Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Очень интересна следующая деталь: что бы ни писал Антуан Ватто, во всех его работах отчетливо уловим оттенок грустной иронии.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Дворец Шарлоттенбург. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить»4.
Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм.
Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. На левой стороне полотна стоит кавалер с интересом разглядывающий статую обнаженной нимфы. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
130 x 192 см. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4.
Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Тут и пришел на помощь Савицкий.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. И почти все дома в нём выстроены заново. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями.
Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Кажется, что подойдя поближе почувствуешь ни с чем не сравнимый пряный букет запахов леса, услышишь пение птиц, невидимых в гуще ветвей. Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м.
Жан Антуан Ватто был крещён 10 октября 1684 года в провинциальном Валансьене, незадолго до рождения будущего живописца вошедшем в границы Франции. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. В 1707 или 1708 году Антуан Ватто ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658 – 1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Поэты XIX века откроют картины Ватто. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. К дому примыкал сад, спускавшийся к самой Марне, — с боскетами, густыми деревьями, сад, напоминающий фоны картин Ватто. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм.
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Не видно, что он от этого страдает. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев. 15. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Весной Ватто стало хуже.
Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. 11. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».
Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи.
О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. И хотя Ватто не прошел академической школы – не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций – он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри10.
Пройдет время и его работы будут надолго забыты. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Рококо.
Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
Пусть Вечный поможет нам быть в гармонии с другими людьми. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин.
Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Он просто один и все. Рисунки были сделаны в так называемых морозобоинах деревьев, то есть на ровных участках ствола, где треснула кора дерева. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс.
Давно не плетут здесь знаменитых кружев, которыми во времена Ватто славился его родной город. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Это было последнее временное улучшение. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто.
В Англии картины Ватто имели большой успех, однако лечение не дало заметных результатов, лондонский климат лишь обострил его тяжелое состояние30. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
Современники не просто ценили картины Ватто. При посредничестве Сируакомм. В них обнаружилась любопытная история.
«Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. На самом же деле от этого только польза. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Он покинул дом Жерсена. Берлин.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. По словам ещё одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. Как отметил Освальд Шпенглер, Ватто относится к сфере Баха и Куперена.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
А. С. Пушкина)13. 16. Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Когда мы смотрим на картину Весов Ватто «Общество в парке», мы видим, как люди образуют общество, как мелодии сплетаются в гармонию. 1710. ГМИИ им.
Одно из самых больших своих произведений. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Франция. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. 9. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Передний же план украшают дамы и кавалеры в пышных и роскошных нарядах.
Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. На картине же 1719 г., бесспорно, торжествует лето. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22.
В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Это один из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в круглой шляпе и с круглой пелериной – возвышается во весь рост на фоне неба, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма.
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Мы также видим даму в жёлтом платье, но уже сидящую рядом с кавалером играющем на гитаре.
У Мариэттов Ватто получил возможность познакомиться с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса и впервые погрузился в атмосферу подлинного профессионализма8. Практически все исследователи отмечают существенное влияние живописи Рубенса на становление художественного стиля Ватто. Пусть мир и согласие, достигнутые в искусстве, установятся между людьми. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.
Однако в дальнейшем это может привести даже к гибели дерева. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много.
Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Холст, масло. 7. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630 – 1716) и его сына Жана, коллекционеров и граверов, владевших крупной фирмой, торговавшей картинами и гравюрами.
В этом ощущении, в этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве человека, запертого в самого себя, как в клетку. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Полотно, составленное из двух частей, абсолютно отличается от всех предыдущих произведений. Здоровье Ватто ухудшалось.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Третья пара стоит. До Парижа он добрался пешком и начал сотрудничать в театре, постоянно рисуя с натуры и не получил профессионального образования. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. 2. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». 13.
В этом заключается особенность Весов, которые находят истинную красоту в отношениях. Мы также хотели бы донести, что искусство для всех и оно принадлежит всем, вне зависимости от того, какой вид принимает использование иллюстративного материала. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века.