В итоге процент неграмотности среди афроамериканского населения США в возрасте от 14 и старше снизился в 1910 году до 30, 5 (для сравнения: в 1870 году он составлял 80). Тем не менее, евнухи часто преследовали свои интересы и были замешаны в самых грязных дворцовых и государственных интригах. Технике рисунка он учился у Клода Карьяжа, старавшегося передать своим подопечным основы академической живописи.
ил. «На фото действительно женщины. 9) и работа Вуда «Воскресное утро» (1877) изображают в скромных домашних интерьерах афроамериканских детей, читающих вслух Библию своим бабушкам. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться». «Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих разом, перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями.
илл. Другое дело, что Иванов мог сам не дойти, попросту говоря, до Достоевского и остановиться внутренне на объективистской трактовке, по которой раб есть символ нужды и неправды мира, перевешивающего любые усилия человека к освобождению когда видишь раба крупным планом, то нельзя однозначно сказать, ощущает ли он неправедность и ущербность своего собственного существа, чтобы именно это служило причиной его крайнего отчаяния. 3) осторожно ссылается на исторический эпизод побега рабов с южных плантаций на север. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов.
1, 2). Выше них в женской иерархии гарема, да и империи в целом был только один человек: мать монарха, валиде султан. Две поразительно похожие картины, написанные с промежутком всего лишь в два года: «Торг. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. В этой статье мы сравним картины, созданные русскими и американскими художниками в «смутные времена» после отмены рабства.
После отмены рабства белые американцы во всей стране продолжали проявлять недовольство попытками афроамериканцев осуществлять право голоса, получать образование, приобретать собственность, начинать дело. Те, кто уже напился исчезают в зарослях высоких стеблей кукурузного поля. Из недавнего прошлого» (1866) Неврева и «Цена крови» (1868) Нобла – показывают интерьер частного дома, где богатые землевладельцы, одетые в тапочки и халат, вольготно располагаются в креслах (см.
Если произведения, созданные в эпоху до упразднения рабства, часто изображали рабов и крепостных через классическую призму, заставлявшую видеть героев как маргинальных персонажей, то работы после реформы представляли рабов, вольноотпущенников, крестьян и крепостных в разных контекстах, которые отображали все многообразие их жизненного опыта. Их главными героями выступают крепостные крестьяне и слуги, рабы и вольноотпущенники.
На ясных непосредственных лицах написан искренний интерес к задаче. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты.
Когда экскурсовод в Третьяковской галерее, рассказывая о картине «Явление Христа народу», подчеркивает, что художник работал над ней двадцать лет, то это производит впечатление на публику. Картина «Продажа невольницы» была написана в 1884 году8. Этот сентиментальный образ был чрезвычайно популярен среди белых южан не только во время войны, но и в послевоенный период: репродукции подобных картин можно было часто встретить в домах Виргинии. Цены на людей, разумеется, различны, смотря по времени и большему или меньшему приливу «товара».
Остальные три стены зала завешаны результатами этой работы и они для профессионала значат больше, чем сама картина. Ниже на иерархической лестнице стоят зеленый и черный. Более поздняя картина, «На пороге школы» (1897), еще активнее взывает к сочувствию просвещенного зрителя, которого художник помещает на место крестьянского ребенка, стоящего на пороге классной комнаты и робко глядящего на своих будущих товарищей по учебе. Триптих Вуда «Немного военной истории: беглый негр, новобранец, ветеран» (1866) (см. «Последние дни приходят. » – говорит он и машет отчаянно рукою.
Таким образом, несмотря на то что некоторые критики называли Джонсона простым «художником каминов», который обычно наделял своих героев «позитивным характером» (пока другие художники создавали картины со сложным, политически противоречивым содержанием) именно это отражало его личные убеждения, его точку зрения на актуальные, находившиеся в центре дискуссий темы вроде отмены рабовладельческого права и образования для бывших рабов. В 1861 году анонимный критик в своем письме, отправленном в «New York Monthly Magazine», очень точно предсказал, что «из этого политического хаоса, реющего в высоте на расправленных крыльях американского орла, родится новое американское искусство». Газета «New York Evening Post» также положительно отзывалась о картинах, «главными достоинствами которых были ясность истории и явная симпатия автора к своему герою», – хотя при этом критиковала технический аспект живописи.
Вуд в своей картине «Кукурузное поле Юга» (1861) (см. Смерть переселенца» (1889) (см. В то же время композиции всех этих картин отсылают зрителя к другой более ранней и известной работе Жерома 1861 года — «Фрина перед ареопагом» (Гамбургский кунстхалле)1316. В конце XIX-XX вв. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
Художники крестьянского происхождения – например, Илья Репин (1844 – 1930), – особенно хорошо понимали ужас воинской службы и прочное неизменное отвращение испытываемое крестьянами к армии даже после государственных реформ. Гораздо суровее, как по мне, эксплуатация трудовая, чем сексуальная. 13). «Чтение манифеста (Освобождение крестьян)» (1907) Кустодиева – картина, написанная более чем сорок лет спустя после отмены крепостного права, представляет более юмористическую точку зрения на освобождение крепостных: со ступенек крыльца сельской усадьбы чиновник зачитывает живописной группе крестьян манифест, а за колонной комично всхлипывает женщина, скорее всего, жена помещика. Полотно Иванова «В дороге.
Свидетельством их популярности может служить выпуск журнала «Harpers Weekly», где в отзыве о «потрясающем воображение» триптихе говорится, что тот поведает зрителям «волнующую историю» о пути бывшего раба из неволи к свободе. В центре картины – двое рекрутов, ведущие товарища, тоже крестьянина, к поезду. На полотне черный раб дает другим выпить холодной воды. Она выставлена на всеобщее обозрение для продажи похотливым рабовладельцам, которые энергичным жестом выставляют вперед левую руку и тем самым назначают цену за рабыню. Но успехи начинающего художника были столь заметны, что его отец в конце концов одобрил его занятия и стал ежегодно посылать 1000 франков содержания, что позволяло Жерому заниматься только живописью. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских («кяфир» – неверный) законов и всех кяфирских порядков. Ни тот, ни другой художник не изображают слуг слабыми.
На ней изображены босые крестьянские дети, смущенно стоящие на пороге помещичьего дома. Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Главные, «божественные» цвета: белый, золотой, пурпурный, красный и синий, а также желтый (он изображает золото). Работа «Господь пастырь мой» (1863), написанная вскоре после издания «Прокламации об освобождении рабов» Линкольна, представляет зрителю хорошо одетого молодого человека, сидящего у тлеющего огня и держащего в руках Ветхий Завет. Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать.
Так, картина Хомера «Воскресное утро в Виргинии» (1877) (см. Как и рабынь для гарема, евнухов покупали на рынках у купцов, причем уже в «готовом» виде, так как ислам запрещал кастрировать рабов. По поводу растительности – для восточных женщин это характерно.
Отмена крепостного права в России (1861) и упразднение рабовладения в Америке (1865) подтолкнуло многих художников к размышлениям о смысле этих изменений и об их возможных последствиях.
Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси. Гарем в той форме, в которой он существовал в Османской империи, вовсе не предписан Кораном, а является развитием древних турецких традиций с учетом ислама. Работа Николая Пимоненко (1862 – 1912) «Проводы новобранцев» (точная дата создания неизвестна) также посвящена теме отъезда крестьянина-рекрута с железнодорожной станции. 5).
В народной школе С. А. К тому же, создавая образы умных читающих детей и гордого за них старшего поколения, которое пережило десятилетия рабства, Вуд и Хомер закладывают в свои картины оптимистическую идею: чернокожая молодежь обязательно добьется успеха.
Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана.
Американец Уильям Айкен Уокер и русские художники Сергей Коровин (1858 – 1908), Сергей Иванов (1864 – 1910) и Сергей Виноградов (1869 – 1938) создали картины, рассказывающие о тяжестях переселения. Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц.
Как и Михайлов, аноним критиковал американских художников за их обычай «ходить за образцами в Европу» и призывал публику «показать пример и поощрить живопись бытового жанра в исполнении американской кисти национальному искусству, которым можно было бы гордиться». Несмотря на исторически обусловленную разницу между русскими и американскими художниками и те и другие создавали тематически схожие картины, основными сюжетами которых стали рабство и освобождение от него, военная служба, общедоступное образование и городская жизнь. Слева от неё на полу сидит ещё одна обнажённая женщина, угрюмо ждущая своей судьбы.
Одно из самых темных, самых мрачных изображений на тему переселения в город, «Смерть переселенца», возможно, говорило зрителю о том, что крестьяне лучше приспособлены к традиционной сельской жизни. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы игру на музыкальных инструментах изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию искусство беседы и рукоделие.
Похожим содержанием наполнены еще две работы о бывших рабах и их способности найти себе место в городе: это «Рабочие в ожидании парохода на волжской пристани» (1888) Виноградова (см. Зрители (и читатели), видя эти полные сочувствия изображения, начинали лучше понимать тяжесть крестьянской участи. Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Эти произведения привлекли внимание многих северян.
Тоска и грусть по милом, неудовлетворенная, подавленная, но восторженная любовь и очень редко любовь счастливая служат обыкновенными темами этих песен, слушая которые туземец пригорюнится, а подчас и всплакнет. Как сама картина, так и дополняющая ее история во «Всемирной иллюстрации» вызывали сочувствие и способствовали росту поддержки милютинских реформ. По мнению историка-компаративиста Питера Колчина, если русская аристократия рассматривала крестьян скорее как «низшую ступень общества, чем как его отбросы», то белые землевладельцы в Америке считали черных рабов париями и относились пренебрежительно к их этнической характеристике и культурным практикам.
если хотят быть современными художниками». Эта резкая разница интерпретаций объясняется различиями в военной истории обеих стран. Бывший крепостной Ф. Д. Позади же них обеих стоит закутанная в платок мать с тремя голыми детьми.
Самым старшим из них был Кызлар Ага («заведующий девами»), в чью ответственность входила охрана женского населения гарема и присмотр за всеми служанками и наложницами. Оба хозяина бесстрастно ведут переговоры о продаже человеческой собственности: служанки у Неврева и раба у Нобла. Под осень обыкновенно торг этот идет шибче и в городе Бухаре, например, под это время в каждом из десятка имеющихся там невольничьих караван-сараев бывает, как мне говорили, от 100 до 150 человек, выставленных на продажу. поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха».
Горе поселилось в семье». В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 92 74см8. Если так, то тем более нужно признать раба одним из смысловых центров композиции. В мае того же года в армию записались десятки тысяч афроамериканцев.
А по поводу красоты Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Генри, уроженец Нью-Йорка, в Гражданскую войну служил секретарем капитана Союзной армии.
ил. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
На второй картине герой, надевший на себя яркую голубую униформу, предстает перед зрителями торжественным и серьезным, готовым к надвигающимся испытаниям. «Бунт четырнадцати» привел к появлению Товарищества передвижных художественных выставок – общества на кооперативных началах, члены которого на своих картинах изображали правдивые сцены из русской, часто крестьянской жизни.
Русские изображения крестьянства часто проникнуты сочувствием. Всего два года спустя после отзыва Михайлова, напечатанного в журнале «Современник», царь Александр II освободил 23 миллиона крепостных крестьян. Таким образом дети и взрослые приобретали возможность получить образование. ил.
Одним из самых ярых защитников права крестьян на образование был Николай Богданов-Бельский (1868 – 1945) – художник, который, сам будучи крестьянским сыном, учился в начальной школе провинциального городка Татево под руководством основателя школы, профессора МГУ Сергея Рачинского. Выше всех ценились чернокожие евнухи. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п. Вот музыка заиграла чаще и громче следуя ей, танец сделался оживленнее ноги – батча танцует босиком – стали выделывать ловкие, быстрые движения руки змеями завертелись около заходившего корпуса бубны застучали еще чаще, еще громче еще быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды. 4), уроженца штата Виргиния Уильяма Д. Вашингтона (1833 – 1870).
Эдвард Лемсон Генри (1841 – 1919) и Томас Уотерман Вуд прославляли в своих работах вклад афроамериканцев в войну. Рачинского» (1895) изображает крестьянских мальчиков в деревенской одежде, усердно решающих сложное уравнение с дробями, которое учитель написал на доске (см.
К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. Данный феномен изменил в XIX веке социальную структуру как США, так и Российской империи. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Он писал «Фрину» по фотографии обнажённой женщины работы Надара, более известного своими портретами писателей, художников и политиков17.
С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса. Чтобы оживить образ издатели журнала сопроводили репродукцию короткой вымышленной историей, описывающей реакцию семьи крестьянина-рекрута на не ко времени пришедшийся государственный призыв: «Попался Микита. В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода.
Пляска переменяется пением оригинальным, но и монотонным, однообразным, большею частью грустным. ил. «Радость моя, сердце мое», – раздавалось со всех сторон.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Репин составил сцену таким образом, что взгляд зрителя упирается в пустой сельский горизонт, где сходятся все композиционные линии картины, – возможно, желая таким образом передать взаимоисключающие чувство бесконечности и ощущение конца (завершенности) испытываемое печальным рекрутом и его семьей. Картина Маковского разрабатывает ту же тематику. Картина «Устный счет.
После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. На полотне изображено погребение капитана армии Конфедерации Уильяма Латанэ. Такие художники, как Алексей Степанов (1858 – 1923), Владимир Маковский (1846 – 1920) и Эдвард Лемсон Генри, напротив, в своих работах подвергают сомнению интерес бывших крестьян и рабов к обучению грамоте.
