». 15 (26) ноября русская армия двинулась от Аугсбурга в Россию. Вечером 20 сентября главные силы русской армии сосредоточились у Гларуса. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало.
В ходе сражения часть её сил прибыла на помощь Гюдену. В юности писал иконы по заказам. Во французской армии в связи с достигнутыми успехами царило победное настроение.
Авангард вёл М. Милорадович, за ним шли войска А. Розенберга и В. Дерфельдена, в арьегарде находился П. Багратион, многократно отбрасывавший пытавшегося атаковать с тыла противника. Таким образом из окружения вышло более 3/4 войск. Армия двинулась в путь в ночь с 23 на 24 сентября (5 октября). Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее».
Покорные слову полководца идут, — объяснял свой замысел художник. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики.
Его солдаты знали только одно слово: вперед. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции.
Моментов утрирования в картине несколько. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы».
Генерал Линкен без всякой на то причины покинул долину Линта и отступил в Граубинден. Однако, в связи с планировавшейся высадкой 30-тысячного англо-русского десантного корпуса в Голландии, австрийским командованием было принято решение направить все находившиеся в Швейцарии австрийские войска (58 тысяч человек под под командованием эрцгерцога Карла) на соединение с англо-русским корпусом в Голландии. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Признавая безвыходность положения армии Суворова, К. Клаузевиц назвал прорыв её из окружения «чудом».
Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Композиция картины очень динамична. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия.
Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Должно выйти что-нибудь и интересное. Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас.
На нем есть пристальное внимание, решимость и отвага, твердость и бесстрашие, легкая улыбка, уверенность в своих людях, которые все преодолеют. Хотя Суворов в одиночку нанес поражение сперва правому крылу противника под командованием Ж. Лекурба, оборонявшемуся на практически неприступных позициях, а затем— центру противника под командованием Андрэ Массены, разгром 70— тысяч французской армии и очищение Швейцарии от французских войск достигнуты не были. Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Но сие не останавливает победителей.
Эхо бесконечное. Суриков встретился с большими сложностями при поиске прототипа, который будет образом Суворова. Но французы снова просчитались. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака.
Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. На лице командующего написаны сложные чувства. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах.
Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. План разгрома французов в Швейцарии силами 3-х группировок союзных войск был сорван. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. 18 (29) августа 1799 австрийская армия начала отход из Швейцарии.
Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. 1799 год.
Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Стендаль писал: «Великий Суворов явился в Италию лишь спустя 4 года и мелкие дрязги австрийцев помешали ему проникнуть во Францию». Войска двумя колоннами выдвигались к подошве Сен-Готарда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910).
Его новаторство не было оценено современниками. Ему, теперь уже седому 70-летнему старику, предстоит сделать тоже самое. Я прекращаю действовать заодно с Вашим Императорским Величеством». Она построена по принципу движения сверху вниз.
В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Вбеседе схудожником Я. Минченковым он передал свое впечатление отпутешествия вАльпах: «Вылетаешь какбудто внебо, всвет, намост, асбоку ивнизу– облака надбездной. ». За ним перешли солдаты Тревогина и Свищова. Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. На этой работе практически целиком основываются все описания Швейцарского похода в дальнейших российских научных изданиях, в том числе в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (статьи: Швейцарский поход Суворова Сен— Готард Муттенская долина), работах А. Ф. Петрушевского, И. И. Ростунова и др. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». Однако русские войска стремительно приближались к противнику.
Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». К. Клаузевиц, разбирая итоги Швейцарского похода, высказал мнение, что причина его неудачи кроется в нарушении одного из основных принципов военного искусства: «сначала собраться, потом бить». Она занимает 2/3 холста. С 22 по 23 сентября (4 октября) Розенберг с пленными и трофеями присоединился к Суворову.
Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Командир не смотрит на них. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А.
Движение играет главную роль на полотне. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в столетие итальянского похода Суворова. Но и Суриков опередил свою эпоху. Снежный покров достигал полуметровой глубины.
Ведь в народном эпосе правда и красота едины. (1-е издание, в котором Милютин выступал соавтором А. И. Михайловского-Данилевского, было им коренным образом переработано).
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Перед нами отвесная, неглубокими уступами, покрытая обледеневшим снегом, гора, за которую цепляются облака. 12 (23) сентября левая колонна— корпус Вильгельма Дерфельдена с австрийской бригадой Готфрида Штрауха— расположился у Дацио. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Французы потерпели сокрушительное поражение. Русские заняли Сен-Готард. Тем самым русской армии был открыт путь на Гларус.
В1799году русские войска всоставе 2. С тех пор скала, в которой высечен памятник, небольшая площадка перед ней и ведущая к памятнику дорожка являются российской территорией. Не менее сложным оказалось представить и тем более показать на холсте, что чувствовали солдаты, спускаясь в неизвестность по снегу с крутой горы. Это кажется неправдоподобным. Однако швейцарское правительство не возражало о создании памятника русским воинам, погибшим в Швейцарском походе. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы.
Однако в российских исследованиях отмечается, что при описании сражения в Мутенской долине он упомянул о тысяче французских пленных, не сказав о том, что большую часть потерь в сражении французы понесли убитыми и умолчав, что в плен был взят французский генерал. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик.
Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. Гора уступами написана замечательно. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Тем не менее, у французов в Швейцарии сохранялось примерно полуторакратное превосходство в численности и учитывая что Массена (будущий маршал Франции) вообще отличался решительностью и энергичностью, французская атака была только вопросом времени.
Преследуемые казаками, целые толпы сдавались в плен. Суворов, получив распоряжение Павла I в Баварии, продолжил, однако, движение и в начале декабря остановился в Богемии вследствие трудностей продовольственного снабжения армии в Баварии Наконец, 14 (26) января 1800 года русская армия выступила в Россию. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Автором плана был генерал-майор Вейротер». Французы, завидев, спускавшихся с вершины русских солдат, успели разобрать каменную кладку части моста, что сделало практически невозможным его штурм. Вьюков было потеряно 300. Но на всех лицах имеется понятный страх.
Собираясь с духом перед тем, как приступить к новой большой картине, Суриков исполнил иллюстрации к четырехтомному изданию Царская и императорская охота на Руси, в котором участвовали также многие известные художники: Рябушкин, Серов, Васнецов. Об этом однозначно сказал Наполеон: «он (то есть Андрэ Массена) спас республику, выиграв Цюрихское сражение». Контратакой Багратион снова выбил их оттуда. Русские войска были построены в две трёхшереножные линии, на расстоянии около 300 метров друг от друга, с кавалерией на флангах. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта».
Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Сам Массена в своих донесениях Директории от 10 и 17 октября 1799 года, показывая свои тактические заслуги в Цюрихском сражении, не приписывал своей энергии и военному искусству отступление Суворова из Швейцарии. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Однако в это время к Молитору, уже наголову разбитому, подошла свежая дивизия Газана. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений.