Они говорили, что никогда не бывает, «чтобы лошадь над обрывом горячилась», чтобы «пушки спускались с горы вместе с людьми» и т. д. Собственно говоря, сама идея картины возникла у известного русского художника В. Сурикова в честь столетия перехода через Альпы великого полководца Российской империи Суворова, который совершил этот переход во главе своей армии в 1799 году. Но средства художественного выражения, которыми он пользовался, создавая «Переход Суворова через Альпы», существенно отличаются от изобразительного языка его ранних картин. Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах». Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Со школьной скамьи всем известны его картины, связанные с ключевыми моментами русской истории: «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни». Создавая картину о героическом переходе русской армии через Альпы, художник узнал, что Суворов любил солдат, заботился о них и всегда был рядом с ними в самых трудных ситуациях. Так был создан сначала этюд, представленный выше, который в доработанном виде вошел в картину, которую написал Суриков, «Переход Суворова через Альпы». Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова.
Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург.
Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил.
Композиция картины очень динамична. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в столетие итальянского похода Суворова. Бесстрашные вояки смотря на своего полководца с обожанием и безграничны: доверием и готовы беспрекословно подчиняться любому его приказу. Подбирая расположение фигуры генералиссимуса и нужный ракурс, художник советовался со старшей дочерью Олей, у которой был отличный глазомер и чувство композиции. 1799 год. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Кузнецова отправился в Петербург.
Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Некоторые солдаты одобрительно смеются ему в ответ, некоторые внимательно вслушиваются в речь полководца, а перед ним солдатам уже не до слов, они стараются удержаться на спуске. Но в ранних картинах народная стихия показана в ее внутренних противоречиях и основу сюжета составляет трагический конфликт. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Нельзя русскому солдату без штыка». Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы».
Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Главное – не потерять ружье. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас.
В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. На торжественном митинге в Андерматте в честь 200-летия знаменитого перехода русский чиновник высокого ранга тихо поинтересовался у историка: «А как, собственно, Суворов здесь оказался. » А мой знакомый признался, что, только пройдя весь маршрут собственными ногами, он осознал, почему этот переход остался в военной истории как беспримерный.
И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков, при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергавшихся, увеличивали трепет. Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак».
Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. Его солдаты знали только одно слово: вперед.
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика.
Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Может быть, эти картины потому и известны нам со школьной скамьи, что Суриков – очень удобный для преподавания в школе художник. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором Николаем II.
Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Суворову почти 70 лет, он на покое.
Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты. Глубокое знание жизни и гениальное историческое чутье предохранили Сурикова от заблуждений поздней, зараженной народничеством, передвижнической эстетики.
Теперь он был по-настоящему свободен, много путешествовал и отдавал все свое ничем не ограниченное время творчеству. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Но на всех лицах имеется понятный страх. Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Учился в Академии художеств у П. М. Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». Она построена по принципу движения сверху вниз. Главное в картине — движение.
Чистякова, Б. П. За ним последовали многочисленные натурные этюды. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории.
Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. В то время Спиридонову было 82 года. Их разговор имел важные последствия для романа. Моментов утрирования в картине несколько.
В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Яркое полотно в духе демократического реализма. Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»). В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф.
Красота в сверкании. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака.
Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза.
И снова художник случайно попал к официальной дате. Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Но и Суриков опередил свою эпоху. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей. В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».
Н. при этом выругался) все равно». Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти».
Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Я очень много думал над этой картиной.
Верный своему принципу всегда работать с натуры, Василий Иванович с дочерьми выехал на этюды в Швейцарию. На лице командующего написаны сложные чувства. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Это кажется неправдоподобным. Суворов находится в левой верхней четверти картины. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. В истории беспримерного похода под командованием А. В. Его новаторство не было оценено современниками. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии.
Таков, по-видимому, был первый замысел. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло.
Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Его портрет тоже прорисован очень четко.
Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. Вертикальный формат картинытакже был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова.
В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. В «Суворове» глубины почти нет. Солдатская масса разнородна.
Храбрость беззаветная. Эхо бесконечное. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Итало-швейцарский поход – вершина полководческой деятельности Суворова. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры.
Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суриков долго работал над композицией Суворова. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова.
Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Русские войска, окружённые втрое превосходящими их силами французов, с боями преодолели ряд перевалов и вышли на территорию Австрии. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды.
Только пятном света выделен сам Суворов. Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине упоение в бою. Автор портретов и пейзажей. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу.
Кампания была практически проиграна. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков.
Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Систематически выезжал на родину, в Сибирь. За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу» и при этом он оставался великим полководцем. На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Того, кто уже понял: ничего не изменишь.
Гребнева. Гора уступами написана замечательно. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Именно им сейчас более всего нужна поддержка.
В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Покорные слову полководца идут, — объяснял свой замысел художник. Движение играет главную роль на полотне. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое. » Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях.
Напоследок надлежало восходить на снежную гору Биншнер-Берг, скалистою крутизной все прочие превышающую утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против и посреди водопада, низвергавшегося с ревом и низрывавшего с яростию страшные камни, снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивались, а многие спасались. Славный полководец – на светлом коне.
Командир не смотрит на них. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо.
Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. В такой момент шутить. Только перекреститься и положиться на милость Божью. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. На другом рисунке подчеркнут стремительный наклон самой горы и лишь отдельные фигуры намечены там и сям на отвесной плоскости горного склона.
Должно выйти что-нибудь и интересное. Этот солдат тщательно прорисован. А. В. «Главное в картине— движение. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы».
А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок. В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь).
То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет.
Там Суворова ждало тяжелое известие. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей.
В юности писал иконы по заказам. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Перед нами отвесная, неглубокими уступами, покрытая обледеневшим снегом, гора, за которую цепляются облака. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы.
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Композиция изображает русское войско, стремительно скатывающееся, как бы обрушивающееся с ледяной кручи. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса.
И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся.
Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. На шутку Суворова откликнулись двое солдат.
Полководец еле удерживает коня на краю пропасти., считаю для себя как художника свободу выше всего». Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год.
На это Суриков ответил, что «так красивее». Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии.
Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. «Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова.
Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам.
Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. Это была моя вторая поездка с «Командой Альпиндустрии». В принципе, перед нами поход из жизни в смерть. Пейзаж играет огромное значение в картине. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине.
21 сентября 1799 г. начался переход русских войск под командованием Александра Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. Шамшина, П. П. В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы».
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Она занимает 2/3 холста.
Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Тема народа объединяет оба цикла. Передние воины сосредоточились на спуске с горы.
Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова.