«отдых святого семейства на пути в Египет»— картина итальянского художника эпохи Позднего Возрождения Аннибале Карраччи из собрания Государственного Эрмитажа. Картина «Отдых по пути в Египет» или «Мадонна с куропатками» – одна из 24-х работ Антониса Ван Дейка, хранящихся в Эрмитаже. Картина Рембрандта Отдых на пути в Египет 2: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др. ). Иосиф взял Иисуса и Марию и они ночью ушли в Египет. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). В них вновь пробуждаются воспоминания детства и никогда более, чем в «Отдыхе. », Караваджо не был ближе к Лотто с его «Рождеством» из Брешии или с его венским полотном.
Это проявляется то в попытках утвердить свою наивную веру в своеобразно-народном духе, то в сближении с классическим искусством чинквеченто, от которого он тут же отходит и над которым подчас подтрунивает, то в полемике с последними «анатомистами», то в более углубленном выражении своей собственной грусти в священных образах страстей и страданий. Это происходит тогда, когда он, видимо, вновь изображает натурщицу, послужившую прообразом «Святой Екатерины» — «простолюдинки», в новой композиции: «Магдалина, выслушивающая упреки Марфы» (оригинал также утрачен, но представление о нем дает отличная копия из Оксфорда), где перекидывается мостик или ведется исторический диалог глубоко морализующего характера между чисто «экзистенциалистским» Тицианом и глубоко «духовным» Рембрандтом. Эрмитажа 1863, с. 40, 140 (номер сохр.
ГМИИ 1957, с. 27 (Веронезе. ) Berenson 1957, I, p. 132 (здесь и след. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. В «Нарциссе» — еще одном мифологическом исключении в творчестве художника, готовом, впрочем, сойти за «Юношу, отражающегося в пруду», — уставшему страннику (все еще продолжающему серию мадридского «Давида») не остается ничего другого, как созерцать свое отражение в мутной воде цвета левкоя (последний отзвук Савольдо), но невидимые лучи, льющиеся сверху, все еще ярко высвечивают цветастую камку корсета, оставляя на рукаве испещренном жемчугом, сгустки света уже во вкусе Рембрандта, в то время как состояние героя, обращенного к своему внутреннему миру, предвещает неизбежность появления растерянного игрока из «Призвания». Лицо Мадонны спокойно, она погружена в свои нелегкие думы. Ирод хотел погубить его. «Поэтика крика», как она проявилась в Юдифи и Жертвоприношении Авраама, свидетельствует о том, что художник не останавливается перед тем, чтобы выразить чувства персонажей во всей их драматической экспрессии. ГМИИ 1986, с. 45 (Мастерская Веронезе) Альбом ГМИИ 1988, с. 12 Штелин 1990, II, с. 127 (Паоло Веронезе) Pignatti, Pedrocco 1991, 240 (при участии мастерской Веронезе, возможно, Карлетти Кальяри) Маркова 1992, с. 150-152 ил.
Колорит картины яркий, сверкающий. Легенда переносит действие в Эфиопию (король Иртак, пристыженный апостолом за недозволенные посягательства на дочь Эгезипа, натравливает на него своих наемников, убивающих Матфея во время службы у алтаря). Выбор в этом плане евангельского сюжета «Встреча в Эммаусе» (ныне в Лондоне) несет на себе еще отпечаток юношеских исканий. Допустимо, что кризис художнических воззрений мог обостриться перед лицом драматической темы, но встает законный вопрос, не предшествовал ли первоначальный замысел этого произведения, переработанного два-три раза (как о том упоминает один биограф и как показывают недавние рентгенографические исследования), появлению «Призвания» ибо в противном случае трудно предположить, что художник не отдал бы предпочтения «проходной», «боковой», а не «центростремительной» композиции.
К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой.
Эрмитажа 1888, с. 56 Caliari 1888, р. 216, 389 Кат. Эрмитажа 1895, с. 51 Cat. Изображение богоматери с младенцем и Иосифа в пейзаже. В первом варианте «Святого Матфея» Караваджо подошел с необычайной непредубежденностью к теме, свойственной его ранним размышлениям относительно «земного и небесного» и все же требования иконографического канона в картине, наконец-то предназначенной для алтаря, вызвали одну из самых саркастичнейших полемик.
Кальяри (Caliari 1888) называл картину из ГМИИ в числе работ самого Веронезе его авторство не подвергалось сомнению также и в Эрмитаже, в каталогах которого (1912) приводится ссылка на Лионелло Вентури, относившего картину к школе Веронезе. В новом варианте «Жертвоприношения Исаака» (до сих пор известного лишь в копиях, хранящихся в Комо и Салерно) эффекты лунного освещения в фигуре Авраама контрастируют с демонстративным показом анатомии шейных мышц Исаака. Живопись эпохи барокко Картина итальянского художника Караваджо «На пути в египетские земли». картина должна была быть такой, чтобы её можно было разглядывать часами, а потом ещё и подводить к ней гостей и долго их (и себя за одно — вы скоро поймете как) этой картиной развлекать.
Они преодолевают инерцию привычного взгляда, отчего бег их кажется затрудненным. Что же касается Agnus Dei божественного агнца (лат. ) — ягненка или «аббаккьо» по-римски, который отсутствует здесь (в отличие от первого «Крестителя» из Базеля или «Исаака» из Уффици), но непременно появится на картинах позднее, то несомненно, что Караваджо заимствовал его из тех стад, которые с наступлением первых заморозков перегонялись ночью через Рим. «Богоматерь, отнимающая младенца от груди» (Национальная галерея, Рим), выглядевшая несколько вульгарной в глазах целомудренного XIX века, как бы продолжает цикл, открытый недавно «Отдыхом на пути в Египет» и «Магдалиной», о повествовательной связи которых почему-то обычно не говорится. И все, увидев источник тот исполнились радости и утолили жажду, благодаря Бога.
Удивительно по своей емкости описание Беллори (1672): «Жертвоприношение Авраама, поднесшего нож к горлу сына Исаака, в то время как тот с криком падает». Это возражение, возможно и подтолкнуло художника к трудным экспериментам. Шли ли они от самой жизни, углублявшейся вокруг художника бедности и даже нищеты. 12). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Литература: Cat. Фьокко (Fiocco 1934), Бернсон (Berenson 1957 1958), Букарелли (Bucarelli 1935), Морасси (Morassi 1935) и Вертова (Vertova 1952) признавали работой самого Веронезе и относили к позднему периоду его творчества.
Чтобы их не унесло течением, веселая компания движется в лодке наперерез. Их глазами их чувствами должен встречать зритель долгожданную добычу. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Такое распределение цвета также призвано усилить ощущение глубины. Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками).
Вот почему Караваджо продолжает (и на это уходит не один год трудов) заниматься эффектами случайного распределения света и тени. Вот таким образом мы можем предположить, что, когда в конце 1593 года дАрпино не выполнил условия договора, так и не приложив руку даже к грунтовке боковых стен, Караваджо, опираясь на «своего кардинала», постарался вытеснить своего коллегу из предприятия, которое позволило бы ему предстать в необычном свете (в том числе и с технической стороны) перед римским художественным миром, другими словами, проявить себя не в бледных фресках (и не в слабых полотнах, посвященных той же теме, которые Муциано, возможно из-за технических трудностей, установил за несколько лет до этого в Арачели), а в больших картинах, написанных маслом на холсте, которые дали бы наконец выход из капеллы в частные «покои» по-новому трактуемой действительности. Это произведение еще очень молодого Караваджо выполнено в явно «брешианском» духе, в нем чувствуются еще воспоминания о Моретто, Калисто и Фиджино. За ее спиной возвышается лес, по которому движутся путники. В мглистой атмосфере, по-прежнему довлеющей над центром изображенной сцены, словно реет изборожденное тенями обнаженное тело палача (все еще перекликающегося с фигурой Моретто из «Мученичества святого Петра» в Бергамо) справа маслянистым лепестком расцветает одеяние убегающего церковного служки, лицо которого выражает мгновенную реакцию, подобно той, которую мы видим на лицах «Юноши, укушенного ящерицей», кричащего Исаака и «Медузы».
В этой связи необходимо вспомнить ценное указание одного немецкого биографа () о том, что Караваджо использовал для своей картины кое-что из серии гравюр Хольбейна «Игроки и смерть». Мы имеем в виду главным образом картины «Отдых на пути в Египет» и «Кающаяся Магдалина». И животные также утолили жажду.
В самом деле, художник с помощью света выхватил из жизни тот миг, ту поэтическую «фотографию», когда действие показалось ему достигшим, не скажу — всей рельефности, а такой запоминающейся, совершенной и монументальной чеканности и очевидности, какой, после Мазаччо, более не встречалось. Люди и святые истязатели и мученики изображаются им отныне именно таким образом. И если самому Караваджо могло показаться слишком театральным решение его картины или если он задавался вопросами, всегда ли природа должна соответствовать состоянию человека (и как знать, не сказал ли кто ему о том, что в древнем тексте молния поражает святого Павла при ясном небе), то находит ответ в «Принесении в жертву Исаака», с Авраамом, «который приставляет нож к горлу сына, в то время как тот кричит и падает». ГМИИ 1995, с. 90-91 ил.
Молния расщепляет тополь на холме как раз в момент, когда по нему проезжает воинский отряд в ужас приходят воины, встает на дыбы конь, только что сбросивший с себя Савла, а тот, закрыв руками глаза, словно ослепленный молнией, даже не видит обращенных к нему Христа и ангела (дописанных, впрочем, на мой взгляд, несколько позднее), нисходящих из расщепленного ствола. Ее мягкие рыжеватые волосы окутывает накидка из прозрачной вуали. «Купидон или Земная любовь», приобретенный (а возможно и заказанный) Винченцо Джустиниани, самым «светским» среди римских коллекционеров того времени, является шагом художника вперед по сравнению с наивным буквализмом «Медузы», но и отступлением в полемике относительно сюжета. Rijksmuseum выпустил собственную кулинарную книгу.
Изображение одной лишь природы не характерно для пейзажей того времени. Результат показался сомнительным, наверное, даже самому художнику. Но его привлекала уже не столько «рельефность тел», сколько тени их скрадывающие. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Картина имела большой успех. Никакие документальные натяжки никогда не смогут поставить под сомнение вытекающую из единства стиля очевидность того, что между «первым» и «вторым» «Святым Матфеем» из Сан Луиджи (последний, как подтверждено документами, действительно относится к тому же времени, что и два шедевра из церкви Санта Мария дель Пополо, то есть к началу нового столетия) Караваджо проходит значительную часть своего curcus здесь: творческий путь (лат. ), от юности и до зрелости, что соответствует периоду с 1592 по 1600 год.
В нем угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым был дружен Иванов. И биографы не преминут, хотя и с запозданием, донести до нас ее осязаемые следы. Правда, ранний биограф, категоричный, как и всякий последовательный идеалист, утверждает, что Караваджо прибег к темным тонам «для придания рельефности телам».
Здесь нельзя не упомянуть об опытах по живописному (читай — поэтическому) применению камеры-обскуры. (Веронезе, вариант картины из Сарасоты как находящаяся в Эрмитаже) Кат. Кто похител картины известного художника Васильева. Эрмитажа 1908, с. 17 Бенуа 1910, с. 78 Кат.
Напротив «Призвания» в капелле Контарелли висит «Мученичество святого Матфея». В картине «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» замысел произведения в целом, а также исполнение правой части принадлежат самому Патиниру, а левую половину дописал кто-то из последователей мастера после его смерти. В ГМИИ поступила под именем Джованни Баттисты Дзелотти в инвентарной книге музея имеется запись: «шла как работа Паоло Кальяри (Веронезе)». Караваджо, как мы уже пытались доказать, вступил в знаменитую капеллу в первые годы последнего десятилетия века со своим первым, наивно-архаическим «Святым Матфеем».
Эрмитажа 1885, с. 56 Кат. Ermitage 1774, p. 15, 168 (здесь и далее – Паоло Веронезе) Labensky 1809, II, livraison 3, р. 53-58, tav. В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось постоянно переезжать с места на место. Этого было, однако, достаточно для того, чтобы агрессивная, дерзкая правдивость этого тела, также контрастирующего с музыкальными инструментами, мирно поблескивающими на свету, стала вскоре захваливаться именно благодаря своим rotunditas округлостям (лат. ) и превозноситься как высшее «пластическое» достижение мастера, у которого на уме было совсем другое. Ermitage 1891, p. 43 Кат.
Все достоинства тогдашней манеры Кранаха тут видны словно через увеличительное стекло. Лучии, 1608 г. ). Наш взгляд скользит навстречу, и первыми попадают в поле зрения олени, кинувшиеся в реку.
Фарисеи – религиозно-общественное течение в Иудее Я думаю, этого вполне достаточно, что бы рассказать на школьном уроке МХК «Отдых на пути в Египет». Меньшая версия картины Мане «Завтрак на траве» не копия кроме того отдых на пути в египет картина, а подготовительный этюд. Особенно уморительно выглядит спящий ангелок, уютно устроившийся на камне. Обращаясь к истории искусства, отметим, что Караваджо вряд ли были неизвестны «световые палатки» Тинторетто и Эль Греко.
-Веронезе) Bguin, Martini 1970, p. 96, 53 Pignatti 1976, I, p. 197, A. 212 II, fig. (здесь и след. В картины, как правило, вводятся религиозные сюжеты. Уже кое-кто из ранних биографов Караваджо обратил внимание на то, что в упомянутых произведениях художник, по сравнению со своими юношескими «прозрачными» работами, начал «сгущать темные тона». Guidebook 1995, р. 99 Pignatti, Pedrocco 1995, p. 320, 480, 381 (Мастерская Веронезе предположительно Карлетто Кальяри) Бенуа с. 42, 242 Путеводитель ГМИИ с. 176.
«Жертвоприношение Авраама» Первый пример жестокости, который мы знаем из Библии, – это нож Авраама, занесенный над его сыном. Точно так же и даже лучше, Караваджо продемонстрировал свое бесстрашие и гениальность из-за которой ему пришлось столь многое испытать, во «Взятии Христа под стражу в Гефсиманском саду» (картине, сразу же прославившейся в доме Маттеи, а ныне известной лишь благодаря нескольким сохранившимся копиям), где рядом с головами Христа и Иуды, образующими почти диптих благодаря плащу — античной цитате, — их окутывающему, мы видим группу людей, освещенных качающимся фонарем, которая вот-вот под воздействием ужаса ночи распадется, подобно надтреснутому бокалу из темного стекла. Клевете этой был тут же дан ход во враждебных художнику кругах и в доказательство приводился рисунок неизвестного художника «а-ля Джорджоне» (ныне в Уффици), злонамеренно выдаваемый за прототип произведения Караваджо. Некоторых животных стрелы поразят в реке. Может быть, от искусства.
Что касается картин венецианцев, то с лучшими из них он познакомился по их прибытии в 1599 году из Феррары, скорей всего, вместе со своим соперником дАрпино, но к этому времени он уже написал (после неоднократных переделок изменений и поправок) доски для церкви Сан Луиджи, в которых отразилось новое видение действительности. В другой картине с Иоанном Крестителем (прежде в собрании Чичестера, а теперь в Канзас-Сити) изображение тела в вертикальном положении дано уже в духе «великой манеры», возобладавшей во втором варианте «Святого Матфея» для алтаря в Сан Луиджи, а бросающаяся в глаза тень, подчеркивающая выделяющиеся ребра, «слизывающая» часть колена и заливающая глазные впадины, дает нам уже представление о зрелости художника в конце уходящего или в самом начале нового века. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи. Бенуа в Путеводителе Эрмитажа 1910 года (Бенуа 1910) отмечал, что картина «дает некоторое представление о роскоши Веронезе, об мастерстве, с которым он строит массы». Художник задумал ее как «остановку»: остановку в поле семьи плотника, когда мать и сын погружаются в дремоту под колыбельную песнь скрипки, нарушающей в руках ангела-хранителя молчание осеннего пейзажа.
«Гениально изображая» затем сгущающиеся над апсидой сумерки, Караваджо считает возможным задержать взгляд зрителя на фигуре обнаженного ангелочка, склоняющегося из густого облака с пальмой мученичества в руке, показать, как колышется пламя свечи на ветру, дать окинуть взором находящийся справа, в полутени, великолепный натюрморт в виде священных сосудов для мессы — еще одна реминисценция «зеркального» этапа отошедшей в прошлое юности. Так что, когда в конце 1597 года (то есть четыре года спустя после истечения первого договора) дАрпино вновь претендует на возвращение ему прежнего заказа с предоставлением к тому же годовой передышки, трудно не увидеть в этом отчаянной попытки помешать сопернику окончательно затмить его двумя великими замыслами, о которых в Риме давно и настолько по-разному говорили, что художественные круги разделились как бы на два противостоящих друг другу лагеря, возглавляемых обоими художниками. Кат. Однако совершенно новой была мысль о том, что внутри их должна была отныне помещаться сама жизнь, застигаемая светом врасплох и где натурщики не должны более выступать в виде манекенов, усаженных в позу, необходимую для «рисунка», каким бы верным или своеобразным он ни был. Все достоинства тогдашней манеры Кранаха тут видны словно через увеличительное стекло.
Ermitage 1869, p. 56 Андреев 1862, I, c. 144 Кат. Начнем с «Призвания». Для пейзажистов эта тема представляла особый интерес, поскольку позволяла проявить фантазию и известную свободу в изображении природы – ведь точных описаний местности, где остановилось на отдых Святое Семейство, не существует. во всех кат. Более важный, хотя и более сдержанный спор с великими классиками ведется также в «Неверии Фомы» (исполненном для Винченцо Джустиниани), которое напоминает о Мазаччо и даже о некоторых художественных находках Рафаэля в его «Деяниях апостолов», что позволило одному другу-коллекционеру (слишком бахвалившемуся подчас своей эклектической интуицией) прийти к заключению, что его Караваджо стал отныне классиком, подобно всем другим классикам прошлого, точно так же, как позднее ими стали крупнейшие болонцы, Аннибале прежде всего. В нем Караваджо, несомненно, хотел иронически распрощаться с символикой, аллегориями, parafernalia атрибутами (древнегреч. ) Возрождения, но так же несомненно, что он останавливается в нерешительности перед вопросом — рассекать ли ему тенью и без того густой, этот совершенный, словно дошедший от античности торс.
Слева — языческое капище, повидимому срисованное с современного Каккеркену монастыря. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Смотря на такую качественную работу можно приблизиться к истории и окунуться в его творчество. Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Ее поверхность блестит подобно эмали.
1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Свет, проникающий в окно, бросает слабый отблеск на грязную поверхность стекла, заклеенного бумагой, высвечивает простертую в воздухе руку Христа, оставляя в тени его глубоко запавшие глаза, скользит по перьям на шляпах, вспыхивает на щеках людей, отражается от шелковых одеяний игроков, задерживается на Матфее, правой рукой все еще удваивающего ставку, а левой указывающего на себя, словно вопрошая: «Вам нужен я. » (а из уголка освещенного глаза в сторону виска тянется длинная тень), касается мимоходом седин докучливого старика в очках и наконец озаряет лицо и плечи игрока, сидящего во главе стола, который от неожиданности словно пытается укрыться в собственную тень. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Эрмитажа 1889, с. 67 Cat. При исследовании картины в Эрмитаже на рентгенограмме видно, что первоначально на картине была изображена мужская фигура, возможно изображение Христа («Христос с ангелами в пустыне»), однако Карраччи поверх этой фигуры заново написал Мадонну. гравюра с картины) Notices sur les tableaux 1828, 3, p. 24-25 Livret 1838, p. 286, 56 (предположительно картина ГМИИ – не совпадают размеры) Viardot 1844, р. 481 Сомов 1859, с. 47 Кат.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Музыка убаюкала младенца Христа, уснувшей кажется и сама Мадонна.
Этот путь не вел к обретению славы в центре католицизма, где создавались алтарные образа для всей Европы и поскольку Караваджо, несомненно, стремился к успеху, который можно было завоевать лишь «произведениями общественного назначения» — другими словами, церковными заказами, то весьма вероятно, что для их получения он прибегал к поддержке своего покровителя. Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. В «Экстазе святого Франциска» из Хартфорда (вещь, перешедшая из рук в руки в 1597 году, а посему, вероятно, написанная на много лет раньше) ангел серебристо-лунного цвета напоминает первые вещи художника, но туника у святого гораздо обширней затронута тенью, а руки его озарены мрачными огненными отблесками угасающего заката. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. В лондонской «Встрече. » заметна наконец впервые склонность к драматизации: тень на стене деформирует, как бы «утяжеляет» фигуру Христа чувствуется, однако, что изображая, возможно без помощи натурщика, его черты, художник испытывает кризис: безбородый Христос с овальным лицом — почти ироническая реминисценция Христа «Тайной вечери» Леонардо, увиденной в годы ученичества в Милане.
Караваджо пришлось пойти на уступку и ввести некоторые исторические реалии. Эрмитажа по 1916) Cat. А вокруг -благодать девственных рощ и лугов под безмятежным майским небом. А поскольку, как уже говорилось, залежи документов проливают лишь слабый свет на обширное и неясное в своих деталях предприятие (что должно было бы заставить нас относиться к указанным фактам с крайней осторожностью), то позволительно думать, что переговоры относительно чисто художественной стороны дела происходили в другом месте и никогда не были зафиксированы на бумаге. Но почему бы не признать, что сгрудившаяся вокруг Христа и внешне столь легко «пластически» воспринимаемая группа апостолов внезапно стушевывается в тени главного героя, направлением своих взглядов привлекая внимание к безжалостно обнаженным ужасным ранам, к морщинистым складкам, как на старом, потрепанном сапоге, к caperata frons нахмуренное чело (лат. ) сомневающегося апостола, не допускающего существования никакой иной истины, кроме той, которую можно ощупать руками. – Веронезе) Berenson 1958, I, р. 136 Кат.
Видимо из-за этого композиция произведения пирамидальна. С помощью лаконичных деталей Кранах создает атмосферу холодного утра, наступившего после утомительной ночи, во время которой совершался переход. Эрмитажа 1901, с. 54, 140 Курбатов 1903, б. п. ил. И (воспр. Ведь достаточно было только кинуть взор, obtorto collo здесь: мимоходом (лат. ), на какой-нибудь фрагмент произведений Микеланджело или Рафаэля или на какую-нибудь античную модель, чтобы убедиться в том, как многое уже сделано и что повторение этого не имеет смысла, приглядеться к тому, что делали дАрпино и его помощники в церкви Сан Джованни ин Латерано, чтобы загореться возмущением — тоже немаловажным двигателем в развитии художника.
Помимо сцены отдыха на пути в Египет, Патинир включает в композицию и другой, частый в нидерландской живописи, сюжет – избиение младенцев (в глубине). И когда к 1620 году мы находим у одного биографа следующее описание мастерской, atelier Караваджо: «Сплошной поток света столбом падает сверху, отчего стены в комнате выглядят так, будто они окрашены в черный цвет и придает светам и тени огромную яркость и глубину, что способствует выявлению рельефности в живописи, но все это достигается противоестественным способом, не принятым в прошлом веке или более древними живописцами», то нет ничего удивительного в том, что это определение весьма напоминает описание камеры-обскуры, которую Порта выдавал во времена Караваджо за собственное изобретение. Взгляните: один крестьянин несет по лестнице гуся, второй — барашка А слева — живое действие: с верхушки башни низвергается идол (золотой, судя по всему), а жрецы и язычники в испугезакрываются от падающих с крыши обломков статуи руками. Даже складки мантии оказываются чересчур «звучными».
О том, что сам художник, возможно, осознавал это, говорит тот факт, что, помимо другой картины, ныне утраченной и, возможно, парной с описанной выше — в «Небесной любви, побеждающей Земную» Караваджо не стал больше настаивать на мифологических темах и вскоре вернулся к религиозным сюжетам, которые могли совсем иначе соприкасаться с миром человеческих чувств. С кругом юношеских произведений связана, впрочем и прозрачность цвета многих частей картины: натюрморт на белой скатерти, плетенка, выступающая за край стола, отблески света в тени графина и множество других световых рефлексов, которые, впрочем, столь же присущи «Остаткам ужина» (ныне в Америке), натюрморту, написанному примерно в то же время, подлинность которого почти удостоверена небольшим клочком бумаги, наклеенным на обратной стороне, где старинным почерком заявляется о принадлежности Караваджо этой «Картины с фруктами и графином». В нотной книге записан верхний голос мотета фламандского композитора Ноэля Болдуина «Quam pulchra es et quam decora». А поскольку на таможнях обменивались деньги и легко затевалась азартная игра, то вполне правдоподобно, что Христос застает Матфея и его приятелей во время этого порочного занятия (но игры не в карты, как полагал Зандрарт, а, скорее всего, в кости).
И тут же рядом он показывает повседневный труд крестьян. Michelangelo Merisi da Caravaggio 1596-1597. Через секунду начнется избиение. Они искали новорожденного Царя иудеев, чтобы поклониться ему. «Уголок леса». Что касается «Магдалины» — весьма распространенного в те времена сюжета, — то неизвестно, поддался ли мастер влиянию народных выражений («Да ты ни дать ни взять — вылитая Магдалина» или что-нибудь в этом роде) о падших, но одумавшихся девушках, но нет сомнения в том, что идея изобразить несколько сверху, через наклонное зеркало, бедную заблудшую уроженку Чочарии со слезинкой на ресницах, пользующуюся минутой бесплодного ожидания, чтобы высушить волосы на солнце, заглядывающем в пустую комнату (в то время как косая тень ползет по стене), вместо изображения роскошных куртизанок, ханжески оплакивающих свое прошлое и возведенных на пьедестал маньеристами, явилась одной из самых гениальных мыслей, озаривших молодого художника и в то же время вызвавших всеобщее недоумение. Это – шедевр раннего периода творчества художника. Прихожане, пришедшие на проповедь, если не считать дерзкого синьора, загоняющего фатоватым жестом уже ненужную шпагу обратно в ножны, кажутся пораженными всем происходящим более напуганные (и среди них, как ни странно изображен сам Караваджо, отрастивший усы и бородку, наподобие нахального студента) пытаются выбраться вон, словно из обычной уличной драки некоторые, высвеченные светом, падающим, возможно из боковой двери, оставленной открытой в момент вторжения, воздевают кверху руки, ужасаясь происходящему.
Именно в этой части рентгенографический анализ и обнаруживает наиболее сильные поправки. Здесь трагический сюжет предъявлял требование соблюдения традиционного «пластического» центра, но, даже учитывая юный возраст художника, удивляет, почему Караваджо не отверг его и не пошел против течения.
Кто похител картины известного художника Васильева. Это – шедевр раннего периода творчества художника. Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделен крайне сложным характером, регулярно ввергавшим его в самые опасные переделки. Оставайтесь там, пока я не скажу, так как Ирод хочет убить ребенка. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г. «Святое семейство», 1645— 1650). Это кулисно-панорамный пейзаж, тип которого складывается в Нидерландах в первой половине XVI века. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 231 (Итальянский кабинет). В Вене Кранах пишет свой шедевр, жемчужину своего творчества — «Отдых на пути в Египет»).
Композиция, несколько рискованная и не без огрехов, смешение древнего и современного в одеяниях персонажей (святой в доспехах изображен еще в духе Антонио Кампи или Камилло Прокаччини) сосуществуют, однако, с очаровательными фрагментами живописи. Это и река и мосты и туманная линия горизонта. В начале XVI века в самостоятельный жанр в Нидерландах выделяется пейзажная живопись.
Крупнейшим пейзажистом того времени был Иоахим Патинир (около 1480–1524). Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Всегда намного сильней были затруднения, которые им препятствовали. В общем, над этой проблемой Караваджо пришлось немало поломать голову при завершении картины, когда, отходя от первоначального замысла сцены, в которой даже выбор ярких красок выдает связь со стилевыми исканиями первых лет (сидящий фронтально юноша с перьями списан, вероятно, с того же натурщика, что и в «Гадалке»), он стал постепенно усиливать свет и тени, доводя до эффектной драматической кульминации, вызывающей в памяти поэтический образ Элиота: And we shall play a game of chess — pressing lidless eyes and waiting for a knock at the door мы будем играть в шахматы, напряженно вглядываясь и ожидая стука в дверь (англ. ) (многозначительное, хотя и случайное совпадение между художником конца XVI века и неоелизаветинским поэтом. ). Не следует при этом забывать, что эти религиозные картины, написанные еще в ранней юности художника, не предназначались, как правило, для алтарей, а являлись скорее своего рода жанровой картиной на религиозную тему, предназначавшейся для частных лиц, довольствующихся религией en chambre на дому (франц. ). Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер.
Ermitage 1863, p. 34 Waagen 1864, S. 71, 140 Siret 1866, p. 157 Кат. Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. Эрмитажа 1912, с. 76 Альбом Эрмитажа 1912, с. 44 ил. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. Те, что еще не достигли берега, приблизятся позже, вот таким образом их фигуры мельче.
(1504, Картинная галерея, Берлин-Далем. Лазарев (устно) приписывал Паоло Фаринати. Поиски Караваджо показывают, что он шел в направлении, уводящем от юношеского «Святого Матфея», «которого он ранее исполнил для алтаря в Сан Луиджи» и где святой ошибочно представлен в виде неграмотного невежды. И что модели Эль Греко были восковыми фигурками, в которых бились в поэтическом безумии последние лаокооновы судороги «змеистого» рисунка. Заметьте, например, с какой легкостью отказывается художник от нимба — этого почти непременного символа святости, — появляющегося в его живописи лишь в момент перемены стиля в «святой Екатерине» из Лугано, с тем чтобы затем вновь эпизодически исчезать и появляться.
Она смотрится силуэтом на фоне охристых камней, на которые присела отдохнуть. Прелестны полузакрытые глаза, тонко очерченный нос, мягкие, по-детски припухлые губы. То, что первым и очевидным побуждением художника было представить его в виде сценки с «азартными игроками» (оставим в стороне предположения о возникновении этой картины под влиянием идей «северян из Рима», хорошо известных в Ломбардии, как, например, Ван Хемессен), является показателем почти непосредственной связи с предшествующими произведениями из повседневной жизни, в особенности с «Шулерами», в то время как признаком юношеского дерзания (или неопытности) является то, что Караваджо «замахивается» на монументальное полотно для церкви. отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Признаки этого есть в картине, как и в некоторых копиях «Взятие под стражу Христа в Гефсиманском саду» с оливковыми зарослями, но в противовес первым пейзажам, созданным на природе, в обстановке скромного, но многообещающего plein air, Караваджо на этот раз «выстраивает», как я думаю, «лес» в углу своей мастерской с помощью поленьев и сучьев, отправленных в печь по завершении картины. Эрмитажа 1892, с. 51 Кат. В явном противоречии со всей остальной картиной этот отголосок Боттичелли, воскрешенный sur natur на природе (франц. ), словно заявляет о согласии художника с мыслью о том, что грация действительно существует, но не встречается на каждом углу, что ее можно и нужно изображать, но нельзя строить картину лишь на ней одной. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Из-за столкновения различных тенденций в творчестве художника на протяжении пяти лет упорного спора с другими и с самим собой (по словам одного из наиболее ранних хронистов, по окончании затяжного кризиса Караваджо был, как никогда, суров и к самому себе) сейчас представляется возможным установить психологически и стилистически обоснованную последовательность появления того или иного произведения.
В отношении картины собрания Борлетти критика, начиная с Фьокко (Fiocco 1934, р. 114), единодушно признает авторство самого Веронезе, относя ее к середине 1580-х годов. (здесь и далее – Мастерская Веронезе) Путеводитель ГМИИ 1994, с. 101 Кат. Возможно, что фигурой ангела, которую даже ранний хулитель художника признает «прекрасной», Караваджо стремился ответить на обычные обвинения по поводу «грации» своих персонажей. Сзади виден ослик, рядом с мешком лежит оплетенная бутыль с водой.
Вот таким образом мы здесь видим все средства, которыми можно привлечь и развлечь покупателя. Рассмотрев, таким образом, произведения, созданные между 1592 и 1594 годами, мы неизбежно подходим к истории с двумя великими замыслами для Сан Луиджи: «Призванием» и «Мученичеством святого Матфея». Борлетти исполненный при участии мастерской Веронезе) Кат. Художник изображает Ангела играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Он несколько раз попадал в тюрьму.
В публикации Вертовой (Vertova 1952) полотно из собрания ГМИИ названо вариантом большой поздней композиции из Художественного музея Ринглинг в Сарасоте (234, 3 х 160, 6 инв. Или возроптать вместе с Джустиниани по прибытии первых болонских холстов в Рим, а затем и самого Аннибале, признавая про себя, что лучшее в этих картинах уже встречалось раньше и в более совершенном виде и что их полуправда скорей «била в бровь», чем «в глаз», как он говорил (и как говорили другие, в чем признавался ему сам Аннибале). Мадонна Герарда Давида – это совсем молодая мать, почти девочка. Невероятно красивая и насыщенная картина. Таков постоянный механизм взаимодействия между искусством и действительностью. От работы веет теплотой материнской заботы и воплощением всего прекрасного. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
– как находящаяся в Эрмитаже) Morassi 1935, р. 251 Vertova 1952, s. p. События, связанные с созданием обеих знаменитых картин, можно было бы и не разбирать во всех подробностях, столь слабо отраженных на бумаге, особенно если установлено время их создания — самая середина последнего десятилетия XVI века — и уточнена последовательность их появления — после «зеркального» этапа юности и до «прославленной индивидуальной манеры», открывающейся «вторым» «Святым Матфеем», но поскольку правильная расстановка цезур имеет огромное значение для указания необходимых пауз в развитии еще весьма молодого художника, то постараемся по возможности это сделать. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. 1605-1606 гг. ). В другой, близкой по времени, картине — «Несение креста» (из Вены) — художник изображает Христа слишком красивым, что приводит к чрезмерному контрасту с жестокостью изображенной сцены. Трагическая напряженность этой сцены может сравниться лишь с отдельными строками из «Макбета», написанного несколькими годами позже.
Гон идет справа налево, как движущаяся строка на нынешних табло. Вот несколько примеров. Возьмите картину Иванова – Явление Христа Народу. Произведение из ГМИИ близко другой композиции, находившейся ранее в собрании Борлетти в Милане (х., м., 154 х 166), что уже было отмечено Букарелли (Bucarelli 1935).
Кат. Эрмитажа 1869, с. 56 Cat. Особенно уморительно выглядит спящий ангелок, уютно устроившийся на камне. Смерть Марии, ок. Возможно, в конце периода, связанного с Сан Луиджи, Караваджо вернулся еще раз, но уже без элемента художественной полемики, к религиозной теме, к которой особенно лежало его сердце и ставшей для него почти автобиографической, — Иоанну Крестителю, святому «стороннику жизни на природе», согласно священным текстам — непокорному, дикому, чудаковатому отшельнику, постнику по призванию, но всегда жизнерадостному, ни в чем не нуждающемуся, кроме как в миске с похлебкой, камышовом крестике и ягненке, а то и козе, своих вечных атрибутах. Тот, кто вознамерился бы перейти от этих двух полотен «переломного периода» непосредственно ко второму варианту «Святого Матфея», которым лишь позднее Караваджо решил заменить первый, устаревший уже по своему настрою, почувствовал бы почти растерянность перед произведением, в котором мастер с внезапной зрелостью пробует силы в своей, так сказать, «великой манере».
ГМИИ 1961, с. 37 (Веронезе. ) Путеводитель ГМИИ 1964, с. 67 (приписывается Веронезе) Piovene, Marini 1968, p. 96, 53 ill. Караваджо впервые разметил все семь сюжетов на одном полотне. «Юдифь» Совершенно иная атмосфера царит в двух других картинах исполненных в это время. Меч красновато-синего отлива словно рассекает картину. 895 (в духе Карлетто) Cocke 1977, p. 786 (Мастерская Веронезе) Hadeln 1978, S. 140, 195 Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24 (Веронезе) Pignatti, Crombie 1982, p. 143 (вариант композиции из собр. Мотет вдохновлен «Песней песней» Соломона и этот стих переводится: «Как ты прекрасна, как привлекательна возлюбленная твоею миловидностью».
Даже если не останавливаться на продолжении этой полемики с последними «анатомистами», которая приводит к чрезвычайно смелому решению в «Бичевании Христа» из Руанского музея, то все же особого упоминания заслуживает картина «Призвание Петра и Андрея» (отличную передачу которой мы находим в гравюре Мэрфи, выполненной в «черной манере»), где Караваджо предвосхищает, по-видимому, некоторые находки «Призвания Матфея», но в классическом духе, хотя и в необычном трехчетвертном ракурсе (а не в спокойном полуобороте, как у венецианцев, фигур, которые, несомненно, лучше смотрелись в оригинале, о нахождении которого остается пока что только мечтать). Прозрачный пейзаж «Отдыха. » или первого варианта «Исаака. » заменяется здесь изображением осенней растительности, вспыхивающей желтизной и охристым цветом. То же случилось и с «Обращением Савла».
Подобные же находки мы видим у художника, когда он приступает к изображению других моментов страстей Христа: в «Увенчании терновым венцом» (картина известная по хорошей копии из дома Чеккони, Флоренция), где контраст между тенью и косо падающим светом приводит к увеличению объема и почти расчленению груди Христа, а обе руки — типичные детали изощренно-рационального искусства — противопоставляются ей, словно два безымянных, трудноузнаваемых предмета или в повторениях «Эммауса» и «Фомы неверующего» — двух замечательных, но, к сожалению, почти невосстановимых полотнах из Мессины, в которых словно чувствуется, что фигура Христа, post mortem после смерти (лат. ) воплощающегося в простого посетителя трактира или покрытого струпьями нищего, оказывается более созвучной искреннему настрою его сокровенного религиозного чувства, лишь по необходимости приоткрываемого для обозрения и сострадания простого человека. Ermitage 1899, с. 52 Кат. Уже само по себе это дело выглядит несколько странным, но оно было бы совсем неясным, если бы не было установлено, что внутренняя структура обоих холстов (со множеством переделок, наслоений и поправок, о которых упоминает даже один из старинных источников) свидетельствует о невозможности выполнения художником столь огромной монументальной работы за такое короткое время. Более того, весь пейзаж с монахом в полутени возле заболоченного места, через которое переходят вброд путники, затерявшиеся за городом, погруженным в темноту, представляет собой высокое достижение в «изображении сумерек» в период, непосредственно идущий от Савольдо до Та же натурщица, что и в «Юдифи» или похожая на нее вновь, по-видимому, предстает перед нами и в «Святой Екатерине», находившейся в прошлом в доме Барберини, как если бы со взрослением художника настолько же взрослели и его натурщики.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Но то, что художник, усиливая на завершающем этапе работы значение распределения по полотну света и тени, все больше сосредотачивает внимание на значимости изображаемого события, является признаком накопления нового фундаментального опыта, пришедшего на смену «зеркальному» отображению действительности. Как и в случае с брошенной девушкой из Чочарии, «притворявшейся Магдалиной», здесь с не меньшей гордостью в виде мученицы выступает у Караваджо красивая простолюдинка, прислонившаяся к огромному колесу, которое впору приладить к арбе (хотя оно и применялось для пыток). Полемика достигла вершины при истолковании «Иоанна Крестителя» из дома Дориа, где одна из обнаженных фигур Микеланджело со свода Сикстинской капеллы дана в обратной перспективе, но отличается жизненностью и притягательностью, как и в оригинале, словно Караваджо признавал, что натура может предстать перед нами и в таком виде, но тут же решил, что для вящей естественности необходимо «поработать над плотью» и исчертить ее поперечными полосами тени.
«Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» — как раз пример такой живописи. Для публичного обозрения — о чем свидетельствует, даже при отсутствии каких-либо документальных подтверждений, сам большой формат — предназначалось и почти в то же время созданное «Обращение Савла», ранее находившееся в доме Бальби в Генуе, а теперь в Риме, в коллекции Одескальки. Вот таким образом лучше всего и обратиться к самим произведениям. Отличное выполнение непрезентабельных вещей (искусно повязанных узлов, кинутой на их шапки изготовленные из соломы, бутылку интересным образом вставленную в пустующую тыкву) демонстрирует, собственно, что художник аналогично другим художникам того периода был просто мастером своего дела. Когда волхвы ушли, Иосифу во сне явился ангел и сказал: «Вставай, возьми ребенка и его мать и беги с ними в Египет.