Картина "Оплакивание Христа" была написана мастером для его собственного надгробия, он работал над ней, пока мог держать в руках кисть. Тициан работал над надгробием до последних дней ("Оплакивание Христа" стала его последней картиной, мастер не успел завершить работу), но пьета выставлена в Венецианской галерее, а не на могиле художника (Тициан хотел, чтобы это произведение находилось в капелле, где он будет погребён). В прошлом, в том числе в каталогах Эрмитажа, картина публиковалась под названием Оплакивание Иисуса Христа в каталоге 1912 года она фигурировала как Снятие со креста и это название надолго закрепилось за картиной. «оплакивание Христа» (или «Оплакивание мёртвого Христа», «Оплакивание тела Христа» фр. «La Lamentation sur le Christ», «La Lamentation sur le Christ mort»)— картина французского художника-маньериста Жака Шарля де Белланжа (1575.
Называется она «Не рыдай мене, Мати» по цитате из канона Великой Субботы «Не рыдай мене, Мати, во гробе зряще». Я закончить хочу напоминанием об одной из таких азбучных прописных христианских истин.
83 Lucco in Pittura nel Veneto 1999, I, p. 54 Маркова 2002, I, с. 255-258, 154. Это православная икона, хорошо, наверное известная вам, православной традиции. Если взять во внимание тот факт, что Микеланджело первым среди других признанных гениев прославил такой тип пьеты, то можно утверждать, что великий скульптор стал родоначальником субтечения в изобразительном искусстве тех времен. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция.
Перед ней можно молиться, перед ней можно совершать богослужения, мессу можно служить. Как правило, в живописи нидерландской традиции, потомком который является Рубенс, фламандский художник XVII века, как правило, в нидерландской традиции были на трех створках три разных сцены: на центральной створке основополагающие, а на боковых створках могли изображаться заказчики с их святыми покровителями или просто святые, по воле заказчика изображенные. Происхождение этой символики опять-таки византийское, у нас очень много примеров, прекрасные изображения Марии на троне, символизирующей Церковь, сохранились до сих пор в соборе Святой Софии Константинопольской, в Древней Руси есть гениальный образец «Богородица Оранта» в Софии Киевской, тоже символизирующая Церковь.
В кардинале можно узнать Карла Борромео. На полотне— портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. Эта композиция, символизирующая Евхаристию, получаемую через Церковь.
ГМИИ с. 147 Berenson 1957, I, p. 65 Lasareff 1957, р. 46-49 ill. Тициан, великий венецианский художник эпохи Возрождения написал полотно "Пьета" для своей гробницы. Вот я могу еще одну православную икону показать.
Но то, что он сделал, делит историю иконописи на до и после. Адольфо Вентури (Venturi 1915) первым обратил внимание на связь фигурной группы в московской композиции с традицией терракотовой пластики Эмилии XV века. На христианском Западе, где она появилась практически в то же самое время, она называется по-латыни «Imago pietatis», то есть образ для почитания или моленный образ. Это суждение повлияло на мнение некоторых ученых, в частности, Колетти и Менегацци (Coletti 1959 Menegazzi 1981), которые полагали, что картина исполнена при участии мастерской Чимы. Соответственно, образ смерти Христа — это образ евхаристический, причем как на Западе, так и на Востоке. Соответственно, античный идеал прекрасного человека как духовно, так и физически, это идеал ему глубоко близкий и он переносит его на личность Христа в тот момент, когда, согласно ветхозаветному пророческому тексту книги Исаии, в нем не было ни вида, ни величия.
Вот начиная с XIII века, в Италии словом «Пьета» обозначают сцену оплакивания Христа Девой Марией. Смотрите, что здесь делается. Вот ручаюсь, что впервые. И основной вид композиции «Пьета» — это изображение сидящей Марии, держащей Иисуса на коленях. Почему. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Почему. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. В правой части картины «Оплакивание тела Христа»— поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Это, в общем, очень такой эмоциональный сильный момент.
А вот такое сочетание вы, наверное, видите впервые. Эрмитажа с. 30 Coletti 1959, р. 75, 107, tav. У Леонардо да Винчи на голове у Марии модные головные уборы, ну и так далее.
(function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас. Он был уже мертв. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. Я занимаюсь вопросами развития христианского искусства.
Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа»4. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Но разворот головы говорит скорее о крепком сне, нежели о смерти. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться иногда их всего три. А теперь я вам покажу еще одну интересную вещь.
В момент пронзения Христа копьем Он жив и смотрит на своего мучителя. Соответственно, с казненными на крестах надо было побыстрее покончить. (Оплакивание) Markova 1994a, р. 153-156 ill. Эта икона из Македонии, тоже XV века, то есть икона современная Джованни Беллини. А вот сейчас перед вами композиция Питера Пауля Рубенса, начала XVII века, 1618 года. Лейтмотивом композиции служит тема креста.
Не было никаких сложностей, никаких богословских разногласий. Деревянный щит был составлен из досок, положенных в горизонтальном направлении. В православной традиции эта композиция тоже называется «Муж скорбей» и рассматривается как разновидность вот этой вот иконографии — «Муж скорбей» в разных вариантах. При этом могут присутствовать другие близкие персонажи и жены мироносицы и Иоанн, но все-таки подавляющее большинство композиций под названием «Пьета» — это диалог Матери и Сына. Она в литературе по-разному называется. То есть Евангелие он знает прекрасно, церковную традицию не просто знает, он в ней вырос, он ею живет.
Павла Строганова в Петербурге) Berenson 1936, р. 126 Pallucchini 1944, р. 22 Кат. Дерево, темпера. Он положил свою руку на плечо первого. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться иногда их всего три6.
В Европе она называлась латинским словосочетанием «Мария-Экклесия», «Мария-Церковь». Рубенс — один из самых глубоко воцерковленных живописцев. Почему. Это богослужение Страстной Пятницы, в котором участвует вся церковь.
Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа». Это нидерландская композиция XV века, художник Гертген тот Синт Янс. imgarticlebottomborder:1px cccccc solidБОРОВСКАЯ Натальярубрика: Авторы» Б». imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solid (Оцените эту статью первым. ) Загрузка.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр. )русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. С одной стороны, это эмоциональное выражение горя Марии. Кроме того, вот такая может быть композиция. Как бы художественный язык разный.
Кат. Рафаэль одевал Деву Марию по современной моде. Однако Пинакотека Брера в Милане отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Это критская икона XVI века. То есть вот это такой символический образ, собирающий все основные моменты тайны распятия. Мёртвый Христос изображён предельно реалистично.
141 (возможно, при участии мастерской) Humfrey 1983, р. 129, pl. И последнее, что я вам покажу в продолжение разговора о единении Марии и Христа, это абсолютно особая композиции, это «Снятие с креста» нидерландского живописца XV века Рогира ван дер Вейдена. И «Пьета» Микеланджело тоже стоит в алтаре в соборе святого Петра, но в капелле, в часовне, там есть алтарь и она там находится.
Страдающий мир живет с Ним одной жизнью. Меня зовут Боровская Наталья Федоровна, я историк искусства, профессор Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, преподаватель многопрофильного лицея «Красносельский» и Теологического института святого Фомы. В кардинале можно узнать Карла Борромео.
То есть на уровне просто прочтения сюжета большие крупные мускулистые люди устанавливают крест.
Галерея Уффици. Оно проявляется не только в этой композиции.
Такое ощущение, что в пространстве искусства все живут как бы мимо этого. Эрмитажа 1912, с. 204, 1965 (номер сохр. Посмотрите, что делается здесь. Вода крещения как символ, кровь — символ искупления. Дело в том, что, вы знаете, в момент таинства Евхаристии звучат слова Христа: «Примите, вкусите, сие есть Тело Мое, которое за вас предастся».
Умер Боттичелли в безвестности. Хамфри (Humfrey 1983) указал на сходство головы Иосифа Аримафейского со Святым Себастьяном из посвященной ему алтарной композиции 1507 года в церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. 203 x 314 см.