Ситуация не изменилась даже после того, как военный министр Дмитрий Милютин (1816 – 1912) в 1874 году заменил рекрутские наборы всесословной воинской повинностью, что само по себе стало важным шагом в реформировании русской армии. Заметьте – здесь лишь наложницы. Благодарность Бельского за этот жизненный шанс и его вера в необходимость образования для сельской детворы бросаются в глаза в его картинах, живо напоминающих работы его американского коллеги Нормана Роквелла (1894 – 1978). Его полотна – например, «Мальчик-механик» (1871) и «Будущий художник» (1899) – представляют зрителю крестьянских мальчиков, которые, несмотря ни на что, оттачивают свои инженерные и художественные навыки в деревнях.
В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Белые евнухи, попадавшие во дворец, не всегда были полностью лишены пола, а некоторые даже могли становиться отцами, вот таким образом им доверялась только охрана гарема, отсюда и название должности старшего из них — Капы Ага («заведующий дверью»). Хотя некоторые художники отрицательно относились к рабовладению и крепостному праву, были среди них и те, кто на своих картинах создавал ностальгические образы идеализирующие отношения между слугами и хозяевами. ил. Чернокожая «двоечница» Генри составляет яркий контраст с сентиментальными изображениями увлеченных учебой крестьянских детей кисти Богданова-Бельского.
Две более поздние работы продолжили и расширили сюжет «Проводов новобранца» Репина. «Старый путешественник» (вторая половина XIX века) Уокера и «Крестьянин в пути (На заработки)» (1890-е) Коровина – картины, являющие образы бедняков в лохмотьях и изношенной обуви, бредущих пешком к неизвестной цели. За тринадцать лет до завершения «Чтения Положения 19 февраля 1861 года» Mясоедов, сын бедного помещика, написал идеалистическое «Поздравление молодых в доме помещика» (1861). Одна из знаковых картин, созданных в рамках этой концепции, – «Похороны Латанэ» (1864) (см. В 1884 году ещё до открытия Парижского салона картина «Продажа невольницы» была куплена у Жерома великим князем Сергеем Александровичем для своей жены Елизаветы Федоровны21.
Пронзительная картина Репина «Проводы новобранца» (1879) (см. Картина Генри «Презентация флагов на Юнион-сквер в Нью-Йорке, организованная женщинами города для Первого цветного полка» (1868) была одной из первых картин, сюжетом которых стали воинские подвиги черных солдат. ил.
Тема Востока уже многие годы привлекает внимание мастеров и посетителей Ярмарки Мастеров. Однако такие «странствующие» учителя работали за очень малые деньги и обладали в городах низким социальным статусом. В 1930 году работа была оценена конторой «Антиквариат»15, после чего попала в коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Россия), где и находится в настоящее время под инвентарным номером ГЭ-62948. Среди них можно выделить такие работы, как «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoПокупка рабыни» 1857 года (частная коллекция)13 и «Арабский рынок наложниц» 1866 года (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк)14.
Картина «На войну» (1888) Константина Савицкого (1844 – 1905), участвовавшая в шестнадцатой выставке Товарищества передвижников, представляла собой масштабное оживленное полотно изображающее хаотичную сцену на задымленной железнодорожной станции. Эти расхождения в интерпретациях образов иллюстрируют важные различия между восприятием роли крепостных и рабов в истории собственного освобождения в России и в Америке. Горестные лица крестьян – неразличимые цветовые пятна. Расположенная в том же дворце школа для мальчиков готовила сыновей благородных родов к исполнению различных государственных должностей и выпускники нередко получали перед отбытием в дальний уголок империи такую одалиску-недоучку в качестве первой жены. Это способствовало значительному росту грамотности среди крестьян.
«Что так. » – «Да как же. Иссохшие и суровые, эти одинокие фигуры несут свой нехитрый скарб, уместившийся в заплечный мешок. ил.
Стоящие на ней рекруты готовятся к отправке на службу. Почти одновременно по той же теме Жером создал другую работу под названием «Римский невольничий рынок» (Художественный музей Уолтерса), на которой рабыня изображена со спины, благодаря чему зритель может вглядеться в лица рабовладельцев12. Когда они возвращались из путешествий их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Картина «Оставленная после уроков» (1889) (см. 6) изображает крестьянина, прощающегося с женой и детьми в одном из дворов деревни Быково.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. «Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. В 2012—2013 годах картина в рамках масштабной выставки работ французских художников-современников Жерома, в частности представителей импрессионизма, неоклассицизма и романтизма, экспонировалась в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды)22. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы. Первым защитникам гражданских прав черного населения времен Реконструкции (1865 – 1877), когда значительное число афроамериканцев занимали политические посты в Республиканской партии, позже – в 1880-х и 1890-х – преградили путь: стало невозможно апеллировать к протекционистским законам эпохи Реконструкции, появились новые «законы Джима Кроу», участились случаи насилия, направленного против чернокожих, с целью укрепить расовую иерархию.