И одновременно мы видим традицию изображения оплакивания Иисуса Девой Марией. Здравствуйте, дорогие друзья. По утратам на красочном слое ясно читается стык, проходящий на уровне головы Христа. «Муж скорбей» может выглядеть не только вот так. 151 Левинсон-Лессинг 1985, с. 238 Кат. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
И, согласно богословской интерпретации этого таинства, это повторение жертвы Голгофы. В изображении Марии, оплакивающей Иисуса, акценты делаются очень разные. Вот уже к концу XV века, когда работал Микеланджело, акцент немножечко переставляется. Смелость и сложность такого решения неожиданны для искусства Раннего Ренессанса.
Есть такие тексты в византийской традиции. На полотне— портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. Кат. Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре.
Вот я вам покажу еще одну работу Рубенса, примерно того же времени, написанную год спустя. На иконе условно символический, на картине более натуроподобный. Вот такая композиция на христианском Востоке называется «Муж скорбей». В восточном мире она называется «Муж скорбей», по эпитету из книги пророка Исаии, где страдающий раб Господень, в котором христианские богословы видят Христа и пророчество о его страстях и смерти, называется «Муж скорбей изведавший болезни». Тем не менее смотрите, что мы видим.
В католической традиции она называется итальянским словом «Пьета», которое имеет два значения, если переводить. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. – Crowe, Cavallcaselle 1871 1912).
Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. Рубенс был глубоким знатоком и поклонником античной культуры. Фигура Христа — сильная, мускулистая, как фигура античного атлета. Вот показываю вам еще один вариант композиции «Муж скорбей».
Ее еще называют «Христос-страстотерпец», это Лукас Кранах-старший, это художник, стоящий у истоков протестантского искусства. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего4. Здесь, как вы видите, поясное изображение в терновом венце. Guidebook 1995, р. 98-99 ill.
На фоне, на холме, видны башни крепости города Конельяно. Канонизирован он был сразу после смерти, вот таким образом сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Она может называться «Христос с двумя разбойниками на кресте», а еще она называется «Удар копьем». Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 100 ил.
Его поставили охранять, он охраняет. 27 (возможно, при участии мастерской) Кат. Христос в этот момент умирает и в человеке причастившемся воскресает. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись.
Еще раз повторяю, это такое личное видение одного человека. Так как именно смерть и воскресение Христа — основа таинства. Раны Христа должны быть видны обязательно: и рана от копья и стигматы, раны на руках, так как опять-таки в книге пророка Исаии говорится: «Ранами его мы исцелились». В Западной Европе композиция «Муж скорбей» часто помещается в алтаре, либо как непосредственно запрестольный алтарный образ, либо как часть большой алтарной композиции, где могут быть другие персонажи: Богородица на троне с Младенцем Христом, святые. Так вот, Мария, восседающая в алтарном пространстве, — это Мария как символ Церкви земной. Флоренция.
Вот таким образом нет ничего удивительного, что вот там тоже такая икона есть. Это алтарная композиция, до сих пор находящаяся в алтаре церкви Богородицы города Антверпена. (Оплакивание Христа с монахом-кармелитом) Pittura nel Veneto 1996, p. 54, 113 п. 185 Маркова 1997, с. 52-61 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 172 ил.
Литература: Boschini 1664, р. 372 Boschini 1674, р. 47 Zanetti 1771, р. 63 Federici 1803, I, p. 224 Waagen 1864, S. 408 Crowe, Cavalcasene 1871, I, p. 245 (возможно, при участии мастерской) Botteon, Aliprandi 1893, p. 167-168 Burckhardt 1905, S. 52, 122 Альбом Эрмитажа 1912, с. 281 ил. Варианты могут быть разные. Вот здесь, по-моему, есть этот момент взаимного пронзения.
Это византийская икона из Македонии и, обратите внимание, композиция в ней совершенно та же самая. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего. Но в этом трагическом повествовании я обращаю ваше внимание на одну интереснейшую деталь: во-первых, на Марию, упавшую в обморок. В лице Марии в жизнь и смерть Христа вступает каждый христианин.
Как он глубоко вот эту сюжетную подоплеку мифологическую знает. В нём нет ничего сверхчеловеческого, трансцендентного оно предстаёт зрителю «мёртвым куском материи». Естественно, он работал так, как был научен. Кат.
Дело в том, что начиная опять-таки где-то с конца XIV века и уже в XV веке это была композиция «Пьета», это тоже приобретает литургический смысл. Еле заметный нимб говорит о божественной природе Христа и даёт надежду на воскресение. В правой части картины «Оплакивание тела Христа»— поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Канонизирован он был сразу после смерти, вот таким образом сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Menegazzi 1981, р. 36, 48, 96, 129, 130, fig.
Эрмитажа по 1916) Липгарт 1912а, с. 35-38 ил. Вот кого бы мы ни взяли, уже из художников зрелого Ренессанса. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция.
Еще совсем недавно на Большом вопросе мы дружно отвечали на вопросы викторины для школьников, которая называется " Золотое Руно ", а теперь нас и авторы представленного кроссворда вновь возвращают в далекую эпоху Возрождения, а конкретнее, то к картине известного итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), которая носит название " Оплакивание Христа ", хотя многим она известна под другим, более известным названием, как " Пьета ", написанная автором в период между 1573 и 1576 гг. У основания креста – череп Адама. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти.
Мы видим, во-первых, отсутствие всех внешних признаков страдания, а кроме того, какой-то странный физический атлетизм. Значит, где-то начиная с XIV века в Западной Европе, а с XIII века, чуть раньше — в Византии возникает очень интересная традиция изображения умершего Христа. Это такие вот очень церковные композиции и вот таким образом композиция «Пьета» стала общехристианской, универсальной.
Италия. во всех кат. Мария молодая, совсем юная. Вот на иконе Дионисия вы его видели.
С фотографии этой скульптуры, как мне часто приходилось слышать, у многих людей тоже, как с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» или с иконы Владимирской Богоматери, начинался путь к вере. Вот даже в Его мертвом теле должны чувствоваться следы страданий.
Мария с Иисусом на руках — Церковь земная, дающая Тело Христово, Евхаристию. Вот «Троица» Рублева знаменитая. Внимание. ГМИИ 1948, с. 85 Кат.
На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее. Он создал особое изображение, которое по-латыни называется «Mater Dolorosa», «Матерь скорбящая», где Мария изображается одна, без умершего Христа и без сцены распятия, с молитвенно сложенными руками и у этой композиции очень сложный духовный смысл.
В ранних композициях очень часто акцент делается на страдальческом облике Христа. Причем интересна вот эта икона с Крита. ГМИИ 1986, с. 189 (везде – Снятие с креста) Карлсен 1988, с. 59-60 Humfrey 1988, р. 409, 421, fig.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Христос в этой традиции может изображаться еще и живым. А вот «Imago pietatis» может венчать эту большую композицию. ГМИИ 1995, с. 132-133 ил. Вот к числу таких картин «Сикстинская Мадонна» Рафаэля еще принадлежит, очень для многих людей она стала каким-то первым звоночком, вызывавшим вопросы в душе. Известность произведению принесло в первую очередь оригинальное композиционное решение. Так что это такая интересная очень особенность, открывающая неожиданные аспекты в теме распятия и в теме страданий Христа. Возрождение.
Вот «Пьета» Микеланджело принадлежит к числу таких произведений. Он может быть одиночным, может быть, как здесь, в сопровождении Девы Марии, Иоанна и ангелов.
изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса. Он положил свою руку на плечо первого. Причем для итальянца Мария не просто красавица, она красавица современной ему эпохи. Вот это, конечно, католический такой очень образ, он называется «Христос-страстотерпец» и одновременно это также одна из разновидностей образа «Муж скорбей». Кроу и Кавальказелле впервые ставят вопрос о возможном участии в ее выполнении мастерской художника: «Эта картина, переведенная на холст, выглядит очень темной то ли вследствие реставрации, то ли из-за участия кого-то из помощников самого Чимы» (This piece, transferred to canvas, is opaque either from restoring or from the employment of assistant by Cima himself.
9 Маркова 1991, с. 19-20 Наумова 1991, с. 24-29 Маркова 1992, с. 126-130 ил.