ил. Путешественник Карл Лемох (1841 – 1910) написал похожую работу, названную «Лето (С поздравлениями)» (1890). 8). Ее основной причиной стал вопрос о будущем института рабства.
Как американский художник Томас Саттеруайт Нобл (1835 – 1907), так и русский художник Николай Неврев (1830 – 1904) осуждали практику торговли людьми и в своих работах изображали помещиков бессердечными, а слуг и рабов – непокорными. Действительно, название картины отсылает нас к первому стиху Псалма 23, в котором говорится, что на тяжелом жизненном пути человека защищает Бог, но Харви заявляет, что вольноотпущенник, скорее всего, читает книгу Исхода, где описывается побег израильских рабов из Египта. Согласно свидетельству одного из ведущих философов начала двадцатого века, «все русское, народное, бытовое считалось недостойным искусства, связь искусства с жизнью признавалась кощунством, недостойным призвания художника». На поверхности лежит образ, «призванный, по-видимому, показать тонкую душу бывшего невольника, читающего Псалтырь – образец формирующегося гуманизма и гражданского сознания». Считалось, что созерцание «божественных» и «царственных» цветов возвышает дух человека, внушая ему благочестивый строй мыслей.
Американские художники Томас Уотерман Вуд (1823 – 1903), Томас Моран (1837 – 1926), Истмэн Джонсон (1824 – 1906) и Теодор Кауфманн (1814 – 1896) создавали драматические сцены, рассказывающие жуткие истории о рабах, попытавшихся сбежать из неволи. Имев еще в городе мало знакомых, я просил С. А. нарочно устроить «тамашу» и раз, поздним вечером, по уведомлению его, что представление приготовлено и скоро начнется, мы, компанией в несколько человек, отправились к нему в дом. Победа Союза над Конфедерацией по итогам Гражданской войны (1861 – 1865) привела к тому, что были приняты поправки к Конституции США, отменившие рабство, предоставившие гражданство всем афроамериканцам и гарантировавшие право голоса для черных мужчин.
12) и «У плотины» (без даты) Уокера (см. Две бытовые сценки, «Приезд учительницы» (1889) Степанова и «Приезд учительницы в деревню» (1897) Маковского, представляют холодный прием, оказываемый городскими жителями странствующим учителям. мелочь, а неприятно) никого не заботили.
Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. В 1880 го-ду популярный журнал «Всемирная иллюстрация» напечатал репродукцию этой картины, экспонированной, помимо прочего, на восьмой выставке передвижников. Так как больше всего доставляют рабов Средней Азии несчастные, смежные с туркменскими племенами персидские границы, то удачи или неудачи охотничьих подвигов туркменцев в этих местах главным образом устанавливают цену на рабов в Хиве, Бухаре и в Коканде но иногда войны и неизбежные при этом обращения в рабство всех пленных, если они не мусульмане сунитского толка (в противном случае, захват и перепродажа всех рабов побежденной стороны), значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену – за несколько десятков рублей иногда даже за 10 рублей. Крестьяне страшились призыва, означавшего для них от двадцати до двадцати пяти лет службы, что практически равнялось средней продолжительности жизни крестьянина (примерно двадцать семь лет). Русские художники Борис Кустодиев (1878 – 1927) и Григорий Мясоедов (1834 – 1911) запечатлели на своих картинах долгожданный момент освобождения крепостных: крестьяне впервые слышат текст Манифеста об отмене крепостного права.
В 1904 году уроженец штата Теннесси Карл Гутерц (1844 – 1907) пишет картину «Я обещал миссис прийти домой вместе с ним или Верность до гроба» (1904) (см. ил. На этой картине толпа крестьян с угощениями и подарками празднует в помещичьей усадьбе помолвку молодой крестьянской пары. По его мнению, русские художники должны были «продолжать пройденный европейским искусством путь, а не повторять его» : «иная у нас национальность иная история иные географические условия». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
ил. ил.
А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. На одной из самых известных картин Мясоедова, «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1874), группа неграмотных крестьян, стоя среди копен сена в полутемной житнице, внимательно слушает, как крестьянский ребенок читает вслух текст освободительного манифеста.